Презентация на тему Речевая готовность ребёнка к школе


Речевая готовность ребёнка к школеПодготовила: Назирова Наталия Леонидовна,учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №8» , г. Можга, Удмуртской республики. «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.  Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».                                                                                        ( Венгер Л.А.) Готовность к школеОкружающий мирМоторика, подготовка руки к письмуМатематика, счетРазвитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)Общий кругозорФизическое развитие речевая готовностьфонематические представления,анализ и синтезграмматический строй (словообразование,словоизменение)связная речьзвукопроизношениеартикуляционнаямоторика Артикуляционная моторикаВнятность и чистота произнесения звуков зависит от многочисленных факторов и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата. При нарушениях его двигательной функции страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из-за этого звуки, особенно в потоке речи звучат смазано. Звукопроизношение Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа. Фонематическое восприятие Дифференциация фонем (умение различать на слух : слова близкие по звуковому составу н-р: почка-бочка, тачка-дачка , твердые- мягкие, дифференциация слогов (различение слогов со сходными звуками) Звуковой анализ и синтез Умение выделить в слове заданный звук, назвать его место. Из отдельных звуков составить слово.определение последовательности звуков в слове. Например: (дом, сумка)Определение кол-ва звуков в слове.Определение кол-ва слов в предложении.Например: День был теплый. (3 слова)Определение кол-ва слогов в слове .(мак, парта, барабан) Недостаточная сформированность этой функции дает самое большое количество нарушений письменной речи. Грамматический строй речи( словообразование , словоизменение) Составление предложений из слов в начальной форме ( В, сад, расти, вишня. Рисовать, карандаш, девочка.)Добавление предлогов в предложение (Почки распустились….. деревьях.)Образование прилагательных от существительных: относительных – кукла из бумаги- она бумажная.Качественных- лису за хитрость называют хитрой.Притяжательных- у собаки лапа – собачья.Согласование прилагательных с существительнымиОбразование существительных в уменьшительной форме В каких случаях необходимо обращаться к логопеду?Если у вашего ребенка были сложности при рождении и в первый год жизни;2 года – в речи ребенка присутствует менее 10 слов. 3 года – в речи отсутствует фраза, речь абсолютно непонятна для окружающих.5-6 лет- нарушения произношения, ребенок неправильно строит предложения, не может составить рассказ по картинке, с трудом заучивает стихи, плохо запоминает буквы.В семье говорят на двух языках. Недостатки звукопроизношения ограничивают общение ребенка со сверстниками , отрицательно влияют на формирование его эмоционально- интеллектуальной сферы, а также могут привести к неуспеваемости по многим дисциплинам.Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи. Будущий первоклассник должен уметь:четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;выделять определенный звук в слове интонацией;определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);произносить слова по слогам с хлопками или притопами; Будущий первоклассник должен уметь:называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;знать разницу между гласными и Согласными звуками;называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда); Будущий первоклассник должен уметь:отвечать на вопросы и уметь их задавать;составлять рассказ по картинке;последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова; Будущий первоклассник должен уметь:сказать несколько предложений о заданном предмете;составлять предложение из 3-5 предложенных слов;различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;отгадывать загадки. СоветыНе старайтесь ускорить ход естественногоречевого развития ребенка. Не перегружайте егоречевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова непременно объясните.Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами- все это тормозит речь. Советы Требуйте от ребенка четкого проговаривания, неторопливой речи. Внимательно слушайте ребёнка. Если малыш допустил ошибки- перепутал звуки, пропустил или неправильно использовал предлог - дайте ему образец, пусть повторит правильно. СоветыСледите за точным использованием слов. Уточняйте значения слов, не используемых в быту. Общайтесь с ребёнком, пусть он вам рассказывает содержание фильма, спектакля, планируемой игры или другой деятельности. Обращайте внимание детей на природные явления, события жизни. Больше речевой практики! Советы Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи. пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение,вырезание ножницами. Успехов Вам в воспитании детей!