ПрограммаИзостудия предметы-лепка,живопись, декоративная композиция,бумагопластика


Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом детства и юношества»
Корсаковского городского округа
Сахалинской области
ПРИНЯТА
на заседании педагогического совета
протокол от 30 августа 2016 г. № 01 УТВЕРЖДАЮ:
Приказом директор МБУ
«Дом детства и юношества
От 31.08.2016 № 8 § 4

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Изостудия»
Возраст детей: с 6 до 10 лет
Срок реализации: 3 года
Авторы-составители:
Гришина Анна Владимировна,
Иванченко Галина Петровна,
Паламарчук Татьяна Валерьевна,
педагоги дополнительного
образования

Корсаков
2016
Классификация программы.
1. По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности:
Комплексная
2. По статусной позиции:
Модифицированная
3.По целевому обеспечению индивидуальных потребностей творческого развития:
Специализированная
4. По ориентации поведенческих качеств и нравственных установок:
Развитие эстетического вкуса и творческих способностей
Пояснительная записка
Формирование творчески активной, духовно богатой, свободно и разносторонне мыслящей личности - важнейшая задача современной отечественной педагогики. Решение ее должно начинаться в детстве. Одним из наиболее эффективных средств для этого является изобразительная деятельность.
Изобразительная деятельность оказывает благотворное влияние на развитие различных типов мышления и памяти ребенка, его наблюдательности, воображения, зрительно-моторной координации, глазомера, ручной умелости, эстетического восприятия и художественного вкуса, волевых и многих других качеств, создает богатые возможности для формирования у детей комплекса способностей, необходимых для успешной работы и творчества в разных областях человеческой деятельности.
Данная позиция определяется тем, что для развития творческих способностей детям необходимо приобрести специальные знания, овладеть определенными навыками и умениями, освоить рациональные способы изобразительной деятельности, выработанные предшествующими поколениями, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное художественное обучение детей по специально разработанной программе, позволяющей развить творческий потенциал каждого ребенка до оптимальных параметров.
Современная общеобразовательная школа не располагает возможностями в полной мере удовлетворить потребности учащихся в занятиях изобразительной деятельностью. Специализированные же программы, позволяющие обеспечить крепкую базу для развития творческого потенциала ребенка, ориентированы, как правило, на особо одаренных детей.
Данная дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Изостудия» направлена на углубленное изучение основ художественной культуры и дает возможность детям, независимо от степени их одаренности, достичь относительно высокого уровня допрофессиональной художественной подготовки при условии проявления ими устойчивого интереса к изобразительной деятельности.
Программа разработана с учетом требований Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО, НОО, ОО, Примерных требований к программам дополнительного образования детей (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844), Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008) и в соответствии с Концепцией дополнительного образования детей (распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
Учебный материал программы составлен с учетом способностей и возрастных особенностей детей, последовательного и постепенного развития учащихся. На основе методики преподавания изобразительного искусства Сокольниковой Н.М. и Неменского Б.Н.
Основной целью программы является нравственное совершенствование, формирование духовного мира, гармоничное развитие личности средствами изобразительного искусства.
Основные задачи:
Обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):
• знакомство с жанрами изобразительного искусства;
• знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
• овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
• приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра. Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми обще-учебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):
• развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
• развитие колористического видения;
• развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
• улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
• формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
• развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):
• формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
• формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
• воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
• воспитание аккуратности.
Режим занятий и принцип отбора обучающихся. Особенность программы связана с организацией учебного процесса. Курс обучения рассчитан на три года. Причем для каждого из них предусмотрены конкретные задания, ориентированные на определенную возрастную категорию учащихся: 1 - 6-8 лет, II - 9-10 лет, III - 10-11 лет. В то же время эти задания имеют общую тематическую направленность, что позволяет проводить занятия одновременно со всеми детьми в едином коллективе, разновозрастном по составу.
Полный курс обучения рассчитан на 918 часов (306 часов в год). Каждый год обучения предполагает обучение по следующим дисциплинам:
лепка из глины 2 часа в неделю (занятия проводятся в один день парой);
станковая композиция 2 часа в неделю (занятия проводятся в один день парой);
живопись 3 часа в неделю (занятие проходит в один день);
декоративная роспись и бумагопластика по 1 часу в неделю.
Длительность одного академического часа составляет – 45 минут, исключение составляют группы с учащимися возрастной категории 6 лет – 30 минут.
Каждый из годов обучения предусматривает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей от одной ступени к другой. Спиральный принцип построения программы предполагает усложнение заданий в соответствии с возрастными особенностями детей, степенью освоения ими основ изобразительной грамоты, сформированное практических умений и навыков. И хотя приоритет отдается творческой работе детей, программа обеспечивает связь истории и современности, знакомство с лучшими образцами классического и современного искусства.
Оптимальная наполняемость группы для занятий – 10-12 человек. Допустимы незначительные изменения количественного состава группы как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения, но не более трех человек.
Помимо практической деятельности, занятия включают в себя беседы об искусстве, посещение художественных музеев, выставок, призванное содействовать всестороннему развитию личности каждого учащегося, обогащению его духовного мира.
Методы и формы обучения
Для того чтобы научить детей любить и понимать искусство, развивать художественные способности и вкус, дать знания об искусстве, расширить художественный кругозор, руководителю объединения необходимо использовать различные методы и формы обучения. Но каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическую работу. Изучение технологического процесса на занятиях по лепке включает в себя подготовку глины, процесс лепки, сушки, зачистки, обжига, росписи. Руководителю необходимо продумывать содержание и ход каждого занятия так, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися. Следует учитывать и то, что, чем меньше возраст детей, тем больше времени должно отводиться выполнению практических заданий. Нагрузка во время занятий должна соответствовать силам и возможностям группы и обеспечивать занятость в течение всего занятия.
Планируя выполнение заданий в течение учебного года, руководитель кружка может варьировать задания в зависимости от контингента детей, от условий работы и характера заготовленного материала. Во всех случаях выполнение заданий должно способствовать познавательной активности, усиливать эстетическую восприимчивость, развивать художественный вкус и творческие способности.
Чтобы постоянно развивать интерес учащихся к занятиям, необходимо предоставлять возможность самостоятельного творческого подхода в выборе, переработке готовых моделей или в создании новых образцов. Следует поощрять смелость в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа, проявление выдумки и фантазии. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность, развивать способность выбирать тему, думать о способах исполнения изделия в том или ином материале, помогать в решении поставленной задачи.
При объяснении нового материала или одинакового для всей группы задания в основном используются методы фронтальной работы. Фронтальный показ включает в себя демонстрацию таблиц, рисунков, наглядного материала, а также различных технических приёмов работы. Показ обязательно сопровождается пояснением руководителя.
Выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно: одни уже выполнили работу, другие ещё только начинают. Поэтому необходимо проводить и индивидуальную работу, зачастую дополнительно объяснять задание. Наблюдая за группой в целом, руководитель всегда видит, кто наиболее успешно справился с заданием, и иногда полезно на этом конкретном примере показать всем, как надо правильно выполнить ту или иную операцию. Текущий инструктаж учащихся необходим и при показе технических приёмов изготовления различных изделий.
При выполнении коллективных заданий, работая над отдельным изделием или тематической композицией, дети выполняют часть работы, пусть это будут отдельные изделия или детали одного изделия. На каждого возлагается большая ответственность: необходимо сознавать, что от мастерства и качества исполнения отдельного участника группы зависит результат коллективной работы.
Коллективное выполнение заданий – наиболее эффективная форма организации труда при выполнении больших проектов, так как при наименьших затратах сил и времени удаётся выполнить трудоёмкую работу. Кроме того, такая форма организации труда соответствует психосоциальному развитию младших школьников, способствует сплочению коллектива, содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений в коллективе, чувства взаимопомощи.
Принципы обучения.
Работа объединения строится с учетом определенных принципов, главный из которых:
принцип добровольности, обеспечивающий ребёнку выбор деятельности по своему желанию.
Есть и другие принципы, которыми необходимо руководствоваться:
принцип общественной направленности предполагает, что содержание работы кружка будет носить общественно-значимый характер, отвечать актуальным задачам социально-экономического развития; ребёнок должен видеть, что дело, которым он занимается, нужно и полезно семье, людям, обществу;
принцип инициативности и самостоятельности требует, чтобы работа объединения развивала творческую активность ребёнка, позволяла ему проявлять инициативу в том или ином виде деятельности, самостоятельно подбирать необходимый для работы материал и т.д.;
принцип романтики и игры предполагает, что занятия в кружке будут удовлетворять потребность детей в игровых приёмах деятельности, отличаться красочностью и эмоциональностью (особенно это актуально в работе с младшими школьниками и младшими подростками), однако работа не должна строиться только на принципе развлекательности;
принцип развития изобретательности предполагает, что в ходе занятий перед учащимися должны ставиться задачи поискового характера, смелее использоваться задания на внесение рационализаторских предложений, поиска новых подходов к решению оставленной задачи и т.д.;
принцип доступности требует, чтобы в учебно-воспитательном процессе перед ребёнком ставились посильные и ясные цели и задачи, а также соблюдалась определённая преемственность, постепенное усложнение видов деятельности, чтобы задания, оставаясь доступными для детей на любом этапе, постоянно вели их вперёд в развитии соответствующих умений и навыков;
принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей участников предполагает, что задачи и содержание занятий будут соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям всех детей, посещающих кружок. Следует постоянно учитывать возрастные возможности и потребности детей. Кроме того, возрастные особенности ребёнка не всегда сочетаются с его потребностями – личные стремления могут и опережать возможности, поэтому индивидуальный подход к каждому ребёнку обязателен на всех этапах кружковой работы.
Подчёркивая необходимость индивидуального подхода к детям, надо всегда помнить, что главным остаётся развитие их личности в органическом единстве общих требований и индивидуальных особенностей. Как бы ребёнок не был своеобразен, оригинален, талантлив, его личные качества формируются в коллективе. Отсюда – задача сформировать сплочённый, влиятельный коллектив.
Кроме того, педагог не должен забывать, что занятия в объединении – не профессиональное обучение, поэтому необходимо уделять одинаковое внимание всем детям, независимо от успешности их деятельности и результатов труда. Чрезмерные требования и резкая критика работы могут погасить интерес, увлечённость новым делом. Надо исходить из того, что творческое начало заложено в каждом ребёнке, и важно искать способы его раскрытия. Оказав внимание всем учащимся, руководитель легко заметит успех или неудачу, поощрит или поможет исправить ошибку и, тем самым, поддержит и направит работу, даст дополнительный стимул к данной деятельности.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебных предметов по программе «Изостудия»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру.
К концу первого года обучения дети должны знать:
Понятия: устойчивость, фон, скульптура, рельеф, объем, орнамент, теснение, линия, пятно, силуэт, растяжка цвета, передний и задний план, модуль, архитектура;
Знать основные приемы лепки, принципы декорирования, правила построения композиции и передачи переднего и заднего плана, правила растяжки цвета, способы получения сложных цветов, простейшие приемы воскографии;
Правила работы с бумагой и ножницами;
Приемы работы с бумагой: складывание конусом, цилиндром, гармошкой, накручивание.
Уметь:
Применять приемы вытягивания, сплющивания, скручивания, прощипывания, передавать в рисунке замысел, составлять композицию, самостоятельно выполнять растяжку цвета и получать сложные цвета путем смешивания красок;
Выполнять элементарное декорирование;
Правильно использовать специальные инструменты;
Использовать для декорирования инструменты-заменители;
Изготавливать бумажные поделки с использованием приемов складывание конусом, цилиндром, гармошкой, накручивание.
К концу второго года обучения дети должны:
Знать:
Керамическое искусство первобытного общества и Древней Греции, познакомиться с лучшими образцами русской живописи;
Виды народных промыслов;
Понятия: стилистика, фактура, пропорция, натюрморт, эскиз, витраж, портрет;
Правила работы с клеем и бумагой различной плотности;
Приемы работы с бумагой: симметричное вырезание, отрывание.
Уметь:
Анализировать работы древних мастеров и изготавливать простейшие копии, самостоятельно подготавливать глину к работе, выполнять декорирование;
Самостоятельно строить композицию из нескольких предметов по величине и на заданную тему;
Выполнять графические узоры;
Выполнять иллюстрации, портреты, изображать человеческие фигуры в простых позах;
Выполнять поделки из бумаги различной плотности с применением изученных приемов складывания, вырезания, обрывания.
К концу третьего года обучения дети должны знать:
Иметь представление о современном искусстве керамики;
Основные промыслы и известные авторские работы;
Понятия: аллегория, декоративный натюрморт, воздушная и цветовая перспектива, правила построения птиц и животных, понятие и правила графической стилизации;
Правила конструирования из бумаги, выполнения объемных поделок, составления композиции из бумаги;
Правила работы с картоном, приемы «мятой» бумаги;
Уметь:
Использовать разнообразные приемы работы с глиной, выполнять изделия из цельного пласта;
Выполнять композицию из нескольких элементов и драпировки, многоплановые композиции, иллюстрировать сказки с изображением героев – людей;
Выполнять простейшие копии известных художников;
Импровизировать при выполнении задания;
Выполнять работы на свободную тему;
Выполнять простейшие чертежи для конструирования из бумаги;
Составлять композиции из бумаги и картона с применением приемов складывания, разрезания, скручивания и «мятой» бумаги.
Межпредметные связи
Технология
Литература
Черчение
Математика
МХК
История
Условия реализации программы
Учебный и научно-методический материал:
Наличие утвержденной программы;
Методические разработки;
Учебные пособия.
Дидактический материал:
Схемы для изготовления поделок;
Иллюстрации;
Репродукции;
Образцы.
3. Материально – техническое оснащение:
Помещение, оснащенное необходимым количеством парт и стульев, демонстрационной доской, а также достаточным освещением.
Инструкция по технике безопасности при работе с инструментами.
Инструменты: кисти, карандаши, ластики, перья, ручки, ножницы, клей, стеки, брезент.
Материалы: глина, краски, бумага для рисования, цветная бумага, картон, декоративные украшения.
Муфельная печь.
Результативность обучения.
Результативность определяется путём мониторинга качества обучения (Каргина З.А. Об итоговой аттестации воспитанников детских объединений // Внешкольник, 2003, № 4). Оценка знаний и умений учащихся комплексно проходит в конце каждого полугодия в форме анкетирования, промежуточных срезов знаний и просмотров творческих работ.
Показатели (оцениваемые параметры) Критерии Степень выраженности
Оцениваемого качества Возможное
кол-во баллов Методы
диагностик
1 2 3 4 5
I. Теоретическая подготовка ребенка:
1.Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)
2. Владение специальной терминологией Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям;
Осмысленность и правильность использования специальной терминологии • минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой);
• средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2);
• максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период).
• минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);
• средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);
• максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием) 1
5
10
1
5
10 Наблюдение,
тестирование,
контрольный опрос и др.
Собеседование
II. Практическая подготовка ребенка:
1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)
2. Владение специальным оборудованием и оснащением
3. Творческие
навыки Соответствие практических умений и навыков программным требованиям
Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения
Креативность в выполнении практических заданий • минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков);
• средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2);
• максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период).
• минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);
• средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);
• максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей).
• начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);
• репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);
• творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества) 1
5
10
1
5
10
1
5
10 Контрольное задание
Контрольное задание
Контрольное
задание
1 2 3 4 5
I.Учебно-коммуникативные умения:
3.1. Умение слушать и слышать педагога
3. Учебно-организационные умения и навыки:
3.2. Умение организовать свое рабочее (учебное) место Адекватность восприятия информации, идущей от педагога
Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой Уровни - по аналогии с п. 3.1
Уровни - по аналогии с п. 3.1.1 Наблюдение
Наблюдение
1 2 3 4 5
3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности
3.3. Умение аккуратно выполнять работу Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям
Аккуратность и ответственность в работе • минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);
• средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2);
• максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период).
Удовл. - хорошо - отлично 1
5
10 Аттестация воспитанников обязательно проводится дважды в год: по окончанию первого полугодия – промежуточная, по окончанию второго полугодия – итоговая.
Формы проведения аттестации:
Выставки
Просмотры творческих работ
Зачеты
Срезы теоретических знаний
Отчетные проектные работы.
Тематическое планирование по предмету «Лепка из глины»
1 год обучения
№ ТЕМА всего теория практика
1. Вводное занятие 2 1 1
2. Формообразование 6 2 4
2.1 Изготовление проб на пластичность.
Изготовление проб на фактуру. Упражнение в выполнении жгутиков, шариков, спиралей, завитков 2 4
3. Орнамент 12 1 11
3.1 Линия, первоэлемент 0,5 1,5
3.2 Техника изготовления рельефа 0,5 1,5
3.3 Центрально-осевой орнамент 2
3.4 Ленточный (плоскостной) орнамент 2
3.5 Орнамент в круге (розетка) 4
4. Сосуды (спиральная техника) 12 1 11
4.1 Сосуды эпохи лиолита. Лепка сосудов из цельного куска. Принцип доисторического декора 1 3
4.1 Лепка сосудов приемом жгута 2
4.3 Лепка тарелочки из пласта 2
г. Лепка вазочки из пласта 2
д. Лепка подсвечников. Понятие образ, функциональность, конструкция 2
5. Традиционная народная игрушка. Центры народных промыслов 12 1 11
а. Дымковская игрушка (животные) 0,5 3,5
б. Филимоновская игрушка (животные) 4
в. Лепка Сахалинских животных. 0,5 3,5
6. Декоративное панно. 12 1 11
а. Растения и птицы в квадрате. 0,5 3,5
б. Цветы, травы, птицы в горизонтальном формате 0,5 3,5
в. Сахалинская тематика 4
7. Гончарное дело 10 1 9
8. Пластика малых форм(медали, сувениры, украшения) 6 1 5
ВСЕГО 72 9 63
Содержание программы 1 год обучения.
Тема № 1 Вводное занятие
Теория. Беседа о глине. Применение глины человеком в жизни с древности и до нашего времени. Места добывания глины и её структура.
Практика. Лепка на свободную тему. Выявление творческих способностей детей.
Тема № 2. Формообразование.
Теория. Понятие формы, знакомство с фактурой.
Практика.
а) Лепка первоэлементов: шар, конус, куб и превращения их методом сплющивания ладошками в круг, треугольник, квадрат.
б) Упражнения на выполнение жгутиков, спиралей, завитков и т.д. Все элементы делаются раскатыванием на столе от шарика.
Задание: змейки, рыбки
Тема № 3 Виды орнаментов их значение в декоративном искусстве, в том числе керамики.
Теория. Понятие орнамент, назначение орнамента в керамическом искусстве.
Практика:
а) Изготовление штампиков из глины. Нанесение геометрического узора на глиняную палочку.
б) Задание: удлиненная рыбка. Нанесение линейного орнамента на рыбку. Работа штампиком и стеклом.
в) Центрально-осевой орнамент на круглой пластинке. Солярные знаки.
Задание: рыбки круглые
Декор: стеклом и штампикомТема № 4 Объемные формы
Лепка посуды из цельного куска глины методом вытягивание стенок изделий.
Теория. Рассказать и показать различные виды посуды из глины
Практика.
а) Лепка чашек разной формы. Декор – орнамент
б) Лепка сосудов приемом жгутика путем накладывания по кругу в высоту. Вся
поверхность выравнивается руками и стеклом. Нанести декор стеклом.
в) Лепка подсвечников
Используются полученные знания при лепке сосудов
Приемы: из цельного куска и спиралей - жгутиков.
Декор – фактура теснением и орнамент.
Тема № 5 Традиционная русская народная игрушка
Теория. Характерные особенности стиля Дымковской и Филимоновской игрушки. Развитие и символика.
Практика.
а) Дымковская игрушка. Копия птиц. Задание выполняется из цельного куска и долепами мелких деталей. Тонирование белилами и роспись в традиционной манере.
б) Филимоновская игрушка
Задание:«Птицы». Копии с сохранением особенности лепки и росписи
в) Сахалинская тема. «Ворона с рыбой». Задание может выполняться как объемная скульптура, так и плоскостная.
Тема № 6 Декоративное панно
Теория. Последовательность исполнения. Типы форматов.
Практика.
а) Задание: растения и птицы. Формат квадрат. Задание выполняется на пластинке.
б) Задание: цветы, травы, птицы. Формат удлиненный горизонтальный 7х15
в) Задание: пейзаж с сопками и шиповником. Сахалинская тема.
Тема № 7 Гончарное дело.
Теория.Рассказать о правилах работы на гончарном круге. Беседа о многообразии форм выполнения работ на гончарном круге, показ работ мастеров - керамистов.
Практика.
а) Вазочка простейшей цилиндрической формы: начало лепки с донышка, определение толщины стенок, вытягивание на круге, заглаживание мокрой губкой.
б) Лепка горшочка с широким горлышком и туловищем сферической формы. Придание изделию изящной формы, нанесение орнамента по сырому горшочку.
в)Выполнение двух декоративных тарелочек с нанесением геометрического орнамента.
Тема № 8. Пластика малых форм (медали, сувениры, украшения)
Теория. Рассказ о современных изделиях мелкой пластики, их значении и многообразии. Знакомство с новым материалом – полимерной глиной. Принципы работы с полимерной глиной.
Практика.
а) Выполнение круглой подвески, декоративного кувшинчика, рыбки и т.д.
б)Подарок ко дню рождения – памятная медаль, рельеф (с использованием гороскопных и зодиакальных знаков).

Тематическое планирование по предмету «Лепка из глины»
2 год обучения
№ Тема Всего Теория Практика
1. Плоскостная композиция (панно) 16 1 15
а. Понятие формат. Виды форматов. Натюрморт. 0,5 3,5
б. Городской пейзаж. 0,5 3,5
в. Деревенский пейзаж. 4
г. Композиция «Морское дно» 4
2. Декоративная объемная скульптура на основе пустотелого шарика 16 1 15
а. Понятие стилизации, декоративности, фактуры. Упражнения на создание художественного образа на основе пустотелого шарика. 1 3
б. Изготовление пустотелой формы 4
в. Декорирование изделий 4
г. Рождественская композиция 4
3. Традиционная народная игрушка (свистульки) 8 1 7
а. Филимоновские свистульки 4
б. Свистульки на сахалинскую тематику 1 3
4. Зооморфный орнамент. Рельеф. Стилизация льва и птиц в русском искусстве 8 1 7
а. Стилизация птицы – Павы, Жар – Птицы 4
б. Стилизация льва 1 3
5. Пустотелые объемы. Изготовление пасхальных яиц 8 1 7
а. Формирование пустотелой яйцевидной формы. 4
б. Украшение яиц растительным и геометрическим орнаментом. 1 3
6. Гончарное дело 10 1 9
7. Лепка из пласта глины 6 6
ВСЕГО 72 6 66
Содержание программы «Лепка из глины»
2 года обучения
Тема № 1 Плоскостная композиция
Теория. Значение формата при выборе темы и решении композиционных задач.
Компоновка в заданном формате. Множество пятен. Ритм. Крупное, среднее, мелкое пятно. Равновесие.
Практика.
Выполнение эскизов к темам «Натюрморт», «Городской пейзаж», «Деревенский пейзаж», «Морское дно».
а) Упражнения по компоновке в заданный формат одного пятна или предмета. Выполняется несколько заданий. Например, елочка компонируется в вертикальный удлиненный формат. Змейка - в удлиненный горизонтальный. Придумать множество разных пейзажей, тяготеющим к тем или иным форматам. Задание на свободную тему. Выполнение натюрморта «Цветы в вазе» на квадратной или круглой плакетке. Элементы композиции вырезаются из пласта.
б) Городской пейзаж.
Компоновка 2-3 деревьев, 2-3 домиков и травки. Выполняется на пластине и оформляется рамочкой, укрепленной орнаментом
в) Деревенский пейзаж в удлиненном горизонтальном формате. Все элементы композиции вырезаются из пласта и приклеиваются к пластине. Вводится стилизация подсолнуха.
Тема № 2. Декоративная объемная скульптура на основе пустотелого шарика.
Теория. Понятия декоративность и стилизация. Гротеск. Значение гротеска при создании художественного образа
Практика.
Выполнение эскизов к заданной теме «Объёмные рыбки», «Птички», «Снегновики», «Рождественские домики для свечей».
а) Упражнение на изготовление шариков разных размеров
Задание: круглые объемные рыбки.
Декор - орнамент, наносится стеклом и штампикомб) Выполняется множество разных фигурок: птиц, зверей, рыбок методом долепа к шарику различных геометрических деталей.
в) Рождественская композиция «Снеговики» выполняется из 2-3 шариков и долепливается шапочка, руки, нос и т.д. Возможно задание «Рождественские домики для свечей».
Тема № 3. Русский народный фольклор – свистульки из глины.
Теория. Рассказать о назначении свистульки в народной культуре. Обрядовое значение свистульки
Практика.
Выполнение эскиза к теме «Филимоновская игрушка».
а)Копия Филимоновской свистульки. Приемы лепки и декорирования игрушки.
б) На основе полученных знаний создать свою игрушку – свистульку.
Тема № 4. Рельеф. Стилизация льва и птиц в русском искусстве. Зооморфный орнамент.
Теория: символика и значение зооморфной темы и орнамента.
Практика:
Выполнение эскиза на тему «Стилизация льва в русском искусстве».
а) На пластинке в свободном формате выполнить стилизованное изображение птицы – Павы или Жар - Птицы.
Декор: штампик, стекло
б.Усложнение темы. Стилизация льва на пластине 8х8. Использование известных приемов. Жгутики, спирали, шарики.
Тема № 5. Пустотелые объемы. Изготовление пасхальных яиц.
Теория. Рассказать об обычае украшать яйца.
Практика.
Выполнение эскиза к теме «Пасхальные яйца».
а) Формирование пустотелой яйцевидной формы. Сделать 2-3 варианта.
Декор – рельеф.
б)Лепка декоративных подарочных пасхальных яиц (несколько вариантов: на подставке, на палочке, на тесьме).
Тема № 6 Гончарное дело.
Теория. Повторение правил и приемов работы на гончарном круге. Беседа о современном гончарном производстве. Правила лепки и декора мелких деталей (ручки, крышки и т.д.)
Практика.
Выполнение эскиза к теме «Чайная пара», «Горшочек».
а)Лепка чайной пары, долепы деталей, подбор пары в соответствии с размером.
б)Горшочек с ручками и крышкой. Выполнение мелких деталей вручную.
в) Лепка вазы или кувшина по выбору учащихся.
Тема № 7. Лепка из пласта глины.
Практика.
Выполнение эскиза «Аромолампа».
а) Домик – аромолампа. Лепка из пласта путем кроя крупных деталей и отдельно мелких, которые собираются в единое изделие, декорируется мелкими деталями, прорезывание отверстий для окошка.
б)Лепка квадратной тарелочки из пласта с контррельефом «Птица»
Тематическое планирование по предмету «Лепка из глины»
3 год обучения
№ Тема Всего Теория Практика
1. Лепка фигуры человека в мировой скульптуре 16 0,5 15,5
а. Изображение человека в дымковской игрушке 0,5 5,5
б. Изображение человека в филимоновской игрушке 6
в. Мифологический герой Палкан. Изображение мужской фигуры 4
2. Работа с пластом глины. Плоскостные композиции. 16 2 14
а. Плоскостная композиция на сахалинскую тему 1 3
б. Плоскостная композиция натему «Морские просторы» 0,5 3,5
в. Плоскостные композиции на свободную тему 0,5 7,5
3. Объемная композиция: вазы, сосуды различных форм и объемов 16 2 14
а. Вазы цилиндрической формы 1 3
б. Вазы круглой формы 1 5
в. Сферическая ваза 6
4. Лепим из пласта глины. Пластические композиции 12 1 11
5. Итоговое задание для выпускника 12 1 11
ВСЕГО 72 6,5 65,5
Содержание программы «Лепка из глины»
3 года обучения
Тема № 1. Объемная большая скульптура. Лепка человека в народной Дымковской и Филимоновской игрушке.
Теория. Рассказ о промыслах. Символика женских и мужских фигур. Игрушки берегини.
Практика.
Выполнение эскиза «Дымковская барышня», «Полкан».
а) Лепка Дымковской барышни - берегини. Работа начинается с большого конуса, который выкатывается на круглой палочке, затем формируется торс, вылепливаются и приклеиваются детали.
б) Лепка Филимоновской барышни - берегини с утицей в руках.
в) Лепка мужской фигуры. Мифологический герой Полкан. Отличия лепки в мужской и женской фигур, придание устойчивости.
Тема № 2 Работа с пластом глины. Плоскостные композиции.
Теория. Показать иллюстрации работ из пласта глины современных художников – керамистов.
Практика.
Выполнение эскиза на тему «Сахалинский сувенир», «Морские просторы».
а) Тарелочка из пласта на Сахалинскую тему. Предлагаемые темы: шиповник, рыбки, растения. Выполняются налепами и росписью
б) Тарелочка из пласта.
Тема: «Морские просторы». Выполняется из вырезанных из пласта фигур или контррельефов.
в) Лепка на пластах глины на свободную тему. Разные форматы пластов,платы с закругленными краями.
Тема № 3 Объемная композиция: вазы, сосуды различных форм и объемов.
Теория. Современная керамическая посуда, способы декорирования, разнообразие форм.
Практика.
Выполнение эскиза «Керамическая посуда».
Лепка различных сосудов с применением изученных техник и методов. Декорирование и роспись изделий.
Тема № 4. Лепка из пласта глины. Пластические композиции.
Теория. Беседа о творчестве скульпторов, выполняющих пластические композиции.
Практика.
Выполнение эскиза к теме «Маска», «Деревья и птицы», «Медаль».
а) Выполнение двух масок (комическая и театральная) с использованием декоративных налепов: жгутиков, шариков и т.д.
б)Выполнение декоративного панно из пласта «Деревья и птицы» с вырезанием деталей из пласта. Фактурное декорирование.
в)Лепка из пласта контррельефа «Декоративных медалей выпускника».
Тема № 5. Итоговое задание выпускника.
Теория. Обобщение знаний о видах и жанрах скульптуры, формирование темы и определение техники исполнения итоговой работы.
Практика.
Выполнение эскиза к выбранной теме.
Лепка и декорирование 3-4- изделий, объединенных общей тематикой в одну композицию.
Тематическое планирование по предмету «Декоративное рисование»
1-й год обучения
№ Тема Всего Теория Практика
1 Заготовка растительного материала для составления орнаментальных композиций 2 2
2 Понятие орнамента. Первоэлемент. 6 1 5
3 Орнамент в полосе. 4 0,5 3,5
4 Орнамент в прямоугольнике. 6 0,5 5,5
5 Геометрический орнамент в круге. 4 1 3
6 Декоративное рисование деревьев 4 1 3
7 Геометрический орнамент в мировом искусстве. 6 1 5
8 Стилизация рыбок 4 1 3
ВСЕГО 36 6 30
Содержание программы «Декоративное рисование»
1 года обучения
Тема № 1. Заготовка растительного материала для составления орнаментальных композиций.
Тема № 2. Понятие орнамента, первоэлемент.
Теория. Рассказать, что такое орнамент, его значение в русском и мировом искусстве.
Практика.
а) Рисование первоэлементов: линия, точка, замкнутая линия, короткая линия и т.д.Выполнение простейшего орнамента
б) Геометрический орнамент – орнамент в квадрате на основе четырех осей.
Тема № 3.Орнамент в полосе.
Теория. Принципы построения геометрического орнамента, понятие о раппорте, ритме.
Практика. Рисование на бумаге фломастерами раппорта с использованием геометрических фигур и первоэлементов.
Тема № 4.Орнамент в прямоугольнике
Теория. Применение геометрического орнамента в интерьере (обои, плитки, ковры).
Практика. Выполнение орнамента. Отрисовка рапорта, размещение в прямоугольный формат. Исполнение гелевыми ручками.
Тема №5.Геометрический орнамент в круге.
Теория. Солярные знаки. Знакомство с иллюстрациями орнамента в круге.
Практика.
а) Розетта – звездочка на двух осях с соблюдением симметрии.
б) Розетта – цветок на 4 осях
в) Декоративный коврик с орнаментом на концентрических кругах.
Тема №6.Декоративное рисование деревьев.
Теория. Применение стилизованного изображения деревьев в практической деятельности: ковры, вазы, ткани, обои.
Практика.
а) Выполнение орнамента с чередованием изображения больших и маленьких ёлочек в прямоугольном формате.
б) Декоративное рисование цветущей яблони и яблок в прямоугольном формате.
Тема № 7.Геометрический орнамент в мировом искусстве.
Теория. Беседа о многообразии орнаментов и их применение в практической деятельности.
Практика.
а) Русский национальный орнамент в народных промыслах. Роспись на фартуках. Упражнения в рисовании элементов орнамента различных промыслов.
б) Рисование нивсхого национального орнамента.
в) Изображение элементов татарского народного орнамента, рисование ожерелья и сережек, орнамента для сапожек.
Тема № 8.Стилизация рыбок.
Теория. Многообразие форм и цвета рыб.
Практика. Гротескное изображение хвостов, плавников и т.д. Упражнение в рисовании орнамента для декорирования рыбок.

Тематическое планирование по предмету «Композиция»
1 год обучения
№ Тема Теория Практика Всего
1 Линия. 1 1 2
2 Пятно. Тёплые и холодные цвета. 1 5 6
3 Растяжка цвета с использованием двухцветия 1 3 4
4 Подводный мир 1 5 6
5 Рисование животных 2 6 8
6 Рисование птиц 2 5 7
7 Узор. Орнамент 2 6 8
8 Схема построения человека 1 6 7
9 Цирк. Весёлый клоун 1 7 8
10 Знакомство с новыми техниками 1 3 4
11 Натюрморт 2 6 8
12 Добрые и злые герои сказок 1 3 4
ВСЕГО 16 56 72
Содержание программы «Композиция»
1 года обучения
Тема 1. Линия.
Теория. Понятие линии, виды линий.
Практика. Упражнения на разные типы линий (прямые, ломаные, волнистые, округлые, спиралевидные). Рисование силуэтов с использованием различных линий, чёткое изображение и образная выразительность первых композиционных набросков: улитка, ёж, дерево, цветок, птица и т.д.
Тема 3. Растяжка цвета с использованием двухцветия.
Теория. Правила растяжки цвета, создание цветовой композиции.
Практика. Упражнения на цвет: получение наибольшего количества оттенков. Одуванчики, листопад, снеговик. Техника исполнения – гуашь.
Тема 4. Подводный мир.
Теория. Правила компоновки морских обитателей, выделение композиционного центра. Объяснение понятия стилизация. Показать несколько вариантов размещения в листе обитателей морей, так чтобы лист был максимально заполнен.
Практика. Изобразить разных по форме рыб. В композицию ввести водоросли, ракушки, камушки, кораллы. Техника исполнения – акварель, фломастеры, ярко, насыщенно. Проработка деталей: полоски, узоры, бахрома, колючки и т.д. Это задание можно выполнить на тонированной бумаге нейтрального цвета.
Тема 5. Рисование животных.
Теория. Понятие о строении, пропорциональности фигуры животного, его характере.
Практика. Поэтапное рисование диких животных (слон, жираф, обезьяна, крокодил и др.). Правильная компоновка животных, составление композиции на заданную тему «Африка». Техника исполнения – свободная. Наглядный материал – работы детей.
Тема 6. Рисование птиц.
Теория. Поэтапное рисование птиц, правила компоновки в формате 1/ 4 листа.
Практика. Рисование сказочных птиц, усложнение задач в композиции, усложнение задач в композиции. Уточнение рисунка, детальная, графическая прорисовка всего тела, хвоста и крыльев. Техника исполнения – фломастеры, цветные карандаши.
Задание «Ночная птица».
Теория: Декоративное решение: черная бумага, гуашь, белила. Придумать образ и фон. Фантастический образ, волшебство и таинственность в рисунке.
Практика: рисование грандиозной, красивой, важно-степенной птицы, среди необычных растений, цветов, раскрывающихся только ночью. Выполнение нарядной работы с эффектом свечения.
Тема 7. Узор. Орнамент.
Теория. Что такое орнамент, виды орнамента.
Практика. Составление орнамента из простейших элементов. Различные варианты композиций: в круге, квадрате. Наглядный материал - детские работы.
Тема 8. Схема построения человека.
Теория. Приемы построения человека. Понятие о пропорциях в человеческой фигуре.
Практика. Рисование пропорциональной человеческой фигуры, использование шаблонов. Введение в одежду простейшего геометрического орнамента. Композиция «Модница», «Танец». Техника исполнения – фломастеры, акварель.
Тема 9. Цирк. Весёлый клоун.
Теория. Составление фигуры клоуна в движении при помощи шаблонов. Составление психологического портрета – клоун весёлый и грустный.
Практика. Композиция с изображением цирковых артистов (карандашом потом в цвете декоративно, условно). Портрет клоуна. Весёлые клоуны. Техника исполнения фломастеры, цветные карандаши. Наглядный материал – работы детей.
Тема 10. Знакомство с новыми техниками
Теория. Особенности работы в новой технике –Монотипия.
Практика. Выполнение композиций по замыслу: с пейзажным, растительным мотивом. Учимся пользоваться различными материалами, чувствовать их особенности и пластические возможности, более точно координировать свои действия (сенсомоторные навыки). Завершение работы в смысловую композицию.
Тема 11. Натюрморт.
Теория. Повторение понятия «натюрморт». Беседа о работе над натюрмортом с натуры.
Практика. Внимание на композицию, форму предметов, расположение: передний план, задний, подбор цвета. Выполнение натюрморта на контраст. Тематический натюрморт. Декоративный натюрморт. Наглядный материал - детские работы.
Тема 12. Добрые и злые герои сказок.
Теория. Вспомнить образы сказочных героев. Способы передачи характеров героев, составление сюжетной композиции.
Практика. Изобразить 2-3 сказочных персонажа из любимой сказки. Техника исполнения по выбору. Наглядный материал - работы детей.
Тематическое планирование по предмету «Композиция»
2 год обучения
№ Тема Всего Теория Практика
1 Краски осени. Последние осенние цветы 2 1 1
2 Пейзаж (морской, городской) 4 1 3
3 Натюрморт из фруктов 4 1 3
4 Большая рыба 6 1 5
5 Первый снег в лесу 4 1 3
6 Творческое задание «Зимние игры» 6 1 5
7 Жанры изобразительного искусства. Портрет. 6 1 5
8 Создание собственной композиции«Космическая фантазия» 4
1
3
ВСЕГО 36 8 28
Содержание программы «Композиция»
2 года обучения
Тема 1. Краски осени. Последние осенние цветы
Теория. Повторение приемов работы с акварелью, подбор цвета, получение оттенков. Беседа о сочетаниях цвета в природе.
Практика. Изображение букета с натуры: главная задача передать не сходство с натурой, а впечатление от восприятия. Гармоничное расположение на плоскости листа 1/3. Техника исполнения – акварель. Наглядный материал – работы Фонвизина.
Тема 2. Пейзаж (морской, городской)
Теория: Правила компоновки с изображением 2-3 планов.
Практика: Придумать многоплановую композицию (передний, средний, задний планы). В композицию ввести фигуру человека.
Тема 3. Натюрморт из фруктов.
Теория: законы компоновки натюрморта, правила подбора цветовой гаммы, приемы декорирования графическими узорами.
Практика: Рисование натюрморта с изображением фруктов и декорирование графическими узорами.
Тема 4. Большая рыба.
Теория. Работа с крупным пятном. Деление крупного пятна на маленькие. Решение сложной колористической задачи.
Практика. С учащимися предварительно проводится беседа. Просматриваются иллюстрации и фотографии о рыбах, обращается внимание учащихся на форму рыб, на характерные особенности - голову, глаза, плавники, жабры, хвосты, чешую. Учащиеся закрашивают лист бумаги полностью по замыслу, затем кистью рисуют большую рыбу, закрашивают ее узорами. Композицию дополняют водорослями и другими изобразительными элементами. Формат бумаги 1\4 листа. Техника исполнения – акварель, гуашь.
Тема 5. Первый снег в лесу.
Теория. Работа по памяти и воображению. Закрепление навыков работы с кистью. Вначале показать детям, как правильно кистью рисовать деревья - снизу вверх. Работа выполняется сразу, без предварительного рисунка.
Практика. По памяти и воображению создать несложную композицию, передать ощущение легкости, прозрачности осеннего леса, воздушности и невесомости первого снега. Цвет фона выполняет серая бумага. Техника исполнения - гуашь.
Тема 6. Зимние игры.
Теория. Разместить на листе 4-5 фигурок детей, играющих в снежки и катающихся на санках. Повторение схемы построение человека.
Практика. Красивое сложное колористическое решение, передать радость детей, создание впечатление солнечного цвета, радужности и чистоты снега. Единство цветового решения и замысла. Формат листа А3, техника исполнения - гуашь.
Тема 7. Портрет.
Теория. Повторение понятий жанра изобразительного искусства, беседа о жанре портрета. Учащимся предлагается написать свой портрет.
Практика. На листе бумаги формат А4 делается предварительный рисунок, затем лист закрашивается красками по замыслу учащихся, после этого прописывается лицо, детали лица: глаза, нос, губы. Моделируется прическа, одежда. Композиция дополняется изобразительными элементами, предающими ей законченный вид. Техника исполнения – свободная.
Тема 8. Космическая фантазия.
Теория. Тематическая картина. Предварительные зарисовки, поиски композиции на небольшом формате на заданную тему с элементами фантазии. Большое внимание уделить цвету в картине.
Практика. Самостоятельное композиционное решение. Выполняется несложный рисунок сразу карандашом на чистом листе. В композицию вводим космические корабли, планеты, ракеты, инопланетяне. На большой лист формат А3 переносим одну из лучших зарисовок. Условие работы: создание сложного загадочного колорита с использованием теплых и холодных, ярких и глухих цветов. Достижение максимальной выразительности.
Тематическое планирование по предмету «Композиция»
3 год обучения
№ Тема Теория Практика Всего
1 Изображение и стилизация растительных форм 1 3 4
2 Декоративный натюрморт 1 5 6
3 Животные и птицы Сахалина 1 5 6
4 Стилизация. Морское дно 1 5 6
5 Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина 1 3 4
6 Букет цветов 1 3 4
7 Сказочные существа 1 5 6
ВСЕГО 7 29 36
Содержание программы «Композиция»
3 года обучения
Тема 1. Изображение и стилизация растительных форм.
Теория. Понятие стилизации и стиля. Примеры передачи пластики растений.
Практика. Трактовка предметов в едином стиле. Пластика линий и декора должна соответствовать пластике объектов.
Тема 2. Декоративный натюрморт.
Теория: правила составления художественной композиции из нескольких элементов и драпировки.
Практика: рисование натюрморта из овощей и фруктов с использованием гелиевой ручки.
Тема 3. Животные и птицы Сахалина.
Теория: Составление многоплановой композиции с введением сахалинских животных, птиц.
Практика: Создание усложненной композиции на основе наблюдений по памяти и воображению, передача характера сахалинской природы, сахалинского лета- холодного, дождливого. Передача посредством цвета состояния природы. Суммирование знаний и навыков, приобретенных за период учебы. Техника исполнения- акварель, гуашь.
Тема 4. Стилизация. «Морское дно».
Теория: понятие и правила графической стилизации.
Практика: построение графической композиции с изображением стилизованных морских животных и рыб.
Тема 5. Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина.
Теория: повторение законов композиции, построения фигуры человека, правил иллюстрирования, видов орнамента.
Практика: иллюстрирование сказок А.С. Пушкина с изображением сказочных героев. Орнаментальное решение костюмов.
Тема 6. Букет цветов.
Теория: повторение правил композиции, правил рисования гелиевой ручкой.
Практика: на основе зарисовок закомпоновать букет в формат 1/2 листа.
Тема 7. Сказочные существа.
Теория. Образы русской народной сказки. Композиции Снегурочка, Русалочка, Водяной, Кощей Бессмертный, Дракон.
Практика. Работа над рисунком по замыслу, композицией с усложнением. Подбор соответствующего образу цвета. Наглядный материал – репродукции художников: Врубеля, Н. Рериха, Бакста, Шагала.

Тематическое планирование по предмету «Бумагопластика»
1-й год обучения.
№ ТЕМА ВСЕГО ТЕОРИЯ ПРАКТИКА
1 Вводное занятие. 1 0,5 0,5
2 «Золотая рыбка» 2 0,5 1,5
3 «Лягушка» 1 0,5 0,5
4 «Волшебный лес» 2 0,5 1,5
5 «Разноцветный коврик» 2 0,5 1,5
6 «Цветик – семицветик» 4 1 3
7 Выполнение объемных работ на основе конусов и цилиндров 4 1 3
9 «Морозные узоры на окне» 2 0,5 1,5
10 «Гирлянда» 2 0,5 1,5
11 «Смешные человечки» 2 0,5 1,5
12 «Удивительный кот» 2 0,5 1,5
13 «Ёжики» 2 0,5 1,5
14 «Салфетка-цветок» 2 0,5 1,5
15 «Дерево» 2 0,5 1,5
16 «Сказочная поляна» Коллективная работа. 2 0,5 1,5
17 Оригами 2 0,5 1,5
18 Жар-птица 2 0,5 1,5
ВСЕГО 36 9,5 26,5
Содержание программы «Бумагопластика»
1-й год обучения.
Тема № 1. Вводное занятие.
Теория. Виды бумаги. Правила работы с бумагой, ножницами и клеем.
Практика. Складывание бумаги конусом, цилиндром (поделка «Лисичка»).
Тема № 2. «Золотая рыбка».
Теория. Правила работы с инструментами. Приемы накручивания.
Практика. Выполнение поделки. Отработка приемов накручивания.
Тема № 3. «Лягушка».
Теория. Приемы складывания гармошкой.
Практика. Выполнение поделки. Отработка приемов складывания.
Тема № 4. «Волшебный лес».
Теория. Правила выполнения аппликации. Построение композиции.
Практика. Выполнение поделки. Отработка навыка вырезания, складывания.
Тема № 5. «Разноцветный коврик».
Теория. Приемы создания рельефного изображения.
Практика. Выполнение поделки. Отработка приемов складывания, скручивания, отрывания.
Тема № 6. «Цветик – семицветик».
Теория. Приемы создания рельефного изображения.
Практика. Выполнение поделки. Отработка приемов складывания, скручивания, отрывания.
Тема № 7. Выполнение объемных работ на основе конусов и цилиндров
Теория. Знакомство с приемами скручивания и складывания конусов и цилиндров.
Практика. Отработка приемов скручивания конусов и цилиндров. Декорирование изделий. Стилизация животных на основе геометрических фигур.
Тема № 9. «Морозные узоры на окне».
Теория. Приемы создания рельефного изображения.
Практика. Выполнение поделки. Отработка приемов складывания, скручивания, отрывания.
Тема № 10. «Гирлянда».
Теория. Построение цепочки. Ритм. Разнообразие техник выполнения.
Практика. Выполнение поделки. Отработка приемов складывания, скручивания.
Тема № 11. «Смешные человечки»
Теория. Правила создания образов из рваной бумаги.
Практика. Выложить на листе бумаги фигуру человечка из рваной бумаги, соблюдая форму при обрывании (круглая голова, длинные полоски – руки и т.д.)
Тема № 12. «Удивительный кот»
Теория. Повторение правил сгибания и скручивания.
Практика. Выполнение фигуры кота: голова – квадрат, туловище – прямоугольники, уши – треугольники, усы – узкие полоски, сложенные пополам, глаза – полоски, закрученные «улиткой», лапы – прямоугольники, сложенные гармошкой.
Тема № 13.«Ёжики»
Теория. Правила работы с шаблоном.
Практика. По шаблону вырезаем туловище из сложенной пополам бумаги. По выкройкам вырезаем колючки трех размеров. Из обрезков вырезаем грибы и ягоды и вставляем их между колючками (вариант – ёжик-почтальон).
Тема № 14. «Салфетка-цветок»
Теория. Правила вырезания из сложенной во много раз бумаги. Построение узора.
Практика. Из сложенной по бумаги вырезаем по кривой форму салфетки. Узор вырезаем от линии сгиба резаком с одной и с другой стороны. Маленькими цветочками, сердечками и звездочками украшаем коктейльную трубочку.
Тема № 15. «Дерево»
Теория. Повторение правил аппликации.
Практика. Из бумаги разных оттенков вырезаем 4 овала для кроны и холм. Вырезаем для дерева толстый ствол и мощные ветки, формируем пышную крону. Украшаем листьями, яблоками и т.д.
Тема №16. «Сказочная поляна» (коллективная работа).
Теория. Составление композиции из животных, птиц, деревьев, растений. Распределение объема работы между участниками группы.
Практика. Выполнение поделки. Отработка приемов складывания, скручивания, отрывания.
Тема 17. «Оригами».
Теория. Повторение приемов складывания.
Практика Выполнение голубя, кукушонка, яхты, вертушки, лодки с парусом.
Тема. 18. Жар-птица.
Теория. Составление композиции. Повторение правил техники безопасности.
Практика. Выполнение поделки. Отработка приемов складывания, скручивания, отрывания.
Тематическое планирование по предмету «Бумагопластика»
2-й год обучения.
№ ТЕМА ВСЕГО ТЕОРИЯ ПРАКТИКА
1 «Осеннее дерево» 2 0,5 1,5
2 «Дракон» 6 1 5
3 «Бабочки» 4 0,5 3,5
4 «Парные фигурки» 4 1 3
5 «Валентинки» 4 1 3
6 Цепочка с повторением одного и нескольких элементов. 2 0,5 1,5
7 «Птичка» 4 0,5 3,5
8 «Портрет» 4 1 3
9 «Поздравительная открытка» 2 0,5 1,5
10 Упражнения с ножницами 4 0,5 3,5
ВСЕГО 36 7 29
Содержание программы «Бумагопластика»
2-й год обучения.
Тема №1. «Осеннее дерево».
Теория. Составление композиции с добавлением мелких деталей. Правила работы с клеем при работе с бумагой различной плотности.
Практика. Выполнение поделки. Отработка приемов складывания, скручивания, отрывания.
Тема № 2. «Дракон».
Теория. Симметрия. Правила и приемы копирования. Работа с шаблоном.
Практика. Выполнение поделки. Отработка приемов складывания, скручивания.
Тема №3. «Бабочки».
Теория. Техника выполнения силуэтов.
Практика. Выполнение поделки. Отработка приемов складывания, выполнения силуэтов.
Тема №4. «Парные фигурки».
Теория. Вырезание сложных силуэтов с соблюдением симметрии.
Практика. Выполнение парных фигурок птиц и животных.
Тема №5. «Валентинки».
Теория. Традиции и поздравления в День Святого Валентина. Выбор композиции для выполнения валентинок.
Практика. Выполнение поделки. Отработка приемов складывания, скручивания. Составление гирлянды из валентинок.
Тема №6. Цепочка с повторением одного и нескольких элементов.
Теория. Прием вырезания цепочки из цельного листа бумаги.
Практика. Выполнение поделки. Отработка приемов складывания гармошкой, вырезания с сохранением общей неразрывной связующей части элемента.
Тема №7. «Птички».
Теория. Составление композиции. Технология складывания веером.
Практика. Выполнение поделки. Отработка приемов складывания. Дополнение разноцветными мелкими деталями.
Тема №8. «Портрет».
Теория. Составление композиции. Подбор цветовой гаммы.
Практика. Выполнение поделки. Отработка приемов складывания, скручивания, отрывания. Дополнение композиции мелкими деталями.
Тема №9.«Поздравительная открытка».
Теория. Тематика поздравительных открыток и составление композиции.
Практика. Выполнение поделки. Оформление ажурными фигурками, аппликацией из рваной бумаги, шнуром, бросовым материалом.
Тема 10. Упражнение с ножницами.
Теория. Варианты декорирования при помощи надрезов.
Практика. Сложить бумагу пополам и надрезать от сгиба, развернуть и отогнуть треугольники в виде колючек или шипов. Декорирование готовых изделий при помощи прорезей, зубчиков или дырочек.
Тематическое планирование по предмету «Бумагопластика»
3-й год обучения.
№ ТЕМА ВСЕГО ТЕОРИЯ ПРАКТИКА
1 «Волшебная шкатулка» 4 1 3
2 «Рамка для картины» 4 1 3
3 «Пион» 4 0,5 3,5
4 Аппликация «Морской пейзаж» 6 1 5
5 «Пасхальные сувениры» 2 0,5 1,5
6 «Маскарад» 6 1 5
7 «Морское дно» 4 1 3
8 Аппликация «Натюрморт с яблоком» 4 1 3
9 Вырезание симметричных форм 2 1 1
ВСЕГО 36 8 28
Содержание программы
3-й год обучения.
Тема №1. «Волшебная шкатулка».
Теория. Правила разметки при конструировании. Работа с чертежом, условные обозначения.
Практика. Конструирование коробочки, декорирование мелкими деталями с применением изученных техник.
Тема №2. «Рамка для картины».
Теория. Выбор формата и формы. Приемы декорирования лентами и веревочками.
Практика. Выполнение поделки. Оформление лентами и веревочками.
Тема №3. «Пион».
Теория. Правила выполнения объемных поделок. Цветовая гамма пионов.
Практика. Выполнение поделки из конусов – модулей.
Тема №4. «Морской пейзаж».
Теория. Составление композиции, повторение правил выполнения аппликации с использованием техники «Рваная бумага».
Практика. Выполнение аппликации из рваной бумаги.
Тема №5.«Пасхальные подарки».
Теория. Пасхальные сувениры и их назначение.
Практика. Выполнение подставки для яиц и декорирование поделки.
Тема №6. «Маскарад».
Теория. Назначение масок. Разнообразие масок и техник их выполнения.
Практика. Выполнение поделки «Маска-лорнет». Отработка приемов складывания, симметричного вырезания, скручивания, отрывания.
Тема №7. «Морское дно».
Теория. Правила выполнения поделок с использованием жатой бумаги. Составление композиции с изображением рыб, морских звезд, кораллов.
Практика. Выполнение объемной композиции.
Тема №8. «Натюрморт с яблоком».
Теория. Приемы передачи объема. Составление композиции.
Практика. Выполнение поделки из цветной бумаги и картона.
Тема № 9. «Вырезание симметричных форм»
Теория. Повторение понятия «симметрия», «ось», правил безопасности с ножницами.
Практика. Вырезание солнца, замка, птиц, человека.
Учебно-тематическое планирование по предмету «Живопись»
1 год обучения.
№ Тема Всего Практика Теория
1 Вводное занятие 3 2 1
2 Техника рисунка. 9 6 3
1 Точка и линия. 3 2 1
2 Изображение плоских геометрических фигур, ось симметрии 3 2 1
3 Изображение объемных геометрических форм, ось симметрии. 3 2 1
3 Цветоведение12 8 4
1 Понятие о цвете. 3 2 1
2 Цветовой спектр 3 2 1
3 Основные характеристики цвета 3 2 1
4 Цветовой контраст 3 2 1
4 Основы композиции 6 4 2
1 Виды композиционных постановок 3 2 1
2 Композиционные средства выразительности 3 2 1
5 Рисование с натуры 48 6 42
1 Натюрморт 6 1 5
2 Способы передачи объема 6 1 5
3 Натюрморт из трех предметов одной цветовой гаммы на нейтральном фоне 9 1 8
4 Постановка из двух предметов контрастных по цвету. 9 1 8
5 Постановка с цветами. 9 1 8
6 Композиция с фруктами. 9 1 8
6 Анималистический жанр 18 2 16
1 Рисование животных. 9 1 8
2 Рисование птиц. 9 1 8
7 Рисование фигуры человека 12 1 11
Итого 108 11081 29 79
Содержание по предмету «Живопись»
Тема. Введение.
Теория. Понятие о живописи, знакомство с художественными материалами и инструментами. Правила организации рабочего места.
Практика. Организация рабочего места. Выполнение упражнений, направленных на отработку нажима карандаша.
Тема. Точка и линия.
Теория. Повторение понятия о точке и её назначение в рисунке. Упражнения по рисованию разных видов линий, кругов, овалов.
Практика. Упражнение в изображении различных линий с использованием точек. Изображение овалов и кругов. Отработка нажима карандаша. Изображение животных из геометрических фигур.
Тема. Изображение плоских геометрических фигур, ось симметрии.
Теория. Правила построения плоских геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник), понятие об оси симметрии.
Практика. Рисование различных предметов на основе геометрических фигур (яблоко от квадрата, ваза от прямоугольника и т.д.)
Тема. Изображение объемных геометрических форм, ось симметрии.
Теория. Виды объемных геометрических тел. Правила их построения.
Практика. Построение геометрических форм.
Тема. Понятие о цвете.
Теория. Ахроматические и хроматические цвета. Основные цвета. Способы получения цвета.
Практика. Смешивание основных цветов для получения новых.
Тема. Цветовой спектр.
Теория. Понятие о цветовом спектре. Повторение понятия о теплых и холодных цветов.
Практика. Нарисовать на одном листе ковер доброго волшебника в теплой гамме, ковер для злого волшебника - в холодной гамме.
Тема. Основные характеристики цвета.
Теория. Понятие цветовой фон, светлота, насыщенность.
Практика. Выполнение цветовой растяжки в теплой гамме от желтого к красному, в холодной – от зеленого к фиолетовому.
Тема. Цветовой контраст.
Теория. Понятие о цветовом контрасте.
Практика. Упражнения на растяжку и смешивание контрастных цветов по сырому.
Тема. Виды композиционных постановок.
Теория. Способы вписывания композиции в геометрическую форму.
Практика. Вписать заданную композицию в предложенные геометрические формы.
Тема. Композиционные средства выразительности.
Теория. Понятие ритм, равновесие.
Практика. Составление композиции по представлению из заданных предметов.
Тема. Натюрморт.
Теория. Понятие о натюрморте, видах натюрморта. Правила построения натюрмортов.
Практика. Построение плоской натюрмортной композиции из предметов круглой и овальной формы.
Тема. Способы передачи объема.
Теория. Понятие тень, полутень, свет, блик, рефлекс, падающая тень.
Практика. Построение объемной композиции «Овощи».
Тема. Натюрморт из трех предметов одной цветовой гаммы на нейтральном фоне.
Теория. Понятие о цветовых отношениях и тонах одного цвета, цветовой гармонии.
Практика. Построение композиции из предметов одной цветовой гаммы с учетом правил цветовой гармонии.
Тема. Постановка из двух предметов, контрастных по цвету.
Теория. Контрастные цвета и их сочетания.
Практика. Построение композиции с достижением цветовой целостности. Применение законов сочетания цветов.
Тема. Постановка с цветами.
Теория. Повторение понятий свет, тень, полутень.
Практика. Передать светотеневые отношения одним цветом в разной тональности.
Тема. Композиция с фруктами.
Теория. Повторение понятия о цветовом спектре.
Практика. Передать в композиции форму фруктов за счет цветовых оттенков, передать целостность композиции за счет грамотного подбора дополнительных цветов.
Тема. Рисование животных.
Теория. Повторение правила построения фигуры животного на основе геометрических фигур.
Практика. Упражнение в построении различных видов животных. В технике гуашь.
Тема. Рисование птиц.
Теория. Повторение правил построения фигуры птицы.
Практика. Упражнение в построении разных видов птиц. Этюд в технике акварель.
Тема. Рисование фигуры человека.
Теория. Повторение правил построения фигуры человека .Практика. Изображение портрета героя русских сказок. Компоновка, передача характера.
Учебно-тематическое планирование по предмету «Живопись»
2 год обучения
№ Тема Всего Теория Практика
1 Вводное занятие 2 1 1
2 Раздел «Натюрморт» 30 4848 6 24
1 Постановка из трех предметов, различных по фактуре 6 1 7
2 Постановка из трех предметов сложной формы (овощи, фрукты) на однотонном фоне 6 1 7
3 Натюрморт с цветами. 6 1 5
4 Натюрморт из трех бытовых предметов на однотонном фоне. 6 1 5
5 Постановка близких по цвету предметов на цветном фоне. 6 1 5
3 Раздел «Анималистический жанр» 16 2 14
1 Рисование птиц. Композиция «Птица на ветке» 6 1 5
2 Построение фигуры животного на основе геометрических фигур 6 1 5
4 Раздел «Пейзаж» 18 2 16
1 Пейзаж «Весна в лесу» 6 0.5 5
2 Деревенский пейзаж 6 0.5 5
3 Морской пейзаж 6 1 5
5 Портрет 6 66666666666666666666666688 1 5
8
Итого 72 72 12 60
Содержание программы «Живопись»
2 года обучения.
Тема. Вводное занятие.
Теория. Знакомство с планом работы на год. Повторение правил организации рабочего места, понятий цвет, тон, тень, свет, полутень.
Практика. Выполнение этюда «Осеннее настроение».
Тема. Постановка из трех предметов, различных по фактуре (стекло, дерево).
Теория. Виды мазков и техника их нанесения. Использование различных мазков для передачи фактуры.
Практика. Построение композиции. Передача светотеневых отношений и фактуры предметов с использованием различных видов мазков.
Тема. Натюрморт с цветами.
Теория. Виды техник работы с акварелью.
Практика. Достичь цветовой гармонии. Передать живописными средствами фактуру.
Тема. Постановка из трех предметов сложной формы (овощи, фрукты) на однотонном фоне.
Теория. Правила построения объемных фигур сложной формы, цвета.
Практика. Построение композиции. Передача объемной формы путем использования различных оттенков одного цвета.
Тема. Натюрморт из трех бытовых предметов на однотонном фоне.
Теория. Построение предмета. Приемы рисования металлических предметов.
Практика. Проанализировать строение предметов постановки. Построение композиции. Передать фактуру в технике «акварель по-сырому».
Тема. Постановка близких по цвету предметов на цветном фоне
Теория. Влияние фона на изменение цвета предметов. Понятие рефлекс.
Практика. Отразить в композиции влияние цветной драпировки на предметы натюрморта. Достижение цветовой гармонии, выбор вида мазков для передачи формы и фактуры предметов.
Тема. Натюрморт из предметов изобразительного искусства на фоне двух однотонных драпировок.
Теория. Повторение понятия «тематический натюрморт». Анализ тематических натюрмортов знаменитых художников. Правила построения фигур сложной формы. Анализ цветовых отношений в данной постановке.
Практика. Компоновка предметов натюрморта на бумаге с учетом формата листа. Рисование наброска с прорисовкой мелких деталей. Достижение цветовой гармонии, выбор вида мазков для передачи формы и фактуры предметов.
Тема. Рисование птиц. Композиция «Птица на ветке».
Теория. Повторение понятия об анималистическом жанре. Повторение правил построения фигуры птицы.
Практика. Упражнение в построении различных видов птиц. Заливка цветом. Детальная прорисовка перьев в технике акварель.
Тема. Построение фигуры животного на основе геометрических фигур.
Теория. Повторение правил построения фигуры животного на основе геометрических фигур.
Практика. Упражнение в построении различных видов животных. Построение композиции с изображением фигуры животного в движении. Выполнение работы в технике гуашь.
Тема. Пейзаж «Весна в лесу».
Теория. Повторение понятия «пейзаж». Анализ работ художников-пейзажистов.
Практика. Построение пейзажной композиции с прорисовкой первого и второго плана. Работа в технике «заливка», использование различных видов мазков для передачи характерных особенностей элементов композиции.
Тема. Деревенский пейзаж.
Теория. Понятие о сельском и городском пейзаже, перспективе и точке схода.
Практика. Построение композиции с прорисовкой первого и второго плана. Построение линейной перспективы.
Тема. Морской пейзаж.
Теория. Виды морских пейзажей. Анализ работ Айвазовского. Понятие о свето-воздушная перспектива.
Практика. Построение композиции морского пейзажа. Использование цвета и различных видов линии и мазка для передачи состояния моря.
Тема. Портрет.
Теория. Повторение правил построения лица. Анализ работ художников портретистов.
Практика. Портрет в полный рост. Передача настроения. Теплая цветовая гамма.
Учебно-тематическое планирование по предмету «Живопись»
3 год обучения
№ Тема Всего Теория Практика
1 Вводное занятие. Этюд «воспоминание о лете» 2 1 1
2 «Деревья».Пленэрные зарисовки. 2 1 1
3 Зарисовки растений с натуры в цвете. 4 1 3
4 Монотипия «осенние мотивы» 2 1 1
5 Небо в искусстве. Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. 4 1 3
6 Портрет 16 2 14
1 Автопортрет. 8 1 8
2 Зимние забавы. 8 1 11
7 Пейзаж 16 2 14
1 Сахалинский пейзаж 8 1 7
2 Городской пейзаж «Весна в городе» 8 1 7
8 Натюрморт 24 3 21
1 Постановка из двух предметов на цветном фоне. 8 1 7
2 Натюрморт из трех предметов насыщенного цвета близких по тональности. 8 1 7
3 Натюрморт с ясным тематическим содержанием. 12 1 11
Итого 72 12 60
Содержание программы «Живопись»
3 года обучения.
Тема. Вводное занятие.
Теория. Знакомство с планом работы на год. Повторение понятий перспектива, горизонт, точка схода.
Практика. Выполнение этюда «Воспоминание о лете» в технике по сырому приемом вливания цвета в цвет.
Тема. «Деревья» Пленэрные зарисовки.
Теория. Повторение понятия воздушная перспектива.
Практика. В процессе построения принцип от общего к частному, передать тональные и цветовые отношения, перспективу (гуашь).
Тема. Зарисовка растений с натуры в цвете.
Теория. Виды техник работы с акварелью: «по сырому», «сухая кисть», «смывание до основы» и т.д.
Практика. Достичь цветовой гармонии. Передать живописными средствами фактуру, пластику, естественность положения.
Тема. Автопортрет.
Теория. Виды портретов. Анализ работ художников-портретистов. Повторение правил построения лица человека. Способы передачи эмоций.
Практика. Построение лица, передача настроения. Работа выполняется в теплой гамме. Акварель.
Тема. Групповой портрет.
Теория. Правила построения композиции группового портрета. Понятие о цветовой гармонии. Анализ работ художников.
Практика. Компоновка нескольких изображений человека в единую композицию. Работа над достижением цветовой гармонии. «Лепка» формы цветом. Гуашь.
Тема. Зимние забавы.
Теория. Правила построения фигуры человека в движении. Правила построения многофигурной композиции.
Практика. Построение многофигурной композиции с изображением детей в движении. Гуашь.
Тема. Сахалинский пейзаж.
Теория. Повторение понятия пейзаж, виды пейзажей, правил построения пейзажных композиций.
Практика. Работа в технике «акварель по-сырому». Передать линейную и световоздушную перспективу.
Тема. Городской пейзаж «Весна в городе».
Теория. Повторение понятия «городской пейзаж». Правила построения архитектурных сооружений с учетом перспективы.
Правила. Построение композиции с изображением уходящей в даль улицы. Гуашь.
Тема. Пейзаж «Мой дворик».
Теория. Понятия световоздушной перспективы.
Практика. Компоновка на листе. Передать подвижность фигур. Теплая гамма.
Тема. Постановка из двух предметов на цветном фоне.
Теория. Влияние среды на цвет предмета. Повторение понятия рефлекс.
Практика. Передать в композиции влияние цвета драпировки на цвет предметов.
Тема. Натюрморт из трех предметов насыщенного цвета близких по тональности.
Теория. Повторение понятия декоративности.
Практика. Построение композиции с использованием близких по тональности цветов, не нарушая цветовой гармонии.
Тема. Натюрморт с ясным тематическим содержанием.
Теория. Повторение пройденного материала.
Практика. Построение заданной композиции с учетом изученных правил живописи и композиции.
Литература для педагогов
Алёхин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. - М.: Просвещение, 2004.
Алехин А.Д. Когда начинается художник: Кн. для учащихся-М.: Просвещение, Владос, 2004.
Гагарин Б.Г. Конструирование их бумаги. М.: 2005.
Дайн Г.Л. Русская игрушка. М.: 2003.
Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. М.: 2003
Джексон Джун Поделки из бумаги. М.: 1999.
Кирилло А. А. Учителю об изобразительных материалах. М.: Просвещение, 1971.
Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 2013.
Марысаев В.Б. Рисование: Теория, 3-5 классы.- М.: Рольф, 2010.
Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. - М.: Просвещение, 2011.
Образовательная программа по изобразительному искусству «Юный художник». Внешкольник, № 1, 2009.
Учебный рисунок: Учебное пособие /Под ред. В.А. Королёва. - М.: Изобразительное искусство, 2005.
Школа изобразительного искусства. Вып. 1: Учебное пособие. - М.: Изобразительное искусство, 2012.
Школа изобразительного искусства. Вып. 5: Учебное пособие. - М.: Изобразительное искусство, 2010.
Литература для родителей и детей
Багемская К. Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Л.: Детская литература, 1974.
Большой самоучитель рисования,- М.: Росмен, 2013.
Брагин А. Все обо всем,- М.: Планета детства, 2010.
Кулин В.Н. Учимся рисовать.- Обнинск, Эгмонт Россия ЛТД, 2010 г.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
Нежнов Г.Г. Искусство в нашей жизни. М.: Знание, 1975.
Полный самоучитель по рисованию,- М.: Мир книги, 2009.
Шматова О.В. Самоучитель по рисованию акварелью,- Москва, 2012.
Шматова О.В. Самоучитель по рисованию гуашью,- Москва, 2012.