Урок литературы Строки,добытые в бою


МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче г. Нижнекамск Республики Татарстан
Урок внеклассного чтения
В 9 классе
«Строки, добытые в бою»
(стихи поэтов, павших в Великой Отечественной войне)
Учитель: Ситдикова Аниса Фахразиевна,
учитель русского языка и литературы,
высшей квалификационной категории.
Г. Нижнекамск 2015
"СТРОКИ ДОБЫТЫЕ В БОЮ"
(строки поэтов, павших на Великой Отечественной Войне).
-Урок внеклассного чтения в 9 классе.
Оборудование урока: литературная газета по теме урока, выставка книг- поэтов, погибших в годы Великой Отечественной Войны; слайды "Строки опаленные войной" (начальные кадры); запись песен Б. Окуджавы".
Звучит песня А. Александрова "Священная война". На экране кадр из диафильма "Строки опаленные войной" - плакат "Родина-мать зовет ! "
1. Слово учителя.
Одним из самых тяжелых испытаний, выпавших на долю нашего народа, была Великая Отечественная война. Решался вопрос о самом существовании советского государства, о будущем всего человечества. На защиту Отечества поднялся весь народ - от мала до велика.
Каждый человек мечтал о победе над врагом, Без нее для советских людей не было жизни. Оружием победы становилось все, что закрепляло душу, делало ее крепостью, которую не взять никакому врагу. Таким оружием стала и поэзия. В поэтическое слово вслушивалась вся страна, оно стало голосом души миллионов.
Фронтовые, флотские газеты, а также небольшие партизанские и дивизионные многотиражки стали боевым постом огромного количества советских поэтов. За исключением тех, кто не мог находиться в армии по состоянию здоровья или из-за преклонного возраста, в строю были все советские поэты, и среди них Н. Тихонов, А. Твардовский, А. Сурков, К. Симонов, А. Прокофьев, И. Сельвинский, И. Светлов и многие другие (на экране слайды). Поэты выли везде, где был русский человек, где он горевал, радовался, сражался и, стиснув зубы, выносил безмерные испытания. Они поведали миру о "железных ночах Сталинграда", о "белоснежных полях под Москвой", о "днях и ночах Сталинграда", о "дорогах Смоленщины", "волховских болотах", "солдатах Заполярья", о "Бухенвальде - застенке истории" и Моабите с его "охранниками Радости". Свое счастье поэты видели в том, чтобы быть на переднем крае борьбы, оставаясь веерными страстному призыву Некрасова:
Где трудно дышится,
Где горе слышится,
Будь первый там!
Никогда не забудутся потери, которые понесла русская советская поэзия в годы войны. В мае 1942 г. под Харьковом был убит Джек Алтаузен. Смертью храбрых погибли также Вадим Стрельченко, Юрий Инче, Алексей Лебедев, Георгий Суворов. Перенеся тяжелые ранения и вернувшись в ряды армии, в 1944 г. во время авиакатастрофы погиб Иосиф Уткин. Эти имена - жертва, которую советская литература принесла Родине в ее трудную годину.
Звучит песня Б. Окуджавы «До свиданья, мальчики». Это звучало как заклинание: "Постарайтесь вернуться назад". Но не всем было дано вернуться, а кто вернулся, помнит о павших, о боевых друзьях. Перебирая наши даты,
Я обращаюсь к тем ребятам,
Что в сорок первом шли в солдаты
И в гуманисты в сорок пятом.
А гуманизм не просто термин,
К тому же, говорят, абстрактный.
Я обращаюсь вновь к потерям,
Они трудны и невозвратны.
Я вспоминаю Павла, Мишу, Илью,
Бориса, Николая,
И сам теперь от них завишу,
Тою порою не желая... .Поэт Самойлов вспоминает трудные и невозвратные потери. Поэты Павел Коган, Михаил Кульчицкий и поэт Николай Майоров. Они не вернулись с фронта. Все они похоронены в солдатских могилах, но имена их не забыты.
Сегодня на уроке мы поговорим о тех поэтах, "кто уже не придет никогда", кто не дожил до победы, послушаем их стихи, которые до сих пор в строю.
В конце урока вам, ребята, предстоит обменяться мнениями, взяв за основу следующее: (вопросы записаны на доске).
Какие вопросы ставят в своих стихах поэты военного поколения? Какие темы их волнуют?
В каких стихах перед нами предстает портрет бойца?
Какими показаны защитники Родины? В чем они видят свой долг и свое бессмертие? Что дает бойцу нравственную силу, помогает преодолевать препятствия, не утратить веры в торжество разума и справедливости? Чем они руководствуются в своем поведении? В чем
истоки подвига советского народа?
В чем основной пафос поэзии военных лет?
Почему стихи поэтов военного поколения выдержали испытание временем?
II этап. Сообщения учеников о поэтах, чтение стихов.
Николай Петрович Майоров родился в 1919г. в Иванове в семье рабочего. Уже с детства формировалось его мировоззрение, определилась жизненная позиция. Стихотворение "Отцам"
Окончив школу, он поступил на исторический факультет московского университета, а с 1939 года стал посещать поэтический семинар в литературном институте имени Горького. Товарищи вспоминают, что он был необычайно работоспособен, постоянно размышляя о стихах, своих и чужих, успевал отлично учиться.
Николай говорил, чуть окая, глуховато, неторопливо. Откидывая со лба русые прямые волосы, мягко и вдумчиво взглядывая на собеседника серыми небольшими глазами. Ничего броского, ничего необыкновенного во внешности. Крепкий, довольно высокий паренек с угловатыми плечами, удивительно скромный, но и с твердым чувством внутреннего достоинства, по-своему очень серьезный, верный на слово товарищ.
Писать начал очень рано, первые стихи напечатал в университетской многотиражке. Летом 1941 года вместе с другими студентами роет противотанковые окопы под Ельней. "Человек очень скромный, даже застенчивый, лишенный малейшей рисовки и показного, скорей гражданский, чем военный, Коля Майоров в то же время был наделен большой внутренней силой, мужественной убежденностью...," - пишет Ташникова, его товарищ студенческих лет. Воспоминания детства и осмысление настоящего значит в стихотворении " Тогда Была весна " (с.416)
Стихи цитируются по сборнику " Советские поэты, павшие на Великой Отечественной войне". М-л,1965
Стихи можно также найти в сборниках Михаил Кульчицкий " Самое такое"(1966г.) Николай Майоров "Мы"(1962г.) Павел Коган Гроза"(1960г.) " Стихи воспоминания о поэте. Письма"(1966г.) Всеволод Довода "От рядового с берега Ловати"(1966г.)
В 1938 году Майоровым выло написано стихотворение "Памятник"— высокая мечта поэта о необходимости оставить свой след в жизни. Не раз он принимался за стихи о летчиках; ведь в военной авиации служил его старший врат, а однажды на окраине Иванова разбился самолет, и Николай выл на похоронах, смотрел, как летчики возлагали на могилу погибших товарищей искореженные ударом о землю винты самолета.
Звучит стихотворение " Памятник " (с.414) Майоров стремится на фронт, считает, что его место там, где всего труднее. В октябре 1941 года он добивается зачисления в действующую армию. О последней встрече с Майоровым вспоминает Борис Слуцкий: " Был октябрь 1941 года, один из самых тяжелых для Москвы дней октября - 16 или 17 число. Немцы наступали где-то у Можайска. Их еще не удавалось остановить... Каждый час тысячи людей уходили на запад, на юго-запад, на северо-запад - на фронт. Другие тысячи уходили и уезжали на восток, в эвакуацию.
Вот в такой день на улице Герцена я и встретил в последний раз в жизни Колю Майорова. Какой он выл тогда - помню: хмурый, лобастый, неторопливый, с усмешкой на губах. "А я вот иду в военкомат, записываться в армию ".
Стих " Мы " словно вы произнесен им от имени всего своего необычайно чистого и горячего поколения, так рано шагнувшего в огонь войны. Звучит стихотворение " Мы " (с. 427) Сын рабочего, скромный, внешне неприметный, но, по его же словам; " удивительно прямой " духом, Майоров нес в себе глубокое чувство патриота. Доброволец 1941 года, он стал пулеметчиком, политруком. В феврале 1942 года он пал смертью храбрых в тяжелых боях на Смоленщине. Было ему тогда двадцать три года. Он еще не закончил к тому времени ни университета, ни литературного института. Место его гибели в точности не установлено. " Я не знаю, у какой заставы вдруг умолкнут в завтрашнем вою", - сказано в его стихах. Задолго до своей смерти Майоров писал так, как будто уже видел войну, день своей гибели, когда вместе с другими разведчиками, сраженными под Смоленском, уходил на вечный покой в землю в наготе солдатского бессмертия .О " нас ", "о нашем времени " будут помнить утверждал поэт.
Когда пройдем на нас укажутИ скажут сыну: - будь прямей,
Возьми шинель - покроешь плечи, Когда мороз невмоготу
А тем - прости: им было нечем
Прикрыть бессмертья наготу.
Николай не успел опубликовать в большой печати ни одного своего стихотворения. Первая книга стихотворений Майорова, бережно собранных его друзьями, появилась в 1962г. Она выла удостоена пре кии Ивановского комсомола. Там же, в Иванове, именем Николая Майорова названа улица, его имя присвоено школе, где учился поэт, Стихи Майорова по праву заняли свое место в сознании многих, многих читателей.
ПАВЕЛ КОГАН родился в 1918 году в семье служащего в Киеве. С 1922 года жил в Москве. Здесь он окончил школу и в 1939 году поступил в Литературный институт имени Горького.
Это был сухощавый и угловатый юноша, удивительно жизнелюбивый и страстный в суждениях. Из-под густых бровей пытливо и оценивающе глядели на собеседника глубоко запавшие темные глаза. У него выла поразительная память. Он знал наизусть не десятки, а сотни стихотворений разных поэтов. Читал он всегда вдохновенно и страстно.
"Он был человек страстный,- вспоминает Давид Самойлов. - Так же горячо, как к стихам, он относился к людям. К друзьям - влюбленно, но уж если кого не любил, в том не признавал никаких достоинств. Активность отношения к жизни, к людям была чертой его характера." Павел Коган был романтиком, мечтавшим о подвиге, влюбленным в солнце, в земные- радости. Юношеская мечта порой уносила куда-то в неизвестные края, манила удивительными приключениями, звала на дальние моря. И тогда родилась "Бригантина" - озорная и чуть грустная песня во славу странствий, смелости и риска, отвергающая комнатный уют и унылые комнатные разговоры.
Исполняется песня "Бригантина" (с.281) на слова П.Когана. В этой песне весь тон - страстный и романтичный, нежный и суровый.
Весной 1941 года Коган отправился с геологической экспедицией в Армению, там его застала война. Он возвращается в Москву, чтобы во что бы то ни стало попасть в действующую армию. По состоянию здоровья он был не годен к воинской службе, но горячая любовь к Родине звала его на передний край борьбы ст. "Лирическое отступление" (с.308).
Наконец Коган поступает на курсы военных Переводчиков, окончив которые едет на фронт. Здесь назначается переводчиком, потом помощником начальника штаба полка по разведке.
В 1940 году Павел Коган пишет стихотворение "Письма", в котором есть такие строки:
Мы, лобастые мальчики невиданной революции.
В десять лет мечтатели,
В четырнадцать - поэты и урки.
В двадцать пять — внесенные в смертные реляции.
Мое поколение -
это зубы сожми и работай,
Мое поколение -
это пули прими и рухни.
Его стихи кажутся пророческими: настолько верно он угадал высокую судьбу своего поколения.
Павел Коган знал, что будет не только свидетелем, но и участником беспомощной схватки с людьми, враждебными его мечте, его устремлениям и надеждам. Он знал, что ему придется идти в первых рядах своего поколения, защищавшего с оружием в руках нашу Родину. Так и получилось. «Я очень люблю жизнь... Но если б мне пришлось умереть, я бы умер как надо. В детстве нас учили чувству человеческого достоинства. Мы не можем разучиться, как не можем и разучиться дышать» - писал с фронта родным Коган в июле 1942 года.
Вглядываясь в завтрашний день, он пророчески предвидел свою судьбу многих ровесников:
Нам лечь, где лечь,
И там не встать, где лечь.
И, задохнувшись «Интернационалом»,
Упасть лицом на высохшие травы.
И уж не встать, и не попасть в анналы,
И даже близким славы не сыскать. (с. 312)
Павел Коган погиб 23 сентября 1942 года на сопке Сахарная под Новороссийском во время поиска разведчиков. В рост пошел он на пули, так же как в рост пошел по жизни. Ветер суровой романтики в последний раз прошумел над ним. Он предугадал все, даже высохшие травы, все, кроме одного: слава о нем, разведчике, жива и не померкнет слава победителей – живых и мертвых. Многое в его стихах заставляет задуматься читателя, и многое заставит вспомнить добрым словом молодого поэта, прожившего короткую, но чудесную жизнь.
Романтики поколения сороковых недосчитались многих на параде Победы в сорок пятом.
Михаил Валентинович Кульчицкий родился в 1919 г. В Харькове. Отец его, профессиональный литератор, погиб в 1942 году в немецком застенке. Окончив десятилетку, Кульчицкий некоторое время работал плотником, чертежником на тракторном заводе, затем поступил в Харьковский университет. Через год перевелся на второй курс Литературного института имени Горького. Писать и печататься начал рано, первое стихотворение было опубликовано в 1935 году в журнале «Пионер». В литературном институте сразу обратил на себя внимание масштабностью таланта, поэтической зрелостью, самостоятельностью мышления. С ним связывали большие надежды. «Он был тружеником, - вспоминает Борис Слуцкий. – С самого раннего детства гнул спину над стихами. Написал десятки тысяч строк по-русски и по-украински. Оба языка знал одинаково хорошо. Переводил стихи с нескольких языков… Постоянно подрабатывал то на стройке, то на вокзале – на разгрузке высоко ценимых им арбузов и помидоров. Учительствовал в школе, консультировал в издательстве… Мне пришлось жить с ним в одной комнате общежития. Свидетельствую, что единственным видом имущества, которым Миша дорожил, была толстая бухгалтерская книга, куда записывались стихи. Кроме этого, была рубашка с васильками на вороте, тощее польтецо, скудная еда и любимая ежедневная четырнадцати часовая работа.» С детства в его сердце жили гуманизм и справедливость, любовь к добру и неуспокоенность, чувство личной ответственности за все происходящее.
Стих. «Самое страшное в мире – это быть успокоенным». (с. 345)
Гордый и свободный, ненавидящий любое угнетение, поэт не мог мириться с тем, что любимую им Украину топчут фашисты. С первых дней войны Кульчицкий в армии. В его стихах – утверждение того, что любовь к социалистическому отечеству, на которое посягнул враг, измеряется только одним – готовностью защищать его до последнего дыхания, до последней капли крови. Жизнь и смерть – единственная мера подлинной идейности и человеческой порядочности.
Звучит стих «Баллада о комиссаре».
Финские сосны в снегу,
Как в халатах,
Может,
И их повалит снаряд.
Подмосковных заводов четыре гранаты,
И меж ними –
Последняя из гранат.
Как могильщики,
Шла в капюшонах застава.
Он ее повстречал, как велит устав,
Четырьмя гранатами,
На себя не оставив, -
На четыре стороны перехлестав.
И когда от него отошли,
Отмучив,
Заткнувши финками ему глаза,
Из подсумка выпала в снег дремучий
Книга,
Где кровью легла полоса
Ветер ее пролистал постранично,
И листок оборвал,
И понес меж кустов,
И, как прокламация,
По заграничным
Острым сугробам неся листок.
И когда адъютант в деревушке тыла
Поднял его
И начал читать,
Черта кровяная, что буквы смыла,
Заставила –
Сказать две дохи –
Задрожать.
Этот листок сморгнул офицерский глаз:
И песня
И стих –
Это бомба и знамя,
И голос певца
Подымает класс».
Биография ровесника, биография воина переднего края – солдата и офицера – была биографией поэта. Война в его стихах предстает такой, какой видел ее солдат, поднимающийся в атаку под огнем минометов и пулеметов, в осеннюю распутицу совершающий многокилометровый марш-бросок, отбивающий атаку вражеских танков; он рассказывает о себе, о том, что испытал сам. «Война совсем не фейерверк, а просто трудная работа» - так выражает свои раздумья о природе подвига он в стихотворении «Мечтатель, фантазер, лентяй, завистник» (с. 377). Эти стихи Михаил Кульчицкий написал в декабре сорок второго под Москвой, в Хлебникове. В январе сорок третьего он погиб под Сталинградом. Один из поколения романтиков сороковых. Один из двадцати миллионов павших.
ВСЕВОЛОД НИКОЛАЕВИЧ ЛОБОДА родился в 1915 году в Киеве. Его отец – преподаватель русского языка и литературы, мать была оперной певицей. Стихи и рассказы начал писать еще в школе. В 1930 году, окончив школу, переехал в Москву. В это же время начал печататься. В 1935 году поступил в Литературный институт имени Горького. В стихотворении «Долг», написанном в начале 30-х годов, в преддверии исторических бурь, поэт говорит о том, что каждый человек должен оставить после себя добрый след на земле. Будущая война воспринимается им как главное дело в жизни, как высший долг перед Родиной и историей.
Звучит стихотворение «Долг» (с. 401).
В первые месяцы войны Всеволод Лобода работал на радио, а потом ушел на фронт. Был пулеметчиком, артиллеристом, воевал под Ленинградом и Старой Руссой, под Великими Луками и в Прибалтике. В его стихи входят приметы новых дней: устоявшийся фронтовой быт, кочевая жизнь людей, связанных с фронтом, спокойная уверенность людей, которые научились побеждать врага.
Стих «Наступление» (с. 405).
Всеволод Лобода работал в газете 150-й Идрицкой дивизии – «Вои Родины». Василий Субботин, познакомившийся с ним в эту пору, вспоминает: «Он был требователен к себе. Мы иногда дрогли целую ночь в палатке, растянутой прямо на снегу – где-нибудь в овраге, по берегу реки, - а он все-таки писал. И не только заметки и информации, писать которые мы в конце концов, были обязаны, и стихи». Свои долгом он считал откликнуться стихами на письма товарищей. Стихотворение «Товарищ капитан» (с. 404).
Затем Лобода служил в артполку.
Стихотворение «Погиб товарищ», написанное за 4 дня до гибели, рассказывает о гибели бойца, честно выполнявшего свой долг перед Родиной (звучит стихотворение, с. 407), воспринимается как поэтическое завещание самого поэта.
Всеволод Лобода погиб 18 октября 1944 года в Латвии при прорыве обороны на реке Айвиекисте, неподалеку от города Добеле. Он шел в бой с думой о тех, кто ждал дома, кто верил и ждал, как можно ждать только на войне.
Эта вера помогла выстоять под Москвой, под Сталинградом, дойти до Берлина.
III этап. Заключительное слово учителя.
Пусть смерть на фронте помешала авторам этих стихов вернуться на Родину, чтобы вместе со своим народом – победителем услышать победные залпы 45-го. Они не умерли, эти юношы-поэты, оставившие в дар народу цветы своей души – свою честную, искреннюю, мужественную лирику. Почтим же их память минутой молчания.
Нам не дано спокойно сгнить в могиле –
Лежать на вытяжку и приоткрыв гробы, -
Мы слышали гром предутренней пальбы,
Призыв охрипшей полковой трубы
С больших гор, которыми ходили.
Мы все уставы знаем наизусть.
Что гибель нам? Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в отряд
И ждем приказа нового. И пусть
Не думают, что мертвые не слышат,
Когда о них потомки говорят. (с. 429)
Эти строки написал Николай Майоров. Он видит себя погибшим, но слышащим голоса живых. Они адресованы вам, ребята. Помните об этом. И все делайте для того, чтобы хранить и умножать славу отцов.
VI этап. Обобщающая беседа по вопросам, поставленным в начале урока.
Примерный ожидаемый ответ.
Поэты военного поколения ставят в своих стихах различные вопросы: о правде и красоте, о долге и справедливости, о Родине и революции, о назначении человека, о подвиге и бессмертии. В этих стихах воплощена мечта о счастье, победе, возвращении домой. Личное счастье немыслимо вне счастья Родины.
В стихах перед нами предстают защитники Родины – стойкие, мужественные люди, любящие «до боли в сердце» свою Родину. Война стала работой, стала бытом. Боец не рисуется уже сказочным витязем, а тружеником, чернорабочим боя. Ему чужды высокопарные слова. В поту и крови он делает свое нелегкое, необходимое для Родины дело. Он идет вперед, не помышляя о наградах и славе. Нравственную силу, стойкость в испытаниях дает ему горячая любовь к Родине, к земле, к земному, вера в завтрашний день. Он живет страстным ожиданием того часа, когда человек особенно нужен Родине, готов отдать за нее все свои силы, а если надо и жизнь. Война против фашистских захватчиков стала для него высшим мерилом верности и самоотверженности, честности и благородства, бесстрашия. Воину соответственен и оптимизм, вера в в людей, в справедливость, в армейское товарищество. Источник силы, поднимавший на подвиг – высокая цель в жизни, любовь к стране, русский характер. Его вдохновляет мысль о бессмертии подвига, дела, которому отдаешь себя без остатка.
Стихи поэтов военного поколения объясняют их жизнь и подвиг, а их судьба была воплощением тех принципов, которые они воспевали. В этом главная причина, почему военная поэзия выдержала испытание временем.
V этап. Задание на дом: Сочинение «Строки, добытые в боях».
ПРИМЕЧАНИЕ
Предложенные в начале урока вопросы могут быть использованы в качестве плана. Интересно, если ребята расскажут о поэтах, творчество которых не рассматривалось на данном уроке: М. Джалиле, В. Багрицком, Ю. Инце, Фатыхе Кариме, В. Кубаневе или других.
Предлагаемый материал может лечь в основу литературного вечера, посвященного Дню Победы.
Работа по подготовке вечера должна вестись заранее. Условие успешного его проведения – творческое, активное отношение к празднику каждого ученика.
Для этого необходимо дать ученику и классу задание. Это могут быть задания разного вида:
А) оформить выпуск специальной литературной газеты;
Б) сделать календарь последних месяцев войны;
В) вырастить цветы, которые потом возложить к портретам павших героев;
Г) необычно оформить зал и т.д.
Все это даст почувствовать школьникам значение победы в судьбе народа.