Обобщение опыта Система методической работы – как фактор повышения качества образовательной деятельности
Система методической работы – как фактор повышения качества образовательной деятельности МБОУ «Усть-Абаканская СОШ»
Что такое «качество образования»?
Существует много определений понятия «качество образования». Например, A.M. Моисеев понятие «качество образования в школе» определяет как совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование.
Таким образом, качество образовательного процесса складывается из следующих качеств: качества образовательной программы; качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе; качества потенциала обучающихся, качества средств образовательного процесса, качества образовательных технологий; качества управления образовательными системами и процессами. Поэтому основная задача методической службы школы - создать условия и обеспечить развитие профессиональной компетенции педагогов в условиях введения и реализации ФГОС НОО и ООО, без чего невозможно получение качественного образования: «Компетентный педагог – компетентный ученик».
Основные задачи, направленные на реализацию цели:
- оптимизировать модель методической работы в учреждении;
- максимально привлекать учителей к методической работе школы;
- организовать работу по выявлению, отслеживанию и обобщению передового педагогического опыта;
- создать условия для активизации участия педагогов в профессиональных конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровней;
- обратить внимание в работе ШМО на повышение профессионального мастерства, на организацию методической взаимопомощи: по составлению технологических карт уроков; по составлению рабочих программ в соответствии с ФГОС; по организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС; выбору УМК и т.д.;
- продолжить введение в педагогическую практику современных методов и технологий, обеспечивающих формирование УУД как основы умения учиться;
- организовать более тесное межкорпусное взаимодействие в условиях введения ФГОС и т.д.
Организационная структура методической службы
57150066040Педагогический Совет
00Педагогический Совет
120586521336000571500057150041148005715004114800571500
120586533464500318389024511000177419024511000491490083185Школа молодого специалиста
00Школа молодого специалиста
365760083185Социально-психологическая служба
00Социально-психологическая служба
205740083185Воспитательная служба
00Воспитательная служба
34290083185Методический Совет
00Методический Совет
34290085090Школьные методические объединения
00Школьные методические объединения
428244034925000125730016256000
45720011430001257300114300025146001143000364109011430004914900114300059436001143000308610011430004572001143000
543877588900ШМО ИЗО, музыки, технологии
00ШМО ИЗО, музыки, технологии
435292588900ШМО физкультуры и ОБЖ
00ШМО физкультуры и ОБЖ
194310088900ШМО учителей математики, физики, информатики
00ШМО учителей математики, физики, информатики
320040088900ШМО естественного цикла
00ШМО естественного цикла
91440088900ШМО учителей русского языка и литературы
00ШМО учителей русского языка и литературы
088900ШМО учителей начальных классов
00ШМО учителей начальных классов
411480054610ШМО учителей истории, обществознания, права
00ШМО учителей истории, обществознания, права
274320093345ШМО учителей иностранных языков
00ШМО учителей иностранных языков
Тематика педагогических советов ежегодно касается проблем введения и реализации ФГОС НОО и ООО в школе.
Заседания педагогических советов проходят с применением активных форм деятельности: работа в творческих группах, мастерские и т.д. Им всегда предшествует большая предварительная работа по анализу и самоанализу деятельности, как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива, обобщение педагогического опыта; диагностика учащихся, педагогов, родителей. Учителя делятся опытом со своими коллегами по составлению технологических карт уроков, по применению современных технологий в учебном процессе; методами и приёмами, формирующими УУД; системой оценки достижений планируемых результатов освоения образовательных программ; особенностями организации внеурочной деятельности, способствующей духовно – нравственному развитию личности школьников и т.д..Педагогический совет «Система оценки качества образовательного результата в условиях реализации новых ФГОС», целью которого являлось формирование модели школьной системы управления качеством образования, проходил в несколько этапов. Первый этап проходил в рамках ШМО. На нём администрацией школы коллектив был ознакомлен с особенностями школьной системы управления качеством образования, планированием управления качеством образования. Затем педагоги объединялись в творческие группы и изучали подпрограммы программы развития «Школа качественного образования» и другие документы, позволяющие более подробно познакомиться с данным вопросом. Итогом работы в ШМО было создание творческих групп педагогов, которые приступили к разработке модели, составляющей школьную систему управления качеством образования по выбранным направлениям: менеджмент ресурсов, процессы жизненного цикла. Второй этап работы педагогического совета заключался в работе творческих групп. На заключительном этапе (третьем) группы презентовали свои модели школьной системы управления качеством образования, произошло их обсуждение и корректировка, создана рабочая группа по обобщению предложенных моделей для формирования общей модели школьной системы управления качеством образования, с дальнейшим её представлением на августовском совещании.
Для решения большинства задач, поставленных перед школой, активизируется деятельность ШМО. С этой целью в прошлом учебном году проводился методический марафон. Это были методические недели, объединённые с предметными декадами для обучающихся. В рамках марафона были проведены открытые уроки, внеклассные интегрированные мероприятия (совместно с учителями разных предметных циклов, с библиотекарем школы), мастер – классы, на которые приглашались коллеги со всех корпусов. Все указанные мероприятия проходили с использованием современных технологий, приёмов и методов, форм, позволяющих построить урок и внеклассное занятие в рамках требований ФГОС, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Так же коллеги делились опытом организации внеурочной деятельности в условиях реализации и введения ФГОС. В рамках методической недели были проведены: олимпиады; конкурсы; викторины; выставки творческих работ обучающихся; конкурсы проектов; интеллектуальные игры, КВН; классные часы, беседы, лектории (с участием в качестве организаторов и ведущих ребят старших классов); диспуты; дискуссии; конкурс мультимедийных презентаций и видеосюжетов и т.д. В методических объединениях марафон закончился итоговыми заседаниями с полным анализом проделанной работы, обобщен опыт работы, сделаны выводы: методический марафон должен стать традицией школы, т.к. он способствует раскрытию внутреннего потенциала педагогов и обучающихся, даёт положительную мотивацию к самосовершенствованию педагогов, способствует их профессиональному росту. Но необходимо изменить его форму, так как не удалось максимально обеспечить взаимодействие между корпусами. Это связано с большой учебной нагрузкой большинства педагогов, а так же с ещё не преодолённой инерцией некоторых коллег, связанной с взаимодействием между корпусами. Поэтому в нынешнем учебном году мы проводим Методический фестиваль по корпусам: в течение одного учебного дня педагоги корпуса открывают свои двери для педагогов других корпусов.
Фестиваль проводится по следующим направлениям:
- внеклассная работа;
- внеурочная деятельность по предмету;
- дополнительное образование;
- урочная деятельность.
Основные формы представления педагогического опыта на Фестивале:
- урок;
- факультатив (элективное занятие);
- занятие кружка;
- мастер – класс;
- дискуссия;
- классный час;
- внеклассное мероприятие;
- конференция;
- круглый стол;
- семинар – практикум;
- защита – презентация педагогического опыта и т.д.
Требования к представленному опыту участников Фестиваля:
- актуальность представленного опыта;
- индивидуальность и новизна опыта;
- научность, обоснованность представленных идей;
- целостность, ведущая инновационная идея;
- технологичность и практическая направленность опыта;
- результативность опыта.
Одним из факторов, повышающих интерес педагогов к методической работе в рамках ШМО, является конкурс «Лучшее школьное методическое объединение», основные задачи которого:
создание условий для творческого самовыражения членов школьных методических объединений;
выявление и поощрение школьных методических объединений, наиболее эффективно внедряющих в образовательный процесс современные (инновационные) педагогические технологии, в том числе информационно - коммуникационные, и распространение их опыта работы;
создание банка данных об инновационном опыте деятельности методических объединений.
повышение роли деятельности методического объединения в образовательном процессе.
Решением администрации школы победители и призёры награждены ежемесячной доплатой в течение последующего за конкурсом учебного года в размере:
I место – руководитель – одна тысяча рублей, педагог – пятьсот рублей;
II место - руководитель – пятьсот рублей, педагог – четыреста рублей;
III место - руководитель – триста рублей, педагог – двести рублей.Значительным событием в жизни коллектива школы стал конкурс профессионального мастерства «Учитель года – 2015», направленный на развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования, поддержку современных образовательных технологий, рост профессионального мастерства педагогических работников. Цель конкурса: выявление, поддержка талантливых, творчески работающих педагогов школы, содействие их профессиональному росту.
Конкурс проводился в 2 этапа:
I этап включал в себя: открытый урок, в соответствии с прохождением программы на момент конкурсного испытания, либо мероприятие;
II этап включал: визитную карточку «Я - учитель» - самопрезентация; конкурс «Педагогический ринг», состоящий из: решения педагогических ситуаций и ответов на вопросы учеников «Сто вопросов взрослым». Наравне со стажистами состязались и молодые специалисты, для них учредили номинацию «Педагогический дебют».
Для организации распространения педагогического опыта конкурсантов было организовано посещение конкурсных мероприятий молодыми педагогами школы.
Заключительный этап проводился с приглашением всего коллектив школы; педагогов – ветеранов, родителей и обучающихся, вошедших в состав конкурсного жюри.
Одной из самых важных составляющих методической работы школы традиционно является работа с молодыми специалистами и наставниками.
Для создания условий, способствующих профессиональному росту и формированию потребности у молодого учителя в проектировании своего дальнейшего профессионального роста, в совершенствовании знаний, умений и навыков, полученных в ВУЗе, была организована работа наставников. Под их руководством молодые педагоги составляют индивидуальный план профессионального становления, включающий основные направления:
- повышение научной, теоретической и психолого-педагогической подготовки;
- глубокое изучение и освоение школьной программы, требований к современному уроку; научной и методической литературы по предмету;
- должностные обязанности, работа со школьной документацией;
- овладение комплексным подходом к воспитательной работе, ознакомление, овладение методикой воспитывающего обучения; освоение современных требований к внеурочной работе по предмету;
- изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой деятельности молодого специалиста;
- посещение наставником и администрацией уроков молодого учителя, организация их самоанализа;
- посещение молодыми специалистами уроков опытных педагогов.
Для более комфортного и уверенного начала педагогической деятельности, работа молодых педагогов с наставниками начинается с ознакомления с нормативными документами по организации учебно-воспитательного процесса, с методикой составления рабочих программ, календарно - тематического планирования и других учебно-методических материалов по предмету, с требованиями к ведению школьной документации, с системой школьной отчетности. Рассматриваются вопросы по самоанализу урока, методические требования к современному уроку, целеполагание и постановка задач урока.
Для создания условий, способствующих формированию у молодого учителя способности и стремления к рефлексии собственной деятельности, умения критически оценивать процесс профессионального становления и развития, самостоятельно управлять своим профессиональным развитием каждый посещённый урок и мероприятия анализируются молодыми педагогами и их наставниками, администрацией и педагогами, посещавшими урок, мероприятие.
Для повышения эффективности работы с молодыми специалистами в школе работает «Школа молодого специалиста», в состав которой входят молодые педагоги и их наставники. В рамках «школы» проводятся различного рода мастер – классы, круглые столы, открытые уроки и т.д. к их проведению и организации привлекаются как опытные педагоги, так и сами молодые специалисты, уже имеющие положительный опыт работы в рассматриваемом на заседании направлении деятельности.
Совместно с наставниками определяется не только структура плана индивидуального становления молодого специалиста, но и отчётность наставника и молодого специалиста, составляются планы взаимопосещения, посещения администрацией школы.
В течение учебного года наставниками, заместителями директора по УВР проводятся индивидуальные консультации с молодыми специалистами по вопросам:
- планирование урока согласно требованиям ФГОС;
- использование современных методов и приёмов, технологий;
- способы формирования УУД;
- поддержание дисциплины на уроке и т.д.. С целью определения сформированности профессионально значимых качеств, проводится диагностическая работа, позволяющая определить профессиональные достижения (составлен банк достижений) и затруднения, возникшие в процессе работы за прошедший период (организация деятельности обучающихся на уроке, умение поддержать дисциплину на занятии, проблемный характер обучения, дифференцированное обучение и индивидуальный подход к обучению школьников, современные приёмы и методы обучения активизирующие учебно – познавательную деятельность обучающихся и т.д.), профессиональные потребности молодых педагогов. Все указанные вопросы затем отражаются в плане работы с молодыми специалистами на учебный год. Кроме этого, формируется информационный кейс «Методическая копилка молодого специалиста» (электронный вариант).Мы стараемся помнить очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, ими я хотела бы закончить своё выступление: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».