Рабочая программа по изо 3 класс ФГОС Б.М. Неменский
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд 3 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство. 3 классы» разработана на основе авторской программы Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 1–4 классы : рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М. :Просвещение, 2011.
Общая характеристика учебного предмета
Программа по изобразительному искусству создана на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения).
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.
Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, к окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес к художественному творчеству.
Программа содержит некоторые ознакомительные темы, связанные с компьютерной грамотностью. Их задача – познакомить учащихся с компьютером как средством, не заменяющим, а дополняющим другие средства.
Цели курса:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Место предмета в учебном плане
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 3 классов начальной школы.
В Федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю, всего 135 часов. Предмет изучается: в 1 классе – 33 ч в год, во 2-4 классах – 34 ч в год.
Результаты изучения учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
В процессе изучения изобразительного искусства обучающийся достигнет следующих личностных результатов:
в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному пониманию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:
- умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
- умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Содержание курса
Учимся у природы
Наблюдение природы и природных явлений; характеристика эмоциональных состояний, которые они вызывают у человека. Различия в изображении природы в разное время года, суток, различную погоду. Пейзажи разных географических широт. Использование различных материалов и средств для создания выразительных образов природы.
Изображение деревьев, птиц, зверей, общие и характерные черты. Разнообразие в природе цвета, линий, форм, ставших основой декоративного творчества: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д. Постройки в природе: птичьи гнезда, ульи, норы, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства.
Основы художественного языка. Особенности композиции при изображении природных объектов. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживание, ритм.
Начальные представления о цветоведении: основные и составные, теплые и холодные цвета, смешение цветов с черной и белой красками.
Изучение разнообразия природных форм и их отражение в искусстве. Связь формы и характера изображаемого объекта.
Пропорции фигуры человека и животных.
Фантастические образы в изобразительном искусстве
Сказочные образы в искусстве. Художественное воображение и художественная фантазия. Перенос художественного образа с одного вида на другой. Получение фантастических образов путем трансформации природных форм в изобразительной деятельности. Сказочные образы в живописи, скульптуре, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, в книжной графике. Различные версии образов и хорошо знакомых сказочных героев в разных искусствах. Выбор художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта.
Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, изображающими сказочные и фантастические образы.
Основы художественного языка. Особенности композиции при передачи сказочных образов, при создании фантастических композиций. Понятия: главное – второстепенное, большое – маленькое, плоскостная декоративная композиция.
Начальные представления о цветоведении: гармония и контраст цветов, сближение и контрастная цветовая гамма.
Форма предмета и стилизация природных форм в декоративном творчестве.
Пропорции: соотношение целого и частей.
Учимся на традициях своего народа.
Значение изобразительного искусства в национальной культуре.
Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. Синтетический характер народной культуры (взаимосвязь украшений жилища, предметов быта, орудий труда, костюма, музыки, песен, былин, сказаний, сказок). Образ человека в традиционной культуре. Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладного искусства.
Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, затрагивающими тему родной природы, русских сказок, истории Отечества.
Основы художественного языка. Возможности композиции (в вертикальном или горизонтальном формате), равновесие в композиции; роль ритма в эмоциональном звучании композиции.
Ритм в орнаменте.
Декоративно-символическая роль цвета в декоративно - прикладном искусстве.
Использование контраста крупных и мелких форм в объеме.
Приобщаемся к культуре народов мира
Взаимосвязь народного искусства с традициями народа и окружающей природой.
Развитие представлений о роли изобразительного искусства в общечеловеческой культуре.
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и разные эпохи. Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, затрагивающими природу, сказками и мифами других народов.
Основы художественного языка. Использование пропорций и форм животного и растительного мира в композиции архитектурных сооружений.
Ритм в архитектуре и декоративном искусстве.
Цветовая гармония природы, архитектуры, человека в одежде своего времени.
Использование контраста крупных и мелких, длинных и коротких, округлых и острых форм в объеме.
Опыт художественно-творческой деятельности
Изображение с натуры, по памяти, по представлению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, художественном конструировании) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина и природных материалов.
Выражение своего отношения к произведениям изобразительного искусства, участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.
Учебно-тематическое планирование по изобразительному искусству.
«Искусство вокруг нас». 3 класс - 34 часов.
№
темы
Тема урока
Тип урока
Элементы содержания
Планируемые результаты
УУД
Требования к уровню подготовки
Вид контроля
Дата
ф/п
I четверть (8ч.)
Искусство в твоем доме (8 ч.)
1.
2.
Твои игрушки придумал художник. Лепка игрушки из пластилина или глины. Разнообразие форм и декора игрушек. Роль игрушки в жизни людей. Игрушки современные и игрушки прошлых времен.
Урок –фантазия
Разнообразие формы и декора игрушек.
Рассматривать с детьми игрушки современные и игрушки прошлых времен.
Знакомство с народными игрушками (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские)
Связь внешнего оформления игрушек и его формой.
Познавательные УУД:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
Регулятивные УУД:
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий.
Создавать выразительную и пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения. Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек.
текущий
3
Посуда у тебя дома. Разнообразие посуды: ее форма, силуэт, нарядный декор. Роль художника в создании образа посуды. Зависимость формы и декора посуды от материала. Образцы посуды, созданные мастерами промыслов. Работа Братьев – Мастеров по созданию посуды: конструкция - форма, украшение, роспись. Придумать и изобразить на бумаге сервиз из нескольких предметов.
Комбинированный
Понимать обусловленность формы, украшения посуды ее назначением.
Зависимость формы и декора посуды от материала.
Уметь выделять конструктивный образ и характер декора, украшения. Характеризовать связь между формой и декором.
Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования, а также навыками изображения посудных форм, объединенных общим образным решением.
текущий
4.
Мамин платок. Знакомство с искусством росписи тканей. Создание эскиза платка для мамы, девочки, бабушки. Выражение в художественном образе платка: платок праздничный или повседневный и т. д.
Урок-сказка
Знать и объяснять основные варианты композиционного решения платка от того кому он предназначен. Различать растительный и геометрический узоры на платке.
Овладевать ритмикой и единым цветовым решением в создании эскиза.
Различать постройку (композицию), украшение (характер декора) изображение(стилизацию) в процессе создания платка.
Обрести опыт творчества и художественно практические навыки в создании эскиза росписи платка(фрагмента), выражая его назначение.
текущий
5.
Обои и шторы у тебя дома.
Создание эскиза обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение (спальня, гостиная, детская)
урок – фантазия
Понимать роль цвета обоев в настроении комнаты. Характеризовать роль художника в создании обоев и штор.
Рассказывать о роли художника и этапах его работы ( постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор.
Обретать опыт творчества и художественно – практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным значением.
текущий
6.
Твои книжки. Разработка детской книжки игрушки с иллюстрациями. (Или конструирование обложки для книжки- игрушки).
Урок – проект
Понимать роль художника и Братьев мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы)
Узнавать и называть произведения нескольких художников иллюстраторов детской книги.
Создавать проект детской книжки или обложки.
Понимать роль художника в создании книг.
(Т. Маврина ,Ю. Васнецов, И. Билибин, Е. Чарушин.) Знать и называть отдельные элементы оформления книги(обложка, иллюстрации,
буквицы)
текущий
7.
Поздравительная открытка.
Создание художником поздравительных открыток. (и другой мелкой тиражной графики). Многообразие открыток. Создание эскиза декоративной закладки или открытки
Комбинированный
Овладевать навыками работы с графическими материалами.
Понимать роль выдумки и фантазии в создании тиражной графики.
Эксперементировать с разными материалами (цветной бумагой, фломастерами, карандашами).
Создавать открытку к определенному событию или декоративную закладку.
Приобретать навыки выполнения лаконичного и выразительного изображения
текущий
8.
Что сделал художник в нашем доме. (обобщение) Роль Братьев – Мастеров в создании формы предмета и его украшения. Выставка творческих работ. Игра в художников и зрителей, в экскурсоводов на выставке детских работ.
Урок – игра
Понимать роль художника в создании всех предметов в доме.
Осознавать неразрывную связь всех сторон жизни человека с трудом художника.
Осознавать важную роль художника, его труда, в создании среды жизни человека.
Участвовать в творческой обучающей игре, организованно на уроке, в роли зрителей, художников экскурсоводов, Братьев _ Мастеров.
текущий
II четверть (7 ч.)
Искусство на улицах твоего города (7 ч.)
9.
Памятники архитектуры –наследие веков. Знакомство со старинной и новой архитектурой родного города. Образное воздействие архитектуры на человека. Изучение и изображение одного из архитектурных памятников.
Урок - введения в новую тему
Учиться видеть архитектурный образ городской среды.
Различать и оценивать в архитектурном образе работу каждого из Братьев – Мастеров.
Понимать что памятники архитектуры - достояние народа, эстафета культуры, которую поколения передают друг другу.
Познавательные УУД:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
Регулятивные УУД:
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий.
-
Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядочность. Раскрывать особенности архитектурного образа города.
текущий
10.
Парки, скверы, бульвары..
Изображение парка, сквера. (Возможен коллаж). Архитектура садов и парков. Проектирование не только зданий, но и парков, скверов.
Урок –проект
Знать разновидности парка (парки для отдыха, детские парки, парки музеи.) и особенности их устроения. Эстетически воспринимать парк как единый, целостный ансамбль.
Познакомиться с традициями создания парков в нашей стране – Петергофе, Павловске, Санкт – Петербурге.
Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно – пространственную композицию.
Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения.
текущий
11.
Ажурные ограды Чугунные ограды в Санкт – Петербурге и других городах. Создание проекта ажурной ограды или ворот – вырезание из цветной бумаги, сложенной гармошкой. Монтируется в композицию «Парки, скверы, бульвары»
Комбинированный
Понимать роль и назначение ажурных оград в украшении города.
Наблюдать в природе аналоги ажурных оград (снежинки, конструкция паутин, крылья стрекоз, жуков).
Осваивать вырезание из цветной бумаги сложенной гармошкой.
Находить в природных мотивах прообразы для орнаментального оформления ажурной решетки.
Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт – Петербурге и Москве.
Фантазировать, создавая проект ажурной решетки.
текущий
12.
Фонари на улицах и в парках. Графическое изображение или конструирование формы фонаря из бумаги. Работа художника по созданию красочного облика города, уличных и парковых фонарей.
Комбинированный
Воспринимать, сравнивать, анализировать старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, отмечать особенности формы и украшения.
Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях. Связь образного строя фонаря с природными аналогами.
Различать фонари разного эмоционального звучания.
Изображать необычные фонари , используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей. Уметь объяснять роль художника при создании нарядных обликов фонарей.
текущий
13.
Витрины магазинов. Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Витрина как украшение города. Создание проекта оформления витрины любого магазина.
Урок-проект
Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Понимать связь оформления витрины с обликом здания, улицы, с уровнем художественной культуры города.
Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины.
текущий
14.
Транспорт в городе. Роль художника в создании образа машины. Разные формы автомобилей. Придумать и нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин.
Урок-фантазия
Наблюдать связь конструкции автомобиля с природными прообразами (жук, стрекоза, паук) Сравнивать автомобили разных времен. Уметь видеть образ в форме машины.
Фантазировать, создавать образы фантастических машин.
Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта.
текущий
15.
Что сделал художник на улицах моего города (села). (обобщающий урок)
Обобщение представлений о роли и значении художника в создании облика современного города. Создание коллективного панно.
Урок - обобщения, урок - выставка
Осознавать и уметь объяснять важную и всем очень нужную работу художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения.
Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсовода. Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течении четверти, коллективную композицию. Овладевать приемами коллективной творческой деятельности.
текущий
III четверть (11 ч.)
Художник и зрелище (11 ч.)
16.
Художник в цирке. Цирк – образ яркого развлекательного зрелища. Роль художника в цирке. Выполнение рисунка или аппликации на тему циркового представления
Урок - введения в новую тему
Понимать роль художника в цирке. Знать элементы циркового оформления: занавес, костюмы, реквизит, освещение, оформление арены. Учиться передавать яркую красочность, зрелищность циркового искусства.
Познавательные УУД:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
Регулятивные УУД:
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий.
-
Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций , костюмов)
Учиться изображать яркое, веселое, подвижное. Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления.
текущий
17.
18.
19.
Художник в театре.
Истоки театрального искусства. Спектакль: вымысел и правда, мир условности. Художник создатель сценического мира. Создание театра на столе – создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль.
Урок -беседа
Понимать взаимосвязь театра с изобразительным искусством.
Овладевать навыками создания объемно- пространственной композиции « Театр на столе».
Знать истоки театрального искусства (народные празднества, карнавалы, древний античный театр.)
Сравнивать объекты, элементы театрально сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Создавать «Театр на столе» картонный макет с объемными или плоскостными декорациями.
Текущий
20.
21.
Маски.
Лицедейство и маска. Маски разных времен и народов. Маски как образ персонажа. Маски – характеры, маски-настроения. Условность языка масок и их декоративная выразительность. Искусство маски в театре и на празднике
(театральные, обрядовые, карнавальные)
Конструирование
выразительных острохарактерных масок.
Урок -беседа
Понимать условность языка масок и их декоративную выразительность.
Уметь конструировать выразительные острохарактерные маски.
Знать историю создания масок и их назначение.
Понимать взаимосвязь конструкции, образного начала куклы и костюма. Уметь передавать выразительность головки куклы: характерные, подчеркнуто – утрированные черты. Придумывать характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу. Применять для работы пластилин , бумагу, нитки, ножницы
Куски ткани.
текущий
22.
23.
Театр кукол.
Истоки развития кукольного театра. Разновидности кукол: перчаточные, тростевые, куклы – марионетки. Работа художника над куклой. Образ куклы и ее конструкция и костюм. Создание куклы к кукольному спектаклю.
Урок -беседа
Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки). Придумывать и создавать выразительную куклу
(характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие образу куклы.)
Уметь применять и комбинировать в работе разные материалы.
Иметь представление о разных видах масок.
Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу.
Конструиро вать выразительные и острохарактер ные маски к театральному представлению и празднику.
Текущий
24.
Афиша и плакат.
Значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр. Выражение в афише образа спектакля. Композиционное единство изображений, и текстов в плакате. Эскиз плаката-афиши к спектаклю или цирковому представлению.
Комбинированный
Понимать особенности языка плаката, афиши: броскость, яркость, ясность, условность, лаконизм.
Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле).
Уметь видеть и определять в афишах плакатах изображение, украшение, лаконизм.
Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению;
Добиваться образного единства изображения и текста.
Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения.
текущий
25.
Праздник в городе.
Роль художника в создании праздничного облика города.
Элементы праздничного украшения города: панно, декоративные праздничные сооружения, иллюминация, фейрверки, флаги.
Выполнение рисунка «Праздник в городе».
Урок-проект
Понимать роль художника в создании праздничного облика города.
Создавать в рисунке праздничную атмосферу используя элементы праздничного украшения города.
Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы, Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным и красивым.
Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города.
Знать основные элементы украшения праздничного города: панно, декоративные праздничные сооружения, иллюминация, и т. д.
Уметь передавать образ праздничного праздничного города.
текущий
26.
Школьный карнавал.
Организация театрализованного представления или спектакля с использованием сделанных на уроках масок, кукол, афиш, плакатов, костюмов и т. д.
Урок –обобщение
Понимать роль праздничного украшения для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам.
Участвовать веселом представлении или веселом карнавале. театрализованном представлении.
Овладевать навыками коллективного художественного творчества.
текущий
VI четверть (8ч.)
Художник и музей (8 ч.)
27.
Музеи в жизни города.
Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов – хранители великих произведений мирового и русского искусства. Разнообразие музеев( художественные литературные, исторические, игрушек, космоса и т. д.) Крупнейшие художествен ные музеи России: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей. Рассказ учителя и беседа.
Урок-введение в новую тему
Знать крупнейшие художественные музеи России: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании экспозиции.
Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием.
Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России.
текущий
28.
29.
Картина – особый мир. Картина пейзаж. Картины создаваемые художниками. Где и зачем мы встречаемся с картинами. Мир в картине. Роль рамы для картины. Пейзаж – изображение природы, жанр изобразительного искусства. Знаменитые картины-пейзажи. Выражение в пейзаже настроения, состояния души.
Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением.
Урок-дискуссия
Урок развития умений и навыков.
Иметь представление, что картина – это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами, переживаниями.
Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов. Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением.
Уметь рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.
Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом.
Выражать цветом настроение в пейзаже. Знать картины и имена крупнейших русских художников пейзажистов И. Левитан, А. Саврасов Ф. Васильев, А. Куинджи.
текущий
30.
Картина - портрет
Знакомство с жанром портрета. Знаменитые художники портретисты. Портрет человека как изображение его характера, настроения, как проникнове ние в его внутренний мир. Создание портрета кого либо из дорогих, хорошо знакомых людей или автопортрета.
Урок развития умений и навыков
Иметь представление об изобразительном жанре – портрете.
Уметь создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей.
Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся картинах.
Познавательные УУД:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
Регулятивные УУД:
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий.
Знать знаменитых художников портретистов (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Серов, И. Репин, В. Тропинин) и их картины портреты.
Уметь передавать настроение, позу, характер изображаемого.
Развивать живописные навыки гуашью.
текущий
31.
Картина - натюрморт.
Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Знаменитые русские и западноевропейские художники, работавшие в жанре натюрморта. Создание натюрморта по представлению с ярко выраженным настроением.
Урок формирования умений и навыков
Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передает цветом.
Воспринимать картину натюрморт как своеобразный рассказ о человеке - хозяине вещей, о времени, в котором он живет, его интересах.
Знать знаменитых русских и западноевропейских художников работавших в жанре натюрморта.
Изображать натюрморт с настроением используя роль цвета.
Развивать живописные и композиционные навыки.
Знать имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта Ж.-Б. Шарден, К. Петров-Водкин, П., КончаловскийМ.Сарьян, В. Ван Гог).
Изображать натюрморт с ярко выраженным настроением.
текущий
32.
Картины исторические и бытовые.
Изображение в картинах событий из жизни людей.
Изображение больших исторических событий, героев в картинах исторического жанра.
Красота и переживания повседневной жизни в картинах бытового жанра. Изображение сцены из своей повседневной жизни в картинах бытового жанра.
Урок формирования – умений и навыков
Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра.
Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся картинах, об их сюжете и настроении.
Осваивать новую технику (восковые мелки и акварель).
Развивать композицион ные навыки.
Изображать сцену из повседневной жизни, выстраивая сюжетную композицию.
Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками, акварель).
текущий
33.
Скульптура в музее и на улице. Скульптура – объемное изображение, которое живет в реальном пространстве. Скульптура в музеях. Скульптурные памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного(в движении) для парковой скульптуры.
Комбинированный
Понимать отличие скульптуры от живописи и графики.
Знать основные скульптурные материалы (камень, металл, дерево, глина).
Называть основные виды скульптуры: скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура.
Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.
Объяснять роль скульптурных памятников.
Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать.
Знать и уметь объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры.
Уметь лепить фигуру человека или животного в движении.
текущий
34.
Художественная выставка. Обобщение темы.
Выставка лучших детских работ за год. Выставка как событие и праздник общения.
Урок - выставка
Участвовать в организации выставки детского художественного творчества.
Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней.
Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, и проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ.
текущий
Методическое обеспечение
Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для 1 -4 классов общеобразовательных учреждений. В комплекты входят следующие издания под редакцией Б.М.Неменского.
Учебники
Л.А.Неменская. изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс; Л.А.Неменская. Изобразительное искусство.
Пособия для учащихся Рабочая тетрадь. 3 класс; Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская.
Пособие для учителей Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы.
Планируемые результаты
В результате изучения предмета « Изобразительное искусство» у учащихся:
будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Учащиеся:
овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.