Урок литературы в 6 классе Изучение стихотворения М. Цветаевой Бежит тропинка с бугорка…и И. Сосина О5о сааспар… (В детстве) в якутской школе
Цель:
Познакомить с жизнью и творчеством Цветаевой (обзорно).
Развить навыки аналитического чтения.
Обучить выразительному чтению.
Задачи:
Развивать исследовательские навыки, творческое воображение.
Воспитать любовь к родному краю.
Помочь увидеть и почувствовать красоту слова.
Опережающее задание. За неделю до урока на одном из занятий литературной мастерской я прочитала это стихотворение и попросила передать услышанное через рисунок.
Наряды М. Цветаевой в детстве.
Игры Марины.
Любимый детский уголок – Таруса.
Список произведений о детстве якутских поэтов.
Оборудование: портрет М. Цветаевой и И. М. Сосина, карта России, репродукции картин с церквями, иллюстрации рисунков учащихся, летний пейзаж.
Словарная работа: «Серебряный век» – русская поэзия конца XIX – начала XX веков (1890-1917) , сонные луга – медлительные (утуктаабыт курдук ходуhа); рай – красивое приятное место (ырай дойдута); клумба – цветовая грядка (сибэкки олордор кирээдэ); тропинка – узкая дорожка, протоптанная пешеходами, животными (ыллык).
I. Слово учителя.
Вы уже знакомы с жизнью и творчеством М. Цветаевой. Сегодня перед тем, как познакомить со стихотворением марины Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», я прочитаю отрывок из «Воспоминаний» младшей сестры Анастасии Цветаевой.
Цветаева жила в детстве в городе Таруса. «Мимо этого города протекала река Ока. Была там Воскресенская церковь на крутом холме. Яблочные и ягодные сады. Столько красивых, сверкающих камушек. Мы собирали, мама тоже. С холмика бежала тропинка к речке. Там и всегда купались. И почему-то на зеркальной полоске воды плыла всегда лодочка.
Внизу под нашей дачей, – песок, Ока, луг. Там росло очень много цветов: ромашки, васильки, одуванчики.
Мы любили собираться всей семьей. Какой уют, белые чашки с голубым ободком, кувшины сирени, жасмина, сливки, самовар. Гудки парохода, деревья, грибы, купанье, грозы. Жара. И деревья, деревья Полноценнее, счастливее детства, чем наше в Тарусе, я не знаю и не могу вообразить.
И тогда – на другом уж, калужском берегу появлялись очертания Тарусы: домики, и сады, и две церкви: справа – низко, прямо над рекой – собор: круто наверху, на холме, слева - Воскресенская церковь.
И дикими от упоения голосами мы кричали: «Ока! Ока!..»
II. Стихотворение М. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка». Учитель выразительно читает стихотворение.
Найдем опорные слова (детство, Ока); ключевые слова (радость, родные места); знаковые (человек, Родина).
В начале этого этапа урока проводится словарная работа, которая включает в себя объяснение слов, отражающих национальный колорит России и Якутии начала XX века, а также перевод с русского на якутский язык (См. опорную таблицу сравнительного анализа)
Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Грусть, но светлая, очарованность летним пейзажем и красотой природы)
Можно ли это стихотворение услышать? (Звуки над рекой, перезвон колоколов, обратите внимание на аллитерации у – д – р, д – б - р и повтор слова «удар»).
А можем ли мы увидеть? Смогли ли мы нарисовать? Какие краски бы понадобились? (Река Ока – голубой, бирюзовый; луга – темно-зеленый, малахитовый; колокола – золотой, желтый; разноцветы – красные, синие, оранжевые и т. п.)
Есть ли еще какие-либо изобразительные приемы, используемые автором для раскрытия мира детства.
(Олицетворения: «бежит тропинка», «как бы под детскими ногами», «колокола поют», эпитеты «сонными лугами», «царственный сарай»).
Многие изобразительные средства работают на одушевление пейзажа детства.
Как вам представляется лирический герой? Какой он? (добрый, душевный, счастливый).
В чем же счастье для автора? (в наслаждении каждым мигом жизни. О счастье нужно вспоминать, его необходимо научиться переживать, вновь возвращаясь. Счастье заключается еще в том, что я вижу, слышу, вбираю в себя весь мир, т. е. живу).
Почему столь важные размышления приходят герою, когда он становится взрослым? (Взросление человека стремительно. Героиня возвращается в родные с детства знакомые места. Но видит их другими глазами, совсем иначе, чем прежде).
Подтвердите сказанное примером из стихотворения.
О, дни, где утро было утро рай!
И полдень рай! и все закаты
Куда ушли, какую даль вы?
Что между нами пролегло?
«Доброе, старое» время детства ушло, уже никогда обыкновенный сарай не станет «замком царственным». Но память о детстве жива. Сохранить ее – значит сохранить незамутненность чувств, свежесть восприятия – так необходимые каждому человеку, тем более поэту.
III. Работа над выразительным чтением.
Подчеркнем карандашом слова, на которые падает логическое ударение. (Учитель читает, дети подчеркивают слова)
Карандашом отметим паузы. ( || - точка, многоточие; | - запятая, точка с запятой)
С каким чувством мы будем читать это стихотворение? (С радостью)
Как будем читать последнюю строфу? (С волнением и грустью)
IV. Цветовая палитра стихотворения. Рассказ детей по выставке своих картин. Дети осознанно должны объяснить свой выбор цвета в «палитрах» чувств первичного восприятия стихотворения.
V. Сравнительный анализ стихотворений М. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка» и И. М. Сосина «О5о сааспар».
·
Справка о И. М. Сосине
Родился в 1927 году в Морукском наслеге Мегино-Кангаласского улуса. Окончил Якутский пединститут, отделение журналистики Московской партийной школы. Поэт, прозаик.
Публикуется с 1946 года. Первый сборник «В пути» вышел в 1959 году.
Многие стихи поэта стали песнями. «Бригадир Марина», «Муру, Муру барахсан», «Тус хоту», «О5о сааспар» и др.
Используя опорную таблицу, составьте сравнительный анализ этих стихотворений.
М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»
И. М. Сосин «О5о сааспар»
Композиция:
Живописные окрестности Калуги.
Звон колоколов. Счастливые времена детства.
Лирическая героиня возвращается в родные места.
Грусть по ушедшему детству.
Композиция:
Живописные родные места детства.
Воспоминания о друзьях детства, играх, занятиях в детстве.
Клятва лирического героя, что он вернется в родные места детства.
Грусть по ушедшему детству.
Слова, отражающие национальный колорит
России
Якутии
Колокола – звонницы.
Замок – дворец царей (игры детей)
Россия, Таруса, Ока – родные места.
Шпаги
Мальвы
Окко – маска ойуу мандар – замысловатые узоры.
Ынах уурэн, ньирэй тутан – занятие детей между играми.
Атах тэпсии – название детской игры.
Якутия, Мэнэ – Ханалас.
Соруун суогэй суурээнигэр.
Ыллык тыырбыт ыккыйдарбар
Перевод на якутский язык/
Замок – орто уйэтээ5и кириэппэс.
Сонные луга – утуйбут ходуhа.
Рай – ырай.
Тропинка – ыллык, орох.
Клумба – сибэкки олордор кирээдэ.
Полдень – кун ортото.
Ассоциации детских лет: образ колокольного звона; замком царственный сарай.
Примеры из письменных работ учащихся: «Детства далекие годы»
(на примере сопоставительного анализа стихотворения М. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка» и И. М. Сосина «О5о сааспар»)
- В стихотворении «Бежит тропинка с бугорка» и в стихотворении И. Сосина «О5о сааспар» авторы, спустя много лет, вспоминают свое детство. (С. Айсен)
- Детство – это самая счастливая пора в жизни каждого человека. Поэтические чувства по отношению к необыкновенно дорогому, милому времени – детству выражали с давних времен многие творцы. Передо мной стихи, написаны на одну тему и такие похожие. Один поэтический текст полон любви, но в то же время – искренней грусти, другой - насыщен романтикой и грустью.
Марина Цветаева и Иннокентий Сосин совершенно разные, хотя бы, потому что один жил в Якутии, а другая в России, но в основе их произведения глубокие, душевные воспоминания о детстве, о Родине, о родном крае. (Б. Васирита)
- В стихотворении М. Цветаевой ощущаются восхищение, радость, любование теми местами, где она играла, бегала, купалась. И. Сосин вспоминает родные места своих друзей детства. (Ж. Максим)
- Выбранный поэтами стиль предполагает и определенный язык. Так язык М. Цветаевой метафоричен, красочен, гибок. Язык И. Сосина более прост. Но какая эмоциональная насыщенность чувствуется в этих словах:
Окко – маска ойуу мандар
Оhуор аспыт о5о сааспар
Ойон – котон ойуур тыабар
Оонньообутум ор да буолла
А у Цветаевой:
Бежит тропинка с бугорка,
Как бы под детскими ногами,
Все так же сонными лугами,
Лениво движется Ока.
Колокола звонят в тени,
Спешат удары за ударом,
И все поют о добром, старом,
О детском времени они.
Сколько красок, сколько чувств! А сколько художественных средств изобразительности в одном стихотворении! Автор мастерски использует прием олицетворения (бежит тропинка; лениво движется Ока; колокола поют сонными лучами). Есть сравнения (дни, где утро было утро рай; и полдень рай! и все закаты). (Б. Миша)
- В стихотворении присутствуют вопросы (Куда ушли, какую даль вы?/ Что между нами пролегло?)/ Цветаева дает нам как бы задуматься о прочитанном, дополнить недосказанное. Но также вопросы показывают и внутренние монологи автора. А в стихотворении И. Сосина множество умолчаний, почти в каждой строфе (Оонньообутум ор да буолла/ Ааспыт кэмэ ор да буолла/ Сотуолуо5ум, миэхэ эрэн). Повторы усиливают смысл сказанного романтическую грусть лирического героя о своем детстве. (С. Миша)
- Два стихотворения, два мира, два поэта И оба они о детстве, о Родине, о родном крае. Стихи Цветаевой и Сосина близки нам, живущим уже в третьем тысячелетии: они о России, они о каждом из нас пройдет время и мы также, но обязательно с милой грустью будем вспоминать о счастливом своем детстве. (Н. Алеша)
Домашнее задание: написать сочинение о своем детстве, выучить стихотворение наизусть.