Конспект смотра «Песни в солдатской шинели».
Смотр «Песни в солдатской шинели».
Цель: развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Задачи:
- Показать роль боевой песни для армейской сплоченности и фронтовой дружбы, ее возможности для мобилизации сил, подъема боевого духа и настроения.
- Воспитание активной гражданственной позиции учащихся.
- Воспитание любви к Родине, уважения к людям старшего поколения,
нашим землякам - участникам Великой Отечественной войны.
- утверждение в сознании и чувствах обучающихся патриотического и исторического прошлого России.
1 ведущий. 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне посвящается!
Звучит гимн
2 Ведущий. 1941 год… Лето… 22 июня. Фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз.
Звучит документальная запись:
Диктор Ю.Левитан читает текст заявления Советского правительства о нападении Германии на Советский Союз.
1 Ведущий. 1418 дней и ночей продолжалась жестокая беспримерная битва с фашизмом. За Родину, за родную землю, за матерей и детей дрались и погибали советские люди!
Шли бои за Родину с великой ненавистью и верой в победу.
2 Ведущий. Мудрецы утверждали: «Когда говорят пушки – музы молчат!» История Великой Отечественной войны опровергла это утверждение. Уже 24 июня в газетах появилось стихотворение поэта Василия Лебедева-Кумача «Священная война», а через несколько дней на Белорусском вокзале Москвы Краснознаменный ансамбль песни и пляски Красной Армии под руководством композитора этой песни Александра Александрова провожал на фронт воинские эшелоны песней, ставшей гимном Отечественной войны – «Священная война».
Звучит фрагмент песни А.Александрова на слова В.Лебедева-Кумача «Священная война».
1 ведущий. Шагают годы по ступенькам даты,
В том и закон, и логика своя,
Как на посту сменяются солдаты,
Отцов в строю сменяют сыновья.
Но остается неизбежно прежней
Испытанная трудною судьбой,
Проверенная в тысячах сражений
Святая верность Родине родной.
Она отцов водила в бой когда-то,
Ее сегодня в сердце мы храним.
Мы с нею победили в 45-м,
А грянет битва, снова победим.
2 ведущий. Четыре далеких года, 1418 дней и ночей, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества.
1 ведущий. «Россия должна быть уничтожена»- объявил Гитлер на совещании в своей ставке в 1940-м году, а 12 мая 1942 года уточнил: «Цель моей восточной политики заключается в том, чтобы заселить эту территорию по крайней мере ста миллионами людей германской расы».
2 ведущий. Подробнее эти цели сформированы в генеральном плане «ОСТ».
1 ведущий. У каждого немецкого офицера была при себе книжечка, содержащая «12 заповедей обращения с русскими», в которой в частности говорилось о том, что к русскому народу должны применяться самые жестокие и безжалостные меры.
2 ведущий. Эти зловещие деяния гитлеровцев вызвали мощный патриотический порыв нашего народа. Вся страна превратилась в единый военный лагерь.
1 Ведущий. Великая Отечественная война… 1418 дней и ночей длилась она. И с первых часов, с первых минут вражеского нашествия весь советский народ по зову Матери-Родины встал на смертный бой. Солдат на передовой и подросток на заводе, а партизан в тылу врага-каждый, как мог, а чаще сверх всяких сил приближал нашу Победу, упорно идя через всенародную беду к тому светлому, выстраданному дню.
Ведущий. В такой железной схватке с фашизмом советские люди проявили беззаветную любовь к Родине, беспримерную стойкость и массовый героизм.
Более 11 тысяч воинов стали героями Советского Союза. Около 13 миллионов человек были отмечены боевыми орденами и медалями.
/на фоне мелодии «Эх, дороги…»/
Ведущий. Шел солдат, утопая в болотах,
Шел солдат в огонь, под обстрел,
Если Родина скажет: «Надо!»
Ей солдат скажет: «Есть!»
Встали все: и мал, и великий
Нам героев война дала.
И никто не забыт, и ничто не забыто!
Мы навеки запомним их имена.
ведущий. 1418 дней.
ведущий. 34 тысячи часов
ведущий. Более 27 миллионов погибших советских людей.
ведущий. 27миллионов - это значит, что каждый восьмой житель нашей страны погиб во время войны.
Ведущий. 27 миллионов - это значит 14 тысяч убитых ежедневно.
Ведущий. 27 миллионов - это значит, что каждую минуту погибало 10 человек. Сколько осталось вдов и сирот после войны?! Каким счетом можно измерить человеческое горе?!
Ведущий. От Бреста до Москвы 1000 километров.
Ведущий. От Москвы до Берлина 1600 километров.
Ведущий. 2600 километров.
Ведущий. Поездом - четверо суток.
Ведущий. Самолетом – четыре часа…
Ведущий. А дорогами войны – четыре года!
Все: Четыре года!
Ведущий. 34 тысячи часов.
Ведущий. И 27 миллионов погибших советских людей.
Ведущий. Если по каждому из них объявить минуту молчания, страна будет молчать 43 года!
Звучит песня «Бухенвальдский набат»
Ведущий. -Люди!
Покуда сердца стучатся,-
Помните!
Какой ценой завоевано счастье,-
Пожалуйста, помните!
И снова солнце на Земле,
И радуются дети.
Мы не хотим войны нигде,
ПУСТЬ БУДЕТ МИР НА ВСЕЙ ПЛАНЕТЕ!
Ведущий. Неугасима память поколения
и память тех, кого так свято чтим,
давайте, люди, встанем на мгновение
и в скорби постоим и помолчим.
Минута молчания.
Ведущий. Представителей каждого класса прошу возложить цветы к памятнику Зои Космодемьянской.
1 Ведущий. А какой мерой можно измерить героизм советских солдат, испытавших все тяготы войны, бросавших свое тело под фашистские танки, месивших своими обмороженными ногами осеннюю грязь и зимний снег, прошедших войну, несмотря на потери своих друзей и близких.
2 Ведущий. 70 лет прошло с тех пор, как отгремели на полях нашей Родины последние военные залпы. 70 раз скрывались под снежным покровом поля, окопы, воронки. Встали из руин разрушенные войной наши города. Земля залечила раны, и только людская память ничего не забывает. Великое не может быть забыто!
На затихающем фоне мелодии песни «Священная война» звучат слова:
Ведущий. - Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На нас, на все четыре года.
3 – 4 классы
Ведущий. Кто сказал, что надо бросить песню на войне?
После боя сердце просит музыки вдвойне.
Ведущий. Рожденные в окопах и землянках, опаленные огнем сражений, песни могут составить своеобразную летопись Великой Отечественной войны.
И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма всего советского народа.
Маршал И.Х.Баграмян писал: «У народа, слабого духом, не могли родиться такие песни: песни-призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, и всегда песня достигала своей благородной цели».
Ведущий. Истории возникновения песен различны. Вот одна из них. Поэт А.Сурков, находясь на Западном фронте, выходил из окружения и попал на минное поле. Вот где «до смерти четыре шага». После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Текст стал известен бойцам. И солдатские жены, невесты получали это стихотворное послание. В начале 1942 года композитор А.Листов написал мелодию к стихотворению. Так родилась песня «Землянка». Слова напечатали в «Комсомольской правде». Песня вместила все, что переполняло душу каждого солдата: ненависть к врагу, боль разлуки с любимыми, веру в победу.
Ведущий. Учащиеся 4 – в класса исполняют песню «Землянка»).
Ведущий. Песни были необходимы солдатам на войне. И в походе, и на привале, и даже в бою они вдохновляли бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники.
Ведущий. Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фото-графиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иногда старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни, как личное оружие. Говорилось, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.
Ведущий. В исполнении учащихся 3 – б класса звучит песня «Десятый наш, десантный батальон».
Ведущий. Письма были необходимы солдату. И не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского.
Ведущий. Эта песня написана в конце 30-х годов, когда еще никто не думал о войне. Весна, цветущие сады, любовь и верность… «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни – все, что пытался разрушить беспощадный фашист. Поэтому песня эта стала столь популярной, и не только в нашей стране. Мелодия «Катюши» стала гимном итальянских партизан.
Ведущий. Песня о Катюше оказалась настолько дорога всем и каждому, что на ее мелодию неоднократно сочинялись новые слова. Песня становилась еще ближе, еще нужнее.
Ведущий. А сейчас знаменитую «Катюшу» исполнят учащиеся 3- а класса.
Ведущий. Песня лирическая пробуждала лучшее в человеке; песня веселая, жизнерадостная поднимала настроение бойцу, не позволяла упасть духом, затосковать.
В конце 30-х годов по экранам страны триумфально прошла веселая музыкальная кинокомедия «Трактористы».Первые кадры сопровождались песней про трех танкистов — “Экипаж машины боевой”. Задорная, зажигательная и очень мелодичная она стала мотивом всей картины.Сначала песни не было. И тогда режиссер пригласил к себе поэта Бориса Ласкина и сказал ему, что нужна песня, в которой нашла бы отражение тема обороны наших границ, подвиг славных героев-танкистов.
Ведущий. «Я сказал, что подумаю, — вспоминал Б. Ласкин. – События, происшедшие на Дальнем Востоке, в то время очень остро переживали все советские люди. Думал о них и я. И начали складываться строчки». С готовым текстом Ласкин отправился к братьям Покрасс, авторам музыки будущего фильма.
Ведущий. «Этому трудно поверить, — говорил он потом, — но песня была готова через 30 – 40 минут. Это был тот счастливый случай, когда слова и мелодия сразу нашли друг друга». Песню очень полюбили, ее можно было услышать всюду. С новой силой зазвучала она в дни Великой Отечественной войны, в короткие и редкие минуты солдатских привалов.
Ведущий. Группа учащихся 4а класса исполнит песню «Три танкиста».
Ведущий. На сотнях памятников, обелисков, зачастую, не увидишь имен, лишь надпись: «Здесь похоронен красноармеец, сержант, офицер…». Они пали, их нет, но они живут в нас, их чувства и мысли обрели голоса. Эти голоса – исповедь солдатских сердец.
(Тихо звучит песня «На безымянной высоте». На ее фоне ведущая далее ведет рассказ).Военное поколение понесло великие потери! 27 миллионов жизней! 27… Это значит, что из каждых ста воевавших осталось в живых только трое… (Песня звучит громко).
Ведущий: Курган могилы на опушке,
Береза вислая над ним.
Пробита каска на макушке,
Лежит под ковылем седым.
Ведущий: Здесь падал ниц солдат сраженный
Среди высоких ковылей.
И мать – земля ему стозвонный
Ковер стелила средь полей.
И вырос холмик невысокий.
И мать-земля его хранит,
И скажет путник одинокий:
«Солдат неведомый лежит».
Ведущий: А солнце всходит и заходит,
И жизнь по-прежнему кипит.
Береза лишь весною светит,
Роняя слезы, вдаль глядит.
Ведущий. Песня «Алёша» Звучит в исполнении учащихся 3 – в класса.
Ведущий. Много сложено песен о битвах отгремевших когда-то
Ведущий. Как собирались хлопцы в партизаны, их не провожали трубачи.
В красный плат пожитки увязали, знамя из него сошьют в ночи.
Пыльный шлях. У матерей забота: Их сыны надолго ли ушли?
Ведущий. А сестра вышла за ворота – все луга, все рощи зацвели!
В бой пойдет дивчина партизанкой – кто не знает дочку кузнеца?
Сварит борщ, присмотрит за землянкой, постирать успеет для бойца!
Ведущий. «Смуглянка». Исполняет 4 – б класс.
Ведущий. Прошла война, ушла за поворот.
В чехлах стоят гвардейские знамена.
И жизнь, и время движется вперед
Остались только 30 миллионов
Остались в поле брани навсегда
Легли живой дорогою Победы,
За нас легли, за то, чтоб никогда
Нам этой боли не изведать.
С Днем Победы!
(музыка «День Победы»)
1 – 2 классы
Ведущий. Кто сказал, что надо бросить песню на войне?
После боя сердце просит музыки вдвойне.
Ведущий. Знали люди, что война – это пропасть, это гибель… Но матери, жены, сестры ждали своих фронтовиков. Ждали, даже если приходила «похоронка». Ждали, надеялись и писали письма.
Ведущий.
Этот маленький белый листок
Посылаю в землянку к тебе.
Чтобы строчками этими мог
Часто думать в бою обо мне.
Не давая пощады врагу,
Чтоб, в землянке порой находясь,
Знал: любовь я твою берегу,
Вспоминаю тебя каждый час.
Ведущий. В исполнении группы учащихся 1а класса звучит песня «Как родная меня мать провожала…».
Ведущий. Под Москвой и под Сталинградом, в осажденном Ленинграде и на Курской дуге не умолкала боевая песня, потому что она крепила армейскую сплоченность и фронтовую дружбу.
Ведущий. Учащиеся 1 – г класса исполнят песню «Солдатушки, бравы ребятушки».
Ведущий. Чем дальше мы уходим от войны
И нас с тобою тишина объемлет,
Тем все сильней и явственней слышны
Ее раскаты, вздыбившие землю.
Ведущий.Чем дальше мы уходим от войны
И четче обнажаются вершины,
Тем полнозвучней голос тишины,
Тем все понятней, что Вы совершили!
Ведущий. Ребята 1 – в класса исполнят песню «Мой дедушка - герой».
Ведущий. Песня лирическая пробуждала лучшее в человеке; песня веселая, жизнерадостная поднимала настроение бойцу, не позволяла упасть духом, затосковать.
В конце 30-х годов по экранам страны триумфально прошла веселая музыкальная кинокомедия «Трактористы».Первые кадры сопровождались песней про трех танкистов — “Экипаж машины боевой”. Задорная, зажигательная и очень мелодичная она стала мотивом всей картины.Сначала песни не было. И тогда режиссер пригласил к себе поэта Бориса Ласкина и сказал ему, что нужна песня, в которой нашла бы отражение тема обороны наших границ, подвиг славных героев-танкистов.
Ведущий. «Я сказал, что подумаю, — вспоминал Б. Ласкин. – События, происшедшие на Дальнем Востоке, в то время очень остро переживали все советские люди. Думал о них и я. И начали складываться строчки». С готовым текстом Ласкин отправился к братьям Покрасс, авторам музыки будущего фильма.
Ведущий. «Этому трудно поверить, — говорил он потом, — но песня была готова через 30 – 40 минут. Это был тот счастливый случай, когда слова и мелодия сразу нашли друг друга». Песню очень полюбили, ее можно было услышать всюду. С новой силой зазвучала она в дни Великой Отечественной войны, в короткие и редкие минуты солдатских привалов.
Ведущий. Группа учащихся 2в класса исполнит песню «Три танкиста».
Ведущий. Истории возникновения песен различны. Вот одна из них. Поэт А.Сурков, находясь на Западном фронте, выходил из окружения и попал на минное поле. Вот где «до смерти четыре шага». После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Текст стал известен бойцам. И солдатские жены, невесты получали это стихотворное послание. В начале 1942 года композитор А.Листов написал мелодию к стихотворению. Так родилась песня «Землянка». Слова напечатали в «Комсомольской правде». Песня вместила все, что переполняло душу каждого солдата: ненависть к врагу, боль разлуки с любимыми, веру в победу.
(Учащиеся 2 – а класса исполняют песню «Землянка»).
Ведущий. Когда война отхлынула от наших границ и её яростный вал покатился к Берлину, появились новые песни «Дорога на Берлин», «Казаки», «Ехал я из Берлина».
Ведущий. Учащиеся 2 – б класса исполнят песню «Дорога на Берлин».
Ведущий.
Курганами славы покрыта родная равнина,
И Днепр, и Морава, и Висла, и Волга-река.
Ты лжешь, чужеземец, что медленна кровь славянина,
Что в грозные годы душа славянина кротка.
Ведущий.
От нас убегали монгольские орды Мамая.
Солдат Бонапарта мы в наших снегах погребли,
На полчища Гитлера кованый меч поднимая,
Мы грудью прикрыли просторы славянской земли.
Ведущий. 9 мая стал для нас не только всенародным праздником, но и Днем памяти обо всех тех, кому не суждено было вернуться.
Ведущий. Песню «Майский вальс» исполняют учащиеся 1 – б класса.
Ведущий. Рожденные в окопах и землянках, опаленные огнем сражений, песни могут составить своеобразную летопись Великой Отечественной войны.
И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма всего советского народа.
Маршал И.Х.Баграмян писал: «У народа, слабого духом, не могли родиться такие песни: песни-призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, и всегда песня достигала своей благородной цели».
Ведущий. Военное поппури исполняют учащиеся 2 – г класса.
Ведущий. Прошла война, ушла за поворот.
В чехлах стоят гвардейские знамена.
И жизнь, и время движется вперед
Отстались только 30 миллионов
Остались в поле брани навсегда
Легли живой дорогою Победы,
За нас легли, за то, чтоб никогда
Нам этой боли не изведать.
С Днем Победы!
(музыка «День Победы»)