Рабочая программа по ИЗО 3 класс (Б.М.Неменский)
Новоусманского муниципального района Воронежской области
«Тимирязевская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол № __ от «___» ___2013 г.
Руководитель ШМО
Н.А.Хатунцева«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
______Н.В. Дмитриева
«Утверждаю»
Директор
МКОУ «Тимирязевская СОШ»
________________ Р.И.АндрейщеваПриказ № ___от «___» ______2013 г.
.
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 3 класса
на 2013-2014 уч. год
составлена учителем Сафоновой Натальей Викторовной
Рабочая программа по изобразительному искусству
составлена для учащихся 3 класса МКОУ «Тимирязевская СОШ»
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 3 класс разработана на основе авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: живопись, скульптура, натюрморт, галерея, музей, портрет, пейзаж.Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд»
3 класс.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Путешествие по городам и странам», «Разнообразие растений», «Опора тела и движение», «Наша безопасность»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Основные содержательные линии
В рабочей программе по изобразительному искусству 3 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.
Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
Одна из основных идей программы – «От родного порога – в мир культуры Земли», то есть вначале должно быть приобщение к культуре своего народа, даже к культуре своей «малой родины», - без этого нет пути к общечеловеческой культуре.
Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла.
В итоге этого года обучения обучающиеся должны почувствовать, что их жизнь, как и жизнь каждого человека, ежедневно связана с деятельностью искусств. Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для обучающихся.
Цели обучения
Изучение литературного чтения в 3 классе направлено на достижение следующих целей:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 3 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: живопись, скульптура, натюрморт, галерея, музей, портрет, пейзаж.Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На уроках изобразительного искусства формируются умения:
♦ воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
♦ выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;
♦ анализировать результаты сравнения;
♦ объединять произведения по видовым и жанровым признакам;
♦ работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;
♦ решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;
♦ создавать творческие работы на основе собственного замысла;
♦ формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);
♦ работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;
♦ участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;
♦ конструировать из бумаги макеты детских книжек;
♦ складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);
♦ передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.
Результаты обучения
В конце 3 класса учащиеся должны иметь представление:
• о творчестве художников – иллюстраторов детских книг;
• о художественных промыслах: хохломской росписи посуды, дымковской глиняной игрушке;
Обучающиеся должны знать:
• новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;• разные типы музеев: художественные, архитектурные, музеи-мемориалы;
• что в создании разнообразных предметов и вещей важную роль играет выбор материалов, форм, узоров, конструкций.
Обучающиеся должны уметь:
• работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
• выразительно использовать гуашь, мелки, аппликацию;
• использовать элементарные приемы изображения пространства;
• передавать пропорции человеческого тела, движения человека;
• правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции.
Программное и учебно – методическое обеспечение ГОСа.
Учебная
дисцип-
линаКласс Программа,
кем реко-
мендованнаи когда Тип
программы
(государственная,
авторская)
Кол-во
часов внеделю
общее
кол-во Базовый
учебник Методическое
обеспечение Дидактическое
обеспечениеИЗО и
художест-
венный
труд. 3
класс Программа
авторов:
Б. М. Неменский, В. Г. Гурова, Л. А. Неменская.
Рекомендо-
вано Министерством образования и науки РФ. Государственная. 1 час внеделю
34 часа.
Н. А. Горяева,
Л. А. Немен-
ская «Искусство
вокруг нас».
Рабочая тетрадь «Искусство вокруг нас». Л. А. Неменская«Искусство
вокруг нас» Альбом,
кисти, гуашь,
карандаши, мелки, пластилин, портреты и работы художни ков.
Календарно- тематический план по изобразительному искусству 3 класс
№ п/пЗадачи. дата
Возможные
виды деят-тиТема урока Тип урока
план факт виды
деят-тиПредметные УУД Метапредметные УУД Личностные УУД
факт
Р а з д е л 1. ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС. ИСКУССТВО В ТВОЕМ ДОМЕ (8 часов) 1-2 Твоя игрушка (создание формы, роспись).
Цель: развивать умение наблюдать окружающую действительность и использовать наблюдения для создания тематического рисунка Урок формирова-ния новых знаний. Лепка из пластилина Знать образцы игрушек Дымкова, Филимонова, Хохломы, Гжели. Уметь преобразиться в мастера Постройки, создавая форму игрушки Знать, чем отличается
Гжель от Хохломы
(цвета).
Уметь выполнять рольмастера Украшения,
расписывая игрушки Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею 3-4 Наша посуда.
Цель: совершенствовать приемы рисования с натуры, правильную передачу формы и пропорции, развивать умение самостоятельно решать декоративное оформление предметов, познакомить с элементами хохломской росписи Урок формирова-ния новых знаний. Лепка из пластилина Изготовле-ние посуды Знать работу мастеров
Постройки, Украшения,
Изображения.
Уметь изобразить посуду
по своему образцу Знать работу мастера по изготовлению посуды: конструкция, форма, украшение, роспись. Уметь расписать посуду, используя элементы хохломской росписи Эмоциональ-ная отзывчивость
на произведе-ния ИЗО 5 Мамин платок.
Цель: показать приемы составления декоративных композиций (растительный узор - Хохлома, Гжель) Урок формирова-ния новых знаний. Рисование красками на бумаге Знать в общем искусство росписи тканей. Уметь составить простейший орнамент Знать разнообразие художественных росписей платков, назначение платков.
Уметь отличать платок от ткани Чувство
сопричастности к худ-нойкультуре
России
через картины 6 Обои, шторы в твоем доме.
Цель: учить составлять непрерывные полосные орнаменты, развивать навыки использования растительных форм для орнаментальных композиций, развивать художественный вкус Комбинированный урок. Работа с бумагой и фломастерами Знать роль художников в создании обоев, штор. Уметь разработать эскиз для создания образа будущей комнаты в соответствии с ее назначением (детская, спальня и т. п.) Знать роль каждого из Братьев-Мастеров в создании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы. Уметь превращать их в орнамент для украшения комнаты. Создать эскиз обоев или штор для спальни или детской (использовать технику трафарета или штампа) Уметь
находить нужную по теме информацию и пользоваться ею.
Пол-ноеотношение
к урокам
ИЗО 7 Моя книжка.
Цель: развивать творческие способности учащихся, умения раскрывать в иллюстрациях содержание литературного произведения Комбинированный урок. Бумажное конструиро-ваниеЗнать роль художника в создании книги, многообразие видов книг. Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации Знать роль обложки, шрифта, буквицы. Уметь самостоятельно оформить обложку, используя придуманный шрифт Основа дляразвития
чувства
прекрасного. 8 Поздравительная открытка (декоративная закладка). Обобщение темы четверти.
Цель: познакомить с графическими работами Урок совершенст-вования знаний Бумажное конструиро-ваниеЗнать виды графическихработ.
Уметь выполнить
простую графическую
работу Знать отличие литографии от линогравюры. Уметь выполнить эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам) самостоятельно Эмпатия как
понимание чувств других
людей и
сопережива-ние им. Р а з д е л 2. ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА (6 часов)
9 Наследие предков: памятники архитектуры.
Цель: познакомить с архитектурой города Воронежа, с трудом художников, архитекторов, строителей; начать работу над панно «Мой любимый город» Урок формиро-вания новых знаний. Рисование, складывание из шаблонов Знать основные памятники города, места их нахождения. Уметь узнавать памятники, посвященные событиям Гражданской и Великой Отечественной войн Знать скульптора Е. Ву-четича, его работы. Уметь изобразить один из памятников Уметь
находить нужную информацию и пользоваться ею
10 аппликация Знать оформление вит- Знать о назначении Уметь
комбинрин по назначению и витрин как способенаходить
Витрины на улицах. урок формиро-вания новых знаний. уровню культуры города. украшения улицы. необхо-
Уметь отличать разные Уметь составить проект димыйпо назначению и оформлению витрины оформления витрины справоч-
но-ин-
форма-
11 комбинурок формиро-вания новых знаний. Рисование, плЗнать, в чем заключается Знать, что такое ланд- Форма-
Парки, скверы, бульвары. работа художника-архи- шафтная архитектура; ционныитектора. что работа художника- материал Уметь изобразить парк архитектора - работа по теме или сквер целого коллектива. Уметь изобразить дет- зоватьсяскую площадку или «бульвар для раздумий» им
12 Ажурные ограды. Урок комб формиро-вания новых знаний. аппликация Знать разные инженер- Цель: развивать творческоеные формы ажурныхОснова дляразвития
чувства
прекрасного
воображение художников- сцеплений металла. развития
конструкторов Уметь конструировать из проволоки ажурные решетки чувства
прекрасного 13 Фонари на улицах и в парках. поделка Знать виды и назначение Знать, как конструиро- Цель: расширять представление комбфонарей. вать фонарь из бумаги. учащихся о работе художников поУметь придумать свои Уметь конструировать созданию общего облика города, варианты фонарей дляфонарь из цветной бу- продолжать работу над панно детского праздника маги к празднику 14 Транспорт. конструировЗнать разные виды Знать многообразие комб формиро-вания новых знаний. транспорта. форм, связь формы Цель: обратить внимание детей на выразительность форм транспорта - воздушного, наземного, на его историю и эволюцию Уметь изобразить разные виды транспорта со временем создания,
скоростью.
Уметь создать панно
с аппликацией Пол-ноеотношение
к урокам
ИЗО Р а з д е л 3. ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ (11 часов) 15 Знать истоки театраль- Знать, каким был древ- Уметь Художник и театр (образ театрального героя).
Урок формирова-вания новых знаний. акварель ного искусства. Уметь создать эпизод ний античный театр. Уметь нарисовать арену находить необхо-
Цель: развивать представление о деятельности художника, раскрыть сущность театрального слова, показать в чем проявляется фантазия художника и зрителя ванияновых
знаний театральной сказки древнего театра димыйсправоч-
но-ин-
форма-
ционныйматериал
16 Образ театрального героя. Макет театральной постановки Знать театр кукол как Знать термин спектакль Цель: ввести в мир театра, в мир условностей, в мир игры Урок формирования зн.
новыхновых знаний.
ванияновых
знаний пример видового разнообразия театра. Уметь создать эскиз те- как цепь взаимосвязанных действий. Уметь создать куколь- по теме и пользоваться
атральных кукол-персонажей ного героя с выразительным характером им 17
18 Театральные маски.
Цель: познакомить с масками Создание
маски Знать историю происхождения театральных ма- Знать о роли художника в создании маски, Эмпатия
как
Понимание чувств других
людей и
сопережива-ние им. как способом перевоплощения; комбсок. об условности языка как
развивать эмоционально-целостное отношение к искусству Уметь конструировать маску из бумаги масок.
Уметь конструировать выразительные маски из бумаги (бумагопла-стика) и расписать, подчеркивая ее характер понима-ниечувств
прекрас-ного19
20 Театр кукол. Голова куклы, Бумажная
кукла Знать отличие кукольно- Знать, что такое перча- театральный костюм.
Цель: создать куклы к куколь- Комбин. го театра от других видов театра. точная кукла.
Уметь изготовить голо- Пол-ноеотноше-
ниек урокам
ИЗО
20 ному спектаклю; расширить представление детей о кукольном театре и его истоках; развивать устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа кукла Уметь создать в паре голову кукольного персонажа ву перчаточной кукле ние к
урокам
ИЗО 21 Театральный занавес.
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о театре; познакомить с театральным зданием Урок формирова-вания новых знаний.
ванияновых
знаний Знать устройство театра. Уметь анализировать отличие театра от кинотеатра Знать эволюцию театрального помещения от древнего амфитеатра до современного. Уметь изобразить эскиз театрального занавеса Уметь находить необходимый справоч-но-ин-форма-ционный материал по теме и пользоваться им 22
23 Афиша.
Цель: познакомить с работой художников графиков, с театральным плакатом; дать представление- о назначении афиш комбинСоздание эскизов Знать о назначении
афиши.
Уметь создать эскиз
афиши к спектаклю Знать различие между плакатом и афишей. Уметь создать эскиз афиши группой без помощи учителя 24
25 Художник и цирк. Праздник в городе.
Цель: закрепить знания о театре и цирке Урок закрепле-ния и совершенствования знаний Рисунок акварелью Знать отличие и сходство театра и цирка. Уметь создать эскиз циркового представления Знать элементы оформления, созданные художником в цирке: костюм, реквизит. Уметь изобразить цирковой персонаж в движении Основа дляразвития
чувства
прекрасного
чувства
прекрасного Р а з д е л 4. ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ (8 часов)
26 Музеи в жизни города.
Цель: познакомить с историей культуры и искусства, приобщить к миру искусства, помочь сделать первый шаг к самостоятельному их изучению и посещению музея Урок формирова-вания новых знаний.
ванияновых
знаний Рисование на свободную тему Знать, что в музеях хранятся лучшие произведения искусства, подлинники авторов. Уметь изобразить интерьер музея Знать, из чего состоит интерьер музея; крупнейшие музеи страны. Уметь создать образ музея (работа в паре) Уметь находить необходимый справоч-но-ин-форма-ционныи материал по теме и пользоваться им 27 Изобразительное искусство: картина-пейзаж.
Цель: познакомить учащихся с жанром пейзажа, научить видеть и передавать в рисунке красоту природы Урок формирова-вания новых знаний.
ванияновых
знаний Краски, карандаши Знать, что такое картина-пейзаж, о роли цвета в пейзаже.
Уметь изобразить пейзаж по представлению Знать знаменитые картины-пейзажи И. Айвазовского, И. Шишкина. Уметь передать настроение пейзажа Основа дляразвития
чувства
прекрасного 28 Картина-натюрморт. комбинрисунок Знать, что такое натюр- Знать о средствах вы- Основа дляразвития
чувства
прекрасного Цель: показать отношение морт, где можно увидеть ражения настроения художника к тому, что он изобра- натюрморт. в натюрморте, о роли жаетУметь изобразить цвета.
Уметь создать натюрморт по представ- натюрморты с разнымлениюнастроением (веселый,грустный) 29 Картина-портрет. Знать жанр портрета. Знать знаменитые кар- Цель: познакомить учащихся комбинрисунок Уметь нарисовать порт- тины, портреты. с изображением человека на порт- рет близкого человека Уметь создать само- прекрасного
ретестоятельно живописный портрет близкого человека 30 Картины исторические и быто- Знать отличие историче- Знать мемориальныйвые. комбрисунок ских и бытовых картин. комплекс ВоинскойПол-ноеотноше-
ниек урокам
ИЗО
ние к
урокам
ИЗО Цель: научить отличать истори- Уметь изобразить сцену славы в городе-герое отноше-
ниеческие картины от бытовых, при- из повседневной жизни Волгограде. ние к
вивать любовь к Родине - чувство патриотизма людей Уметь изобразить мемориальный комплекс Воинской славы урокам
ИЗО 31 Скульптура в музеях и на ули- комбЗнать, что такое скульп- Знать разнообразие цах. Лепка из пластилина тура. скульптурных материа- Цель: познакомить с жанром Уметь смотреть лов, особенности пар- скульптуры, разнообразием скульптурных материалов из пластилина на скульптуру ковой скульптуры. Уметь лепить фигуру человека и животного в движении Основа дляразвития
чувства
прекрасного 32
Художествен ная выста вкаЗнать, что такое выстав- 33
34 обобщение темы четверти.
Цель: оформить выставку лучших работы учащихся за год Обобще-ниека.
Уметь подготовить к
выставке лучшие работы Пол-ноеотноше-
ниек урокам ИЗОИЗО
ние к
урокам
ИЗО
отноше-
ниение к
урокам
ИЗО