ПРИЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ ДЕТЬМИ В СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМАХ
МУЛЬТФИЛЬМ!
ВРЕД ИЛИ ПОЛЬЗА?
13785854246245В настоящее время мультфильмы занимают в последнее время огромное место в жизни ребенка дошкольного возраста. И это занятие является для детей одним из самых любимых. Однако не всегда мультфильмы оказывают положительное воздействие на ребенка и многие приносят откровенный вред. Большое количество мультфильмов создается в наше время не для детской аудитории, со скрытыми вещами. Под яркой упаковкой с красивой рекламой транслируются часто вещи, которые разумный человек своему ребенку никогда не покажет. Но жизнь так стремительна, что взрослым часто просто некогда разбираться в том, какой мультик они показывают ребенку
КРИТЕРИИ К ОТБОРУ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ
Требование к зрительному ряду (видео ряду) – соответствие видеоряда возможностям детского восприятия: умеренная скорость предъявленного видеоматериала; умеренная яркость красок; умеренная «зрелищность » мультипликационного кино.Требования к звуковому ряду (аудио ряду) – соответствие структуры аудио ряда мультфильма возрастным особенностям ребенка старшего дошкольного возраста: понятная ребенку лексика; эмоциональная окрашенность речи героев, усиливающая смысловую и чувственную нагрузку мультфильма.Требование к сюжетной линии – четкость, простота и доступность сюжета; динамичное, увлекающее ребенка развитие сюжета; наличие эмоционального тона, который воздействует на ребенка, пробуждает в нем разнообразные эмоции; наличие кульминационных моментов; отсутствие опасных для жизни форм поведения.Требования к образцу персонажей мультфильма – красочность, оригинальность, узнаваемость, индивидуальность героев, запоминающийся характер их образов, демонстрация персонажем полезных привычек, необходимость выполнения правил и норм поведения: благородство, отвага, успешность положительных героев – все это порождает желания детей старшего дошкольного возраста подражать им.
Таким образом, можно сделать вывод, что перечисленные критерии, по которым отбирается мультипликационных фильм, могут выступать в качестве средства формирования социальных норм у детей старшего дошкольного возраста. Воспитательным же потенциалом мультипликационного фильма является то, что он дает возможность эмоционально почувствовать и пережить те события, которые в нем отражены.
НЕГАТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ
-1714512065• агрессивность главных героев, жестокость, стремление нанести вред окружающим, соответственно, такие мультфильмы способствуют проявлению у детей агрессии, безжалостности, жестокости;
• девиантное поведение героев, которое не наказывается, в результате, у ребенка складывается представление о том, что данная форма поведения допустима в современном обществе;
286829558420• демонстрация форм поведения, которые могут быть опасны для жизни и здоровья ребенка, в итоге, у ребенка снижается порог чувствительности к опасности;
• демонстрация форм нестандартного полоролевого поведения;
17526093980• демонстрация уродливых и непропорциональных героев, что способствует разрушению существующих эталонов красоты;
• безнаказанное неуважительное отношение к близким людям, к старшим, к животным и растениям;
• негативные речевые формы поведения, речевая агрессия, жаргонизмыБЛАГОПРИЯТНЫЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Психологи советуют не показывать мультфильмы детям до трёхлетнего возраста. Но современные дети развиваются намного быстрее, чем предыдущее поколение. Поэтому просмотр телевизора практически невозможно избежать. Если сложилась такая ситуация, то следует использовать следующие рекомендации:
4239895239395в 1-2 года можно разрешать смотреть мультики с развивающим уклоном. Это могут быть короткие анимации с демонстрацией природы, животных, цветов, перемещения предметов и т.д. В 2 года ребенок, в основном, слушает и воспринимает сказки о животных. Их и нужно показывать («Колобок», «Три медведя», «Петушок-Золотой гребешок» и т.п.). Также это могут быть мультики, обучающие культуре приёма пищи, гигиене, общению, играм на примерах мультгероев.
635197485в 3 года дети могут воспринимать и более сложные сюжеты мультфильмов. Это могут быть русские народные сказки: «Лиса и волк», «Кот Котофеевич», а также сказки В. Сутеева«Грибок - Теремок», «Мешок яблок», «Цыпленок и утенок», «Разные колеса», и К.И. Чуковского. Но они должны быть правдоподобными, не искажать реальность и носить обучающий характер.
4497705920754-хлетние дети способны к осознанному восприятию мультфильмов. Поэтому вводим мультфильмы по русским волшебным сказкам«Гуси-Лебеди», «Царевна-Лягушка», «По щучьему велению», можно посмотреть и простые сказки Андерсена: «Дюймовочка», «Золушка», «Свинья-копилка», а также сказки К.И. Чуковского «Айболит». В этом возрасте ребенок уже начинает воспринимать социальные отношения: дружба, любовь, верность, помощь в беде, борьба добра со злом, жизнь и смерть и т.д. В мультфильмах для детей среднего дошкольного возраста главные действующие лица уже не только животные, но и люди (как правило, дети). В этом возрасте уже можно показывать классические серии: «Винни-Пух», «Ежик и Медвежонок», «Карлсон», «Кот Леопольд», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Маугли», «Ну, погоди!», «Простоквашино», «38 попугаев», «Незнайка» и др.
в 5 лет дети должны понимать разделение добра и зла. Это важно для дальнейшей адаптации ребенка в обществе. Ребёнок должен понимать, что такое «опасность», «угроза» и включать тем самым защитную реакцию. Поэтому необходимо подбирать к просмотру простые мультфильмы, где есть злой и добрый персонаж;
71755292735в 6 лет мультфильмыеще более сложные: научно-популярные«Алло! Вас слышу!», «Коля, Оля и Архимед», с «навороченным» сюжетом «Тайна третьей планеты»,с взрослым юмором«Фильм! Фильм! Фильм!»,о школьной жизни «В стране невыученных уроков». Можно показывать мультфильмы с обучающим эффектом. Это могут быть целые мультсериалы, рассказывающие о природных, физических явлениях.
Мы предлагаем ряд рекомендаций для того, чтобы просмотр мультфильмов стал не только развлечением, но и эффективным способом развития вашего ребенка.
Первое необходимое условие – просмотр мультфильма должен быть совместным. Многим детям часто не хватает участия родителей в их личной жизни, а совместное получение впечатлений очень сплачивает семью. Кроме того, Вы будете знать, какими впечатлениями живет ваш ребенок. А он будет гордиться тем, что у него самые современные родители, ведь они разбираются в героях и событиях любимых мультфильмов не хуже сверстников.
Выбор мультфильма должен осуществляться взрослым. Необходимо выбирать мультфильмы по возрасту ребенка, чтобы он понимал то, что смотрит, проживал вместе с героями перипетии сюжета.
После просмотра мультфильма необходимо поговорить с ребенком об увиденном.