Внеклассное мероприятие Течёт река Волга ( 3 класс)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 «ОБРАЗОВАТЕЛЬЫЙ ЦЕНТР» ГОРОДА НЕФТЕГОРСКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НЕФТЕГОРСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Разработка мероприятия
«Течет река Волга»
Составитела :
учитель начальных классов
Крючкова Светлана Ивановна
2014 год.
Пояснительная записка
Методика организации и проведения данного мероприятия нацелена на решение конкретных и перспективных задач в патриотическом и духовно-нравственном воспитании.
Проводимое мероприятие предполагают приобщение школьников начальных классов к культурно-историческим процессам через специально созданные образовательно-воспитательные ситуации, задача которых – вовлечение юных граждан в жизнь и культуру своего народа, своего края, проживание, а не просто изучение культуры и быта малой родины.
Выполнение различных обрядов, традиций, сюжетно-ролевых действий побуждают детей к активной разносторонней деятельности, приводит их к личному культурно-образовательному результату и непосредственно приобщает к культурно-историческому прошлому и настоящему нашей малой родины.
Проводимое мероприятие достаточно информировано, насыщено, содержательно. Они помогает упорядочиванию жизненных впечатлений учащихся, осознанию каждым себя, своего места в жизни нашего края.
Цель. Воспитать толерантное отношение к жителям разных национальностей.
Задачи. Познакомить с разнообразием культурного творчества народов Поволжья.
Оборудование:
1. компьютер;
2. экран;
3. презентация «Путешествие по городам Поволжья»;
4. элементы русской избы;
5. 3 горшка;
6. куклы разных национальностей;
7. подносы с блюдами разных национальностей;
8. музыкальные фрагменты;
9. национальные костюмы.
Область применения: учащиеся 3 класса, гости мероприятия чувашской, мордовской, татарской, казахской национальности, родители.
Форма реализации: праздник.
Возрастные группы: учащиеся 3,9 классов.
Ожидаемые результаты (полученные результаты):
- формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей;
- формирование умения правильно ориентироваться в информационном пространстве и событиях;
- становление правильных мировоззренческих позиций;
- социализация и воспитание творческой личности.
Содержательная часть.
"Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам".
Тема патриотизма, патриотического воспитания приобрела в наши дни особое значение. Мы вернули название страны, флаг, веру, но есть еще много идейных вопросов, и новые подходы к патриотическому воспитанию подрастающего поколения являются актуальной. Дети много знают о Родине, но мало знают о малой родине, поэтому важно познакомить ребят с разнообразием культурного творчества народов Поволжья.
Патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Он является составной частью мировоззрения, формирует поведение по отношению к родной стране, к другим нациям, народам и странам.
Патриотизм - это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном служении Отечеству.
ЭТАПЫ подготовки и проведения мероприятия. При подготовке к проведению мероприятия необходимо придерживаться следующих правил:Правило первое: мероприятие должно быть актуальным и интересным для того возраста, в котором находятся учащиеся данного класса.Правило второе: материал, используемый при проведении мероприятия должен быть ненавязчивым и отвечать потребностям школьников.Правило третье: информация, которую предлагают дети и классный руководитель, должна быть новой для всех учащихся.Правило четвёртое: необходимо создание комфортной психологической атмосферы, где каждый учащийся имеет право на высказывание собственных чувств и мыслей.Правило пятое: мероприятиедолжно развивать интеллектуальные умения учащихся (умение анализировать, сравнивать, обобщать, сопереживать, делать собственные выводы) Для эффективной подготовки мероприятия можно использовать следующие формы работы:- изучение документальных материалов по истории родного края; - изучение культурных традиций малой родины;- изучение архивных документов, памятников истории;- обработка полученной информации (составление папок, альбомов, презентаций).- чтение и обсуждение журнальных публикаций, периодической печати, книг; - просмотр видеофильмов с последующим обсуждением;- конкурсы национальных блюд, костюмов, песен; конкурсы рисунков, плакатов, газет.
Результат подготовки .В ходе подготовки мероприятияучащиеся воспитываются на национальных традициях Поволжья.Учитель побуждает учащихся к сбору дополнительного материала, у них вырабатывается стремление к овладению рациональными приёмами и способами самостоятельного познания.По мере накопления такой материал тщательно систематизируется, оформляется в виде альбомов, папок. При сборе информации учитель стремится к тому, чтобы этот богатейший, социально ценный материал осмысливался школьниками, добивается глубокого понимания того, что духовность, идейная убеждённость и сплочённость народов нашей страны помогли нашему народу совершить подвиги на разных этапах исторического прошлого.Результат проведения мероприятий.В ходе проведения мероприятия дети должны познакомиться с разнообразием культурного творчества народов Поволжья.
Мероприятие должно способствовать воспитанию толерантного отношения к жителям разных национальностей.Оформление:
панорама реки Волги;
аудиозаписи отрывков национальной музыки;
национальные блюда;
сцена «русская изба», сцена «ярмарка»;
презентация к мероприятию.
Волга:
Вот и счастье - вновь Весна!
Оживает вся Земля
Я оттаяла, согрелась –
Долго, долго я спала.
Подо льдом вся истомилась,
Лето жаркое ждала!
Зимний, ледяной наряд мною снят, и вот
Ручейки бегут ко мне
В царство Волжских вод.
Расскажите мне ручьи,
Реки малые мои,
Как живет народ мой волжский?
Также мил, приветлив,
Так же любит труд, гостей,
Так же ценит честь, друзей?
Танец - хоровод национальностей.
Выбегают, приплясывая 2 скомороха.
Скоморох 1: Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
Об искусниках - умельцах
На весь мир молва идет!
Скоморох 2: Не погаснет, не потухнет
На холмах семи ветров Мастерство народов волжских,
Слава наших мастеров!
Подготовка к сценке.
Ведущий:Встала Ульяна не поздно, не рано.
Все с работы идут, а она тут как тут.
Ульяна (у зеркала):
Тит, вставай молотить!Тит (лежит на лавке):
Брюхо болит!!!
Ульяна:
Тит, вставай кашу есть.
Тит (вскакивает с лавки):
Бегу, бегу, без меня не начинайте. Где моя большая ложка? (смотрит на пустой стол)
Ульяна:
Пироги у нас сегодня, пироги! (подает жженый пирог)
Тит ( колотит пирогом):
Приглашала на пироги, а получились лепешки,
Жесткие, как доски.
Стряпает с утра до вечера, а есть все нечего.
( припевает)
«У меня жена стряпуха,
Мастерица хоть куда!
В чугуне засохла муха,
А в другом - одна вода!
Ульяна:
Поедем муж в город , там нынче ярмарка!
На ней попьем, поедим, на людей поглядим.
Тит: Согласен!
Ульяна (перед зеркалом):
За дело- не мы,
За работу не мы.
Петь, да плясать - лучше нас не сыскать!
(Все выходят из избы)
Продавец филимоновской игрушки( мальчик в русском
народном костюме):
Свистульки-петушки, глиняные зайчики,
Кони вороные, гривы расписные,
Всем по нраву глиняные забавы!(свистят)
Продавец чувашской вышивки:
Аванземи! (Здравствуйте!) Краше нет чувашской вышивки, и подружки
От души узоры вышили, все на свете залюбуются.
Не игла вышивает, а руки.
Девушки- красавицы, край чувашский славится
Светлыми зорями, яркими узорами.
Куда иголка, туда и нитка. Херсем ваййа.
Продавец казахских изделий ( юноша в казахском костюме):Братский ковш по-казахски!
Он протянут на щедрой ладони.
И если гость появляется в доме,
Братский ковш- приглашенье на пир.
Песня на казахском языке .
Танец «Акули» (Самара-городок).
Выбегают скоморохи. ( слова говорят во время танца).
Скоморох 1:Тюли, тюли, три
Акули шли с базара в пять часов.
Скоморох 2:
Тили, тили, что купили?
Скоморох 1:
Тили, тили 6 горшков.
Два горшка для щей и каши,
Два - в подарок тёте Даше.
Скоморох 2:
А последних два горшка
про запас, для молока! Скоморох 1:
Тюли, -тюли три Акули,
Ох!- упали у реки.
Скоморох 2:
Тили, тили, что разбили?
Что разбили? Все горшки!
Проезжали три Емели, посвистели, поглядели:
Чтоб не бить посуду впредь- надо под ноги смотреть!
Скоморох1: Есть терпенье, будет и уменье.
Скоморох 2: Без работы и печь холодна.
Скоморох 1: Как ты к работе, так и работа к тебе.
Скоморох 2: Не уметь, ремесла не иметь.
Скоморох 1: Не кроить и не шить, ни лаптей мастерить.
Скоморох 2: Не работать резцом и не стать кузнецом.
Ничего не уметь, как души не иметь!
Реб. в русском костюме.
Ребенок: А вот и пироги не очень дороги.
С пылу, с жару гривенник пара.
Пироги с зайчатиной и со всякой всячиной:
С яйцами, с картошкой, отведайте немножко!
Реб. в мордовском костюме.
Ребенок:А теперь попробуйте курник.
Какова в нем сладость, такова в нём доброта.
Реб. в чувашском костюме.
Ребенок:Угощайтесь, налетайте, чокот быстро разбирайте.
Чудо- сырник золотой, солнцу братец он родной.
Реб. в татарском костюме .
Ребенок:
Мы дарим вам вкусный чак-чак,
Чтоб в жизни всё было - вот так!
Вот вам масла кадка, чтоб в делах ваших было всё гладко!
А вот вам мёд - пусть будет сладким весь год!
Скоморох1:
Говорят, в народе есть хлеб-соль - будет и песня!
Скоморох2:
А умелые руки не знают скуки.
Кто трудился от души - веселись теперь, пляши!
«Танцевальная импровизация».
Скоморох 1: Что ж, друзья, пришёл конец нашим представленьям.
Сколь сегодня повидали всем на удивленье!
Жизнь такая не иная, не заморская чужая, это наша сторона.
Всё, что было, вспоминая, пусть живёт страна родная.
Очень русская, земная в мире - лучшая страна!
Выходят все национальности и встают за Волгой.
Волга :Удивительно то, что русский, татарский,
казахский,башкирский,марийский,чувашский и мордовский народы, несмотря на многовековое единство, сумели сохранить самобытность своей культуры. Сохранилась красота и индивидуальность языка, сохранились неповторимые украшения, орнаменты, как на одежде, так и на домашних вещах. Это замечательно! Мы должны передать всё неповторимое богатство нашим детям и научить молодое поколение ценить и бережно относиться к культуре наших предков.
Русский ребенок:
Наш след не померкнет на русской земле!
Казахский ребенок:
Мы - образ России в зеркальном стекле!
Танец «Течет река Волга»
Звучит музыка.
Звучит музыка.
Звучит скоморошья музыка.
Звучит музыка Выносятся: стол, скамья, стена с окном и занавеской
( постоянно идет балалаечный наигрыш)
Звучат русские народные наигрыши.
Звучат чувашские мелодии
Звучит казахская музыка.
Звучит музыка.
Звучит музыка русская народная
Звучит мордовская музыка
Звучит чувашская музыка
Звучит татарская музыка
Звучит русская плясовая
Звучит песня «Течет река Волга»
Рисунок 1E:\Самарская\Новая папкат\5fff9766a1142aaf4ab98063f9af9442.jpg15