Конспект урока по литературному чтению 2 класс Сказка о рыбаке и рыбке А.С. Пушкин
Добро и Зло в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин
Задача урока:
- формирование умения к подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, характеристику образов героев литературного произведения, формирование умения подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию, формирование навыка выразительного чтения.
Формируемые УУД: Познавательные УУД:
- формирование умения определять значение слов и обосновывать своё мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.
Регулятивные УУД:
- выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.
Предметные УУД:
- формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям, речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.
Личностные УУД:
- умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.
Эпиграф: (написан на доске)
Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живёт.
Шота Руставели
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности. (1-2 мин.)
Цель:
включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
определение содержательных рамок урока;
- Назовите произведение, над которым мы продолжаем работать. Автора произведения. СЛАЙД 1
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
- Вы дома работали с произведением А.С. Пушкина
- К какому жанру относится это произведение? (сказка)
- Давайте повторим почему можно по праву назвать это произведение сказкой?
(Зачин не такой яркий, как в сказках, зато яркая концовка. Волшебство. Повторение сюжета. Магические числа 3 и 7. В сказках всегда побеждает добро)
- Вот и я эпиграфом к нашему уроку взяла строки поэта Шота Руставели «Лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живёт!»
- Скажите, что обозначает Добро и Зло в толковых словарях?
- Добро- это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.
- Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой – беды, страдания, горе, несчастье (Школьный философский словарь)
- Добро – в духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека
- Зло- худое, лихое. Злой человек – причиняющий зло другим: вредный, пагубный (Словарь живого русского языка Владимира Даля)
- Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?
-Да, добро и зло – противоположные понятия
- Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру
(Все ученики делятся на 3 группы – по рядам, каждая группа по очереди отвечает на вопрос зеркальца (вопрос записан на обороте зеркальца). За правильный ответ - забирают зеркальце.
ВОПРОСЫ
- Молодцы!
2.Постановка цели
Регулятивные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные:
- учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать и понимать речь других.
- Назовите всех героев сказки
(Царь с царицею I женой, царица, царевна, зеркальце, семь богатырей, Елисей, Чернавка, Солнце, Месяц, Ветер, собака Соколко).
Все герои появляются на экране СЛАЙД 2
- Верно
- Можем ли мы четко разграничивать положительных и отрицательных героев в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»?
- Так кто же из героев олицетворяет собою зло, а кто добро?
- Попробуйте точнее определить тему урока.
Работа над образами главных героев, олицетворяющих в себе Добро и Зло, образы Царевны и Царицы.
- Какова будет цель нашего урока?
Дать характеристику каждому главному герою.
- Составим алгоритм нашей работы.
1) -Что сделаем первым?
Прочитаем фрагменты, расскажем о героях и покажем
2)- Когда найдем и прочитаем всё, что пишет о героях автор, что дальше делать будете?
Нужно выделить главное и создать конкретный образ
3)- И в заключении?
Выразим собственное мнение о поступках героев
3.Основной этап урока
Коммуникативные:
-учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос;
- слушать и понимать речь других;
- Итак, приступим
- Кто будет нашим главным помощником? (Учебник)
Регулятивные:
- учиться работать по коллективно составленному плану в парах и группах
Коммуникативные:
- учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им
Работа парами и в группах:
-Давайте выясним, какой же характер у каждого героя. СЛАЙД 3
1) – У вас на партах лежат листы со словами, выражающими черты характера людей. Вам необходимо выбрать те, которые подходят только вашему герою.
2) – А теперь работаем по вариантам, доказываем черты характера строчками из текста: I вариант – Царица
II вариант – Царевна
Физ. минутка
- Продолжаем работать. СЛАЙД 4
А) А теперь наглядно покажем какая была Царица, а какая Царевна. У нас был конкурс на лучшую Царицу. Пожалуйста, продемонстрируйте своё мастерство.
В Японии есть театр Кабуки, где женские роли исполняют мужчины. Вот и у нас роль «Царицы» сыграет
- Молодцы!
СЛАЙД 5 озвучка мультфильма
Б) В прошлом году работая со сказкой А.С. Пушкина «О золотой рыбке», мы пробовали озвучить отрывок. Вот и сейчас попробуем озвучить отрывок из нашей сказки (стр. 35). Опираясь на таблицу характеров, голосом покажите разницу между Царицей и Царевной.
- Молодцы!
Физ. минутка
- Молодцы! Вы увидели, услышали разницу между Царицей и Царевной, а кто найдет сходство между ними?
И Царица, и Царевна - царской крови, знатные дамы. И Царица, и Царевна - внешне красивы.
- Разве желание быть красивым - это плохо?
- Поднимите руки, кто хочет быть красивым. Все мы хотим нравиться людям и себе. Не зря говорят: «Красота спасет мир»
- Значит мы – носители отрицательной черты характера?
- Так кто же из героинь олицетворяет Зло, а кто Добро?
- А про какую из героинь можно сказать, что она обладает и внутренней душевной красотой? (Царевна)
- Полный ответ? Почему не Царица?
Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у неё чёрная. А Царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, скромна, трудолюбива и все ей помогают.
- С чем сравнивает автор Царевну, говоря «росла, росла, поднялась и расцвела?»
С цветком. Она также хороша и прекрасна, как роза.
- Так почему Царица решила погубить Царевну? В чём суть конфликта между ними?
Царица – мачеха считает себя самой красивой в мире, а Царевна становится её соперницей, потому, что волшебное зеркало сообщает ей, что «падчерица» «милее и белее», чем она.
- Какими словами мы можем выразить отношение Царицы к Царевне?
Ненависть, зависть, злоба
- Обладает ли добрый человек такими чувствами?
Нет, эти чувства характерны для злых, подлых людей.
- А как относится Царевна к Царице, которая её решила погубить? К Чернавке, которая уводит девушку в тёмный лес?
Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается отомстить.
Физ. минутка для глаз
- Прошу вас подумать и сделать вывод в форме синквейна.
Рефлексия. Составление коллективного синквейна.
Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Более 95% учащихся оценивают интерес к синквейну на «5». Это интересный способ проверить знания. Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает «пятистрочье». Таким образом, синквейн – это стихотворение из 5 строк, где:
Первая строка 1 слово – понятие или тема (существительное)
Вторая строка 2 слова – описание этого понятия (прилагательные)
Третья строка 3 слова – действия (глаголы)
Четвертая строка Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
Пятая строка 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
СЛАЙД 7
Царица
Царевна
красивая, своенравная
красивая, кроткая
красуется, завидует, ненавидит
трудится, любит, подает
Она чёрной зависти полна
Росла, росла, поднялась и расцвела
Зло
Добро
милосердная
(Устно дети подбирают прилагательные, глаголы (больше, чем в синквейне) предложения. Готовый синквейн о Царице, потом о Царевне выходит на экран)
- Учитель читает строки (стр. 37)
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила (Прослушка ауди)
Вдруг она, моя душа,
Пошатнулась не дыша,
Белы руки опустила, СЛАЙД 9
Плод румяный уронила,
Закатилися глаза,
И она под образа
Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала.
- Получается, что Зло победило. Царица торжествует. Соперница устранена. Так ли это?
Нет. Царевну ищет её жених, королевич Елисей. Он обращается к помощи Солнца, Месяца, Ветра и спасает свою невесту Царевну.
СЛАЙД 10
- Да, в сказках у Добра всегда много помощников, а Зло – одиноко. В «Сказке о мертвой царевне» мы видим, что даже явления природы помогают найти Елисею свою невесту.
- Что же происходит со злой мачехой? (Найдите строки, в которых говорится о последних минутах её жизни)
Ученики (зачитывают):
Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И Царевну повстречала.
Тут её тоска взяла,
И Царица умерла
- Много зла причинила Царица тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует. А сейчас обратите внимание на эпиграф. Можем ли мы, рассмотрев образы Царицы и Царевны, согласиться с высказыванием поэта Шота Руставели «Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живёт»?
- Да, ведь Царица умирает, а Царевна оживает. Значит Добро победило Зло.
- В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни всё происходит гораздо сложнее. Мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. И люди совершают как добрые поступки, так и злые. Люди любят, желают добра, здоровья, и тут же завидуют, обижаются, и даже бывает ненавидят.
- Подумайте, чему вас научила сказка А.С. Пушкина?
Д/З:
1) Письменно ответить на вопрос: «Считаете ли вы себя добрым?» Я считаю себяпотому что (обязательно для всех)
2) Подобрать пословицы, поговорки к сказке о добре и зле (на выбор)
3) Подобрать, найти сказки, похожие на сказку А.С. Пушкина «О мёртвой царевне..»
4) Магические числа в сказках. Мини проект
Итог урока: Довольны ли вы своей работой на уроке? (Заполните анкеты).Кого из одноклассников можете похвалить? (Оценки)
Песня «Дорогою добра»
доброта
любовь
зависть
верность
злоба
Царица
ревность
Царевна
кротость
эгоизм
отзывчивость
предательство
милосердие
равнодушие
________________________________________________________________
доброта
любовь
зависть
верность
злоба
Царица
ревность
Царевна
кротость
эгоизм
отзывчивость
предательство
милосердие
равнодушие
ВОПРОСЫ по тексту на зеркальце
Почему Царь женился на другой?
Найди и прочитай строки на ком женился Царь отец (стр. 20)
Какой волшебный предмет был у Царицы?
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт Царице дочь.
Дать значение слову «сочельник»
.И наказывает ей
Сенной девушке своей
Дать значение словам «Сенная девушка»
Почему Царевна решила, что в тереме «люди добрые живут»?
Что сделала Царевна, когда попала в терем к семи богатырям?
Почему Царевна не выбрала себе жениха из семи богатырей?
Найди и зачитай строки ответа Зеркальца, после которого у Царицы было хорошее настроение.
Как звали жениха Царевны?
Как звали собаку?
Какое приданное приготовил царь своей дочери?
Как с Царевной поступила Чернавка?
Кто помогал королевичу Елисею искать свою суженную?
Дополни словечко:
Ах ты мерзкое
Это врёшь ты мне назло.
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая
15