Семинар-практикум для родителей Речевая готовность ребенка к школе, подводные камни процесса формирования письменной речи
Речевая готовность ребенка к школе, подводные камни процесса формирования письменной речи
Семинар-практикум для родителей
1.Сообщение темы
Добрый вечер, позвольте начать родительское собрание на тему: «Речевая готовность ребенка к школе, подводные камни процесса формирования письменной речи».
К письменной речи относятся чтение и письмо. Процесс овладения навыками письма и чтения весьма непрост в силу сложности этих психофизиологического процессов. В процессах письма и чтениях участвуют различные анализаторы. В чтении участвуют зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В письме участвуют речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. При выполнении этих действий между группами анализаторов устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Нарушения в каком-то одном из этих звеньев цепи ведут к сложностям или вовсе к невозможности овладения навыками письма и чтения. Нарушения чтения называются дислексией и на практике встречается гораздо реже, чем нарушения письма (дисграфия). Вы, как родители, должны хорошо представлять себе что относится к дисграфии или дислексии, а что нет, так как учителя в школе очень любят все проблемы «списывать» на имеющиеся логопедические проблемы у ребенка.
Так что же нужно для успешного овладения письмом и чтением?
Хороший, ясный выговор. Такой,
Чтобы каждый из звуков был слышен.
И чуткое ухо в различении
Этих звуков – вот главное основание правописания.
К.Д.Ушинский
Наши занятия были направлены не только на то, чтобы ребенок говорил красиво, но и на пропедевтику нарушений письма и чтения, так как именно «чуткое ухо» помогает правильно писать и читать.
Что относится к дислексии и дисграфии?
Раздать листочки бумаги.
Напишите левой рукой «Я учусь писать». Попрошу вас высказать свои ощущения: что вы испытываете при написании фразы в непривычных для себя условиях? Вот такие же трудности будут испытывать ваши дети на первых порах обучения письму. Поэтому, если в первом полугодии 1-го класса учитель говорит, что у вашего ребенка дисграфия – не верьте ему. Логопед может вынести такое заключение не раньше второго класса. Ребенок так увлечен овладением письмом, что у него просто не хватает сил, чтобы контролировать еще и правописание, но кое-что уже может вас насторожить.
Нарушения речеслухового анализатора
Попробуйте по данному образцу письменной речи определить, в чем у ребенка проблема
Для примера родителям предлагается рассмотреть диктант (рис. 1) и определить ошибки, свидетельствующие о нарушении фонематического слуха и восприятия. К ним относятся:
замена звонких и глухих согласных;
замена твердых и мягких согласных;
пропуски гласных, согласных букв;
пропуски слогов;
перестановки букв, слогов;
недописывание слова;
несоблюдение границ предложений.
Нарушения двигательного анализатора
- дрожащие линии;
- Колебания наклона и высоты букв;
- Быстрое наступление мышечного утомления;
- небрежное выполнение письменных работ.
Нарушения речедвигательного анализатора.
Даже если звук имеется в «арсенале» ребенка, но недостаточно автоматизирован в речи, то есть вероятность того, что это может проявляться на ошибках в письме.
Зрительный анализатор
Смешение букв по оптическому сходству, т.е букв состоящих из одинаковых элементов, но по-разному располагающихся в пространстве
Б – д ;
2 букв, состоящих из одинаковых элементов, но в разном количестве
Ш – и ; п – т, л – м
Также правильное письмо невозможно без правильного чтения. Если у ребенка проблемы с процессом чтения, то и письмо тоже будет нарушено.
Нарушения чтения.
Обычно в конце конце первого класса проводится тест по технике чтения. Из чего она состоит?
Быстрота чтения
Правильность
Плавность
Выразительность.
Опять же, если в начале 1-го класса учитель говорит, что у ребенка дислексия, то это неправильно. Дислексию можно констатировать не ранее 2-го класса.
Как уберечь своего ребенка от всех этих проблем?
Полностью автоматизировать и дифференцировать все звуки в речи.
Ни в коем случае не выкидывать свою папку для логопедических занятий и в летний период время от времени повторять то, чем мы занимались, иначе возможна регрессия вроде бы благополучного речевого статуса.
И все вспомнить и окончательно закрепить, то что ваши дети умеют и знают поможет специальная «Книжка-малышка».
Цель создания такой книжки : Окончательная автоматизация вызванных звуков; формирование навыка звукового анализа слов; развитие графических навыков. Поисковой деятельности.
Схема книжки
титульный лист с названием изучаемого звука
Автоматизация звука изолированно
автоматизация звука в начале слов
Автоматизация звука в середине слов
Автоматизация звука в конце слов
Звуковые схемы слов и подходящие для них слова
Загадки, скороговорки, потешки, стихи с изучаемым звуком
Далее дети будут рассказывать о своей книжке. Будет презентация. Дети будут читать стихи, загадывать загадки. Предлагать для повторения скороговорки или потешки.
В заключении мне хотелось бы вас попросить заполнить анкету.
«Какие причины мешают мне заниматься с собственным ребенком?»
15