Доклад Коммуникативная культура педагога как показатель его профессионализма


Коммуникативная культура педагога как показатель его профессионализма
(Компетентностный подход)
Человеческое общество немыслимо вне общения. Это необходимое условие бытия людей. Без общения невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы полноценно жить, люди должны взаимодействовать.
21 век – время глобальной коммуникации. С одной стороны, уже ставшие привычными на сегодняшний день системы связи (сотовая связь, Интернет) расширили сферу общения до планетарного уровня. С другой – заставили по-новому посмотреть на неотъемлемую составляющую общения - коммуникативную культуру.
Человек начинает овладевать навыками общения с малых лет, однако не все, повзрослев, в достаточной мере умеют общаться. Причины этого вполне известны: от индивидуально-психологических до социально-общественных.
Важную роль в формировании навыков общения играет школа, где ребенок не только получает знания, но и учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Новые реалии времени повлекли за собой существенные изменения в сфере образования: расширили профессиональные функции учителя и увеличили сложность педагогической деятельности (“репертуар” поведения учителя дополняется теперь выполнением функций консультанта, проектировщика, исследователя и др.). Вместе с этим возрастают требования к коммуникативной культуре педагога.
Коммуникативная культура педагога – это культура его профессионально-педагогического общения с другими субъектами учебно-воспитательного процесса. Необходимым уровнем коммуникативной культуры следует признать такой, который позволяет педагогу позитивно воспринимать своих подопечных и коллег и обеспечивает безусловное достижение целей воспитания и обучения.
Социальная значимость коммуникативной культуры заключается в создании благоприятной психологической атмосферы во взаимоотношениях между всеми субъектами образовательного процесса
Личная значимость  - в обретении уверенности в себе, удовлетворении от общения с воспитанниками, чувстве комфорта в избранной сфере деятельности.
Из чего же складывается коммуникативная культура учителя?
В ее основе - личностные качества, ценностные ориентации, установки, проявляющиеся в отношении к людям, а также техника общения - владение речью, мимикой, жестами, движениями, приемами воздействия на другого человека, приемами саморегуляции, создания рабочего творческого самочувствия.
Портрет педагога, обладающего высоким уровнем коммуникативной культуры
Качества личности:
справедливость, открытость, искренность, терпимость, выдержка, самообладание, требовательность, тактичность, интеллигентность.
Владение ключевыми компетенциями:
Социально-психологическими:
Умеет располагать к общению, производить благоприятное впечатление, рефлексировать, слушать, проявлять эмпатию, адекватно воспринимать своеобразие личности каждого учащегося, прогнозировать развитие межличностных отношений, использовать психологические средства - вербальные и невербальные, механизмы коммуникативного воздействия - внушения, убеждения, идентификации и т. д.
Нравственно-эстетическими:
Умеет строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, утверждать личностное достоинство каждого ученика, организовывать творческое сотрудничество с ученической группой и отдельными учениками, инициировать благоприятный нравственный климат общения.
Эстетическими:
Артистичен, гармонизирует внутренние и внешние личностные проявления, приобщает подростков к высокой культуре коммуникации, активизирует их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение.
Технологическими:
Грамотно использует учебно-воспитательные средства, методы, приемы, многообразие форм взаимодействия, выбирает оптимальный стиль руководства общением, органически сочетает коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивает его воспитательную эффективность.
Показателем коммуникативной культуры педагога является благоприятный морально-психологический климат в классе, учебном заведении в целом.
Каждый из нас имеет возможность соотнести уровень своей коммуникативной культуры с эталонной и определить, насколько он близок к идеалу:(картинка – сизиф)
А где я?( На какой ступени нахожусь?) Кто в этом виноват? Что делать?
Кто виноват?
Факторы, снижающие коммуникативную культуру учителя
Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительные проблемы, связанные с коммуникативной культурой учителя, обусловлены деформацией сферы профессионально-педагогического общения.
Один из ключевых факторов – подмена личностных отношений формальными.
Анатолий Викторович Осницкий, кандидат психологических наук, доцент, психотерапевт, на всероссийской видеоконференции «Коммуникативные перегрузки в труде школьного учителя, как фактор его эмоционального выгорания» 12 октября 2011 года раскрыл причины возникновения психологических масок. С его слов, маска возникает, когда есть ограничения:
- функциональные (учитель должен войти в класс безупречным, забыв о личных переживаниях и проблемах);
- конвенциальные (что принято в обществе, а что – нет, например, учителю нельзя обсуждать с учениками своих коллег, в то же время неразумно авторитарно запретить ученикам поднимать подобные темы);
- насильственные (часто, когда учитель приходит к начальству с личностным, а ответ получает формальный, т.к. директор тоже в психологической маске);
- эмоциональные (есть любовь с первого взгляда, но есть и ненависть с первого взгляда; неосознание эмоциональной неприязни приведет к конфликту).
Маска может заменить учителю лицо, его профессиональное мастерство будет расти, а личностное, эмоциональное «выгорает».
Другой фактор - низкая эмоциональная саморегуляция Исследования ученых выявили, что большая часть рабочего дня педагога (66,2%) протекает в напряженной обстановке. Психологические нагрузки приводят к развитию у учителей профессионального стресса. Санкт-Петербургским научно-исследовательским центром интегрально-синергетической психотерапии, директором которого является А.В. Осницкий, было проведено исследование эмоционального здоровья учителей. Результаты неутешительны: эмоционально здоровы оказались учителя со стажем до пяти лет, у всех учителей с большим стажем отмечаются личностные, эмоциональные проблемы.
Профессиональный долг обязывает учителя принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, отчаяние. Часто повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога: раздражительности, тревожности, пессимизма, что, в свою очередь, негативно влияет на здоровье, на коммуникативную культуру и, как следствие, на весь учебно-воспитательный процесс.
Что делать?
Проблема должна решаться как в личностном, так и в социальном планах.
Чтобы избежать личностных проблем, учителю необходимо:
1. Иметь установку, осознание потребности в саморазвитии. «Познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть», - сказал Томас Манн
2. Быть если не психологом, то хотя бы хорошим диагностом.
3. Учиться жить в роли учителя.
4. Знать основы психопатологии;
5. Знать и применять приемы коммуникации.
Советы конфликтологов1.Замечание «от принца» к «принцу». Делать замечание так, чтобы не обидеть собеседника, но вызвать у него желание измениться в лучшую сторону.
Вот схема трехэтапного замечания:
-Сначала- не осуждающее описывание того, что не нравится учителю («когда я вижу, как ты вертишься…)
-Затем — описание отрицательного эффекта («а время, отведенное на работу, идет быстро и скоро закончится)
-Сообщение о своих чувствах и эмоциях, относящихся к эффекту, а не к ребенку («я очень волнуюсь, что твоя работа останется непроверенной»).
2 Технология предупреждения и разрешения конфликтов.
Для предупреждения конфликтов важно уметь «договариваться на берегу».
Например, о критериях отметок или правил взаимодействия на уроке. Можно повесить на стене плакат-договор с положениями, которые обсуждать на первом уроке с каждым новым классом. Принимающие эти положения ученики в конце обсуждения подписывают этот договор (прямо на плакате), и впоследствии учителю остается только молча показать на нарушаемое условие договора, чтобы напомнить нарушителям о данном слове. Не всегда условия принимаются всеми, некоторым учащимся нужно дать время для обдумывания .На этом же первом уроке можно обсуждать положения правил. И если  выясняется, что дети не всегда принимают факты, мнения и выводы, что может вести к конфликтам. Это можно сделать на классном часе, или в рамках элективного курса.
Примерные  правила общения в кабинете
1. Когда говорю я – все слушают и стараются понять меня.
2. Когда говорит другой – я слушаю и стараюсь понять его.
3. Моё мнение так же важно, как и мнение моего собеседника.
4.. Нет мнений правильных и неправильных, есть мнения разные.
5. Я сам – и вместе со всеми.
Если конфликт все-таки возник, нужно конструктивно разрешить его, используя специальный алгоритм.
Хорошо, если этот алгоритм, заранее обсужденный, будет висеть  у  учащихся на виду, лучше рядом с плакатом-договором.
1.Определяем проблему.
2.Вырабатываем несколько возможных решений.
3.Оцениваем каждое решение по результату и способам достижения, по ресурсам.
4.Выбираем лучшее.
5.Организуем выполнение.
6.Оцениваем результат, его полноту. При необходимости корректируем деятельность.
3.Разделять проблемы ученика и учителя
Прежде, чем решать, что и как делать, определите, чья это проблема – Ваша или ученика. Определить это просто, надо честно сказать себе – кому в этой ситуации реально плохо. Если ученик не работает на уроке, не слушает объяснений, но он не страдает от этого, значит, это проблема учителя.
Решение проблем учителя:
-Работать с учеником (делать замечания по типу от «принца» к «принцу»).
-Работать со средой (изменять условия, организовать среду, окружающих. Чтобы решить проблему мусора в классе можно провести конкурс на… самую большую кучу мусора, которую ученики после урока выбрасывают в корзину).-Работать с собой (верно выбирать тактику поведения, а если Вы не знаете, как правильно повести себя в конкретной ситуации, лучше сделайте вид, что ситуация Вас не касается)
-Анализировать причину гнева (он вторичен всегда, первичны, как правило, злость и обида, а это самые неконструктивные основания для решения проблем).
Если же учитель видит, что ученик переживает сложную ситуацию, поэтому неадекватен на уроках, может нагрубить или «уходит в себя», то это признаки того, что это проблема ученика.
Тогда учитель должен использовать другой набор педагогических действий:
-Эффективное слушание (безоценочные реплики, провоцирующие ребенка на высказывания, самоанализ);
-Использование «словаря принца» («может быть, как правило, иногда», стараться избегать употребления  таких слов, как «опять, как всегда, все, никогда»);-«Я – позиция» учителя (говорить только о своих эмоциях, чувствах, мнениях, не критикуя таковые у ребенка)
- Учить детей искать и анализировать свои проблемы (отличать факты, мнения и выводы, понимать, что можно и что нельзя изменить, формировать толерантность).
Самовоспитание коммуникативной культуры каждым учителем в отдельности еще не решает проблему повышения коммуникативной культуры всего педагогического коллектива. В одном коллективе оказываются люди с различными установками, неодинаковым стилем общения с детьми и коллегами. Повышение коммуникативной культуры в коллективе зависит:
От этики руководства. Педагогическая функция руководителя – обучать, способствовать передаче ценного опыта, вовремя поддерживать инициативу. Контрольная – не столько в критике недостатков, сколько в своевременной помощи, поддержке прогрессивных начинаний. Отступление от правил продуктивной коммуникативной деятельности становится причиной дискомфорта, а то и конфликтов.
От этики взаимоотношений между сотрудниками. П.Л.Капица утверждал: «Без чувства, что его ценят, ему доверяют, его работой интересуются, любой творческий работник интенсивно и смело работать не может».
Таким образом, коммуникативная культура педагога - один из важнейших компонентов профессионально-педагогической культуры. Необходимость ее формирования обусловлена тем, что учитель постоянно включен в процесс общения с учениками, их родителями, коллегами. Профессия обязывает педагога быть коммуникативно грамотным и помнить, что не только он « строит свой собственный мир, но и… другие строят его. Вы счастливы, когда Вас понимают. Не забывайте, что и другие имеют право на это». (Барбель и Хайнц Швальбе «Личность, карьера, успех»)