Материал на выступление в семенаре на тему « обучение критическому мышлению»


В послании президента Н. Назарбаева «Казахстан – 2030» сказано, что мы должны воспитать конкурентоспособную личность, умеющую критически мыслить. Поэтому задача учителя сформировать у учеников такие навыки, которые позволят им комфортно чувствовать себя в любых жизненных ситуациях. Если современный человек чувствует потребность быть востребованным, конкурентоспособным и хочет идти в ногу со временем, ему нужно постоянно совершенствоваться. Как учитель я понимаю, что сегодня необходимо не просто формировать предметные знания и умения, но и развивать у учащихся желание получать новое, развивать лидерские качества и командный дух, чувство сплоченности и единения. Чтобы совершенствовать педагогическую практику необходимо применять современные методы и формы работы. Лично мне такую возможность дали курсы третьего (базового) уровня, которые знакомят учителей с Новыми подходами в преподавании и обучении Эта программа учит очень многому:   методике проведения уроков новой формации; как пассивных учеников можно превратить в активных участников учебного процесса, включая процесс оценивания; критически относиться к своему преподаванию и научить критически мыслить своих учеников.
Новая Программа включает в себя 7 модулей, в числе которых модуль « обучение критическому мышлению».
Критическое мышление - дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в последствии послужить основаниям к действиям.
приемов для развития критического мышления много, это многообразие может помочь делать уроки насыщенными, разными, непохожими.. Внедрять и апробировать стратегию кр мыш в своей практической деятельности я учитывала структуру кр мыш на этапах: вызова
технологические этапы

1этап-ВЫЗОВ
Актуализация знаний
Побуждение интереса к получению новой информации
Постановка учеником собственных целей обучения
Приемы КМ
парная мозговая атака
групповая мозговая атака
ключевые термины
перепутанные логические цепи
свободное письменное задание
кластер
знаем, хотим знать, узнали

2 этап- ОСМЫСЛЕНИЕ
Получение новой информации
Корректировка поставленных учеником целей обучения
Приемы используемые на этом этапе:
Кластер
ЛИНИЯ ЦЕННОСТЕЙ
Взаимоопрос,
Прогнозирование с помощью открытых вопрос
Система Двухчастный дневник
Прогнозирование маркировки текста I.N.S.E.R.T. (инсерт)
Учащимся предлагается система
маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
галочкой (^помечается то, что им уже известно;
знаком минус (-) помечается то, что противоречит их представлениям; знаком плюс (+) помечается то, что является для них интересным и неожиданным; вопросительный знак (?) ставится, если у них возникло желание узнать о чем-то подробнее.
Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

3 РЕФЛЕКСИЯ

Рождение нового знания
Постановка учеником новых целей обучения

Приемы КМ на этапе рефлексии
взаимоопрос
взаимообучение после чтения текста придумывают вопросы, дают прогноз возможного содержания следующего абзаца
разработки для самостоятельных занятий
таксономия Benjamin Bloom) Бенджамина Блума
В 1950-х годах в Соединенных Штатах проводились исследования в области психологии высшего образования и была разработана система классификации мыслительных умений, называемая таксономией Bloom-а, по имени Benjamin Bloom-а - инициатора этих исследований и популяризатора их результатов.
В основе таксономии Bloom-а спецификация умственных умений и их разделение на уровни сложности от простых, естественным образом присущих человеку, до сложных, развитие и приобретение которых во многих случаях связано со специальным целенаправленным тренингом. Так, к числу простых умений относятся запоминание и воспроизводство фактов, а к сложным - умения критического анализа и логического вывода.
В таксономии Bloom-а определены следующие шесть уровней умственных умений в порядке возрастания их сложности: Knowledge, Comprehension, Application, Analysis , Synthesis, Evaluation (знания, понимание, применение, анализ, синтез, оценка).

анализ, синтез, оценка знания, понимание, применение
Модуль критическое мышление предполагает развитие различных способов мыслительной деятельности обучающихся. Эти способы помогают понимать и переосмысливать информацию, получаемую в результате деятельности. Они также позволяют решить конкретную проблему любыми путями и способами. На уроках математики развития критической деятельности совершается через применение таких приемов критического мышления. Это» «ключевые термины» «Мозговой штурм», дневники обратной связи, «Кластер», «Таксономия Блума», «таблица ЗХУ»,
подробно остановлюсь на применении их на практике.
Научить ребят работать с информацией было для меня приоритетной и одновременно сложной задачей. Без специальных приемов, позволяющих работать с информацией, ученику чаще всего остается непонятным содержание учебного материала. Помощь в работе с информацией оказало применение технологии развития критического мышления- прием
ключевые термины Это помогло ребятам
развития умения выделять главное и второстепенное, составлять вопросы высокого порядка, проводить анализ учебного материала, Учащиеся быстро справились с данным заданием, стратегия «ключевые термины» вызвала у учащихся заинтересованность и способствовала воспроизведению учебного материала, его повторению и закреплению.

Использование приема: «мозговой штурм», на уроках способствует активизации мыслительных процессов учащихся, развитию способности высказывать свою точку зрения приводя аргументы, давать оценку результатов своей деятельности и деятельности своих товарищей.
что позволяет способствовать формированию умения: правильно формулировать ответ, соотносить, критически мыслить, анализировать и высказывать свою точку зрения.
В результате наблюдения за учащимися в течении урока, я каждый раз делала для себя пометки о деятельности, поведении или еще каких либо изменениях, , а после урока анализирую всю информацию полученную из собственных наблюдений, а так же из рефлексивных дневников обратной связи, для получения мнения учащихся о эффективности выбранной стратегии, проводила модификацию и вносила изменения в планирование следующего урока
Следующии прием КМ составление кластера: кластер, новизна применяемой стратегий вызвала определенные трудности у учащихся, тем не менее, результативность его применения была очевидна. Для того, чтобы детям легче было понять суть кластера, на подготовительном этапе перед проведением урока я объяснила учащимся, что слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие. Кластер был использован на самых разных стадиях урока запланированной серии: на стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности учащихся, при осмыслении – для структурирования учебного материала, на рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. ». . Составление кластера «признаки делимости натуральных чисел» я использовала для систематизации полученных знаний о натуральных числах, что позволило учащимся свободно и открыто думать по поводу изученной темы. Ученики составляли кластер, используя творчество, воображение, дети учились сотрудничать, определять главное и второстепенное, учились сравнивать и анализировать.
Следующей приемом использованой мной прием «таблица ЗХУ. На первом этапе учащиеся восстанавливают собственные знания по теме урока, записываю интересующие их вопросы в таблицу. На протяжении изучения темы заполняется третья колонка /ответы на поставленные вопросы, новая информация по теме/ На первом этапе учащиеся восстанавливают собственные знания по теме урока, записываю интересующие их вопросы в таблицу. На протяжении изучения темы заполняется третья колонка /ответы на поставленные вопросы, новая информация по теме/
На стадии вызова дети на стикерах написали что они знают на начало урока, признаки делимости на 2, на 5 и на 10, затем для решения задачи столкнулись с проблемой для ее решения какой признак делимости натуральных чисел нужно еще узнать, на стикерах дети записали что они хотели бы узнать, осмысление действии- определили тему и цель урока и в конце урока после групповой совместной работы заполнили последнюю графу что они узнали на уроке.
Подробнее хочется остановиться, на эффективности применения стратегии Таксономия Блума, ее применение способствовало развитию самооценки учащихся, для проведения суммативного оценивания и для выявления уровня усвоения темы урока применяла , для развития познавательных интересов учащихся, учитывая ВО учеников применяла ромашку Блума, что вызвало интерес даже у
учащихся с низким уровнем успеваемости. На шести лепестках были прикреплены стикеры разного цвета. Дети собирали на оценочном листе цветок из шести лепестков. Для этого выполняли задания, указанные на карточках разного цвета и напротив лепестка, проверив по ключу, выставляют оценки. Мне было легко по цвету определить, с каким уровнем заданий справился тот или иной ученик. Прием очень понравился детям в силу возрастных особенностей. Оно мотивировало их на выполнение задания, всем хотелось быстро «собрать» цветок и получить положительную оценку. Я сделала вывод, что этот прием вызвал устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировал ученика к учебной деятельности; побудил учеников к активной работе на уроке и дома.
Уроки с применением приемов развития критического мышления качественно отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. В процессе своей деятельности обратила внимание на следующий важный момент: особенностью развития критического мышления на уроках является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат, км способствует личностно-ориентированному обучению, создает условия для самостоятельной работы учащихся, учит прислушиваться к мнению других, критически мыслить, осуществлять рефлексию своей деятельности. Учащийся реализует свои потребности и возможности учиться, решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам оценки своей собственной деятельности.
Хочется отметить то, что у большинства учащихся интерес вызывает не результат, a сам процесс учения. Все без исключения ученики стремятся к взаимодействию в познавательной деятельности. Наметилась динамика и в работе с информацией: стали лучше выделять главное в тексте, учатся задавать «толстые» вопросы по теме, а главное, стремятся выражать свое мнение и отношение к происходящему. Пусть не всегда это получается уверенно, ясно и корректно, я уверена, что при системном подходе дети этому обучатся.



БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

В основе технологии лежит следование трём фазам:
1-Вызов
2- Осмысление новой информации (смысловая стадия)
3-Рефлексия (размышление).

ВЫЗОВ подготавливает, настривает на ту информацию и на тот процесс,которые предполагаются на следующих этапах. Этот этап усиливает мотивацию учения.

ОСМЫСЛЕНИЕ предполагает ввод новой информации.

РЕФЛЕКСИЯ является особо значимой, так как способствует осознанию новой информации и творческому развитию личности.


Вызов



Реализация


Рефлексия



Мотивационная
(побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)
Информационная
(вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме)
Коммуникационная
(бесконфликтный обмен мнениями)

Информационная
(получение новой информации по теме)
Систематизационная
(классификация полученной информации по категориям знания)

Коммуникационная
(обмен мнениями о новой информации)
Информационная
(приобретение нового знания)
Мотивационная
(побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
Оценочная
(соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)



Критическое мышление – это шаг к активным, творческим методам.

Создать группы по 3 человека. Выбрать одну из стратегий развития критического мышления и показать его в действии. Тема для обсуждения: «Рецепт выпечки торта».

Стратегии развития критического мышления

Название метода
Описание метода
Стадия использования

«Мозговой штурм»
Цель использования:
1) выяснение того, что знают дети по теме;
2) набрасывание идей, предположений по теме;
3) активизация имеющихся знаний.
Вызов

Ролевая игра
Цель: заинтересовать учащихся, удивить, эффект неожиданности, постановка проблем. Инсценировка
Вызов

Парная мозговая атака
Пара учащихся составляет список того, что они знают или думают, что знают, по данной теме. Можно составлять и список вопросов. Для этого задания устанавливается жесткий лимит времени, - обыкновенно пять минут. Парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых затруднительно высказывать свое мнение перед большой аудиторией. Зачастую, обменявшись мнением с товарищем, такой ученик обретает уверенность и легче выходит на контакт со всей группой. И, разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

Вызов

Ключевые термины
Учитель может выбрать из текста четыре-пять ключевых слов и выписать их на доску. Парам отводится пять минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку терминов и предположить, как они будут применяться в конкретном контексте той темы (историко-хронологическом или естественнонаучном), которую им сейчас предстоит изучить. Когда учащиеся приходят к единому выводу касательно смысла и возможного употребления этих слов, учитель просит их обратить внимание на эти слова при чтении или прослушивании текста - с тем, чтобы проверить, в том ли значении они употребляются.

Вызов

Свободное письменное задание
Можно предложить учащимся за пять минут, не останавливаясь, записать все, что им приходит в голову по теме X. По истечении пяти минут (хорошая идея: объявите, что пять минут истекли, и дайте еще одну для завершения работы, поскольку интересные мысли обыкновенно рождаются в критических ситуациях) можно предложить им прочитать написанное своему партнеру. На этом этапе у преподавателя много возможностей. Допустим, предложить парам поделиться своими идеями со всей группой и создать ситуацию групповой мозговой атаки. Или предложить учащимся подчеркнуть в своем сочинении те мысли, в которых они менее всего уверены, и затем, при чтении, проверить: не рассеется ли их неуверенность.



Вызов

Прогнозирование с помощью открытых вопросов
Чтение текста по частям и постановка вопросов. Вопросы можно оформить в виде ромашки (Ромашка Блума).
Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что?», «Если я правильно понял, то ?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о ?». В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что ?».
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?».
Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.
Практические вопросы. «Где вы в обычной жизни можете наблюдать .?», «Как бы вы поступили ?».
Осмысление

«Кластер»

Карта мышления.
1. Работа с текстом: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в виде грозди (тема и подтемы):







2.
1 этап – мозговой штурм (идеи)
2 этап – систематизация, оформление в кластер
3 этап – нахождение взаимосвязей между ветвями.
3. Составление ассоциаций по теме в виде кластера
Осмысление

Перепутанные логические цепи
Отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку
Осмысление

«Двухчастный дневник»
Дневник состоит из двух частей: цитаты и мысли, чувства, ассоциации. При чтении нового текста обращается внимание на цитаты, которые заставили задуматься, вызвали какие-либо чувства, эмоции. Делаются записи в дневнике
Осмысление

Взаимоопрос
Чтение текста в парах по одной части. Учащиеся ставят открытые и закрытые вопросы по прочитанному друг другу.
Осмысление

Система маркировки текста I.N.S.E.R.T.
Учащимся предлагается система
маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
галочкой (^помечается то, что им уже известно;
знаком минус (-) помечается то, что противоречит их представлениям;
знаком плюс (+) помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
вопросительный знак (?) ставится, если у них возникло желание узнать о чем-то подробнее.
Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

Осмысление

«Кубик»
Графическая организация материала. На гранях кубика дается задание. В группах учащиеся заполняют на развороте грани кубика. Опрос – выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани.
На каждой стороне пишется одно из следующих заданий.
*** Опиши это (Опиши цвет, форму, размеры)
*** Сравни это (На что похоже и от чего отличается?)
*** Проассоциируй это (Что напоминает?)
*** Проанализируй это (Как это сделано и из чего состоит?)
*** Примени это (Что с этим можно делать? Как это применяется?)
*** Приведи “за” и “против” (Поддержи или опровергни это)

Рефлексия

«СИНКВЕЙН»

Пятистишие:
Тема
2 прилагательных, описывающих тему
3 глагола, характеризующих действие
Фраза из 4 слов, содержит основную мысль
Синоним к теме.
В синквейне отражается суть понятия, не должно быть однокоренных слов, выразить типичные черты понятия
Рефлексия

Знаем/Хотим узнать/Узнали
(3-Х-У).
Заполнение таблицы:
Знаю
Хочу узнать
Узнал





На первом этапе учащиеся восстанавливают собственные знания по теме урока, записываю интересующие их вопросы в таблицу. На протяжении изучения темы заполняется третья колонка /ответы на поставленные вопросы, новая информация по теме/



Рефлексия

Бортовой журнал
Что я знаю об этом теперь?
Какие наиболее важные моменты я выяснил?
Что я еще хочу об этом узнать?



Пятиминутное эссе
Этот вид письменного задания применяется у конце урока, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме и дать учителю почувствовать, что происходит в головах его учеников. Конкретно: учащихся просят выполнить следующие два задания - написать, что они узнали по данной теме, и задать один вопрос, на который они так и не получили ответа. Учитель сразу же собирает работы и может использовать их при планировании следующего урока.







Рецепт «Наполеона»:

По этому рецепту теста для торта «Наполеон» сделайте два теста: одно - 200 г мягкого маргарина и 1 стакан муки, другое - 1 стакан сметаны и 1 стакан муки.

На разделочную доску густо насыпьте муку, положите сметанное тесто и сделайте на нем надрезы. Раскатывайте тесто и четыре стороны конвертом. На середину конверта положите тесто из маргарина, раскатанное на доске до нужного размера. Закройте масляное тесто сторонами конверта из сметанного теста и начните раскатывать этот пласт, защепив края. Муки на доске должно быть много, чтобы тесто нигде не прилипло к доске.

Раскатывают этот начиненный пласт от середины, чтобы в сметанном тесте по краям не образовывались пустоты. Раскатав тесто в прямоугольник толщиной 10 мм, сложите его вчетверо, покройте салфеткой и дайте постоять 5 минут, после чего снова раскатайте тесто в прямоугольник (раскатывать нужно от середины к краям и от края к середине) и снова сложите вчетверо. Так сделайте 4 раза, чтобы получилось много слоев.

Когда тесто раскатано последний раз, сложите его так, чтобы получился брусок и разрежьте его на части по количеству коржей. Из этого количества теста получится 6 коржей в обычной форме и 4 коржа размером с противень. После того как вы разметили и разрезали брусок, покройте его салфеткой и вынесите на холод на 2 часа. После этого можно приступить к изготовлению коржей. Разделочную доску обильно посыпьте мукой и положите одну часть теста так, как тесто лежало в холодильнике на тарелке, не переворачивая, иначе нарушится слойка. Раскатайте тесто до нужного размера. Форму или противень смажьте маргарином и пласт положите на горячий противень или форму, чтобы тесто меньше «сбегалось». Нужно наколоть вилкой всю поверхность теста вдоль и поперек. Выкладывая тесто в форму, поднимите его немного на борт - тесто в духовке обязательно даст «усадку», и после выпечки размер коржа будет равен размеру дна формы. Коржи пекутся в горячей духовке до появления золотистого цвета. Обращайтесь с коржами осторожно, так как они очень хрупкие.

Продукты для заварного крема: 1/2 литра молока, 3 яйца, 1 стакан сахарного песка, 100 г сливочного масла, 2 столовые ложки (с верхом) муки, ванилин.
Продукты для теста: 200 г сливочного маргарина, 1 стакан сметаны, 2 стакана муки.

Для приготовления крема влейте в эмалированную кастрюлю с тяжелым дном молоко и поставьте ее на небольшой огонь. Пока греется молоко, яйца разотрите с сахарным песком до тех пор, пока масса не станет однородной, затем в эту массу положите муку и размешайте ее так, чтобы не было комочков. Горячее молоко маленькими порциями влейте в массу, постоянно помешивая.

Кастрюлю с массой поставьте на маленький огонь и все время мешайте, чтобы крем не подгорел, и мука заварилась без комков. Размешивать крем нужно не ложкой, а деревянной лопаткой: она плотнее прилегает ко дну кастрюли. Когда крем загустеет до нужной консистенции, снимите его с огня, положите сливочное масло и помешивайте крем, пока тает масло. Дайте крему остыть и только тогда положите ванилин.

Стратегия развития критического мышления – стадии и методические приемы

Технологичекие
этапы
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Возможные
приемы и методы

I стадия (фаза)
Вызов (evocation):
-актуализация имеющихся знаний;
-пробуждение интереса к получению новой информации;
-постановка учеником собственных целей обучения.
Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе
Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.
Составление списка «известной информации»:
рассказ-предположение по ключевым словам;
систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
верные и неверные утверждения;
перепутанные логические цепочки;
мозговая атака;
проблемные вопросы, «открытые» и «закрытые» вопросы и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II стадия
Осмысление содержания (realization of meaning):
- получение новой информации;
-корректировка учеником поставленных целей обучения.
Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»
Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации
Методы активного чтения:
«инсерт»;
«Fishbone»;
«идеал»;
ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

III. Рефлексия (reflection):
-размышление, рождение нового знания;
-постановка учеником новых целей обучения.
Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации
Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.
Заполнение кластеров, таблиц.
Установление причинно-следственных связей между блоками информации.
Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
Ответы на поставленные вопросы.
Организация устных и письменных круглых столов.
Организация различных видов дискуссий.
Написание творческих работ.
Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.











Мышление низкого уровня

Мышление высокого уровня



15