Манипулирование сознанием читателя заголовочными конструциями газет
МАНИПУЛИРОВАНИЕ СОЗНАНИЕМ ЧИТАТЕЛЯ ЗАГОЛОВОЧНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ ГАЗЕТ
Что такое манипуляция человеком? Манипуляция это скрытый психологический прием, целью которого является заставить человека, вопреки его интересам, выполнить нужные вам действия. Немало важный фактор [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сделать так, что бы человек сам захотел это сделать.
В самом широком смысле, манипуляция - это любое личностное влияние на кого или что-либо. Например, в английском языке слово «to manipulate» означает «оперирование, обращение с чем либо». Такое понимание широко транслируется в НЛП, где утверждается, что "манипулируют все и всегда". К манипуляциям относят только скрытые воздействия. Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление и обработка». Изданный в 1969 г. в Нью-Йорке «Современный словарь социологии» определяет манипуляцию как «вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характер поведения, которое он от них ожидает».
К манипуляциям относят только ловкие, по крайней мере внешне эффективные воздействия. Манипуляции - это нечто, похожее на волшебство, то, что открывает закрытые сердца и заставляет человека делать то, что прямым и открытым образом от него никак не добьешься. Не строго, а художественно можно сформулировать так: манипуляция - это ловкое действие, позволяющее обыграть партнера.
Существует огромное множество методов манипулирования сознанием человека. Но не все эти методы могут быть использованы в печатных изданиях, каковыми в данном исследовании были газеты. Основное отличие методов манипулирования, применяемых в печатных средствах массовой информации, состоит в том, что свое выражение они находят в виде заголовков статей. При прочтении газеты происходит длительный контакт с текстом, в результате чего человек имеет возможность обдумать полученную информацию, проанализировать её, что, несомненно, затрудняет манипулирование, делает методы его менее заметными, более сложными.
Заголовок газетной статьи играет большую роль в восприятии читателем данной информации. От того, как построено название статьи, какова его синтаксическая организация, стилистическая окрашенность, зависит заинтересованность читателя в данном материале. Неудачный заголовок напрямую влияет на успех газеты в целом. Номинация текстов массовой информации не ограничивается одним заголовком. В большинстве из рассмотренных нами примеров (более 200 примеров из 3 центральных казахстанских газет) за основным заголовком следует подзаголовок или так называемый аддитивно-дескриптивный компонент заголовка. Подзаголовок необходим в том случае, когда читатели - из-за выборочного интереса или нехватки времени - удовлетворяются информацией, полученной при чтении заголовков, и никогда не читают сами материалы. Графическая организация заголовочного комплекса направлена на то, чтобы привлечь внимание, тематически сориентировать получателя информации и ознакомить его с тем, о чем говорится в самой статье. От самого размера шрифта заголовка зависит его восприятие читателем: огромные буквы названия статьи на первой странице подчеркивают особую значимость ее содержания, в то время как мелкий шрифт заголовка говорит о второстепенном характере информации.
Заголовок берет на себя важные функции в тексте. Он выполняет номинативную, коммуникативную, рекламную функции. У заголовка к информационному сообщению доминирующей становится информативная функция. В заголовке к публицистическому тексту ведущей всегда оказывается оценочная функция. В нем выражается авторская позиция.
Список используемой литературы
1. С. Г. Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием». Учебное пособие.М.: Алгоритм, 2004. 2. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1984. 3.Гуревич С.М. Номер газеты. М., 2002. 4.Киселев А.П. От содержания к форме. Основные понятия и термины газетного формления. М., 1974. 5 Оформление периодических изданий / Под ред. А.П. Киселева. М., 1988. 6.Табашников И.Н. Газета и дизайн. Тюмень, 1994. 7. Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. М., 1977.