Урок литературного чтения по теме: А. С. Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке (2 класс)
Учебный предмет: литературное чтение
Класс: 2
Школа: МБОУ Клюевская СОШ
Учитель: Мельникова Татьяна Александровна
УМК: «Школа России»
Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Тип урока: открытия нового знания (ОНЗ)
Цель урока: формирование у учащихся умений характеризовать поступки героя, формулировать мораль сказки.
Задачи урока:
развивать умение анализировать характер героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения;
развивать первичные исследовательские навыки учащихся, умение осмысленно и выразительно читать;
развивать речь и словарный запас;
воспитывать потребность вырабатывать положительные качества характера для успешного существования в социуме.
Оборудование: картинки с изображением золотой рыбки для игры; таблица-алгоритм «5 вопросов герою».
Формирование УУД:
Личностные: уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Коммуникативные: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать и понимать речь других; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.
Познавательные: уметь находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Ход урока:
I. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
Порядок на столе,
Порядок в голове,
Как всегда мы снова
Начать урок готовы.
- Сегодня на уроке у нас гости. Давайте поприветствуем их. (Дети поворачиваются и приветствуют гостей)
- Повернитесь лицом друг к другу. Протяните руки вперед ладошками вверх, пошлите лучики добра, тепла, радости. Улыбнитесь. Теперь можно начать урок.
II. Актуализация знаний.
Учитель:
- С каким произведением мы познакомились вчера на уроке?
Учитель:
- Кто герои этой сказки?
- Кто волшебный помощник?
- Почему рыбка золотая? Из какого она мира?
Там, где волны бьются, там, где плеск весла.
Как поймать мне рыбку,
Чтоб счастье принесла?
III. Проверка домашнего задания.
- Вы дома работали со сказкой. Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру.
- Вы по очереди «вылавливаете» с доски золотую рыбку и отвечаете на вопрос, номер которого записан на обороте рыбки. За правильный ответ – забирают рыбку. У кого улов будет больше? 1. Где жили старик и старуха? (У синего моря в ветхой землянке).2. С чем первый раз пришёл невод? (С тиной).3. С чем второй раз пришёл невод? (С травой морской).4. Какая труба была на новой избе старика и старухи? (Кирпичная, белёная).5. Какие ворота были в новой избе? (Дубовые, тесовые).6. В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (Соболья душегрейка, парчовая корона).7. Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (Ударила по щеке).- Молодцы.
IV. Основной этап урока. Постановка цели.
1.Чтение сказки до конца по учебнику.
V. Физкультминутка. Этюд "Море волнуется".
"Море волнуется раз, (ноги на шире плеч, покачиваниеМоре волнуется два, руками справа - налево, изображая
Море волнуется три, волны).Как рыбки плывут покажи.
Рыбки плавали, ныряли (руки перед грудью со сложеннымиВ голубой, морской воде. ладонями, бег врассыпную, наклоны,
То сойдутся, разойдутся, сближения, расхождения, приседание).То зароются в песке".
2. Характеристика героя. Мораль сказки.
Учитель:
- Дадим характеристику старику. Для этого вспомним алгоритм
«5 вопросов герою», который поможет нам сформулировать мораль сказки.
На доске – таблица:
Что делал герой? (Действия)
Каков герой? (Характер)
Зачем он это делал? (Цель)
Добился ли герой того, чего хотел? (Результат)
Мораль. Кто ... (характер), тот ... (результат).
1. Действия старика (дети называют действия, зачитывая соответствующий отрывок сказки, а учитель выписывает их на доску):
отпустил рыбку, ничего не попросил;
сказал ласковое слово рыбке;
уважительно разговаривает со старухой;
рассказал старухе о рыбке;
подчинился старухе;
возмутился, сказал старухе правду; долго ждал ответа рыбки.
2. Характер старика (определяем по действиям):
добрый
бескорыстный
искренний
доверчивый
покорный
слабый характером
честный
терпеливый
3. Цель старика (формулируют ученики с помощью учителя). Запись на доске:
избежать гнева, брани старухи;
освободиться от зависимости старухи;
остановить старуху, когда она потребовала невозможного.
4. Результат (смотрим на цель):
стал зависимым, «слугой»;
не добился справедливости;
рыбка помогла восстановить справедливость.
5. Мораль (формулируют дети).
Кто честный, терпеливый, но слабый характером, тот не добьётся справедливости.
Кто доверчивый и покорный, тот станет зависимым.
Кто добрый, бескорыстный и искренний, тому всегда придут на помощь.
3. Определение авторского отношения к герою.
Учитель:
- Ребята, вам жалко старика?
- А как автор относится к старику: жалеет его или осуждает?
- А как бы вы поступили на месте старика?
- Сюжет, какой сказки использовал А. С. Пушкин для написания «Сказки о рыбаке и рыбке»?
Сюжет народной сказки.
Учитель:
- Назовите черты народной сказки, которые вы обнаружили в сказке
А. С. Пушкина.
Магическое число «3», троекратные повторы.
Волшебный помощник – золотая рыбка – помогает слабому герою выполнить трудное задание.
Повтор эпизода.
Справедливый конец.
VI. Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся.
Учитель:
- Обнаружили ли мы черты народной сказки в сказке А. С. Пушкина?
- Имеет ли она свою сюжетную композицию?
Выставление отметок.
Рефлексия.
- А теперь оцените свою работу на уроке:
если у вас не было сложностей, прикрепите на цветок желтый лепесток,
если, все-таки, были трудности – зелёный,
если урок показался вам очень трудным и весь урок вы молчали – красный.
- Посмотрим, какой цветок у нас получился.
VII. Домашнее задание.
Подчеркнуть во всём тексте действия старухи.
Ответить на вопросы в учебнике.
По желанию: нарисовать золотую рыбку.
- Благодарю всех за активное участие на уроке.
Присутствующих гостей за добрую улыбку и поддержку!