Проектная деятельность младших школьников как фактор успешности учащихся


Выступление на августовской конференции - 2015
Тема: «Проектная деятельность младших школьников как фактор успешности учащихся»
Цель: обмен опытом
Как говорил Л. Н. Толстой: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».
Главная задача школьного образования сегодня – это развитие творческой личности, способной к анализу существующей ситуации, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.
Наше общество нуждается в творчески мыслящих людях. Всем известно, что талант и творчество личности в современных социально – экономических условиях являются двигателем интенсивного экономического развития страны и содействующим фактором национального престижа.
Известно, что однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению.
Дети лишаются радости открытия, постепенно теряют способность к творчеству. 
Как показывают результаты ряда исследований, именно в школьный период у детей происходит резкое падение уровня креативности: в возрасте шести лет 37% детей проявляют нестандартное мышление, творческие способности; к семи годам этот показатель падает до 17%; а среди взрослых лишь 2% творчески одаренных личностей.
Следовательно, развитие творчества человека необходимо начинать именно с младшего школьного возраста.
В педагогическом процессе творчество - всегда поиск, исследовательская и познавательная активность, самостоятельность, решение проблем, которые способствуют раскрытию и реализации индивидуальных особенностей и возможностей учащихся. 
Всё, чем мы восхищаемся в жизни, создано творческими людьми! Школа - кузница маленьких творцов, которых мы, педагоги, уже сейчас готовим к жизни, учим применять приобретённые знания и умения в реальной жизненной ситуации. Именно эти дети будут радовать нас в будущем своими творческими победами.
Для достижения новых результатов необходима такая технология проведения уроков, с помощью которой школьники регулярно, на каждом уроке, учатся ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности.
Проектная деятельность на сегодняшний день обеспечивает более качественное усвоение знаний, приучает детей творчески мыслить, развивает их интеллектуальные способности, речь и активность, формирует у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир, способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальной жизни.
         Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Работу по развитию исследовательских умений желательно проводить постоянно (как в урочной, так и во внеурочной деятельности).
В нашем образовательном учреждении учителя, работающие с учащими 1-х и 4-х классов проводили занятия курса внеурочной деятельности, а учителя, работающие с учащимися 2 и 3 классов проводили урок «Основы проектной деятельности», который входил в часть учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса. Учащиеся и педагоги обеспечены учебно-методическим комплексом:
- Программа курса «Проектная деятельность» (2-4 классы), автор: Н.Ю.Пахомова- Методическое пособие для учителя начальных классов «Проектная деятельность», авторы: Н.Ю.Пахомова, И.В. Суволокина, И.В.Денисова.
- Рабочая тетрадь «Проектная деятельность», авторы: Н.Ю.Пахомова, И.В. Суволокина, И.В.Денисова.
Уровень, форму, время исследования учителя определяют в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.
На 1 этапе (в 1 классе) внедрения проектного метода рекомендуется применять  HYPERLINK "http://prostatitusnet.ru/uchebnoe/1-kurs/iz-opyta-organizatsiya-issledovatelskoi-deyatelnosti-uchashhihsya-v-usloviyah-vvedeniya-fgos/%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.doc" тренинговые игры – занятия, которые направлены на формирование универсальных учебных действий.
        На данном этапе основная роль принадлежит учителю. Первоначально темы предлагаются учителями. В основном они касаются какого-либо теоретического вопроса школьной программы. В дальнейшем тематика проектов в основном предлагается самими детьми.
На втором этапе (2 класс) происходит развитие исследовательского опыта учеников при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности учащихся. На третьем этапе (3-4 классы) предполагается увеличение сложности проектов и тем для исследования, развёрнутость суждений, выводов, а это – повышение уровня формирования универсальных учебных действий.
Проектная деятельность способствует формированию у школьников важных качеств: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность и умений: исследовательские, социального взаимодействия, оценочные, информационные, презентационные. Организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.
Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
Это прекрасно согласуется с идеями Образовательной системы «Школа 2100». Неслучайно в отличие от многих других систем авторы программы подчеркивают важность продуктивных заданий, их роль в выращивании функционально грамотной личности.
На сегодняшний день многие мои ученики становятся победителями не только школьных и городских научно-практических конференциях, но и Всероссийских, а также Международных конкурсов по исследовательской деятельности учащихся.
(показать)
         Джон Дьюи, американский философ и педагог говорил, что школа должна не просто учить, а учить жизни. Способом организации такой деятельности служил метод проектов, разработанный учеником Джона Дьюи, американским педагогом В. Килпатриком. Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений. По мнению В. Килпатрика, лишь в этом случае обучение и воспитание могут превратиться в непрерывную перестройку жизни учащихся и поднять ее на более высокую ступень, а школа будет готовить учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем.
         Поэтому давайте постараемся готовить наших детей к жизни, чтобы все знания, которые мы даём, пригодились им. 
Спасибо за внимание!
Литература:
1.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. –«Современный урок»// часть III. Проблемные уроки.- Ростов – на – Дону. – «Учитель». – 2006 г. 2. «Как организовать проектную деятельность учащихся» И.С. Сергеев
2.Материалы с курсов «Предметные компетентности в Стандартах второго поколения» «Центра Развития молодёжи».
3.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.
4.«Основы проектной деятельности школьника» Г.Б.Голуб5.Учебно-методический комплект Савенкова А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» и учебник-тетрадь «Я - исследователь»