рабочая программа по изо 7 класс Неменский


ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО
Заседание МО учителей
______________________
МКОУ «Боровская СОШ»
Протокол № _____
от «____» _________ 2014 г.
Руководитель МО
_______Романова Е.В.
СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МКОУ «Боровская СОШ»
Протокол № _____
от «____» __________2014 г.
Зам. директора по УВР
_____ Казакова Л.В. УТВЕРЖДАЮ
Приказ № ___________
от «___»___________ 2014г.
Директор
МКОУ «Боровская СОШ»
МО «Братский район»
______ Непомнящая Т.Е.
Рабочая программа
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
«Изобразительное искусство в жизни человека»
для обучающихся 7 класса
на 2014-2015 учебный год
Образовательная область: «Искусство»
Разработала:
Никоненкова Оксана Васильевна
учитель изобразительного искусства

П. Боровской
2014 г
Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство в жизни человека» для обучающихся 7 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2009
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ и положением о рабочих программах МКОУ «Боровская СОШ»
Образовательная область «Искусство», предмет изучения «Изобразительное искусство»
Функции предмета направлены на духовное развитие и самовыражение учащихся, на ознакомление с шедеврами отечественного и зарубежного искусства. Практическая деятельность представлена в содержательном единстве с художественном творчестве, во взаимодействием искусства с жизнью. Содержание полностью соответствует авторской программе Неменского Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 класс».2009
Цели и задачи программы:
Задачи художественного развития обучающихся в 7 классе:
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:
- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;
- формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;
- формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;
- формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.
Формирование художественно-творческой активности:
- творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы, используя наблюдения и зарисовки с натуры;
- творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору репродукций и высказываний об искусстве.

Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека » для 7 класса является целостным интегративным курсом. Образ человека стоит в центре искусства. Содержание уроков наполнено представлением о красоте человека, о наиболее существенном в его облике и в его действиях. Постановка художественной задачи и выполнение практических работ направлены на эстетическое преобразование окружающей среды, повышение интереса к произведениям искусства, развитие воображения и наблюдательности, реализацию творческих способностей обучающихся. Основное внимание уделяется изучению развития жанров тематической картины в истории искусства. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности.
В результате обучения изобразительному искусству в 7 классе учащиеся получают знания об основных видах и жанрах изобразительных искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их основных произведениях; наиболее крупных художественных музеях России и мира. На уроках овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры; определяют средства выразительности при восприятии произведений; используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь). Содержание обучения в рабочей программе дано крупными блоками. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства, варьировать содержание уроков, различными средствами распределять учебный материал.
Описание места учебного предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство в жизни человека» в 7 классе -35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Учебно-тематический план
№ Разделы, темы Всего часов Формы организации учебной деятельности Формы контроля
По программе По рабочей программе Беседа, лекция Практические работы, контрольная работа
1 «Изображение фигуры человека и образ человека» 8ч. 8ч. Лекция Творческая работа
Проверочная работа(тест)
Выставка
2 «Поэзия повседневности» 8ч. 8ч. Лекция Творческая работа
Проверочная работа (тест)
3 «Великие темы жизни» 12ч 12ч. Лекция Творческая работа
Проверочная работа (тест)
4 «Реальность жизни и художественный образ» 7ч 7ч. Лекция Творческая работа
Проверочная работа (тест)
Итого 35 35 Содержание программы.
«Изобразительное искусство в жизни человека.» (35 часов)
I раздел.«Изображение фигуры человека и образ человека» (8 ч)
Образ человека стоит в центре искусства. Представление о красоте человека в истории искусства: в древних культурах Египта, Ассирии, Индии, Древней Греции, эпохи Возрождения. Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для древних культур. Изучение пропорций и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека и передача движения человека. Выполнение набросков с натуры. Создание композиции на тему спорта, передача согласованности движения человека. Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике, Беседа о восприятии произведений искусства.
II раздел.«Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов» (8 ч)
Знакомство с бытовым и историческим жанром в изобразительном искусстве. Материал четверти включает в себя последовательность ярких творческих заданий, направленных на развитие наблюдательности, поэтического видения реальной жизни и формирование композиционного мышления. Знакомство с понятием сюжет, тема и содержание в произведениях живописи. Создание композиций с простым, доступным для наблюдения сюжетом из своей жизни, своего города. Развитие интереса к истории и укладу жизни своего народа, работа над созданием композиции на темы жизни людей своего народа в прошлом. Выполнение проекта «Рождественская ёлка».
III раздел.«Великие темы жизни» (12 ч)
Знакомство с монументальной и станковой живописью. Беседы о великих русских живописцах XIX столетия: К. Брюллов, А.Иванов, В.Суриков, И.Репин, И.Крамской М Нестеров. Знакомство с Библейскими темами живописных полотен Западной Европы и в русском искусстве. Процесс работы над тематической картиной исторического и библейского жанра. Создание проекта памятника из пластилина посвященному историческому событию. Множественность направлений и языков изображений в искусстве XX века. Проблема взаимоотношений поколений, личности и общества, природы и человека
IV раздел.«Реальность в жизни и художественный образ» (7 ч)
Итоговые обобщения материала проводятся в этой четверти в форме беседы, дискуссий, в создании презентаций или индивидуальных и коллективных проектов. Знакомство с иллюстрацией как с формой взаимосвязи слов с изображением, построение эскизов иллюстраций и выполнение декоративной иллюстрации к литературному произведению.
Планируемые результаты изучения предмета.
Обучающиеся должны знать:
процесс работы над созданием станковых произведений.
основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);-произведения выдающихся мастеров Древней Греции, эпохи итальянского
-Возрождения, голландского искусства 17в., испанского 17в., французского 17-20 вв.
выдающихся произведений отечественного искусства: (Э.-М. Фальконе, А. Г. Венецианов, В. И. Суриков, И. Е. Репин, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев)
Возрождения, голландского искусства 17в., испанского 17в., французского 17-20 вв.(Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буанаротти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне, В. Ван Гог, О. Роден, П. Пикассо) и их основные произведения;
наиболее крупные художественные музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея, музеи г. Белгорода);значение изобразительного искусства в художественной культуре;
-выдающихся произведений отечественного искусства.
Обучающиеся должны уметь:
применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения.
-работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки.
-передавать в объемной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, ее движение и характер.
-изображать пространство с учетом наблюдательной перспективы.
-выполнять элементы оформления альбома или книги по искусству.
-отстаивать свое мнение по поводу рассматриваемых произведений.
вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов по искусству.
творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, исторические, библейские, используя наблюдения, зарисовки, зрительный ряд.
творчески относиться к организации экскурсии по музеям, выставкам, работам своих одноклассников, к подбору репродукций и высказываний об искусстве, анализу своих творческих работ и работ своих товарищей.
Формы контроля уровней достижений обучающихся и критерии оценки
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника понять суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля
Виды контроля: текущий – систематическая проверка знаний; рубежный или периодический – после завершения больших тем, разделов;
итоговый учет.
Методы и форма контроля
а) по способу проверки:
– устный (беседа, контрольные вопросы);
– письменный (письменные контрольные работы, вопросники, тесты);
– практический;
б) по охвату учащихся:
– индивидуальный (раздаточный проверочный материал, задания на карточках, кроссворды);
– групповой (кроссворды, лото, игры);
– фронтальный (вопросная форма беседы, опросники, викторины).
Критерии оценки
Оценка `5`
обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка `4`
обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка `3`
обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка `2`
обучающийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока;
Оценка `1`
обучающийся обнаруживает полное незнание учебного материала.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик: выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Оценка "2" ставится, если ученик: допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик: не приступал к выполнению работы; или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплекс
Список литературы (основной)

1. Питерских А.С., Гуров Г.Е..: Изобразительное искусство: дизайн и архитекрура в жизни человека: учеб. для 7-8 кл. общеобр. учреждений под редакцией Неменского Б.М. – М.: Просвещение, 2008. – 175 с
2. О.В. Свиридова «Изобразительное искусство » Поурочные план 7класс по программе Б.М.Неменского, Волгоград 2009
3. О.М. Гусева «Изобразительное искусство» 6 класс Поурочные разработки по программе Б.М.Неменского, Издательство «Просвещение», МОСКВА «ВАКО»2013
Список литературы (дополнительный)
Н.М. Степанчук З.А. «Изобразительное искусство» (1-8 классы) Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков, Издательство «Учитель», Волгоград 2009
О.В.Павлова «Изобразительное искусство 5-7 классы» Обучение основам изобразительной грамоты. Конспекты уроков. Издательство «Учитель», Волгоград 2009
Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.
Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.
Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.
Наглядно-дидактический материал:
Таблицы демонстрационные «Изобразительное искусство» («Пропорции человека», «Схема построение фигуры человека», «Композиционные схемы», «Виды шрифтов»);
Репродукции картин художественные жанры (анималистический, бытовой, батальный, исторический, сказочно-былинный, мифологическая тема); Произведения художников передвижников: И.Н. Крамского, В.Г. Перова, И.В. Репина, И.И. Левитана, И.И. Шишкина, В.И. Васнецова; основоположниками бытового жанра А. Венецианова, П. Федотова;
Репродукции плакатов ведущих мастеров на различные темы;
Презентации PowerPoint «Передвижники»;
Альбом педагогических рисунков «Поэтапное выполнение фигуры человека» «Композиционные схемы»;
Компакт диск «История живописи 1.2 часть»
ТСО: телевизор, видео магнитофон, DVD плеер
ЦОР:
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.
ЦОР-Цифровые образовательные ресурсы:
История искусства. Методическая поддержка on – line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».
Энциклопедия изобразительного искусства. ООО «Бизнессофт», Россия, 2005 год.
Шедевры русской живописи. ООО «Кирилл и Мефодий», 1997 год.
Мировая художественная культура. ООО «Кирилл и Мефодий», 1998 год.
Календарно-тематическое планирование
По изобразительному искусству для 7 класса под руководством Б.М. Неменского№ Тема урока Кол-во часов Дата проведения Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихсяВиды контроля. Измерители
Домашнее задание
план факт I четверть(9 часов)
1 раздел
«Изображение фигуры человека и образ человека» (8 часов)
Изображение фигуры человека в истории искусств
1
04.09
Зарисовки изображения фигуры человека, характерных для древних культур.
Должны получать знания о жанровой системе в ИЗО и ее значения для анализа развития искусства, и способов его изображения Рисунок Рассмотреть памятники древнего искусства

Пропорции и строение фигуры человека 1
11.09
Зарисовки схемы фигуры человека.
Схемы движения человека. Учащиеся должны получить первичные навыки изображения пропорций и движения человека по представлению Рисунок Тонировочная бумага

Лепка фигуры человека 1 18.09
Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе. Должны научиться владеть материалом лепки на доступном возрасте уровне
Работа На усмотрение учителя
Набросок фигуры человека с натуры 3 25.09
Наброски с натуры одетой фигуры человека (наброски одноклассников в разных движениях)
Повторение и закрепление
Практикум - рисование
Наброски
с натуры фигуры ученика Учащиеся должны получить первичные навыки изображения человека с натуры Рисунок Нарисовать авто набросок
02.10 На усмотрение учителя
09.10 Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве 2 16.10
Беседа «Духовная красота в искусстве русской иконописи и готическом искусстве Европы»
Обобщение и систематизация знаний
Знать наиболее значительный ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве Сообщение На усмотрение учителя
23.10 2 раздел
«Поэзия повседневности» (8 часов)
Поэзия повседневности жизни в искусстве разных народов 1 30.10 Изображение учащимися выбранных мотивов из жизни разных народов. Должны получить знания о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художника рисунок Доклад «Персидская миниатюра»
II четверть (7 часов)
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры 1 13.11 Беседа «Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников Должны получить знания о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах Реферат Зарисовка крестьянкой жизни
Сюжет и содержание в картине 1 20.11 Композиция с сюжетом из своей жизни «Прогулка в парке» Должны получить знания о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека Рисунок Завершение работы
Жизнь каждого дня – большая тема искусства 1 27.11 Эскизы из жизни семьи, например: «Семейный вечер», «Поездка к бабушке» и т.д. Навыки наблюдательности, способность образного виденья окружающей ежедневной жизни, формирующая активность восприятия реальности Рисунок На усмотрение учителя
1 04.12 Жизнь людей на моей улице: выполнение набросков или зарисовок, например: «Во дворе», «У витрины магазина» На усмотрение учителя
Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре) 1 11.12 Создание композиции на темы жизни людей своего города в прошлом Должны знать о композиционном построении произведения, о роли формата, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле Рисунок Реферат об истории города
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре) 1 18.12 Создание композиции в техники коллажа на тему праздника Научить владеть техникой коллажа Работа Вырезки из журналов на тему праздника
1 25.12 На усмотрение учителя
III четверть (10 часов)
3 раздел
«Великие темы жизни»(12 часов)
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох 1 15.01 Беседа «Исторический и Мифологический жанры в искусстве XVII века» Должны получить знания о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах Реферат Реферат «Развитее исторической и мифологической картины 17 века»
Тематическая картина в русском искусстве XIX века 1 22.01 Беседа « Великие русские живописцы XIX столетия» Понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX- XX столетий Реферат Реферат на тему: «Русский живописец 19 века»
Процесс работы над тематической картиной 1 29.12 Беседа « Понятие темы, сюжета и содержания. Реальность жизни и художественный образ»
Эскизы на темы из истории нашей Родины.
Исполнение композиции на тему. Должны знать о роли эскизов и этюдов. О разнице сюжета и содержания. Сообщение
Тема: «Этапы создания картины»
1 05.02 Рисунок Зрительный материал по теме
1 12.02 Рисунок На выбор учителя
Библейские темы в изобразительном искусстве 1 19.02 1.Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков. Зарисовки. Должны получить знания о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (библейские темы в искусстве) Рисунок Подготовить зрительный ряд
1 26.02 2. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве. Зарисовки. Сообщение Тема «Библейские темы в живописи»
1 05.03 3. Создание композиции на библейские темы, например: «Святое семейство», «Рождество». Рисунок На усмотрение учителя
1 12.03 4. Создание композиции на библейские тем, завершение работы Рисунок На усмотрение учителя
1 19.03 Создание проекта памятника, исторического события или героя. Должны знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий Работа Пластилин, картон, стеки
IV четверть (9часов)
Монументальная скульптура и образ истории народа 1 02.04 Создание проекта памятника, исторического события или героя. Должны знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий Тема: «Искусство второй половины 20 века»
Место и роль картины в искусстве XX века 1 09.04 Беседа и дискуссия о современном искусстве Иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художест-венными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке Сообщение На усмотрение учителя
4 раздел
«Реальность жизни и художественный образ» (7 часов)
Художественно исторические проекты 1 16.04 Практическая художественная работа на тему: «Жизнь в моем городе столетие назад» Учащиеся должны получить творческий опыт в построении тематический композиций, формирование авторской позиции по выбранной теме Рисунок На усмотрение учителя
Искусство иллюстрации. Слово и изображение 1 23.04 Выполнить иллюстрацию к литературному произведению Должны знать о роли художественной иллюстрации Рисунок Анализ рисунка
Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве 1 30.04 Конструктивный анализ произведений изобразительного искусства Должны знать о роли конструктивного и декоративного начала в живописи, графике и скульптуре. Вопросы На усмотрение учителя
Зрительное умения и их значение для современного человека 1 07.05 Глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства Учащиеся должны получить навыки соотношения собственных переживаний с контекстом художественной культуры Вопросы Аналитический анализ любого художника
История искусства и история человечества. Стиль и направление изобразительного искусства 1 14.05 Анализ произведений с точки зрения принадлежности их стилю, направлению Должны знать о роли художественных образов изобразительного искусства в понимание вечных тем жизни. Вопросы На усмотрение учителя
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства 1 21.05 Беседа «Произведения великих художников» Должны иметь представление о личности художника и мира его времени в произведениях искусства Реферат На усмотрение учителя
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре 1 28.05 Беседа «Роль художественного музея в национальной и мировой культуре» Должны иметь представление о музеях своего города, страны в целом и других западных стран Реферат На усмотрение учителя
35