Конспект урока литературного чтения А.С.Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке
1. МБОУ гимназия №1 г. Липецк
2. Андриянова Елена Викторовна
3. Литературное чтение
4. 2 класс
5. Система Л.В.Занкова, учебник - литературное чтение – Свиридовой В.Ю.
6. Работа над сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
7. Цели урока: формирование умения анализировать сказку, раскрывая особенности композиции, языка, образов героев; совершенствование навыка чтения; развитие речи обучающихся.
8. Оборудование урока: учебник, интерактивная доска, компьютер, иллюстрации учащихся, раздаточный материал для самооценки деятельности учащихся на уроке, дифракционные очки – тренажеры.
9. Ход урока
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
- Сегодня мы рады видеть на нашем уроке учителей гимназии, воспитателей детских садов города Липецка. Мы с удовольствием покажем, как второклассники изучают литературу, работают над техникой чтения, развивают свою речь.
- Давайте спланируем нашу работу на уроке (учащиеся предлагают разные варианты и виды деятельности на уроке).
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
- Как обычно, начинаем работать над техникой чтения. Аутогенная тренировка (настрой на правильное чтение).
а) жужжащее чтение;
б) дежурная буква (с.88);
в) «Птичий базар» (с.85);
г) многократное чтение (с.88);
е) зарядка для глаз в дифракционных очках-тренажерах.
-О чём-то скрипит половица и птице опять не спится.
Присев на кровати, подушки опять навострили ушки.
И сразу меняются лица, меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица, к нам снова приходит сказка!
Формулирование темы, целей урока
-Сегодня, на уроке литературного чтения, мы продолжим работу над сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке) (сл. 1)
Поговорим о героях сказки, узнаем значение старинных слов, будем рассуждать, делать выводы, сравнивать.
-Скажите, чем похожи все сказки? (волшебство, повтор сюжета, магическое число)
-На прошлом уроке мы только читали сказку, знакомились с содержанием.
-Что понравилось? Что не понравилось?
-Вы нарисовали иллюстрации к сказке. Они помогут вспомнить содержание, главных героев сказки.
-Вот первый рисунок. Найдите и прочитайте строки, соответствующие рисунку. А теперь послушайте «художника» (читают наизусть строчки Пушкина).
- Оцените рисунки. Что можете сказать? (высказывания учащихся)
-А теперь мы все играем, на вопросы отвечаем!
Где жили старик и старуха? (у самого синего моря)
С чем первый раз пришёл невод? (с тиной)
С чем второй раз пришёл невод? (с травой морской)
Какая труба была на новой избе старика и старухи? (кирпичная, белёная)
Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые)
В чем стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая кичка)
Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (по щеке ударила мужа)
Что держала стража царицы на плечах? (топорики)
Что ела за столом старуха-царица? (пряник печатный)
Куда отправила старуха-дворянка работать, служить мужа? (на конюшню)
Кто ещё насмехался над стариком? (народ)
- Молодцы, вы внимательно читали сказку!
Открытие нового знания
-Посмотрите интересные сведения о произведении А.С.Пушкина (Сл.2,3,4)
( Тиара- с греческого языка – корона с крестом и лентами, головной убор Римского Папы с 14в. по 1965г).
Римский Папа – глава Католической церкви с резиденцией в городе Ватикане.
Вавилонская башня – башня « до небес» (Она построена на берегах рек Тигр и Ефрат вместе с городом Вавилон после Всемирного потопа).
-В сказке А.С.Пушкина нам встретились устаревшие слова. Как понимаете: ветхая землянка, кликать, пуще, корысть, чупрун? (высказывания учащихся)
- А вот ещё слова, которые сейчас уже редко употребляются в речи: невод, столбовая дворянка, кичка, душегрейка, откуп, дворяне (сл. 5-8).
- Вы дома перечитывали сказку до 122стр. На какие отрывки вы обратили внимание и почему, перечитайте выразительно. Выскажете свои мысли.
- Теперь я дочитаю вам сказку до конца. Откройте стр.122, следите за моим чтением. Что можете сказать?
Введение нового знания в систему знаний
Хитрые проблемные вопросы
-Почему А.С.Пушкин говорит «старуха», а не «старушка»?
-Почему рыбка не выполнила последнее желание старика?(Милость не безгранична. Рыбка молча ушла, положив конец к стремлению человека властвовать не только на море, но и на земле)
-Как была наказана старуха? («осталась у разбитого корыта»- выражение и сейчас употребляется в речи – остаться ни с чем)
-Какова рыбка? (учащиеся дают характеристику героям)
-Какова старуха?
-Каков старик? (слепо подчиняется старухе, у него не хватает смелости, безвольный, слабохарактерный)
-Диагностическая работа по изученному материалу.
-Определите героя сказки по его словам. Вставьте ответ в предложение (сл.9):
- Дурачина, ты, простофиля!
- Добро, будет старуха царицей!
-ни ступить, ни молвить не умеешь! Насмешил ты целое царство!
- Молодцы, справились!
-Работаем в парах. Посовещайтесь и проставьте правильный порядок в событиях сказки (листочки с текстом).
- Проверка: 2,5,3,1,6,4. Встаньте, у кого нет ошибок.
-( сл.10) Прочитайте слова А.С.Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок».
Рефлексия учебной деятельности на уроке
-Так какой же урок преподал нам А.С.Пушкин? Мы поняли его мысли? Сделайте вывод (учащиеся высказывают свои мысли).
Вывод: А.С.Пушкин не только повествует нам о жизни старика и старухи, не только заставляет нас задуматься о поведении героев, но и вводит нас в мир русской литературы, раскрывая свои мысли и чувства. А мы учимся их понимать и говорить об этом. И это очень ценно и важно!
- Д/з. – творческое. Устное сочинение на тему: «Что бы тебе хотелось попросить у рыбки?»
- Проведём самооценку своей работы на уроке (заполняют табличку).
- Урок окончен. Всем спасибо!
10. Приложение
а) Аутогенная тренировка
-Я совершенно спокоен. Я абсолютно спокоен. Я читаю быстро каждый день. Быстрое чтение дает мне радость, ощущение легкости, подъем. Я не утомляюсь, и моё самочувствие улучшается с каждым днем. Я умею быстро читать. Я буду так читать всегда!
б) Самооценка деятельности на уроке:
-Старался отвечать без ошибок + -
-Слушал ответ товарища + -
-Соблюдал дисциплину на уроке + -
-Был активен + -
-Следил за правильной осанкой + -
в) Презентация
15