ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ «Житейские истории персонажей сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева».


ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ
«Житейские истории персонажей сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева».
Подготовила
Бушуева Т.В.,
учитель англ. яз.
МАОУ лицей №20
Ульяновск, 2016 год.
Цель проекта: исследовать житейские истории персонажей сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева».
Задачи: 1) Прочитать сказку Г.Х.Андерсена «Снежная королева».
2) Узнать истории персонажей сказки.
3) Изучить научную, историческую литературу по созданию образов-символов в русской и зарубежной литературе.
4) Провести параллель между символизмом прошлых дней и нашим временем.
5) Провести исследование и выявить что люди знают о символизме в произведении «Снежная Королева» и являются ли эти знания верными.
Теоретическая значимость нашей работы заключается в исследовании литературы о персонажах-символах сказки.
Практическая значимость нашей работы заключается в выявлении тайны, намека, позволяющей догадаться о том, что имел в виду автор.
Актуальность работы определяется тем, что и в наши дни люди используют крылатые выражения, заключающие в себе названия животных, содержащие в себе эти житейские истории.
Введение.
В сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева» главным героям часто на пути встречаются персонажи, которые помогают раскрыть характер, помочь, либо создать препятствие. Таковыми являются Тролль, Сказочник, Ворон, Ворона, Принц и Принцесса, Атаманша и маленькая разбойница, олень, лапландка и финка, придворные стражники и другие. И у каждого из них есть своя житейская история. Истории грустные и не очень. Но за каждой стоит целый мир, заключающий в себе некую тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать автор. Истолкование этих историй возможно не столько рассудком, сколько интуицией и чувством. На первом плане Андерсен показывает определенное явление и реальные детали, а на втором (скрытом) плане – внутренний мир героя, его видения, картины-воспоминания.
I. Основная часть.Сейчас попытаемся проникнуть за завесу тайны и узнать, что зашифровано за образами Маленькой разбойницы, северного оленя и воронов.
Ворон
В этой сказке ворон - символическая птица, не только пространства, но и привязанности к месту (В снежной королеве живет в замке и никуда особо не улетает), можно усмотреть в нём Животное-Проводника, ворон один из важнейших тотемных животных в северной мифологии. Он "свой" Герде и "свой" на этой территории. Интересно то, что Герда жалеет, что не понимает по-вороньи, как её бабушка. "- Нет, этому меня не учили!, - сказала Герда. - Бабушка - та понимает! Хорошо бы и мне уметь!- Как жалко!". Напрашивается мысль, что Герда продолжает магический, шаманский род.
Иногда ворон – чаще ворона – интерпретировался как символ надежды, ведь именно ворона помогает Герде попасть в замок, где возможно находится Кай.
Черный цвет этих птиц соответствует «черному» цвету планеты Меркурий, каковой действительно придавался этой планете в целом ряде традиций. Рассказывается история замужества принцессы, которая решила взять себе в мужья такого человека, который может вести беседу. Гермес-Меркурий — владыка и покровитель Слова, речи. С Гермесом связаны и сны, которые встречает Герда, ибо сон — это «минисмерть», а именно в царство мертвых вхож Гермес, отправляющий туда душу каждого человека.
Ворон-это вещая птица. Обычно он предсказывает смерть и другие несчастья: нападение врагов, весть о гибели. Также ворон связывается с долголетием, мудростью и знанием, где хранятся клады. Черная птица - ворон известен как птица, сопутствующая смерти на поле брани.
Существует библейская легенда о вороне, проклятом или наказанном Богом или Ноем за то, что выпущенный из ковчега чтобы узнать, закончился ли потоп, он не вернулся назад. В наказание за это, ворон, бывший когда-то белым как снег и кротким как голубь стал кровожадным и черным, и обречен питаться падалью. Ворон предсказывает скорую смерть, а также различные несчастья или неудачи.
Посредник и культурный герой, ворон приносит спасение тем, кто оказался между жизнью и смертью. В русских сказках ворон приносит живую и мертвую воду герою.
И в наши дни люди говорят: «Накаркала, как ворона», символизируя магию, шаманство.
Маленькая разбойница
 Герда попадает к разбойникам и теряет все, что у нее было раньше. Трудным испытанием стала «встреча со своей тенью», каковой и является противоположность Герды — маленькая разбойница.
С разбойниками Герда повстречалась в лесу, после того как рассталась с принцем и принцессой. Сначала маленькая разбойница не вызывает симпатии. Она очень развязна и капризна. Приказала Герде отдать ей понравившиеся сапожки и теплую муфточку. Обещала отдать ее на съедение разбойникам, как только Герда посмеет ее разозлить. Дразнила бедного оленя, проводя по его шее острым ножом. Но постепенно начинаешь понимать, что маленькая разбойница не такая уж и плохая. Наоборот, она способна на сочувствие, хотя и не хочет выглядеть доброй. А ее развязное поведение — всего лишь влияние среды, в которой девочка росла. Услышав рассказ Герды о её приключениях и любви к попавшему в беду Каю, маленькая разбойница не скупится на доброту. Она отпускает северного оленя, который должен отвезти Герду в Лапландию. Она возвращает девочке теплые сапожки и даже дарит огромные, теплые рукавицы матери. Она снабжает Герду хлебом и окороком, чтобы та не голодала в дороге. Разве можно после этого назвать маленькую разбойницу злой и черствой, какой она кажется в начале сказки? Нет и еще раз — нет! Проявить такое сочувствие к чужой беде может только человек с добрым сердцем.
Как повлиял рассказ Герды на маленькую разбойницу? Почему именно так? Они тебя не убьют, даже если я рассержусь на тебя. - Я лучше сама убью тебя!” Маленькая разбойница впервые собственными глазами увидела настоящие искренние чувства, увидела, как хрупкая девочка готова отдать жизнь за того, кого любит. Душа маленькой разбойницы начинает пробуждаться для Добра. Звери для маленькой разбойницы лишь живые игрушки, она держит их ради развлечения. Маленькая разбойница чувствует себя одинокой, голуби и олень - ее единое утешение, а ведет себя она с ними жестоко из-за того, что ее никто не научил проявлять заботу о своих ближних. Маленькая разбойница была ростом с Герду, но более сильная, более широкая в плечах и более смуглая. Глаза у нее были совсем черные, но какие-то печальные.” Здесь мы видим символ «встречи со своей тенью». Маленькая разбойница извне - полная противоположность Герде, которая белокурая, с нежным розовым личиком, и эта непохожесть во внешности наталкивает читателя на вывод, что и внутренний мир героинь диаметрально противоположный, тем не менее печальные глаза маленькой разбойницы говорят скорее о том, что перед нами несчастная девочка, которая некогда не встречалась с любовью, добром и милосердием.
Материнские “ласки” старой разбойницы не могут быть примером любящих отношений. Перед последним, тяжелейшим испытаниям своей героини автор подводит читателя к пониманию своей собственной авторской позиции, что является настоящей силой: тепло любящего сердца или холодный бездушный ум? (снова антитеза!) 
Разбойница начала понимать, что на чужом несчастье своего не построишь, что нельзя жить за чужой счет, что жестокость никого не утешает.
Тут Герда и знакомится её с северным оленем — гордостью зверинца. Он рассказывает Герде о своей далёкой родине, где правит Снежная королева.
Олень
 Отсюда начинается новый этап пути, на котором провожатыми уже не могут быть прежние помощники. Ибо он ведет туда, где эти прежние проводники существовать не в состоянии. Нужен «житель» этого мира. И им и становится северный олень. Огромная мощь, таящаяся в олене, как «Посвященном», переносит Герду в мир этой силы, преодолеть который далеко не просто, олень словно является стражем. Примечательно, что семизвездный ковш Большой Медведицы назывался многими народами именно Северным Оленем!
А это созвездие является стражем нынешнего северного полюса мира и вечного «Царства Снежной Королевы»! При этом Ковш Северного Оленя — это и древний звездный символ времени. Путь посвящения ведет к древнейшим истокам. И лапландка с финкой, к которой олень относит Герду, — очень древние.
Олень — символ различных исторических традиций, он присутствует во всех исторических традициях. Это всегда благодатный символ возрождения и обновления, силы и благородства, отваги и чистоты, набожности и благочестия — символ человеческой души, и символ воина.
Олень в мифологии славян
Образ оленя играл в жизни славян особую роль, они относили его к царственным животным, и наделялся фантастическими чертами. Его называли «чудным», «дивным зверем», «туром». По поверьям он умел творить разные чудеса, говорить человеческим языком.
У славян олень считался олицетворением предков. Олени переносили души умерших в потусторонний мир, множество их изображений было найдено на стенах древних ритуальных пещер.
Символ оленя в вышивке Русский север сохранил образ оленя в архитектуре, резьбе, вышивках, сказках, былинах. В российских музеях собраны богатейшие коллекции тканей расшитых узорами, главным элементом которых является олень.
Олень – самец, особенно в период гона, был воплощением силы, смелости, решительности и благоразумности одновременно. Изящная и пугливая самка могла вступить в смертельную схватку, защищая своего детеныша. Человек всегда восторгался силой и красотой оленя, ощущал его превосходство над собой.
И уже совсем удивительное воздействие оказывали на человека рога оленя. По красоте и величаю, они сопоставлялись с солнцем, были олицетворением жизни и ее обновления. Рога играли одну из важнейших ролей в религиозных ритуалах в течение многих тысячелетий. Волхвы появлялись в рогатых головных уборах.
Образ оленя запечатлен на многих бытовых предметах: прялках, глиняных сосудах,Олень глиняная игрушка игрушках. Известно, что в глину для этих сосудов иногда добавляли муку из костей оленей. Народную игрушку в виде оленя продолжают лепить и сейчас на русском Севере и в центральной части России.
На русских вышивках два оленя с деревом в центре изображались как жертвенные олени у священного дерева. По легенде олень сходил с неба, приходил с олененком и сам приносил его в жертву, желая дать людям пищу.
В Ильин день на Руси переставали купаться — «Олень окунул копыто в воду – купаться нельзя». «Не стучит, не гремит копытами, А каленою стрелою летит олень, У оленя копыта серебряные, У оленя рога красна золота. — Ты куда летишь, молодой олень? — Я бегу, я лечу к речной воде… Нужно в воду оленю копытом ступить. Тем копытом серебряную воду студить.»Олень в христианской традиции.
Олень символ в христианствеПо болгарскому поверью оленя запрещено убивать, потому что существует олень, носящий крест на рогах, убийство такого оленя грозит человеку смертью. С христианской традицией связаны образ оленя с распятием на рогах и представление об олене как слуге божием. В украинской сказке ангел принимает облик оленя. Белорусская загадка об олене: «Жив – и в церкви не быв, помер – не поховали, а быв богоносец».
Символический олень изображается на гробницах, иконах, крестильных купелях – пьющим у подножия креста. Известны символические представления Христа в виде оленя в сочетании с крестом, изображение оленя с распятием между рогами.Олень символ в христианстве
Олень – символ отшельничества, благочестия и чистоты в христианской культуре. Он символизирует Христа и ассоциируется с душой, стремящейся услышать слово Христа: «Как олениха желает к потокам воды, так душа желает к Тебе, Боже!»
В христианской иконографии топчущий землю олень – это символ христианина сражающегося со злом, эмблема благородства и силы духа. «Зри: как олешек змей пожирает, То ключевую воду пьет, И сим от яда вновь он чист, И человек здесь видит смысл: Водой крещенья омовен, К безгрешной жизни годен он.»Особое отношение человека к оленю проявляется и в геральдических изображениях: солнце – изобилие, лавр – слава и почет, лев – сила и отвага. Олень так же относится к ярким геральдическим образам и является символом воина, перед которым бежит неприятель, символом человеческой души, жаждущей Бога и борющейся с соблазнами.
В христианской культуре образ оленя часто трактовался именно как образ человеческой души. Это касается как византийского, так и древнерусского искусства.
Олень - геральдический символ
Олень является и эмблемой воина, символом мужского благородства. Эта эмблема встречается в рыцарских гербах воинственных древних народов. Особенно олень был популярен в Англии и Германии. В русской геральдике олень прогоняющий змею служит эмблемой воина, перед которым бежит враг. Но не только христианство почитает оленя…
Олень в буддизме
Недалеко от китайского города Санья на огромной территории действует один из современных центров буддизма, в котором есть олений парк.
В буддизме существует легенда, что создатель буддизма Шакья Муни в одной из своих прошлых жизней был оленем – королем всех оленей с роскошными золотыми рогами. Может быть, неслучайно Будда впервые изложил свое ученье в Оленьей роще близь города Бенареса (современный Варанаси) через 7 недель после того, как достиг пробужденья.
В древней столице Японии Наре около старых храмов более 1 000 лет живет стадо из 1 200 пятнистых оленей. Согласно легенде первый император Японии Дзимму спустился с небес и прибыл в Нару верхом на олене, а современные олени, потомки того оленя, оберегаются как посланники богов.
Олени Нару
Олень является одним из важнейших символов буддизма, а Будду нередко изображают с оленем.
Олень – европейский символ божества.
Кельтский олень
У кельтских племен олень был символом плодородия и жизненных сил. Олень символизировал солнце, обновление, творение, он считался первопредком. Главный бог кельтов Цернунн изображался сидящим рядом с оленем, а голову бога украшали ветвистые оленьи рога. Изображение мужчины – воина с рогами оленя на голове было символом мужественности и воинской доблести.
Олень был участником ритуальных обрядов, так как он считался господином животных и имел власть над плодородием, изобилием и обновлением. Олени предстают как чудесные вестники и проводники, указывающие героям путь к их цели.
Олень как символ Вселенной упоминается в Эдде, основном произведении германско-скандинавской мифологии. Олень – священное животное в греческих мистериях, спутник охотницы Дианы. Образ этого благородного животного широко представлен в искусстве Древней Греции.
Тотемизм
В искусстве всех народов есть образ могучего зверя – прародителя племени, родственника и покровителя. Это явление называется тотемизмом и олень в нем представлен весьма широко.
Олень майяДревние майя, например, называли себя «ах-майя» — «люди оленя». Олень считался главным племенным прапредком. Индейцы уичоли так же именовали себя «люди оленя». В саамской мифологии чудесный олень – оборотень Мяндаш является тотемным животным – родоначальником саамов.
Слово «saka» у древних скифов обозначало оленя – самца, и многие скифские племена назавали себя «саками». Это название соотносится в иранском со словом «saka», в персидском – «sax», в бурятском –«сага», в русском «сохатый» и имеет значение «олень».
Олень скифов
Почитание оленя в таких совершенно разных исторических традициях вряд ли можно назвать случайным. Все это, так или иначе, отражает глубокую, во многом духовную связь человека с оленем – символом благородной души человека.
Наиболее характерные признаки оленя — стремительность, грация и красота. По этой причине, возможно, оленя связывают с поэзией и музыкой. Олени предстают также как чудесные вестники и проводники, указывающие героям путь к их цели. Оленям также приписывали целебные силы, особенно способность разыскивать лекарственные травы.

II Практическая часть.
Мы провели исследование, чтобы выявить, что люди знают о символизме в произведении «Снежная Королева» и являются ли эти знания верными. Для этого был проведен опрос 17 человек возраста от 9 до 65 лет. Предлагались следующие вопросы:
Читали ли Вы сказку «Снежная Королева»?
Какие истории второстепенных героев помните?
Символом чего предстает в сказке Ворон?
Символом чего предстает в сказке Разбойница?
Символом чего предстает в сказке Олень?
Ответы респондентов:


На втором этапе работы респондентам для ознакомления предлагались выдержки из энциклопедий, из исторических книг для ознакомления с проблемой символизма данных героев. На заключительном этапе были заданы 2 вопроса:
Узнали ли Вы для себя новую и интересную информацию?
Изменились ли Ваши представления об образе этих героев?
100% опрошенных ответили «Да» на оба вопроса.
Таким образом, мы пришли к выводам:
За каждой житейской историей стоит свой символ – отражение культуры, традиций, истории.
Исследование истории возникновения символов помогает раскрытию образов героев произведения, помогает понять всю суть задумки автора.
Знание символов помогает раскрыть многие современные крылатые фразы и выражения.