Исследовательская работа Государственная символика-честь и гордость России

Региональный (заочный) конкурс на знание истории государственной символики Российской Федерации « Овеянные славою флаг наш и герб» учащимися в образовательных учреждениях


Государственная символика-честь и гордость
России.
(номинация «Исследовательская работа»)
(возрастная категория - старший школьный возраст-9-11 класс)







Скайрк Алина Басселевна
класс10 «В»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Гимназия имени А.С. Пушкина
г. Шахты Ростовской обл.
Домашний адрес:346506 г. Шахты Ростовской обл., проспект Карла Маркса,141

Руководитель: Ефимец Ольга Александровна
Должность-учитель
Место работы:

Ефимец Ольга Александровна-руководитель
исследовательской работы
МБОУ Гимназия имени А.С. Пушкина
Учитель истории и обществознания

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Гимназия имени А.С. Пушкина
г. Шахты Ростовской обл.
телефон: 8-918-53-30-770




Ростов-на-Дону

2013г.
Россия всегда была богата своей историей. Родина. Отчизна. Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью. Российская символика - это целая история, дорога во времени. Она уходит в глубь веков. Российская символика складывалась постепенно, на протяжении столетий. Она вобрала в себя традиции национальной культуры, историю страны, государства, общества.
Российская государственная символика относится к числу проблем, которые в прошлом казались незначительными. Но новые поколения профессионалов и просто любознательных людей все чаще обращаются к истории забытых и низвергнутых эмблем и символов, которые многое могут рассказать о стране, государстве, народе.
Изучение причин и условий возникновения этих памятников прошлого, их эволюции помогает не только лучше понять нашу историю, но и приблизиться к пониманию мировоззрения людей минувших эпох, социальной психологии общества, его менталитета – вопросам актуальным и ещё недостаточно изученным.
Актуальность данной темы: выбор обусловлен усилением внимания к решению задач гражданского, патриотического воспитания юных россиян, формирования у них гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России, раскрытию сущности государственных символов, исторической преемственности;
Цель моей работы: выявить этапы становления государственной символики.
Новизна: детальное рассмотрение истории введения российской символики, в частности герба России Символом может быть сочетание цветов на флаге, какое-то изображение на гербе, слова и мелодия государственного гимна. Государственные символы имеют особое значение для всех граждан одной страны.
Основная часть.
 Наша Родина-Россия. Мы живём в этой стране и гордимся ей.
Россия-родина выдающихся исторических личностей, благодаря которым  и появились наши  символы.  Символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции.  Государственные символы представляют нашу страну за границей: например, при победе российских спортсменов  поднимают российский флаг и звучит российский гимн.    
Чувство Родины у каждого из нас начинается с памяти детства, со своего дома, своей улицы, своего города или села. И вместе с тем живо в нас ощущение большой великой Родины, которая в дни опасностей и больших испытаний вся от края и до края становится вдруг до боли близка и дорога.
1
Под красным знаменем совершали боевые подвиги наши герои - земляки. С именем Родины, с символами России они шли в бой и побеждали. Мы гордимся нашими героями – земляками. Но не только на военном поприще символы  играют большую роль, но и в обычной жизни. Так во всём мире люди обращают свои взоры к государственным символам своей страны. Происходит это потому, что эти символы как бы говорят людям: вы не одиноки в этом мире, за вами - ваша страна, а люди знают, что  у их страны многовековая и славная история. Они знают, что их предки под этими знамёнами, гербами, иконами выстояли в самых страшных испытаниях. А раз выстояли предки, значит, и выстоят они. И душа наполняется гордостью за своё Отечество. Человек гордится Родиной - значит, готов помогать ей, защищать её.
Каждому россиянину знакомо чувство особой теплоты и радости, переполняющие душу при звуках государственного гимна, при виде развевающегося флага родной страны. Особенно остро ощущают это люди, находящиеся вдали от родных берегов.
Символы России Государственный герб, флаг, гимн. Каждое государство имеет свои символы и эмблемы.
В России период утверждения государственной символики был весьма длительным. В отличие от эмблемы герб не может меняться и выбираться произвольно. Рисунок герба складывается исторически и фиксируется законодательно. Таким образом, герб это правовой знак. Не только отдельные города нашей страны имели свои гербы, но и был герб Российского государства. Его помещали на печатях, бумажных деньгах, флагах.В Европе гербы возникли в ХIХIV вв. как знаки отличия рыцарских родов и орденов. Герб подтверждал привилегии рыцаря, его юридические родовые права, в гербах отражались заслуги рода в целом и отдельных его представителей. В ХV в. сложился первый герб Русского государства, им стала фигура «Ездеца» изображение святого Георгия Победоносца, поражающего своим копьем дракона (см. приложение№1)
Однако чаще всего это не иконное изображение святого с нимбом, а изображение воина в латах и шлеме. Первое сопоставление этого изображения с Российским государственным гербом мы видим в начале XVI века, когда великий князь Василий III изображался с фигурой «Ездеца», помещенной на фоне геральдического щита. Геральдический щит важный признак того, что данная фигура действительно является гербом!
Подлинно государственным гербом становится двуглавый византийский орел, «залетевший» на Русскую землю в качестве приданного царевны Софьи Палеолог, невесты Великого князя Ивана III. Первое употребление орла в качестве государственного герба в России относится к 1497 г., когда он появился на печати Ивана III( см. приложение №2)
1-wikipedia.org/wiki/История_герба_России
С тех пор, с перерывом в 70 лет, с двумя главами и «Ездецом» на груди он осеняет земли российские.
При великом князе Иване III средневековая Русь обрела свою главную государственную эмблему, воплотившуюся в виде двуглавого орла. Петр Великий закрепил за Россией трехцветный флаг. Национальный гимн появился в эпоху Николая I. Все эти символы российской государственности отражали мировоззрение не только самодержцев и высшего сословия, но и всего российского общества.
Символы государства – это свидетельства его суверенитета, по которым оно узнается во всем мире. Эти символы несут на себе огромную идеологическую, правовую, социально – политическую нагрузку.
Герб – слово польское (herb) и немецкого (erbe) происхождения. Дословно переводится как «наследство».
Древнейшим прообразом герба были тотемические изображения животных, покровителей племени или рода в первобытном обществе. Зачатки гербов некоторые исследователи видят в многочисленных символических изображениях, существовавших у народов древнего мира. Непосредственными же предшественниками гербов были родовые и семейные знаки собственности («знамена», «рубежи», «метки» у славян, «тамги» у монголов и т. п.), а также эмблемы, постоянно повторяющиеся на монетах, медалях и печатях в государствах древнего мира: (в Египте – змея, в Армении – лев и т. д.). Специалисты по геральдике считают, что первые гербы возникли в XI – XII вв. в среде западноевропейского рыцарства. Одной из причин, вызвавших появление гербов, были особенности рыцарского вооружения той эпохи. Рыцари, как известно, с головы до ног были закованы в металл: шлемы, кольчуга, латы, наколенники, сапоги, щит. Узнать, кто именно скрывается под вооружением, было невозможно. Поэтому для того, чтоб различать друг друга, рыцари стали устанавливать на своих рыцарских щитах изображения, знаки. Впоследствии они стали родовыми, приобрели наследственный характер (передавались от отца к сыну) и получили название гербов. История российского герба начинается с утверждения двуглавого орла в качестве государственной эмблемы Руси.
Двуглавый орел – один из древнейших в истории человечества символов власти, верховенства, силы, мудрости. Он был известен уже в странах Древнего Востока в VII – VI вв. до н. э. Оттуда он благодаря крестоносцам попал в Европу, в Священную Римскую империю, состоявшую из нескольких государств, правители которых помещали двуглавого орла на своих печатях, чтобы поднять свой престиж. Сделать это было тем более легко, что европейцы в эпоху средневековья часто уподобляли мир людей миру животных и птиц: среди зверей царствовал лев, среди птиц – орел, а на вершине мира людей стоял король, император или князь. Среди историков господствует мнение, что двуглавый орел с XIV века утвердился как государственный символ Византийской империи, располагавшейся на
территории современных Турции и Греции. Однако ряд исследователей (В. Артамонов, Н. Соболева, А. Хорошкевич) считают, что в пределах Византии двуглавый орел не получил геральдического значения. Его изображение не помещалось ни на монетах, ни на печатях. В качестве же герба в Византии с 1327 года утвердилось крестообразное изображение четырех букв В (от слова «Вазилевс», т. е. император). Правда, двуглавый орел в Византии выступал символом религиозной власти (его изображение присутствовало на знамени вселенского патриарха, а также на знаменах отдельных церковных организаций). Кроме того, орнаментальное изображение двуглавого орла на одежде членов императорского двора служило признаком их принадлежности к окружению императора.
Знакомство Руси с двуглавым орлом восходит к XII – XIII вв. (он встречается на декоративной плитке этого времени). Затем его изображение исчезает почти на три столетия и вновь возникает уже на государственной печати Ивана III, великого князя владимирского и московского, государя всея Руси. Печать эта двусторонняя, датируется 1497 г. На одной её стороне изображен всадник, поражающий копьем дракона, а на другой – двуглавый орел.
В течение очень долгого времени считалось непреложным мнение известного русского историка, автора «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина о заимствования двуглавого орла из Византии. Произошло это якобы в результате женитьбы в 1472 году Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье (Зое) Палеолог. Эта традиционная версия господствует в научных кругах, её разделяют представители российских государственных структур, а также любители – краеведы, занимающиеся историей геральдики России.
Однако многие современные историки подвергают аргументированной критике эту популярную точку зрения. Они считают, что наш, «русский» двуглавый орел был принят в качестве герба по образцу не Византийской, а Священной Римской империи. Тем самым Иван III хотел уподобить свое могущество величию императора этой державы. К сожалению, не имеет однозначного ответа и вопрос о том, какой именно смысл вкладывали наши далекие предки в изображение двуглавого орла, представленного в фас. Это двуглавие, возможно, было символом сопротивлении в канун венчания на великое княжение преемника Ивана III его внука Дмитрия. Или двуглавое обозначало претензию Ивана III на земли всей Руси. Возможно также, что двуглавого орла закрепляло завершившееся в 1470 гг. объединение Московского княжества и Новгородской феодальной республики, после чего Иван III мог с полным правом именоваться государем всея Руси. В течение XVI – XVII вв. происходил динамичный процесс формирования государственного герба, утверждение важнейших его элементов. С 1583 г. На большой государственной печати изображается двуглавый орел, на груди которого - всадник, поражающий копьем дракона.
В 1625 г. На печати впервые появился двуглавый орел, коронованный не двумя, а тремя коронами. Именно это изображение с 1625 г. Переходит на большую государственную печать. Первым вариантом толкования орла с тремя коронами является то, что они символизируют Веру, Надежду и Любовь к Богу. Другой вариант толкования – три короны символизируют три покоренные царства – Казанское, Астраханское и Сибирское. В 1654 году двуглавый орел под тремя коронами впервые изображен с символами власти – скипетром и державой в лапах. В 1667 г. Для скрепления Андрусовского мирного договора с Польшей была сделана печать с изображением на ней государственного герба.
В XVII веке после эпохи смутного времени окончательно утверждается тип российского герба – двуглавый орел с тремя коронами, скипетром и державой в лапах, на груди которого расположена фигура всадника, поражающего копьем дракона. Как свидетельствуют многочисленные памятники культуры XVII в., двуглавого орла того времени изображали, как правило, золотым на красном или белом поле. Это цветовое сочетание приобретает государственный характер: красный цвет считался царским, и его использование строго регламентировалось; золотой цвет – неизменный символ вечности, постоянства. В эпоху Петра Великого государственный герб страны дополняется новыми символами. Меняется и раскраска герба: орел официально становится черным, а фон – желтым.
Изменяется в это время и трактовка всадника, поражающего змея. Он перевоплощается в образ святого Георгия Победоносца – один из древнейших символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Вокруг щита с этим символом устанавливается цепь со знаком ордена св. Андрея Первозванного.
В самом начале XIX В. государственный герб Российской империи чуть было не подвергся существенным изменениям. В 1800 г. Павел I повелевает изготовить манифест о «Полном государственном гербе Всероссийской империи». Манифест в связи со смертью Павла I опубликован не был, но оригинал его хранится в Департаменте герольдии. Основное отличие нового герба – размещение титульных гербов не на крыльях орла, а в большом щитке, расположенном на груди орла. В государственном гербе появляется «сень» - мантия, щитодержатели ангелов и прочие атрибуты, заимствованные из западноевропейской геральдики. При Павле I появляется на груди орла восьмиконечный белый мальтийский крест под короной со звездой, что было связано с принятием им титула Великого магистра Ордена св. Иоанна Иерусалимского. (см.приложение№3)
Александр I восстановил прежний российский герб и до середины XIX в. он не подвергался существенным изменениям. (см.приложение№4)
Но при Александре II была проведена своеобразная геральдическая реформа. Весной 1857 г. Варианты были представлены Александру II и получили его одобрение. Однако работа над их совершенствованием продолжалась до
5начала 1880 гг. Окончательно же проекты гербов были утверждены Александром III, Большой государственный герб – 24 июля 1882 г., Средний и Малый – 23 февраля 1883 г. (см.приложение№5) Под этим гербом Россия прожила до февраля 1917 г., т. е. до падения самодержавия. После февральской революции Временное правительство не отказалось от существовавшего государственного герба, но его внешний вид был значительно изменен. Так имперский герб оказался значительно «разгружен»: с него были убраны короны, скипетр, держава, гербы царств и земель, орденская цепь. За образец был взят орел с печати Ивана III. Двуглавый орел изображался с опущенными крыльями, тяжелым и массивным хвостом. Автором его был известный русский художник И. Я. Билибин. В таком виде герб просуществовал до октябрьских событий 1917 г., некоторое время сохранялся при новой власти, а в апреле 1918 г. Был упразднен.
Первый герб Советской России начинает свою историю с гербовой печати Совета народных комиссаров. Организацией работы по её изготовлению занимался секретарь Совнаркома Н. П. Горбунов, а проект гербовой печати для другого учреждения новой власти – Всероссийского Центрального Исполнительного комитета – подготовил художник С. В. Чехонин: на нем изображались перекрещенный серп и молот на фоне лучей от поднявшегося над ними солнца в обрамление венка. (см.приложение№6)
Окончательный вариант герба РСФСР был одобрен ВЦИК 20 июля 1920 года. Перекрещенные серп и молот – традиционные орудия труда рабочих и крестьян – олицетворяли их союз, красный фон отражал его нерушимость, лучи солнца подчеркивали занимающуюся зарю коммунизма, а колосья хлеба олицетворяли богатство, благополучие народов, живущих в Советской республике.
После образования СССР в июле 1923 года был утвержден герб союзного государства. Место двуглавого орла занял серп и молот. Сень России заменена земным шаром. Девиз России «Съ нами Богъ» - «Пролетарии всех стран соединяйтесь!»
При выборе современного российского герба Российской Федерации с поправкой на нашу эпоху, современность. Двуглавый орел был и остается символом власти, верховенства, силы, мудрости, единения народов, живущих в европейских и азиатских частях Российской Федерации.
На Российском гербе короны можно трактовать как символы трех ветвей власти – исполнительной, законодательной и судебной. Скипетр,
первоначально символизировавший ударное оружие.
6
Бдительность и отстаивание государственной независимости, в наше время символизирует на гербе защиту суверенитета как всего Российского государства, так и его отдельных территорий, республик. Держава, введенная в царский обиход Борисом Годуновым и называвшаяся в ту пору «яблоком», является символом единства, целостности государства. Изображенный на красном щите всадник, поражающий змея, св. Георгий Победоносец (хотя в описании современного герба он таковым не называется), - это символ борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества, готовности народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость.
Таким образом, существующий ныне герб Российской Федерации не отражает каких – либо идеологических, классовых, религиозных, «имперских» устремлений. Он строго соответствует исторической традиции и олицетворяет силу, мощь, независимость, единство и суверенитет Российского государства (см. приложение№7)

Как символ Родины великой
Всегда трепещет на ветру
Наш флаг Российский - победитель,
Мы поклоняемся ему.
Е. Елтышева
Флаг (flagg) слово немецкого происхождения.
Флаг – один из важнейших символов государства, выражающий идею его единства, независимости и суверенитета. Ему присуща историческая преемственность, и именно по флагу судят о принадлежности к тому или иному государству. Российский бело – сине-красный флаг на рубеже 1980 – 0990 гг. стал символом возрождения суверенитета России.
В летописях сохранились упоминания о стягах - первых русских знаменах. С образованием к IX в. славянских княжеств с центрами в Пскове, Полоцке, Смоленске, Чернигове и других городах стали возникать и первые предшественники флагов – стяги, символы княжеской власти. Стяги представляли собой длинные шесты, на которых укреплялись древесные ветви, пучки трав, конские хвосты. Затем для стягов стали использовать большие куски тканей яркого цвета. С принятием христианства на Руси на стягах появились изображения креста. У каждого князя был свой стяг, и не малый по размеру- до шести метров в длину. Носить такой стяг было трудно, потому в стяговники подбирали самых сильных людей, богатырей. Во время сражений княжеский стяг устанавливался в центре войска на возвышении. Враги стремились пробиться к стягу и захватить его. Вокруг стяги сосредотачивались лучшие формирования обороны. Не случайно самые жаркие схватки происходили именно на месте нахождения стяга. Сражающая сторона стремилась в первую очередь сбить стяг противника. Падение стяга, сбитого неприятелем, приводило к замешательству войска и обычно заканчивалось его поражением (см. приложение№8)
Сохранились предания о стяге Дмитрия Донского, с которым он выступал на Куликово поле. Этот стяг был черного цвета с изображением Иисуса Христа.
Именно тогда стяг впервые в летописи назван знаменем. До сих пор идут споры среди ученых о цвете знамени. Действительно ли оно было черным? В летописях встречаются два написания слова, указывающее цвет: черный и
« чермный» , то есть красный.
Судя по рисункам летописей и тексту "Слова о полку Игореве" в XI-XII веках на Руси были в основном треугольные стяги преимущественно красного цвета, хотя встречаются желтые, зеленые, белые, черные знамена. Иногда было специальное наведшие (полумесяц или иное), челка стяговая и рисунок на стяге. В XII – XV вв. стяги уменьшились в размерах.
Под ними стали отправлять церковные службы, приносить присягу, заключать договоры. В конце XIV в. на русских стягах появляется лик Спасителя. А к началу XVII в. слово «стяг» окончательно заменяется словом «знамя». XVII в. стал временем, когда на знаменах постепенно перестают изображать иконописные сюжеты. Вместо них все чаще появляется герб. Начало этому положил Михаил Федорович, при котором в 1614 г. Войску Донскому было пожаловано знамя с изображением двуглавого орла. На груди царственной птицы размещался Георгий Победоносец на коне, колющий копьем змея.
Появление на знамени герба свидетельствовало о высокой степени централизации государства, которая ещё более усилилась в царствование Алексея Михайловича. Значение государственного приобрело династическое романовское знамя – «гербовное» (гербовое). Оно появилось в 1668 г.
Царские знамена поражали своими размерами. Например, белое шелковое, с алой каймой знамя Алексея Михайловича с золотым орлом, на груди которого был изображен «царь, колющий копьем змия», имело длину 4 метра. Вокруг орла были расположены гербы – московский, киевский, новгородский, владимирский, астраханский, сибирский, по кайме вышиты гербы псковский, смоленский, тверской, нижегородский, рязанский, ростовский и др., а также полный титул царя. Некоторые историки считают, что уже в XVII в. гербовое знамя было главным в России: оно выносилось во время торжественных государственных и церковных церемоний, а в походе означало присутствие в войске царя.
Белый, синий и красный цвета появились как основа государственного флага не сразу. На стягах и знаменах русских князей и царей всегда присутствовали в том или ином сочетании, вместе или порознь белый, красный и синий цвета. Как уже упоминалось, на Донском побоище у князя Дмитрия Ивановича был багряно – красный флаг. Малиновое знамя с изображением «Всемилостивого Спаса» вдохновляло русское войско на последний победоносный штурм Казани в 1552 г., которым руководил,
8
как известно, сам Иван Грозный. Малиновым было и воеводское знамя князя Дмитрия Пожарского, объединившего соотечественников против иноземных захватчиков в «смутную» эпоху. Такого же цвета было знамя во время
военного похода против Крымского ханства – последнего оплота Золотой Орды, совершенного в 1687-1689 гг. под руководством князя В. В. Голицына.
Наряду с красным широко распространены были синий и белый цвета. Значительно реже встречались желтые, коричневые и зеленые. Как правило, они использовались на знаменах полков иноземного строя.
И вопреки устоявшемуся мнению, нынешний Государственный флаг России ввел не Петр Великий, а его отец Алексей Михайлович. При нем появился первый русский военно-морской флаг тех цветов, которые, как отмечается в некоторых публикациях, царским указом устанавливаются тогда же как государственные цвета.
В выборе цветов флага не последнюю роль сыграла отечественная традиция. По русским обиходным понятием XVII – XIX вв. красный цвет- символизировал отвагу, войну, героизм, огонь; синий – небо, целомудрие, верность, духовность, веру; белый – мир, чистоту, правду, благородство, свободолюбие. Эти три цвета являлись традиционными цветами, символика которых была понятна народу, власти и церкви. Царские грамоты скреплялись печатью красного воска, красным бархатом обшивались изнутри царские суда и кареты, под красными балдахинами появлялись цари перед народом. Синий (голубой) считался цветом Богоматери, покровительницы русской церкви; голубые балдахины патриархов во время крестных ходов указывали на их причастность к служению ей. Белый цвет был символом свободы и величия. Кроме того, сочетание этих трех цветов было отлично видно даже в пасмурную погоду. В 1693 году бело – сине – красный флаг официально становится государственным флагом и назывался он флагом царя Московского. Петр Великий внес в российскую символику ещё одно серьезное новшество – определил точное расположение цветных горизонтальных полос на российском флаге, которое совпало с древним пониманием строения мира: внизу – физический, плотский (красный); выше – небесный (синий); еще выше – божественный (белый). В октябре 1699 г. он собственноручно сделал чертеж флага с тремя полосами – белой, синей, красной – и подписал его.
В 1701 г. На российском военном флоте вместо трехцветного флага появился Андреевский, представлявший собой белое полотнище с лазурным крестом с угла на угол. По преданию, святой апостол Андрей Первозванный был распят именно на таком, косом кресте. А бело – сине – красный флаг, оставаясь государственным, в том же 1701 г. Стал вместе с тем и флагом торгового флота (см. приложение№9)
В XIX в. белой, синей, красной полосе придали значение содружества Белой, Малой и Великой Руси. Примечательным в истории российского государственного флага оказался 1858 г.
9
Именно тогда по указу императора Александра II был утвержден имперский государственный флаг – черно – желто – белый (земля, золото и серебро). Черно – желто – белый был государственным всего 25 лет, с 1858 по 1883 г. (см.приложение№10)
В связи с празднованием 300-летия правления Романовых в обществе обострились дискуссии о национальных цветах флага. Инициаторами выступили монархисты, ратовавшие за черно – желто – белый флаг и отвергавшие цвета петровского флага. Накануне Первой мировой войны, в 1914 г., желая пойти на компромисс с монархистами, в государственный флаг внесли изменения: две верхние полосы в крыже (верхнее место в полотнище – одно из самых почетных в геральдике) перекрывались изображением императорского штандарта, т. е. желтым квадратом с черным орлом. Новый флаг следовало поднимать во время демонстраций в знак «единения» царя с народом и в «частном быту».
Между тем сама Февральская революция проходила не под национальным, а под красным флагом. Трехцветная символика стала шире применяться лишь с июня 1917 г., когда нужно было вдохновить армию на продолжение борьбы с противником на фронтах Первой мировой войны. Белое движение избрало своим символом бело – сине – красное знамя. Знаком, отличавшим новую (Добровольческую) армию от старой (царской) и Красной, стал нарукавный угол – шеврон из лент национальных цветов.
В России красный флаг в качестве классового знамени впервые использовался восставшими крестьянами Чембарского уезда Пензенской губернии в 1861 г. Впоследствии под красным знаменем проходили митинги, демонстрации, маевки антиправительственного характера.
В первую годовщину Октябрьской революции на Лобном месте Красной площади и других площадях Москвы состоялась символическая публичная казнь – сожжение «эмблем старого строя», в том числе и трехцветных флагов. «Фигуры» царя, попа, кулака и самогонщика сжигались вместе со «старинными царскими флагами», которые для этого насильно отбирались у «домовладельцев».
С образованием СССР Конституция 1924 г. Утвердила Государственный флаг Союза ССР, который представлял собой красное полотнище с изображением в его верхнем левом углу, у древка, золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды.
Восстановление трехцветного российского флага в качестве государственного является в наше время вполне закономерным. Возрождающейся российской государственности необходимы символы, овеянные славой и доблестью наших соотечественников, символы, свободные от идеологий и классовых предрассудков, символы, объединяющие нацию. Российский трехцветный флаг отвечает важнейшим требованиям, которые предъявляются в мире к государственной символике. Во-первых, ему присуща историческая преемственность: он полностью соответствует российскому флагу эпохи Петра Великого, когда трехцветный
10
флаг приобрел статус государственного. Во-вторых, нынешний российский флаг не несет в себе никаких идеологических, политических, конфессиональных (религиозных) и иных признаков. Наш флаг всесословен, внепартиен, а потому постоянен. И, в-третьих, непременное качество, требующееся от любого государственного флага – его узнаваемость. Этим качеством Российский государственный флаг, непременно, обладает.
В целях воспитания у нынешнего и будущих поколений граждан России уважительного отношения к государственным символам , в августе 1994 г. Президентским Указом установлен праздник День Государственного флага Российской Федерации, который принято отмечать ежегодно 22 августа.
Гимн (др.-греч.) торжественная песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо (первоначально божество).
Действительно, гимн исполняют в особых, наиболее важных торжественных случаях. Гимн звучит при вступлении в должность Президента Российской Федерации и руководителей органов государственной власти, при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации и Государственной Думы, во время встреч и проводов глав государств, во время проведения спортивных состязаний или военных мероприятий. Часто мы слышим Государственный гимн на праздниках, на военных парадах. Отдавая дань уважения, люди встают, а военные выполняют воинское приветствие.
Гимн – это песня, посвященная Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Он прославляет могущество и величие нашей огромной страны. Каждая страна имеет свой Государственный гимн. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины. В России вплоть до ХУП века во время государственных церемоний вместо гимна исполнялись православные церковные песнопения. Когда появились "виватные канты" и т.п., они имели характер "временных" гимнов, т.е. сочинялись для каждого конкретного торжества (коронации, победы). Особое место, начиная с петровских времен, занимали военные марши, особенно "Преображенский", ставший по сути главным маршем России (позже, вместе с "Громом победы"). Фактически первым русским национальным гимном стал "Коль славен" Д.С.Бортнянского, написанный в 90-х годах XVIII века: эта духовная (нецерковная) песнь ежевечерней исполнялась на молитве в войсках. Ее пели на крестных ходах, играли во время производства юнкеров в офицеры и при погребении старших офицеров, она стала неотъемлемой частью многих ритуалов и церемоний. "Коль славен" быстро стал любим и популярен среди всех слоев русского народа. Русские масоны исполняли его как священную песнь в начале заседаний лож. И поныне "Коль славен" знают и любят петь многие православные и протестанты во всем мире.По данным справочной службы ИТАР - Тасс, в эпоху Петра Великого во время всевозможных торжеств стали исполняться "виватные канты" - патриотические песнопения. Позднее роль официального гимна исполнял старейший русский "Преображенский марш Петра Великого". Он звучал при штурме Измаила (1790), при сражениях под Бородином (1812) и Лейпц(1813). К концу Х1Х века марш элитного полка Российской империи стал главным в России.
С 1816 года первым официальным государственным гимном России стал английский гимн "Боже, храни короля". Его текст был переведен поэтом Василием Жуковским и дополнен несколькими строфами Александра Пушкина. Гимн получил название "Молитва русских". Как все гимнические песнопения, текст "Молитвы " был кратким и легко запоминающимся.
Рождение второго официального гимна, с которым страна прожила почти век, связано с именем композитора Алексея Федоровича Львова. По указанию Николая 1 в 1833 году им была написана музыка российского государственного гимна на слова (уже другие) Василия Жуковского. Впервые "Боже, Царя храни" прозвучал 11 декабря 1833 года в Большом театре. По указу Николая 1 от 31 декабря 1833 года гимн "Боже, Царя храни" был объявлен государственным и оставался единственным и официальным гимном вплоть до 2 марта 1917 года, дня отречения императора Николая П от престола. Несложную хоральную мелодию Львова называли одной из красивейших в мире. Русский гимн был самым кратким в мире - всего шесть строк текста.
После Февральской революции непродолжительное время роль гимна выполняла французская " Марсельеза". После Октябрьской революции и до 1 января 1944 года государственным гимном Советского Союза был "Интернационал".
Новый гимн, написанный Александром Александровым на основе его песни "Гимн Партии большевиков" (текст Сергея Михалкова и Гарольда Эль - Регистана), прозвучал по радио в ночь на 1 января 1944 года. "Интернационал " стал партийным гимном.
12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР и создана комиссия из ведущих деятелей литературы и искусства по созданию гимна.
В 1993 году указом президента РФ была утверждена мелодия государственного гимна России. Им стала "Патриотическая песня" Михаила Глинки. 









12

Заключение
Мое Отечество, моя Родина – матушка Россия. Отечеством я зову Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной я зову ее потому, что в ней я родилась, в ней говорят родным мне языком и все в ней для меня родное; а матерью – потому, что она вскормила меня своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет меня от всяких врагов
Много есть и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина. Символы – это живая история, легенда о прошлом и настоящем, о жизни и славных делах народа и государства. Символы возникли и существуют с древнейших времен, и будут существовать вечно. Юному гражданину России очень важно хорошо знать историческую и современную символику государства. Это непременное условие его социального и личностного становления, которое невозможно
без гражданской составляющей. Кроме того, знакомство с символами государства подводит нас к тому, что к существовавшим и существующим символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Посягательства на государственные символы во всех странах мира воспринимаются как знак неуважения и враждебности к стране, её народу; влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством страны.
Проведя исследование по теме «Государственные символы России», я выявила некоторые интересные факты о гербе, флаге и гимне. В частности, когда государство было в расцвете, во всей силе и мощи, принимался герб, на котором двуглавый орел изображался с крыльями, поднятыми вверх, а если государство находилось в упадке, крылья орла были опущены. В нашей гимназии имени А.С. Пушкина, как и во всех других, есть государственная символика Российской Федерации и Ростовской области, родного города Шахты. Все учащиеся гимназии с первого класса изучают их с большим интересом.  Уважение к государственной символике – постулат, который должен признаваться всеми гражданами страны. Это уважение должно основываться на осознании важности гимна, герба, флага для каждого. Недопустимо пренебрежительное отношение к государственным символам, как и к памяти предков, ибо в данном случае память предков и уважение к символам страны – дань, которую достойные граждане отождествляют в своем сознании с уважением к самим себе и возлагают на алтарь Отечества!








13
Список использованной литературы:
А.М.Белавина. Страницы истории земли Пермской (Прикамье в древнейших времен до начала XIX века). Пермь. Книжный мир, 1995.
О.С.Богданова, О.Д.Калинина. Содержание и методика этический бесед с младшими школьниками. М: Просвещение, 1992.
Л.И.Брежнев. Воспоминания. 1985.
В. К. Романовский. Символы Российской государственности. Москва. «Русское слово». 2002 г.
Государственная символика России. История и современность. ЦНСО. Москва. 2003 г.
«Государственная символика». 1-11 классы. ВАКО. Москва. 2005 г.
Соболева Н. А. Российская государственная символика. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002
Дегтярев А. Я. История Российского флага.- М., 2000
Соболева Н. А., Артамонов В. А. Символы России. – М., 1993
Соболева Н. А. Российская городская и областная геральдика XVIII – XIX вв. – М., 1982
Вилинбахов Г. В. Родословная российского герба. Родина,1993, №1
Каменцева Е. И., Устюгов Н. В. Русская сфрагистика и геральдика
Хорошкевич А. Л. Символы Российской государственности. М.: издательство Московского университета, 1993.

Интернет-ресурсы:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]















14

Приложение

№1





№2







№3

№4






№6





13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 №7




№8








№9


№10
 1-wikipedia.org/wiki/История_герба_России
2
 http://www.paneuro.ru/main/russia/simbol/2.htm
3
 Шорин П. А. [рец. на:] Н. А. СОБОЛЕВА,. Символы России. М. Панорама. 1993. 208 с.
4
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5
 http://www.intur.biz.ua/Russian/tcal/Russia/flag/flag.htm
7
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
11
 www.itar-tass.com/c612/880047.html