Календарно-тематическое планирование по спецкурсу Мир фантазий
«Рассмотрено»
Руководитель МО учителей начальных классов
___________Куренкова МГ
Протокол
от «____» ____________2016 г.
№ _____
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________Фролова Е.Ю
«____»___________2016г
«Утверждаю»
Директор МБОУО гимназии № 36
_____________Земерова А.Г.
Приказ
от «____»______________2016 г.
№ _______
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение общеобразовательная гимназия № 36
Образовательная область: математика
Предмет: внеурочная деятельность
Название программы: «Мир фантазии».
Составлена на основе Федерального Государственного Образовательного стандарта (II) начального общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения для начальной школы.
Реализуется на уровне начального общего образования в 3 классе.
Составитель: Медведева С.В.
Количество часов по программе: 33 (1 час в неделю)
Сроки реализации программы: 1 год.
Год составления программы: 2016 год.
Мир фантазии
Пояснительная записка
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования.
Программа адресована учащимся 3 класса, создана на основе авторского курса «Мир фантазии» С. Гин для начальных классов (на основе теории решения изобретательских задач).
Современные социально - экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблемам творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания.
В настоящее время при решении всевозможного рода задач творческий подход их решения все более вытесняет стандартные методы. Ведь, безусловно, нужные, но все же "постные" методы стандартных подходов, ограниченные рамками определенных правил, не дают возможность учащимся в полной мере выходить на широкие просторы познавательной деятельности. Оживить весь этот процесс способно применение на уроках инструментария ТРИЗ.
Данный курс направлен на обучение младших школьников навыкам творческого мышления и управляемого воображения с использованием методов ТРИЗ для решения творческих задач в самых различных областях: литературное творчество, изобретательские задачи, решение психологических задач.
Обучение элементам ТРИЗ в начальной школе имеет две существенные особенности: с одной стороны, это особенности самой начальной школы. Именно в эти годы основным вектором обучения является развитие мышления. Знания, получаемые в школе, могут оказаться малоэффективными без умения использовать их в нестандартных ситуациях, при решении творческих задач.
С другой стороны, это особенности тех разделов ТРИЗ, которые направлены в первую очередь на развитие творческого воображения (РТВ), развитие системного мышления, приемы фантазирования и другие разделы ТРИЗ, связанные не со специальными приемами анализа и решения творческих задач, а с развитием мышления в целом. Методологической основой курса являют приемы нахождения новых идей, в том числе приемы развития воображения на базе ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Из многообразия тем был отобран материал, позволяющий достаточно быстро и легко научить детей алгоритмам создания собственных творческих продуктов: сочинению загадок, игр, сказок и др.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Цели и задачи курса
Целью настоящего курса является развитие творческих способностей детей, позволяющих решать проблемные задачи и создавать творческие продукты (загадки, пословицы, сказки, поделки и т.п.). Курс ориентирован на развитие творческого неординарного мышления у детей младшего школьного возраста, формирование умений решать изобретательские (проблемные) задачи, воспитание интереса к собственному творчеству, к поиску рациональных решений. Особенность курса в том, что обучение детей основывается на приемах и методах Теории Решения Изобретательских Задач (в дальнейшем - ТРИЗ).
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
убедить детей - мир полон тайн и загадок, которые они способны раскрыть собственными силами;
обучить основным механизмам творческого воображения, позволяющим находить и раскрывать эти тайны;
использовать механизмы развития творческого воображения для психологической коррекции, развития восприятия, внимания, памяти, эмоций, мышления.
Общая характеристика курса.
Приемы фантазирования - центральная тема курса. Применяя приемы фантазирования для изменения окружающего мира, мы даем ребенку инструмент для познания этого мира. Хорошо известно, что для того чтобы узнать, как устроена игрушка, ребенок разделяет ее на части. Человек, природа, город - слишком велики и сложны,
чтобы разделить их как игрушку. Сначала вместе с учителем, а затем и самостоятельно и, что очень важно, вполне осознанно, дети получают возможность разобрать весь мир по частям, почти как игрушку, чтобы затем, соединив, получить свой, оригинальный, нестандартный взгляд на мир, чтобы понять, как он устроен.
На примере применения приема «наоборот» в художественных произведениях ("Королевство Кривых Зеркал", "Сказка о потерянном времени" и др.) можно показать, как с помощью приемов фантазирования получить фантастические ситуации и построить на их основе сказку или фантастическую повесть.
Прием «ускорение – замедление» предоставляет хорошую возможность организовать для детей веселые, подвижные упражнения, причем использовать такие упражнения для отдыха, снятия напряжения, переключения на другой вид деятельности, можно на любом другом уроке.
«Перемещение во времени» - еще один хороший пример для того, чтобы показать взаимосвязи внутри сложной системы: что было бы, если в современном городе появился старинный экипаж или шарманщик запел свою грустную песню?
В курсе изучаются следующие методы и приёмы фантазирования:
- приём «Объединение»;
- приём «Морфологический анализ»;
- метод фокальных объектов;
- приём «Оживление»;
- приём «Увеличение-уменьшение»;
- приём «Ускорение-замедление» и др.
- приемы фантазирования (фантограмма, приемы Дж. Родари и др.);
- механизмы решения изобретательских задач (противоречия, ресурсы, приемы разрешения противоречий);
- развитие речи на основе моделей построения различных литературных
жанров (загадки, пословицы, сказки, фантастические рассказы). Форма проведения занятий по курсу «Мир фантазии».
Автор предлагает строить обучение через уроки-сказки, уроки-открытия. Даже маленькие успехи в познании самого себя и окружающего мира делают необыкновенно привлекательным весь процесс обучения.
Для младших школьников очень важно, чтобы каждый урок приносил конкретный результат. По ходу проведения занятий дети выполняют задания, из которых составляются: «Книга Загадок», «Книга Сказок». В Книгу входят только лучшие работы учеников.
Модель урока
Игра.
Проверка домашнего задания.
Вход в урок (да-нетка, фокус, загадка)
Новая тема (игры в сюжете).
Упражнения на развитие речи или создание творческого продукта.
Подведение итогов.
В начале и конце года проводятся контрольные работы, позволяющие оценить эффективность обучения. Возможно проведение итогового психологического теста, определяющего уровень развития воображения, оригинальности, креативности мышления.
Система оценки достижений учащихся.
В курсе предусматривается система оценивания по критерию новизны, по уровню оригинальности.
Можно выделить несколько уровней выполнения заданий.
1 уровень (высокий): неожиданные, оригинальные идеи: «Так придумал один!»
2 уровень (средний): интересные, не совсем обычные идеи: «Так придумали
некоторые!»
3 уровень (низкий): неоригинальные, стандартные идеи: «Так могут придумать все!»
Могут проводиться выставки работ, создание самодельной книги с лучшими работами.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий;
– учиться высказывать своё предположение (версию);
– учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
– слушать и понимать речь других;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
1) Линия восприятия - представления - воображения.
представлять ранее воспринятые объекты в 3-х каналах восприятия (визуальном, аудиальном, кинестетическом) и сохранять их в памяти;
представлять ранее воспринятый объект меняющим свойства, фиксировать свои представления в рисунке.
2) Линия инструментария.
мысленно делить целое на части, устанавливать простые связи между частями, объединять объекты в новое целое;
"видеть" объект во времени (в прошлом, настоящем, будущем), фиксировать последовательность изменений объекта или ситуации;
классифицировать объекты по значениям основных признаков;
получать фантастические идеи различными способами;
изменять свойства, функции, структуру систем с помощью приемов фантазирования;
3) Линия информационного обеспечения.
знать основные признаки объектов, воспринимаемые непосредственно человеком: цвет, форму, размер, характер, высоту, громкость и длительность звучания, температуру, рельеф поверхности, массу, запах, вкус; научить преодолевать действие психологической инерции и стремиться к новизне;
4) Продуктивная линия.
рисовать несложные образы по описанию;
использовать различные приёмы и методы для сочинения загадок, метафор, сказок;
применять приемы фантазирования для решения простых изобретательских задач.
Место курса в учебном плане
Курс «Мир фантазии» рассчитан на один год обучения, 34 часа (1 час в неделю) в рамках внеурочной деятельности.
Учебно-методический комплект
Гин С. И. Мир фантазии:Методическое пособие для учителя начальной школы (Библиотека учителя начальной школы) – М-Вита-Пресс,2001
Формы и приемы работы.
Современный урок можно определить как специально организованный процесс развития у учащихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих специальное и личностное значение в различных сферах деятельности. Указанное понимание сущности уроков создает предпосылки для решения многих актуальных проблем педагогической практики, а именно проблемное обучение, использование активных и интерактивных методик в преподавании
Цель обучения состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и подготовки школьника как субъекта своей образовательной деятельности. Но задачи остаются неизменными многие десятилетия: это все то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность. Немалая роль в формировании познавательной активности учащихся отводится так называемым нетрадиционным формам уроков. Процесс развития современного образования требует применение различных моделей урока и методов активного развивающего обучения. Нетрадиционные формы урока помогают в формировании базовых понятий предметных курсов, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор. Стоит задача формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Жизнь сама подсказывает новые формы проведения уроков, нужно только их увидеть и осмыслить. Они представлены и как фрагменты в ткани урока, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях скромного количества предметных часов, на усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.
Нетрадиционные формы урока базируются на понимании учащихся как субъекта образовательного процесса, нацелены на развитие личности школьников, их творческого потенциала и мотивационно-ценностной сферы. В связи с этим учебный материал отбирается в соответствии с критериями проблемности, альтернативности, критичности, возможности интеграции знаний из различных научных дисциплин. В их основе лежит критерий ведущей деятельности субъектов учебного процесса. Характер же деятельности самих учащихся на нетрадиционных уроках (игровая, оценочно-дискуссионная, рефлективная) предполагает: использование “методов прямого доступа”; стимулирования интереса и мотивации учащихся.
Это достигается за счет совместной, творческой работы учителей и учащихся в областях целеполагания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности. Учитель становится координатором в этой деятельности. Его задача заключается в стимулировании развития творческого потенциала учащихся. Нетрадиционные формы уроков дают возможность реализовать качественный подход к оценке результатов. В связи с этим обязательным этапом в их организации, является анализ, благодаря которому происходит перевод внешних результатов обучения во внутренний план личности, т. е. интериоризация. Принципы, лежащие в основе концепции нетрадиционных форм урока (субъект – субъектная позиция в системе учитель – ученик, интерактивность, развитие творческой личности) способствуют развитию самой личности учащихся.
В концептуальном блоке приоритет принадлежит НФУ, с их субъект – субъектной позицией, которая обеспечивает коммуникативный диалог учащихся. Содержательный блок предполагает меньший объем информации, однако обуславливают более глубокую ее проработку. В процессуальном блоке НФУ, задействуют внешние источники мотивации и самоуправляющие механизмы личности, создают условия для многообразия деятельности учащихся (игровой, дискуссионно – оценочной, рефлексивной), формирования у них критического мышления, активизации познавательной деятельности.
Применение разнообразных форм уроков - это мощный стимул в обучении, это и сильная мотивация. Посредством чего гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.
В практике используются различные формы организации работы на уроке:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
В качестве методов обучения применяются:
словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой),
наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций),
практические методы (упражнения, практические работы).
В начальных классах используются доступные для учащихся формы и приемы работы:
– обучение учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников;
– формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
– обучение давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.
Исследование явлений и процессов, происходящих в обществе, требует разнообразия используемых источников:
художественные (картины, фотографии, фильмы и т.д.);
публицистические (соответствующие тексты интернет-,печатных, телевизионных СМИ) и новостные;
научно-теоретические (фрагменты из научных текстов);
опыт самих учащихся, как собственный, так и «снятый», то есть рассказы сверстников и представителей других референтных групп.
В познавательной деятельности на уроках используются современные личностно-ориентированные педагогические технологии. Учащиеся вовлекаются в практические занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации, подготовку докладов, сообщений.
При организации учебного процесса уделяется внимание здоровьесберегающим технологиям, позволяющие повышать уровень познавательной активности обучающихся.
Методы здоровьесберегающих технологий способствуют эмоциональной уравновешенности школьников, уверенности в собственных возможностях.
Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья обучающихся.
На уроках большое внимание уделяется:
- дифференцированному подходу в обучении;
- рациональной организации урока;
- психологической обстановке на занятиях;
- созданию атмосферы успеха.
В течение учебного часа происходит смена видов деятельности.
На каждом уроке проводятся:
- эмоциональная разрядка;
- физкультминутки, корректировка осанки обучающихся;
- гимнастика для глаз;
- соблюдение санитарных норм в учебном кабинете (чистота, освещение, озеленение, температурный режим).
Форма проведения занятий по курсу «Мир фантазии».
Автор предлагает строить обучение через уроки-сказки, уроки-открытия. Даже маленькие успехи в познании самого себя и окружающего мира делают необыкновенно привлекательным весь процесс обучения.
Для младших школьников очень важно, чтобы каждый урок приносил конкретный результат. По ходу проведения занятий дети выполняют задания, из которых составляются: «Книга Загадок», «Книга Сказок». В Книгу входят только лучшие работы учеников.
Модель урока
Игра.
Проверка домашнего задания.
Вход в урок (да-нетка, фокус, загадка)
Новая тема (игры в сюжете).
Упражнения на развитие речи или создание творческого продукта.
Подведение итогов.
Содержание учебного предмета.
. Легко ли выдумывать? Чем отличаются фантазия и ложь? Отличие сказки от реальности.
Что «мешает» придумывать? Решение задач «да-неток».
Критерии оценки творческих работ. Упражнение «Кляксы». Прием «Думай о другом!». Игра «Теремок».
Сочинение загадок по схеме «На что похоже? Чем отличается?» Игра «Отгадай-ка».
Придумывание метафор – необычных, оригинальных сравнений. Игра «Море волнуется…» Упражнение «Превращения»
Цепочка ассоциаций. Упражнение «Проверка памяти». Как можно запоминать словарные слова?
Сказочные животные. Прием фантазирования «Объединение». Игра «Кто больше знает животных?»
Рисование «Домики». Как нарисовать множество различных домиков? Морфологическая таблица. Упражнение «Фоторобот»
Игры со словами. Упражнение «Почему не говорят?» Шарады.
Как придумать новую игру? Упражнение «Игра для слонов». Как придумать новую игру. Упражнение «Кто, с кем, где, когда…»
Из чего «состоит» сказка? Придумывание сюжета сказки при помощи приема «Морфологический анализ» (без введения термина).
Сочинение загадок по схеме: «Какой? Что такое же?» Упражнение «Если бы…» (обмен признаками).
Сочинение загадок по схеме: «Что делает? Что делает такое же действие?» Упражнение «Перевертыши». Упражнение: «Где были - не скажем, что делали – покажем».
Упражнение «Необычные предметы». Объяснение метода фокальных объектов (МФО) (без введения термина). Усовершенствование объектов при помощи МФО,
Приемы фантазирования Джанни Родари: «круги по воде», «бином фантазии», «произвольный префикс», « что потом», «творческая ошибка».
Загадки-шутки. Сказки с тремя концами. Сочинение сюжетов сказок с использованием приемов фантазирования Джанни Родари.
Прием фантазирования «Оживление». Упражнение «Что «думает» предмет?» Сочинение сюжета сказки с разных точек зрения.
Прием фантазирования «Увеличение – уменьшение». Упражнение по изменению свойств и признаков объектов.
Прием фантазирования «Ускорение - замедление». Упражнение «Времена года». Фантазирование «Если бы время могло…»
Понятие о ресурсах (без введения термина). Метод Робинзона. Упражнение «Зонтик в Африке».
Прием фантазирования «Наоборот». Изменение свойств предметов. Рисунок с противоречиями. Загадки – ловушки.
Прием фантазирования «Бином антонимов». Сочинение сюжета сказки с использованием пар антонимов. Отгадывание загадок с антонимами.
Ознакомление с приемами фантазирования «дробление-объединение», «динамика-статика», «универсализация – специализация» и др. (без введения терминов).
Особенности сказок про животных. Рисование «Сказочные места». Сказки от слова «Почему?»
Как придумывают новое? Фантазирование: школа будущего.
К концу обучения в третьем классе учащиеся будут знать:
- критерии оценки творческих работ;
- иметь представление о приемах «морфологический анализ», «метод фокальных объектов» (без введения терминов);
- иметь представление о приемах фантазирования Дж. Родари;
будут уметь:
- сочинять загадки при помощи алгоритма;
- сочинять метафоры при помощи алгоритма;
- использовать приемы «увеличение – уменьшение», «оживление», «наоборот» для сочинения сюжета сказки;
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Мир фантазии» в 3-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можнооценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем).Учиться планировать учебную деятельность на занятии.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки .Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 3-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Находить способы общения в различных ситуациях..Сотрудничать с окружающими людьми.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Личностными результатами изучения курса «Мир фантазии» в 3-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можнооценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем).Учиться планировать учебную деятельность на занятии.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки .Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 3-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Находить способы общения в различных ситуациях..Сотрудничать с окружающими людьми.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления
таблиц, постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления
картинок.
Телевизор (по возможности).
Видеомагнитофон/видеоплеер (по возможности).
Аудиоцентр/магнитофон.
Диапроектор.
Мультимедийный проектор (по возможности).
Экспозиционный экран (по возможности).
Компьютер (по возможности).
Сканер (по возможности).
Принтер лазерный (по возможности).
Принтер струйный цветной (по возможности).
Фотокамера цифровая со штативом (по возможности). Игры и игрушки
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов по темам. Настольные развивающие игры (Эрудит итп) Оборудование класса
Ученические столы с комплектов стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т пКалендарно – тематическое планирование занятий курса «Мир фантазии»
№ п/п Тема, тип урока. Количество часов. Планируемые результаты. Вид деятельности, форма работы. Даты проведения по плану Даты проведения по факту.
Освоение предметных знаний (базовые понятия) Универсальные учебные действия 1. Понятие о фантазировании 1 Фантазированию можно научиться Сочинять, придумывать, рассказывать. Беседа, игра, фантазирование 2. Понятие о психологической инерции 1 Для того, чтобы придумывать, надо бороться с психологической инерцией (ПИ) Учиться видеть ситуации с разных точек зрения, развивать воображение, Выработать привычку: «Не повторять и не повторяться». Практическая работа, создание творческих продуктов 3. Развитие ассоциативности. Критерии новизны 1 Придумывать то, на что похожи рисунки и предметы. Учиться видеть ситуации с разных точек зрения, развивать воображение, Выработать привычку: «Не повторять и не повторяться». Игра, проблемный диалог 4. Ассоциативные загадки 1 Придумывать загадки, описывая, на что похож предмет. Работать по алгоритму. Фантазирование, беседа, практическая работа 5. Метафоры 1 Правила придумывания, метафоры (образные сравнения) Придумывание метафор по алгоритму Беседа, сравнение 6. Значение ассоциативности 1 Ассоциации (пары слов) Использование ассоциаций для запоминания Игра 7. Развитие ассоциати -вности: обобщение 1 Метафоры ,ассоциации, загадки. Выполнение заданий с использованием изученных приемов. Создание творческих продуктов
Работа в группах 8. Прием «Объединение» 1 Придумывание с помощью приема «Объединение» Придумывать и рисовать фантастических животных Практическая работа, фантазирование 9. Прием «Морфологический анализ» 1 Знакомство с приемом «Морфологический анавлиз» Игра «Превращалки»
Рисование картин под названиями. Практическая работа, фантазирование
10. Игры со словами 1 Слова-матрешки, шарады. Анализ структуры слова позволяет играть с ним. Проблемный
диалог 11. Констру-ктор игр 1 Морфологический анализ для придумывания новых игр. Придумывание игр . Синтезирование игр. Проблемный диалог, фантазирование 12. Придумы-вание сказок 1 Морфологический анализ для придумывания сказок. Сочинение сказок. Проекты.
13. Прием «Морфоло-гический анализ». Обобщение 1 Загадки, сказки, игры с применением различных приемов. Применение морфологического анализа в различных ситуациях. Практическая работа 14. Признаки объектов 1 Описание признаков предметов. Сочинять загадки, описывая признаки предмета. Игра, беседа, инсценировка 15. Действия объектов 1 Описание действий предмета. Сочинение сказок и нелепиц, описывая действия предмета. Решение изобретательских ситуаций, фантазирование 16. Метод фокальных объектов 1 Фокальные объекты (привычные объекты начинают обладать необычными свойствами). Придумывание нового, используя метод фокальных объектов. Создание творческих продуктов 17. Приемы фантазирования Дж. Родари. «Круги по воде» 1 Прием «Круги по воде» Придумывание сказок и игр с помощью приема «Круги по воде» Игра,
беседа, решение изобретательских ситуаций 18. Приемы фантазиро-вания
Дж. Родари. «Бином фантазии». «Произвольная
приставка» 1 «Произвольная приставка» «Бином приставка» Придумывание новых слов. Игра,
беседа, решение изобретательских ситуаций 19. Прием «Что потом?» 1 Прием «Что потом?» Придумывание продолжений сказок и историй. Беседа, игра, практическая работа 20. Прием «Творче-ская ошибка 1 Прием « Творческая ошибка» Правила, запреты,ошибки. Использование ошибки в словах для придумывания сказки. Игра, практическая работа, создание творческих продуктов 21. Обобщение приемов фантазирования Дж.Родари1 Фантастические гипотезы, салат из сказок, сказки наизнанку превращения сказок. Придумывание историй, стран, городов. Проблемный диалог, фантазирование. Проекты.
Инсценирование. 22. Прием «Оживление» 1 Что думают предметы? Сочинение сказок, используя прием « Оживление». Игра, анализ, решение изобретательских задач 23. Прием «Увеличение – уменьшение» 1 Изменение свойств предметов. Придумывание историй с применением приема «Увеличение-уменьшение». Обсуждение
Игра 24. Прием «Ускорение – замедление» 1 Преобразование времени. Сочинение сказок с использованием приемов фантазирования, связанных с преобразованием времени. Рассказ
Игра 25. Метод Робинзона 1 Ресурсы .Находчивость.
Изобретательность. Использование ресурсов при фантазировании. Описание. Игра Маша-растеряша. 26. Прием «Нао-борот» 1 Не-предметы. Противоречия. Рисование и сочинение с противоречиями. Загадки-ловушки.
27. Прием «Связки анто-нимов» 1 Качества сказочных героев. Условия. Свойства. Придумывание историй, используя прием « Связки антонимов». Игры на внимание.
Загадки. 28. Обобщение приемов фантазирования 1 Оживление. Увеличение. Ускорение. Наооборот. Отгадывание загадок, придуманных детьми. Конкурс рисунков, поделок, сочинений. 29. Сказки про животных 1 Особенности животных.
Превращалки. Придумывание сказок про особенности животных. Фантазирование 30. Фантазирование и прогнозирование 1 Прогнозирование. Способы прогнозирования для усовершенствования предметов.
Работа с алгоритмом. Фантазирование 31. Итоги работы 1 Сочинение загадок, рисование фантастических животных. Сочинения. Анкеты. Презентация 32. Итоги работы 1 Сочинение загадок, рисование фантастических животных. Сочинения. Анкеты Презентация 33. Итоги работы 1 Сочинение загадок, рисование фантастических животных. Сочинения. Анкеты. Проекты. Презентация 34. Итоги работы 1 Сочинение загадок, рисование фантастических животных. Сочинения. Анкеты. Проекты. Презентация