Открытый урок по литературному чтению на тему: А.С.Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке (2 класс)
Лихачева Ольга Александровна
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №175»
Учитель начальных классов
Конспект урока по литературному чтению 2 класс
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе с использованием сингапурских обучающих структур.
Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Цели: 1. Учить детей подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, через характеристику образов.
2.Учить подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию.
3.Обогащать словарный запас учащихся и их речь.
Формировать навыки выразительного чтения
Ход урока:
1.Сообщение темы и цели урока.(звучит музыка)
О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится,Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
К нам снова приходит сказка.
-Итак, сегодня мы побываем у моря, где жили старик и старуха из сказки А.С.Пушкина.
2. Работа со сказкой. Анализ сказочных примет.
-Давайте поприветствуем своих партнеров по плечу - столкнемся плечом, с партнерами по глазам - состыкуемся своими ладошками.
Два урока мы с вами читали сказку А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
- Давайте, ребята, докажем, что это произведение – сказка. А для этого найдём все сказочные приметы в «Сказке о рыбаке и рыбке». Прием «Four – Box Synectics» (структура, помогающая рассмотреть тему с разных сторон см. приложение 1)
Заполните таблицу, время выполнения - 2 мин.
( зачин «Жил старик со своею старухой…», троекратный повтор (три раза старик закидывал невод), сказочный герой – золотая рыбка, « жили тридцать лет и три года» - магическое число лет, чудеса (рыбка говорит), поучительный характер сказки… «Поделом тебе, невежа, наука: Не садися не в свои сани»)2. Характеристика героев – персонажей сказки
- Назовите главных героев сказки.
- Давайте попробуем охарактеризовать старика.
( на доске карточки со словами: старик, доброта, старуха, скромность, послушание, скромность, жестокость, смирение, ворчливость, искренность, бескорыстность, жадность, скупость, вежливость, отзывчивость)- Почему вы так считаете?
- Докажите словами из текста.
- Что же требует старуха от золотой рыбки, посылая старика к морю?
( корыто, избу, желание «быть столбовой дворянкой», «быть вольною царицей», «быть владычицей морскою, чтобы жить в Окияне-море, чтоб служила мне рыбка золотая и была б у меня на посылках»)
3. Работа с рисунками детей.
-На доске перед вами «Картинная галерея», созданная вашими руками. В ней я поместила ваши рисунки по «Сказке о рыбаке и рыбке». - Восстановите порядок того, что требует старуха у рыбки.
Старуха с разбитым корытом возле землянки. Старуха с новым корытом. Старуха возле новой избы. Старуха – столбовая дворянка. Старуха – вольная царица. Старуха с разбитым корытом возле землянки.
( С помощью рисунков ребята выстроили сюжетную линию, цепочку сказки.)
4. Работа с иллюстрациями.
(На доске даны пять иллюстраций с изображением моря в разных состояниях)
- Рассмотрите данные рисунки.
- Что на них изображено?
- Везде ли море одинаково? Почему?
( Природа по-своему тоже реагирует на требования старухи)
- Какими словами из сказки можно подписать каждый рисунок? Прием
5. Физкультминутка под музыку: „Mix Pair Share“- ученики молча смешиваются под музыку, двигаясь по классу. Музыка останавливается - ученики образуют пары «дают пять». Ученики, которые не нашли партнера, поднимают руку, чтобы найти друг друга. Учитель задает вопрос и дает 5сек. на размышление. Ученики делятся своими мнениями с партнерами, благодарят.
Игра «Хорошо – плохо».
- Старуха стремится к большей власти – это хорошо. Почему?
Хорошо, когда есть стремление достичь большего.
- Это плохо. Почему? Плохо, когда всё получаешь в готовом виде, за счёт других, сам не прикладывая никаких усилий. Тогда ты не ценишь того, что имеешь.
- Старик добрый и покорный – это хорошо. Почему?
- Это плохо. Почему?
6. Творческая работа.
- А вы бы выпустили рыбку или загадали желание?
-Как вы думаете, любое ли желание может исполнить золотая рыбка?
(у каждого ученика нарисованная рыбка)
- Ребята, вы нарисовали свою золотую рыбку, не простую, а волшебную.
Я предлагаю вам на обратной стороне рисунка написать ваше желание.
Прием «Fhink-Write-Round Robin» - «подумай-запиши-обсуди в команде». Во время выполнения данной структуры ученики обдумывают высказывание или ответ на вопрос, записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде.
- Зачитайте, пожалуйста, что бы вы попросили у золотой рыбки. Почему именно это?
- Давайте отпустим ваших рыбок в море, пусть гуляют там себе на просторе.)( дети прикрепляют рыбок на рисунок моря)
7. Работа с пословицами.
- Ребята, для вас золотая рыбка приготовила необычные пословицы. (Tick-Tack-Toe and Round Robin)- предлагается использовать карточки – работа в группе: № 1-читает пословицу, №2 –изменяет текст этих пословиц так, чтобы они приобрели обычный вид №3-записывает пословицу, №4-объясняет смысл. Приложение 2. Проверка.
1.Без труда не вытащишь золотую рыбку из пруда. (Без труда не вытащишь рыбку из пруда.)
2. Не всё золотая рыбка, что блестит. (Не всё то золото, что блестит.)
3.Мала золотая рыбка, да дорога. (Мал золотник, да дорог.)
- Объясните смысл каждой пословицы.
( Если не потрудишься, не приложишь своих усилий, то ничего в жизни не добьёшься. Маленький ребёнок дорог каждой маме. Хоть и маленькая вещь, но дорога, так как сделана своими руками…)9. Рассказ о поэте.
-А.С.Пушкин родился в Москве. Маленький Саша научился рано читать.
Проходят годы. Но время не властно над памятью поэта. В Москве на Пушкинской площади стоит бронзовый памятник великому поэту. Этот памятник создан архитектором Опекушиным на средства, собранные народом. Имя Пушкина везде с нами. С его произведениями вы будете встречаться в старших классах.
10. Домашнее задание.
Ответить на вопросы викторины.
1. Как начинается пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке»?
А. «Жили-были старик со старухой».
Б. «Жили-были дед да баба».
В. «Жил старик со своею старухой».
Г. «У моря, у синего моря, где волны шумят на просторе».
2.Сколько лет рыбачил старик из пушкинской сказки о рыбаке и рыбке?
А. Двадцать три года.
Б. Тридцать три года.
В. Сорок три года.
Г. Пятьдесят три года.
3.Где жил старик со своею старухой из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке?
А. В землянке.
Б. В избушке.
Г. В лачужке.
Д. В шалаше.
4.Что было разбитым у старика со старухой из пушкинской "Сказки о рыбаке и рыбке"?
А. Окна землянки.
Б. Тарелки.
В. Зеркальце.
Г. Корыто.
5.Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик из пушкинской сказки?
А. Удочкой.
Б. Бреднем.
В. Неводом.
Г. Сачком.
6.Какое водоплавающее существо исполняло капризы жены рыбака в сказке Пушкина?
А. Щука.
Б. Золотая рыбка.
В. Русалочка.
Г. Водяной.
7.Что сделал старик из сказки А.С. Пушкина, поймав золотую рыбку?
А. Поместил в аквариум.
Б. Отпустил в море.
В. Отправился к ювелиру.
Г. Сварил уху.
8.Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку?
А. Два раза.
Б. Три раза.
В. Пять раз.
Г. Семь раз.
9.Сколько желаний старухи исполнила золотая рыбка?
А. Три.
Б. Четыре.
В. Пять.
Г. Шесть.
10.Сколько раз за всю сказку ходил пушкинский старик на берег моря?
А. Три.
Б. Четыре.
В. Пять.
Г. Шесть.
11.Сколько времени старуха из сказки Пушкина была царицей?
А. Два дня.
Б. Две недели.
В. Два года.
Г. Тридцать лет и три года.
12.Кем желала стать старуха из пушкинской «Сказки о золотой рыбке» в самой заветной своей мечте?
А. Княгиней тьмы.
Б. Владычицей морской.
В. Королевой красоты.
Г. Царицей полей.
13.Куда вкладывала свой капитал разбогатевшая жена главного героя «Сказки о рыбаке и рыбке»?
А. Жемчуг.
Б. Картины.
В. Акции.
Г. Заводы.
14.Какую русскую народную пословицу использовал Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
А. Не садись не в свои сани.
Б. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
В. Рыбак рыбака видит издалека.
Г. Любишь брать - люби и отдать.
15.За что в "Сказке о рыбаке и рыбке" была наказана старуха?
А. За лень.
Б. За враньё.
В. За жадность.
Д. За плохое ведение домашнего хозяйства.
16.Старуху золотая рыбка наказала за жадность, а за что она наказала старика-рыбака?
А. За браконьерство.
Б. За трусость и безволие.
В. За загрязнение окружающей среды.
Г. За невнимание к жене.