Презентация по ИЗО на тему Художники передвижники


Художники – передвижники Союз художников11 декабря 1871 года в Санкт-Петербурге открылась первая передвижная выставка, устроенная группой художников Петербурга и Москвы, входивших в объединение «Toвapищecтвo пepeдвижныx xyдoжecтвeнныx выcтaвoк». Так появились легендарные «передвижники Бунт 14-тиПричиной создания Товарищества стал знаменитый культурный бунт «Бунт 14-ти», произошедший 9 ноября 1863 года. Тогда 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание - написание картины на избранную самим художником тему. В ответ на отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Деятельность передвижниковВ эстетическом плане участники Товарищества целенаправленно противопоставляли себя представителям официального, академического художественного направления. Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки; жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах. Расцвет деятельности передвижниковРасцвет деятельности Товарищества передвижников пришелся на 1870—1880-е годы. В состав передвижников в разное время входили И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, A. M. и В. М. Васнецовы, А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, И. И. Левитан, В. А. Серов и др. Участниками выставок Товарищества были М. М. Антокольский, В. В. Верещагин, А. П. Рябушкин, И. П. Трутнев и др. Последним же главой товарищества, избранным в 1918 году, был Радимов, Павел Александрович. Цель работы обществаНовое демократическое искусство поставило своей целью рассказать о страдании и мужестве народа, о революционной деятельности передовой русской интеллигенции, революционного народничества. Это было лучшее время в истории Товарищества, когда все наиболее талантливые художники шли под его знамена. За это время (по 1897 г.) передвижники, как стали называть членов Товарищества, устроили 25 выставок в Петербурге, Москве, Киеве, Харькове, Одессе и ряде других городов огромной России. (Всего за 53 года существования Товарищества их было 48.) Одно из ведущих мест в творчестве передвижников занимала жанровая живопись (живопись бытового жанра), наиболее тесно связанная с современностью. Жизнь русских крестьян, мещан, интеллигенции с ее противоречиями и конфликтами, темными и свежими сторонами отобразили в своих картинах И.Е. Репин, Н.А. Ярошенко, К.А. Савицкий, Г.Г. Мясоедов, В.В. Максимов, В.Е. Маковский и другие художники-жанристы Жанры ИЗОБытовой жанр являлся ведущим в их творчестве. Важное место занимало у них и искусство портрета, замечательное содержательностью социально-психологических характеристик. Многие произведения передвижников посвящены русской истории, в которой их внимание особенно привлекали полные драматизма народные движения. Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. В пейзажных работах передвижники обращались к простым, обычным мотивам родной природы, создавая картины, проникнутые патриотическим чувством, большим общественным содержанием. Значительное число произведений передвижников воспроизводило образы народного творчества и литературы. Значение общества передвижниковПравдиво изображая события и сцены из жизни, они в своих работах выносили приговор окружающей действительности, обличали жестокое угнетение народа.Вместе с тем передвижники показали героическую борьбу народа за социальное и национальное освобождение, мудрость, красоту, силу человека труда, многообразие и поэтическое обаяние родной природы.Своим творчеством передвижники активно участвовали в широком общедемократическом движении эпохи, в борьбе прогрессивных общественных сил против самодержавия и пережитков крепостничества в царской России. Именно поэтому передвижников поддерживала передовая часть общества. Значение общества передвижниковНа протяжении 70-80-х годов 19-го века творчество передвижников углублялось и совершенствовалось. Их организация крепла, приобретала все больший авторитет и популярность у широкой публики. Многие картины художников передвижников покупались известным меценатом Павлом Михайловичем Третьяковым (1832—1898) Третьяков собирательством картин занялся с 1856 г, позже это собрание картин достигло уровня музейной коллекции к 90 г. Сам Третьяков трепетно относился к живописи и искусству передвижников, уважал нелегкий труд художников, почти все свое состояние было вложено в картины передвижников. В последствии вся коллекция картин перешла в собственность Москвы. Нынче это известная всему миру Третьяковская галерея, где представлены русская живопись, графика и портретные шедевры лучших известных художников оставившие яркий след в истории русского изобразительного искусства 18 - 19 века. В государственной Третьяковской галерее и поныне хранится важный документ в архиве рукописей о создании членов товарищества закрепленный 23 подписями знаменитых художников. Павел Михайлович ТретьяковОснователь известного всему миру русского художественного музея в народе называемого «Третьяковка» Памятник П.М. Третьякову Третьяковская галерея в Москве Третьяковская галерея в Москве«Третьяковка», Лаврушенский переулок Иван Николаевич Крамской (1837 - 1887). Художник-передвижник. Один из лучших живописцев России второй половины ХIХ века. Замечательный художественный критик, теоретик искусства, талантливый преподаватель. Выдающийся общественный деятель. Идейный вождь и главный организатор Товарищества передвижных художественных выставок (Товарищества передвижников), игравшего важную роль в развитии искусства России. Работы КрамскогоПортрет Л.Н. Толстого. (Портрет М.Е. Салтыкова - Щедрина. Портрет А.С. Грибоедова. Портрет художникаЛитоаченко «Христос в пустыне». Неизвестная. Неутешное горе. Лунная ночь. Василий Григорьевич Перов(1834 - 1882).Художник-передвижник. Один из организаторов Товарищества передвижников. Творчество Перова явилось толчком для развития критического реализма в русской живописи. В его произведениях ярко проявились особенности русского критического реализма этой поры. Зрелый мастер бытового жанра и глубокий психолог, Перов выступает в ряде случаев и как тонкий пейзажист, и как автор выдающихся портретов. Проповедь на селеСельский крестный ход на пасхе. Проводы покойникатройкаУтопленница Приезд гувернантки в купеческий домстранник Последний кабак у заставыСпящие дети Охотники на привалеПтицелов ГолубятникРыболов Никита пустосвят. Спор о вере. Христос в Гефсиманском садуСнятие с креста Тающая СнегурочкаПлач Ярославны Григорий Григорьевич МясоедовГ. Г. Мясоедов был сыном мелкопоместного дворянина. Отец поощрял его рано проявившийся интерес к художеству. Десятилетие, которое Мясоедов провел в стенах Академии (1853-63), совпало с периодом тяжелого кризиса этого учебного заведения, закончившегося "бунтом четырнадцати". Правда, сам "бунт" Мясоедов не застал - к этому времени он уже закончил АХ и в качестве пенсионера находился за границей (1863-68), посетил Берлин, Брюссель, Париж, города Италии и Испании. Творческая работа все время сочеталась у живописца с активной общественной деятельностью. Именно ему принадлежит инициатива создания организации художников нового типа - Товарищества передвижных художественных выставок. Идея о такой организации зародилась у Мясоедова еще в 1867 г., когда он находился за границей и имел возможность наблюдать деятельность европейских художников по организации передвижных выставок, проводившихся в основном с коммерческой целью. 16 декабря 1870 г. состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов . В марте 1872 г. открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова - "Земство обедает" (1872). Тихий провинциальный городок. Солнечный полдень. У подъезда земской управы группа крестьян. Один из них, примостившись на каменных плитах и подложив под голову котомку, дремлет. Другие неторопливо едят: хлеб с солью да лук - вот их обед. А рядом, в доме, только что отобедали господа: через открытое окно виден лакей, старательно перемывающий посуду, тут же - множество бутылок и графинов. Налицо критический сюжет - сопоставление земцев-господ и земцев-крестьян, контраст богатства и бедности. Но не это стало для художника главным в картине. Он сосредоточил все внимание на самих крестьянах. В них художник разглядел и запечатлел разнообразие характеров, особое благообразие, внутреннюю собранность, своеобразную красоту. Еще в годы обучения Мясоедов написал жанровую картину "Поздравление молодых в доме помещика" (1861)… Страдная пора. Косцы.Ручей в лесу. Весна Осенний вид в Крыму Дорога во ржи. Крымский пейзаж.  Николай Николаевич Ге 1831-1894 Один из руководителей и организаторов Товарищества передвижников, порвавшим свое творчество с монополией академизма. Многими работами Ге был часто не доволен, не все из них он завершал до конца, картину Милосердие он просто уничтожил, с трудом переживая свои неудачи. Ге приверженец отечественной истории, его картина: Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе, принесла ему ощутимый успех и популярность современников. Некоторые его работы были не столь удачными: Екатерина II у гроба Елизаветы, А.Пушкин в селе Михайловском. Славу ему принесла картина: Выход с тайной вечери, которая стала одной из лучших произведений, взволновавшая своей выразительностью современников. Такие картины, как Что есть истина?, Христос и Пилат подверглись критике духовенства, за что были сняты с выставки. Работы Суд синедриона. "Повинен смерти!, Распятие, просто не допускались к выставкам и запрещались к демонстрацииГолгофа Христос в Вефлеемском саду Алексей Кондратьевич Саврасов(1830-1897).Художник-передвижник. Тонкий лирик, создатель так называемого «пейзажа настроения». Его лучшие картины походили на российскую поэзию и музыкальные пьесы Чайковского. «Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу» (Левитан) Волга под Юрьевцем Разлив Волги под Ярославлем Грачи прилетели Лунная ночь. БолотоЗакат над болотом Могилы над Волгой РожьЗимний пейзаж Весна. Огороды. Виктор Михайлович Васнецов1848-1926 г. Мастер - живописец, портретист и пейзажист, театральный художник. В составе передвижников с 1878 года. Один из первых замечательных русских художников, творчество художника Васнецова было обращено к русскому фольклору, он создал много полотен на тему русской истории, народных сказаний и былин. Некоторое время Васнецов работал и для театра создавая различные декорации и костюмы к пьесам и сказкам, которые оказали огромное влияние на развитие театрально-декорационного искусства России. В своих знаменитых произведениях он стремился передать эпический характер Руси, навеянные искренней поэтичностью, проникнутые глубоко национальным восприятием родной старины. Многие эти полотна сыграли огромную роль в развитии русской национальной живописи Богатыри Витязь на распутье, 1878Русский музей, Санкт-Петербург Богатырь1870Богатырский галоп1914 После побоища Игоря Святославича с половцами картина Аленушка картина Снегурочка Иван-царевич на сером волкегамаюн Царевна-несмеяна1914-1916Царевна-лягушка1918 Ковер-самолет1880 Сирин и Алконост(Песнь радости и печали), 1898 Бой Добрыни Никитича с трехголовым драконом, 1918 Бог Саваоф1885-1896 Распятый Иисус Христос1885-1896 Царь Иван Васильевич Грозный Летописец Нестор Иван Иванович Шишкин(1832—1898) Знаменитый художник, уникальный мастер по лесным пейзажам, его картины известны очень широкой публике. Шишкин как никто другой любил природу леса с его колоритными оттенками стволов деревьев, яркими полянами освещенные солнцем и воздушностью. Многие его картины снискали огромную популярность не только современников, эти картины известны и сегодня большому кругу почитателей его работ. Никто ранее до Шишкина с такой ошеломляющей откровенностью не поведал зрителю о своей любви к родной Русской природе. Произведения И. И. Шишкина стали классикой национальной Русской пейзажной живописи и обрели огромную популярность. Сегодня изображения его пейзажей можно увидеть во многих местах на различных репродукциях, подарочные упаковки, шкатулки сувениры и даже конфеты с известными медведями, все это говорит о большой любви народа к его великому творчеству. Иван Иванович ШишкинПортрет И.И. Шишкина (работа Крамского)Могила Шишкина на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург) Утро в сосновом бору - занимательный жанровый сюжет, задуманный художником в картине, во многом способствовал ее популярности полная душевного равновесия картина Рожь где от края до края колосится золотая рожь охраняемая могучими соснами великанами Ручей в березовом лесу красиво проработанная в деталях картина, с богатыми светотеневыми контрастами 1883 На севере диком (1891)Сторожка в лесу (1870) Сосна на песке (1884) Вечер (1882)На опушке соснового леса (1882) Дубы, вечер 1887 Полесье 1884 Дождь в дубовом лесу 1891 Березовый лес 1871 Опушка леса 1882 Река Кама вдали 1884 Василий Иванович Суриков «Я ИСЧЕЗАЮ..." - таковы были последние слова, сказанные умирающим Василием Суриковым... А до этого - сорок лет титанической работы, грандиозные произведения, поражавшие всех и всякого, всеобщее восхищение и суеверное поклонение перед гением художника. Боярыня Морозова, Утро стрелецкой казни, Меньшиков в Березове, Покорение Сибири Ермаком, Переход Суворова через Альпы, Исцеление слепорожденного Иисусом - каждая из этих картин становилось целой эпохой в развитии русской живописи. И вряд ли можно вспомнить другого русского художника XIX века (за исключением Левитана), чей талант и творческое наследие имели бы такой большой резонанс и такое значение для всей нашей русской культуры. Первую самостоятельную работу Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870 год) приобрёл П. И. Кузнецов (один из вариантов картины хранится в Красноярском художественном музее им. В. И. Сурикова). Летом 1873 года Суриков приезжает в Красноярск, некоторое время живёт в Хакасии — на золотых приисках Кузнецова. В 1874 году Суриков подарил Кузнецову свою картину «Милосердный самарянин» (хранится там же), за которую получил Малую золотую медаль. Утро стрелецкой казни. В 1878 году Василий Иванович начал работать над картиной «Утро стрелецкой казни». Картина была завершена в 1881 году.В 1881 году Суриков становится членом Товарищества передвижных художественных выставок «Меншиков в Березове» П. М. Третьяков в 1883 году приобрёл картину Сурикова «Меншиков в Березове» У художника появились деньги для зарубежной поездки. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Австрии, ознакомился с коллекцией Дрезденской галереи, собранием Лувра. «Боярыня Морозова». В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Впервые о боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной, у которой он жил в Красноярске во время учёбы в уездном училище. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова — Авдотья Васильевна Торгошина. Её муж, Степан Фёдорович, изображён на картине «Утро стрелецкой казни» — стрелец с чёрной бородой. «Боярыня Морозова» экспонировалась на XV Передвижной выставке 1887 года. 8 апреля 1888 года скончалась жена Сурикова. В начале лета 1889 года Суриков вместе с дочерьми уехал в Красноярск, где прожил до осени 1890 года. В Красноярске художник создаёт полотно «Взятие снежного городка» (завершено в 1891 году, хранится в Русском музее). Игру «Взятие снежного городка» Суриков впервые увидел в раннем детстве по дороге в родное село матери Торгошино. Идею картины художнику подал его младший брат Александр. Он изображён справа на картине, стоящим в кошеве. В кошеве сидит, изображённая в профиль Екатерина Александровна Рачковская — жена известного красноярского врача. Снежный городок был построен во дворе усадьбы Сурикова. В массовке участвовали крестьяне деревни Базаиха.«Взятие снежного городка» на международной выставке в Париже в 1900 году получила именную медаль. «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» Во время посещения Сибири Суриков изучал жизнь и быт местных народов: вогулов, остяков, хакасов и др. В 1891 году началась работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Этюды для картины Суриков писал на р. Обь. Летом 1892 года Василий Иванович жил на золотых приисках Кузнецова в Хакасии. В своём письме он писал: «Пишу татар. Написал порядочное количество. Нашел тип для Ермака». Работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» продолжилась на Дону в 1893 году, а закончилась в 1895 году. «Переход Суворова через Альпы» В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Первым прототипом для Суворова стал красноярский отставной казачий офицер Фёдор Фёдорович Спиридонов. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. В то время Спиридонову было 82 года. В 1898 году появился этюд, в котором современники видели прототипом Суворова преподавателя пения Красноярской мужской гимназии Григория Николаевича Смирнова. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году — в 100-летие итальянского похода Суворова. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве, и была приобретена императором сибирская красавица. (Екатерина Рачковская)Боярская дочь Пир Валтасара Остался неосуществлённым замысел картины «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами». Картина была задумана в 1909 году во время поездки на озеро Шира. Суриков скончался в Москве 6 (19) марта 1916 года от склероза сердца. Похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище. Его имя присвоено Московскому художественному институту. На родине художника, в Красноярске, в 1954 году поставлен памятник (скульптор Л. Ю. Эйдлин, архитектор В. Д. Кирхоглани), там же в 1948 году открыт дом-музей Сурикова, ныне Музей-усадьба. Собрание живописи и различных предметов краеведческого музея составила основу коллекции при открытии дома-музея. В честь Сурикова назван кратер на Меркурии. Исаак Ильич Левитан(1861-1900). Художник-передвижник. Левитан «чувствовал в природе то, что живет и хвалит Создателя; слышал своим чутким ухом, как бьется сердце самой природы» (Бенуа). Раскрытие «сокровенной тайны» в природе, ее большого духовного содержания было постоянным стремлением Левитана на всем протяжении его недолгой творческой жизни. Волга, Плёс, Европа (1887—1890) Однако на следующий год он снова решил ехать на Волгу. Весной 1888 года Левитан вместе со своими друзьями-художниками Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Во время путешествия они неожиданно для себя открыли красоты маленького, тихого городка — Плёса, где было решено задержаться и пожить некоторое время. В итоге Левитан провел в Плёсе три чрезвычайно продуктивных летних сезона (1888—1890), приезжая туда ещё дважды.Около 200 работ, выполненные им за три лета, проведённых в Плёсе, принесли Левитану широкую известность, а Плёс с тех пор стал очень популярен у пейзажистов. Над вечным покоем (1894) В 1887 году художник, наконец, осуществил свою мечту, он отправляется на Волгу. Поездка на великую русскую реку, которую так проникновенно изображал его любимый учитель Саврасов, давно была задумана Левитаном (он почти уже собрался ехать туда в начале 1880-х годов, но не смог поехать из-за болезни сестры). Однако первая встреча с Волгой не удовлетворила живописца. Стояла холодная, пасмурная погода, и река показалась ему «тоскливой и мертвой». Левитан писал Чехову: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы…»Существует мнение, что картина «Над вечным покоем», изображающая надвигающееся штормовое облако, является «самой русской» из всех, когда-либо написанных на русскую тему картин. «Владимирка», 1892 год В 1892 году Левитан как «некрещёный еврей» был вынужден покинуть Москву (выселению в 24 часа подверглись все евреи) и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях. Затем хлопоты друзей увенчались успехом, и художнику позволили вернуться. К этому периоду относится его полотно «Владимирка» (1892), где изображена дорога, по которой осуждённых гнали в Сибирь. Третьяков М. П. покупает у Левитана картины «Март», «Золотая осень», «Ненюфары» и др. Март Лилии. Ненюфары, 1895 Весна. Большая вода. Березовая роща, 1885-1889 Сумерки, 1900 Тишина 1898 Озеро. Русь, 1899-1900 Весна в Италии Вечерний звон, 1892 Мостик. Саввинская слобода, 1886 Осенний пейзаж, 1880Солнечный день. Весна 1876-1877 Осенний день. Сокольники,1879 В 1898 году Левитану присвоили звание академика пейзажной живописи. Он начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. Художник мечтал создать «Дом пейзажей» — большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты. 22 июля (4 августа) 1900 год в 8 часов 35 минут утра Исаак Левитан умер. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. Последняя работа — «Озеро. Русь.» (не закончена).Исаак Левитан был похоронен 25 июля на старом еврейском кладбище, по соседству с Дорогомиловским кладбищем. На похоронах были художники В. А. Серов (приехавший на похороны из-за границы), А. М. Васнецов, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, Н. А. Касаткин, Л. О. Пастернак, В. В. Переплетчиков, К. Ф. Юон, В. К. Бялыницкий-Бируля, художественный критик П. Д. Эттингер, ученики, знакомые, почитатели таланта художника.