Профилактика фонетических нарушений речи и миопии легкой степени у детей дошкольного возраста методом здоровьесберегающих технологий

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Руслан»









Тема: «Профилактика фонетических нарушений речи и миопии легкой степени у детей дошкольного возраста
методом здоровьесберегающих технологий
в работе учителя-логопеда в ДОУ»






составил: учитель-логопед Ихсанова Н.А.



















г. Новый Уренгой
2013г.
Педагог- это не профессия, это образ жизни. Если взглянуть на свою профессию со стороны, осмыслить ее важность для себя, значимости для других людей, а в особенности для маленьких детей, понимаю, не я выбрала профессию, она выбрала меня. Этому делу отдано десять лет своей жизни. От воспитателя группы до учителя-логопеда. Научить ребенка красивой, правильной речи, развить в нем уверенность в себе, своих силах и возможностях, сделать его социально равным в группе сверстников и в кругу взрослых, вот, на мой взгляд, главная задача педагога. Добиться определенного положительного эффекта мне помогают обучающие, интересные, веселые игры – упражнения, технические средства обучения, а также здоровьесберегающие технологии на занятиях.
На протяжении учебного года в своей работе занимаюсь поиском методов решения поставленных задач: совершенствую традиционные формы работы, оптимизирую содержание и методы коррекционной работы, ищу новые варианты форм организации логопедического сопровождения дошкольников.
В настоящее время увеличивается количество дошкольников с фонетическим недоразвитием речи и миопией разной степени. Без профилактических мер легкое недоразвитие речи, миопия легкой степени перерастёт в общее недоразвитие речи и миопию средней или тяжелой степени.
В своей работе отслеживаю детей пограничным состояниям развития от нормы до отклонения различных степеней.
Цель и задачи программы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста сформулированы как система трёх задач и направлена на:
профилактику отклонений и трудностей в развитии;
пропаганду здорового образа жизни;
сопровождение ребенка в образовательном процессе.
Участниками образовательного процесса являются дошкольники 5 лет, педагог (учитель-логопед), воспитатели групп, родители. Продолжительность реализации – от 6 месяцев до 1 года. Ожидаемым результатом является скоррегированное фонетическое недоразвитие и отсутствие степеней миопии. Результативность программы отслеживать на протяжении следующего учебного года. Коррекционная программа соответствует требованиям ФГТ для ДОУ.
Сопровождение ребенка - это многогранный процесс: 1) Требующий специально созданной предметно-развивающей среды, в которой развивается ребенок, как группы, логопедического кабинета так и детского сада в целом. Оснащение воспитательно-образовательного процесса формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности...». Логопедический кабинет должен быть теплым, светлым и уютным, настраивающим ребенка на дружелюбное взаимодействие, в котором ребёнок не чувствует себя скованным, зажатым. Комфортность и безопасность, развитие сенсорных способностей, создание ситуации занятости и увлечённости интересной деятельностью каждого ребёнка, обеспечение среды индивидуального «стиля» развития ребёнка, ситуации успеха - эти критерии являются условиями для положительного обучения.
2) Совокупность технологий и использование технических средств обучения в работе по преодолению и (или) профилактике нарушений речи и зрительных отклонений затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности и зрительного гнозиса, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, социальных явлениях, коммуникативных навыков, основы личностной культуры, а также сохранения здоровья детей.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее существенны среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Они помогают мне на разных этапах коррекционной работы.
При организации занятий оздоровительно-педагогического характера в специальных (компенсирующих) группах ДОУ целесообразно исходить из концепции формирования культуры и традиций ЗОЖ, предложенной А.А. Дмитриевым и И.Ю. Жуковиным. Концепция авторов построена на основе принципов, разработанных Л.С.Выготским:
В центре внимания педагога должен быть не сам дефект, а личность ребенка.
Принцип зоны ближайшего развития.
Принцип коррекции нарушенных функций на основе развития сохранных.
Принцип приоритетного развития высших психических функций.
Основные положения концепции:
целостность и систематичность приобретаемых учениками знаний валеологического характера;
активное использование внеурочных форм работы;
формирование практических навыков и умений валеологического характера;
систематичный контроль за состоянием здоровья и развития детей;
система валеологической работы подразумевает ответственность всего педагогического коллектива за уровень физического развития, состояние здоровья и формирование культуры ЗОЖ детей.

На вступительном этапе развития и обучения использую фонетический логотренинг «Играем, двигаемся – развиваемся» как систему занятий и подготовительных упражнений для развития артикуляционной, общей и мелкой моторики, просодики, слухового и зрительного восприятия, слухового внимания и памяти у детей. Дошкольникам очень нравятся различные виды самомассажа: головы, ушных раковин, шеи, лица, кистей и пальцев рук; традиционные формы артикуляционной гимнастики (театр пальчиков и язычка, сказочные истории из жизни «Язычка и его друзей», комплексы упражнений для выработки артикуляции звуков), различные тематические физкультминутки, как метод профилактики моторной сферы и эмоционально-волевой коррекции, а также гармонизацию межличностных взаимоотношений в детской среде.
На занятиях выявляется значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом. Воспитателями проводятся прогулки и подвижные игры на свежем воздухе. Предполагается систематическое проведение динамических пауз, используются двигательные упражнения, эстафеты.
В ходе занятий дети получают представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье. Для облегчения восприятия и усвоения названых категорий вводится понятие «Сундучок настроения». Возможность наглядного отображения в «сундучке» эмоционального состояния помогает учащимся усвоить дифференциацию эмоций, чувств на положительные и отрицательные, что носит профилактический компонент как метод коррекции эмоционально волевой сферы ребенка.
Основная цель работы на данном этапе - повышение у детей психоэмоциональной устойчивости.
На основном этапе логопедической работы применяю метод су-джок терапии. Использование су-джок массажёров – массажных шариков в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень сенсорного развития и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребёнком.
Особое значение придаю логопедической и фонетической ритмике как средству профилактики и коррекции речевых нарушений у детей. В профессиональной деятельности использую большую подборку игр и игровых упражнений: фонопедические и дыхательные упражнения «Игры тетушки Совы» (серия «Дыхание»), фонетическая разминка, речедвигательные упражнения «Игры тетушки Совы» (серия «Гимнастика»), чистоговорки, коммуникативные игры, пальчиковые игры, массаж с проговариванием, гимнастика для глаз, релаксация музыкой. Главное свойство этих методов – развивать двигательные умения ребёнка. Формирование движений происходит при участии речи, так называемая «Логоритмика». Чем лучше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Быть заодно с ребёнком, создавать различные ситуации общения мне помогают информационные технологии. Специализированная логопедическая компьютерная программа «Игры для Тигры», компьютерные игры под тематикой: «Учимся говорить правильно» способствуют решению коррекционно-развивающих задач, соответствующих индивидуальным возможностям ребенка. Таким образом, индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребёнком составляется на основе комплексного включения компьютерной и логопедической технологий. Опыт использования специализированной логопедической компьютерной программы «Игры для Тигры» показал, что применение новых информационных технологий в логопедической работе позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций у детей. По профилактике и (или) коррекции миопии использую дидактические тематические игры, гимнастика для глаз и игры-презентации: «Оранжевое солнце», «Игра», тренажёр Базарного. 3) Непосредственное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс. Активное участие их в коррекционно-образовательном процессе, позволяют значительно повысить эффективность работы, создать единое пространство речевого развития ребёнка. Выстраивая взаимодействие с родителями, опираюсь на принцип: «Сотрудничество-залог успеха».

Для закрепления пройденного материала дома, каждому ребёнку предлагаю завести рабочую тетрадь, в которой по ходу занятий составляются схемы, записывается словарик, режим дня. Также можно совместно с детьми и родителями создать памятку «Здоровье» (по профилактике заболеваний глаз; сколиоза, плоскостопия, развития общей и мелкой моторики и т.д.). см. приложение №1).
Итоговое занятие по программе может быть построено в форме игры-путешествия в «Страну Здоровья». В ходе этого занятия актуализируются и проверяются полученные детьми знания, умения и навыки по всем разделам программы.
Таким образом, динамическое наблюдение педагогической компетентности родителей показывает, что проведение дифференцированной, индивидуализированной совместной деятельности, помогает установлению между учителем-логопедом и родителями системы непрерывной и эффективной обратной связи, превращению семьи в активного субъекта коррекционного процесса. Осуществлению контроля по проведению систематичной и качественной работы в семье. Технология организации коррекционно-логопедической работы в ДОУ на основе поэтапного использования традиционных и инновационных форм, методов взаимодействия с семьей позволила мне: - создать среду психолого-педагогической поддержки дошкольника, максимально влияющей на развитие коммуникативно-речевых способностей ребёнка; - использовать семью в системе комплексного коррекционного воздействия на ребенка.
Литература: 1. Афонькина Ю. А. Технология комплексного сопровождения детей / Ю. А. Афонькина, И. И. Усанова, О. В. Филатова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 67 с. 2. Щелконогова Е. Н. «Предметно-развивающая среда логопедического кабинета: структура, функции» журнал «Логопед» № 2, 2011. с. 118. 3. Инновационные технологии обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: монография / Е. И. Ждакаева, Л. В. Воронина, Е. Н. Щелконогова [и др.]; под общ. ред. Н. В. Лалетина; Сиб. федер. ун-т; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева [и др.]. – Красноярск: Центр информации, 2012. – 180 с.

Перспективный план проведения подгрупповых занятий с детьми 5 лет с диагнозом «фонетические нарушения речи»
У детей данной группы помимо нарушений фонетических могут быть и элементы фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития речи, недостаточно сформирована связная речь, а также миопия в лёгкой степени. С учетом этого был разработан комплекс занятий, носящих комбинированный характер. На них помимо развития общей, мелкой и моторики речевого аппарата, навыков звукового анализа и активизации высших психических функций проводится работа по сенсорному развитию, обогащению словаря и коррекции грамматического строя речи, профилактика зрительных нарушений. Коррекционная работа по плану рассчитана от 6 месяцев до 1 года. Занятиям основного этапа предшествует цикл из 12 подготовительных занятий (логотренинг). Продолжительность этих занятий составляет 30 минут. Они проводятся 4 раза в неделю в строгой последовательности. Затем логопед 2 раза в неделю проводит тематические занятия основного этапа. Каждая тема отрабатывается в течение 1-2 недель и закрепляется на индивидуальных занятиях. Тематика занятий основного этапа может меняться в зависимости от того, какие темы вызывают сложности у детей. Занятия основного этапа не требуют строгой последовательности выполнения. Планом также предусмотрено проведение четырех занятий по развитию связной речи. Итоговое занятие проводится в форме игры-путешествия.
Перспективный тематический план подгрупповых занятий с детьми 5 лет с диагнозом «ФНР» и миопическим гнозисом.


Тема занятия
Отрабатываемые навыки
Примечания

Профилактика миопии

октябрь

1
Логотренинг «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»
Знакомство с детьми, с содержанием занятий, знакомство с органами артикуляции, пальчиковый тренинг
Рабочий лист (РЛ) «Пальцы дружная семья»
Гимнастика для глаз.
(комплекс из 10 упражнений см. приложение №2)

2
Логотренинг «Знакомство с домиком Язычка»
Органы артикуляции (повторение). Артикуляционные упражнения: «Окошечко», «Забор», «Труба», «Часики», «Кнопка звонка», «Колечки», «Качели». Пальчиковый тренинг, массаж. Работа над речевым дыханием, просодикой речи. Знакомство со звуками речи. Уточнение словаря по теме «Фрукты»
Домик звуков», «Гимнастика для языка»
Гимнастика для глаз.
(комплекс из 10 упражнений см. приложение №2)

3
Логотренинг «В гостях у Язычка»
Артикуляционные упражнения (повторение) «Чистим зубки», «Месим тесто», «Вкусное варенье», «Блинчик», «Чашечка». Пальчиковый тренинг, массаж. Работа над речевым дыханием, просодикой. Развитие чувства ритма. Понятие о гласных звуках. Лексическая тема «Фрукты»
Р.л. «Гимнастика для языка»
Игра- презинтация: «Игра»

4
Логотренинг «Прогулка Язычка»
Артикуляционные упражнения (повторение) «Лошадка», «Поймай мышку», «Грибок», «Барабан», Киска сердится», «Котенок пьет молоко». Лексическая тема «Домашние животные». Пальчиковый тренинг, работа над просодикой, речевым дыханием, ритмом
«Гимнастика для языка»
Гимнастика для глаз.
(комплекс из 10 упражнений см. приложение №2)

ноябрь

5
Логотренинг «Друзья Язычка. Возвращение домой»
Артикуляционные упражнения (повторение) «Слоненок», «Индюк», «Ослик», «Пароходик», «Парашютик», «Футбол», «Моторчик». Лексическая тема «Домашние животные» (продолжение). Пальчиковый тренинг, массаж. Понятие о согласных звуках. Работа над просодикой речи
Р.л. «Гимнастика для языка»
Игра-презинтация: «Оранжевое солнце»

6
Логотренинг «Язычок в гостях у Свистящей семейки»
Артикуляционные упражнения для постановки свистящих звуков. Лексическая тема «Грибы». Пальчиковый тренинг. Массаж пальцев. Согласование существительных в роде и числе. Составление сложносочиненных предложений
Р.л. «Домик звуков», «Грибы»
Гимнастика для глаз.
(комплекс из 10 упражнений см. приложение №2)

7
Логотренинг «Язычок в гостях у Шипящей семейки»
Комплекс артикуляционных упражнений для постановки шипящих звуков. Развитие фонематического слуха. Лексическая тема «Одежда»
Р.л. «Домик звуков», «Одежда»
Презентация: «Тренажер Базарного».

8
Логотренинг «В гостях у братьев Л, Ль»
Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков Л, Ль. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического слуха. Лексическая тема «Ягоды». Пальчиковый тренинг «На базар ходили мы». Развитие словарного запаса. Образование имен прилагательных от существительного; имен существительных множественного числа родительного падежа; согласование числительных с существительными
Р.л. «Домик звуков», «Ягоды»
Гимнастика для глаз.
(комплекс из 10 упражнений см. приложение №2)

декабрь

9
Логотренинг «В гостях у братьев Р, Рь»
Комплекс артикуляционных упраж- нений для постановки звуков Р, Рь. Знакомство со слоговой структурой слова. Лексическая тема «Овощи». Пальчиковый тренинг «Вырос у нас чесночок». Обогащение словаря. Согласование существительных с числительными в роде, числе. Образование притяжательных прилагательных множественного числа родительного падежа
Р.л. «Домик звуков», «Овощи»
Игра-презентация: «Игра»

10
Логотренинг «Язычок на Поляне скороговорок»
Понятие об ударении. Работа над слоговой структурой слова. Отработка навыков речевого дыхания, работа над темпом и ритмом речи. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического слуха.
Р.л. «Поляна чистоговорок»
Гимнастика для глаз.
(комплекс из 10 упражнений см. приложение №2)

11
«Приключения любопытного поросенка»
Пал°ьчиковый тренинг. Рассматривание иллюстраций, составление описательного рассказа. Дидактическая игра. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением, притяжательных прилагательных. Подбор действий к предмету. Обогащение словарного запаса. Согласование числительных с существительными
Р.л. «Домашние животные»
Игра-презентация: «Оранжевое солнце».

12
«Путешествие по зоопарку»
Пальчиковый тренинг «Две мартышки». Образование притяжательных прилагательных. Подбор родственных слов
«Животные жарких стран»
Гимнастика для глаз.
(комплекс из 10 упражнений см. приложение №2)

январь

13
Занятие по развитию связной речи
Составление описательного рассказа о животном с помощью наводящих вопросов логопеда
Схема рассказа «Мое любимое животное»
Гимнастика для глаз.
(комплекс из 10 упражнений см. приложение №2)

14
«Прогулка по Москве»
Пальчиковый тренинг. Обогащение словарного запаса. Согласование существительных с местоимениями. Форма предложного падежа имен существительных. Развитие умения отвечать на вопросы (по тексту)
Р.л. «Транспорт»
Игра-презентация: «Оранжевое солнце».

февраль

15
«Зимушка-зима»
Пальчиковый тренинг «Снежок». Образование относительных, качественных и притяжательных прилагательных. Обогащение словаря. «Скажи наоборот». Игра «Что лишнее и почему?». Заучивание загадок. Форма родительного падежа имен существительных. Образование относительных прилагательных (работа проводится с помощью «Лото»). Образование приставочных глаголов. Составление предложений с предлогами в, из, на, под. Заучивание загадок
Р.л. «Зима»
Игра-презентация: «Игра»

16
«Птицы зимой»
Пальчиковый тренинг. Показывать и называть части тела. Образование приставочных глаголов. Употребление притяжательных местоимений мой, твой, наш, ваш и др. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением
«Зимующие птицы»
Гимнастика для глаз.
(комплекс из 10 упражнений см. приложение №2

17
«Подарки для Иришки»
Обогащение словаря прилагательных. Использование в речи местоимений мой, моя, мои, мое. Составление рассказа по теме «Моя игрушка» (с использованием опорной схемы)
Р.л. «Игрушки»
Презентация: «Тренажер Базарного».

18
Занятие по связной речи.
Составление рассказа по картине «Елка в детском саду» (с использованием опорных слов)
«Нарисуй праздник»
Игра-презентация: «Игра»

март

19
«Моя семья»
Пальчиковый тренинг «Клен» Образование относительных, качественных и притяжательных прилагательных. Обогащение словаря. «Скажи наоборот». «Кто лишний и почему?». Заучивание загадок. Форма родительного падежа имен существительных
Р.л. «Мамин день. Семья»
Презентация: «Тренажер Базарного».

20
Занятие по связной речи
Рассказывание на тему «Мамин день в нашей семье»
Р.л. «Семья»
Игра-презентация: «Оранжевое солнце»

21
«Путешествие маленького утенка»
Пальчиковый тренинг «Как пищат у нас цыплятки?» Расширение словарного запаса. Согласование существительных с числительными в роде и числе. Заучивание стихотворения
Р.л. «Домашние птицы»
Игра-презентация: «Игра»

22
«Бабушкин сундук»
Пальчиковый тренинг. Составление сложносочиненных предложений
Р.л. «Одежда»
Гимнастика для глаз.
(комплекс из 10 упражнений см. приложение №2

апрель

23
«Путешествие на кухню»
Пальчиковый тренинг «Жила-была посуда» (Смирнова 6-7). Подбор относительных прилагательных. Загадки «Подбери словечко». Согласование числительных с существительными, обозначающими предметы посуды. Заучивание стихотворения
Р.л. «Посуда. Продукты питания»
Презентация: «Тренажер Базарного».

24
«Мы такие похожие и разные»
Дидактическая игра. Образование однокоренных слов с уменьшительно-ласкательным значением. Подбор действий к предмету. Обогащение словарного запаса. Согласование числительных с существительными в роде, числе
«Человек. Части тела»
Игра-презентация: «Игра»

25
«Прогулка в лесу»
Называние частей дерева. Образование однокоренных слов. Употребление предлогов (игра «Исправь ошибку»). Согласование числительных с существительными в роде, числе.
Р.л. «Деревья»
Гимнастика для глаз.
(комплекс из 10 упражнений см. приложение №2

26
«Признаки весны»
Пальчиковый тренинг «Грядка». Обогащение словаря существительных, прилагательных, глаголов по теме. Загадки. Заучивание стихов
Р.л. «Ранние признаки весны. Цветы»
Игра-презентация: «Оранжевое солнце»

май

27
Заключительное занятие
Открытое занятие для родителей «Мы теперь красиво и чисто говорим»



Примечание. Рабочие листы для занятий основного этапа составляются логопедом. Их содержание определяется теми проблемами, которые логопед выявил у детей в процессе обследования. Для составления рабочих листов можно воспользоваться следующими пособиями: 1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям / З.Е. Агранович. СПб.: Детство-Пресс, 2001. 2. Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников / С.А. Васильева. М.: Школьная Пресса, 2002. 3. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно / О.И. Крупенчук. СПб.: Литера, 2006. 4. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 57 лет с ОНР. Альбомы 14 / Н.Э. Теремкова. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
приложение № 1.

Памятка детям

Чтобы глазки не болели.

1. При чтение книг должно быть хорошее освещение.
2. В перерывах между чтением выполняй комплекс упражнений.
3. Не смотри много телевизор.
4. Два раза в год посещай врача – окулиста.
Как сохранить зрение ребенка?

Правило 1. Старайтесь, чтобы малыш больше двигался, бегал, прыгал.

Правило 2. Включите в рацион полезные для глаз продукты: творог, кефир, отварную  морскую рыбу, морепродукты, говядину, морковь, капусту, чернику, бруснику, клюкву, петрушку, укроп. 

Правило 3. Следите за его осанкой - при «кривой» спине нарушается кровоснабжение головного мозга, которое и провоцирует проблемы со зрением. Запомните: расстояние между книгой и глазами должно быть не менее 25-30 см.

Правило 4. Не допускайте, чтобы ребенок подолгу сидел перед телевизором, а если уж сидит, то только строго напротив и не ближе трех метров.

Правило 5. Не читать лежа и как можно меньше при искусственном освещении.

Правило 6. Не забывайте, что смотреть телевизор в темной комнате нежелательно. 
Правило 7. Дошкольник может играть на компьютере не более получаса в день, после 7 лет - 1 час в день или два подхода по 40 минут.

Правило 8. Про игры на сотовом
телефоне лучше забыть.

Правило 9. Ежедневно делайте вместе
Гимнастику глаз – превратите
эту процедуру
в увлекательную игру!
Комплекс упражнений для глаз!!!

Предлагаем специальный комплекс упражнений для глаз, который при регулярном выполнении может стать хорошей тренировкой и профилактикой для сохранения зрения. Упражнения лучше проводить в игровой форме, с любимыми игрушками ребенка, передвигая их вправо-влево, вверх-вниз.

Упражнения выполняются сидя, голова неподвижна, поза удобная, с максимальной амплитудой движения глаз.
 1. Жмурки. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотрев вдаль, на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
  2. Близко-далеко. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет
1 - 4. До усталости глаза доводить нельзя. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.    3. Лево-право. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 - 4, затем посмотреть вдаль прямо на
счет 1 - 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз.
    4. Диагонали. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 - 6; затем налево - вверх - направо - вниз и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 3 - 4 раза.

Плоскостопие

Окончательно стопа формируется у ребенка к 7-8 годам. Плоскостопие считается одним из самых распространенных заболеваний у детей. Но родители часто не воспринимают это заболевание всерьез и это неправильная позиция.
Как предупредить плоскостопие???

Обувь у ребенка должна быть сделана из натуральных материалов, внутри с твердым супинатором, поднимающим внутренний край стопы.
Подошва детской обуви должна быть гибкой и иметь каблук (5-10 мм), искусственно поднимающий свод стопы, защищающий пятку от ушибов

Обувь должна соответствовать форме
и размеру стопы, была удобной при носке и не мешала естественному развитию ноги, не сдавливала стопу, нарушая кровообращение и вызывая потертости.
По весу обувь должна быть максимально легкой, достаточно жесткой, с хорошим задником
Помните, длина следа должна быть больше стопы в носочной части, припуск в 10 мм.
При определении размера обуви ребенка руководствуйтесь длиной стопы которая определяется расстоянием между наиболее выступающей точкой пятки и концом самого длинного пальца
(первого или второго)
Плоскостопие

Если Ваш ребёнок жалуется на усталость после прогулки и/или слишком быстро снашивает обувь, то, возможно, у него развивается плоскостопие.
Комплекс упражнений при плоскостопии
(лечебная гимнастика)

Описание упражнений Кол-во повторов
Ходьба
а) на носках, руки вверх по 20-30 сек.
б) на пятках, руки на пояс
в) на наружном своде стоп, пальцы согнуты, руки на поясе
г) с мячом (теннисным) - зажать стопами, ходить на внешней стороне стоп
2. Стоя на палке (обруче) 6-8 раз
а) полуприседания и приседания, руки вперед или в стороны
б) передвижение вдоль палки - ставить стопы вдоль или поперек палки
3-4 раза
3. Стоя
а) на наружном своде стоп - поворот туловище лев –прав. 6-8 раз
б) поднимание на носках с упором на наружный свод стопы 10-12 раз
4. "Лодочка" - лежа на животе одновременно поднять руки, голову, ноги и держать до 5-7 минут 4-6 раз
5. "Угол" - лежа на спине держать ноги под углом 45 гр. 4-6 раз
6. Сидя
а) сгибание - разгибание пальцев стоп 15-20 раз
б) максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая носков
15-20 раз
в) с напряжением тянуть носки на себя, от себя (колени прямые)
10-12 раз
г) соединить стопы. Колени прямые 10-12 раз
д) круговые движения стопами внутрь, 10-12 раз
е) захватывание и приподнимание пальцами стопы
карандаша или мелкого предмета 10-12 раз
ж) захватывание и приподнимание стопами малого
мяча, колени прямые 6-8 раз

Как сформировать
правильную осанку???

Осанка – это привычное положение тела человека. Она считается правильной, если человек держит голову прямо и свободно, плечи находятся на одном уровне, слегка опущены назад, корпус выпрямлен, живот подтянут, грудь слегка выступает вперед, колени выпрямлены.

Правильная осанка не бывает врожденной, она начинает формироваться
с первых лет нашей жизни.
Наиболее ответственный период для формирования
осанки от 4 до 10 лет
Приучая вашего ребенка «правильно» держать свое тело,
не забывайте при этом и про вашу осанку.
Причины формирования неправильной осанки являются:
Отсутствие крепкого, достаточно развитого мышечного корсажа – мышечной системы;
Неравномерное развитие мышц спины, живота и бедер, изменение тяги, определяющей вертикальное положение позвоночника;
Продолжительная болезнь или хронические заболевания, ослабляющие организм;
Последствия рахита
Не соответствующая росту мебель;
Неудобная одежда и обувь.

Контролируйте осанку своего ребенка раз в пол года самостоятельно, не прибегая к помощи врача.
Как проверить осанку ребенка?

Осмотр вашего ребенка проводите в дневное время, при хорошем и равномерном освещении.
Разуйте и разденьте ребенка до трусиков, поставьте прямо, руки должны быть опущены вдоль туловища. Сами сядьте на стул на расстоянии 2-3 м и внимательно посмотрите на ребенка.
симметрично ли расположены уши, лопатки, талия, складки под ягодицами и сами ягодицы. Если они находятся на разной высоте, есть причина для беспокойства!

попросите ребенка достать руками до пола, выгнув спину. Проверьте, нет ли вдоль поясничных позвонков валиков, не торчат ли лопатки.

Посмотрите на ребенка сбоку и проверьте, не сутулится ли он, попросите его наклонить голову вперед и, не поднимая головы, повернуть ее сначала в одну, затем в другую сторону. Убедитесь, что объем движений при этом одинаков и выполняются они без ограничения.


Следим за осанкой вместе

Покажите ребенку такой способ: стать к стене, плотно прижавшись затылком, лопатками, ягодицами, икрами ног и пятками, подбородок слегка приподнять. Ребенок должен зафиксировать в сознании мышечные ощущения при таком положении тела. Если 3-4 раза в день ребенок будет стараться удерживать такую позу несколько секунд, это благотворно отразится на его осанке. Для формирования правильной осанки проводите с детьми упражнения с предметами на голове, балансирование, хождение по наклонной плоскости.


приложение №2

Гимнастика для глаз

Упражнение 1
Крепко закройте глаза на 3–5 секунд. Повторите 6–8 раз.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Упражнение 2
Положите три пальца соответствующей руки на закрытые глаза и слегка надавите на них. Удерживайте руки на веках в течение 1-3 секунд. Повторите действие 3-4 раза.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]





Упражнение 3
Не меняя положения головы, начинайте медленно переводить взгляд с потолка на пол, справа налево и обратно. Повторите действие 8-12 раз.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]




Упражнение 4
Вытяните правую руку и поднимите указательный палец. Посмотрите на него в течение 3-5 секунд обоими глазами. После этого на 3-5 секунд закройте один глаз и смотрите другим. Затем снова посмотрите двумя. То же самое сделайте для другого глаза. Повторите действие 6-8 раз.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Упражнение 5
Положите пальцы на виски и слегка сдавите их подушечками. После этого 10 раз моргните в быстром темпе, но не зажмуривайтесь. Затем закройте глаза и расслабьте веки, глубоко вдохните 2-3 раза. Повторите действие 3 раза.
Выполнив каждое упражнение, как на картинке, необходимо закрыть и расслабить глаза на 1 минуту.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Упражнение 6
Быстро поморгайте 2 минуты, но не зажмуривайтесь. Это способствует улучшению кровообращения.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Упражнение 7
На 3–5 секунд крепко зажмурьтесь, после чего на 3–5 секунд откройте глаза. Повторите действие 7 раз. Данное упражнение способствует укреплению мышц век, улучшению, расслаблению мышц глаз, кровообращения.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]




Упражнение 8
Перемещайте в разных направлениях взгляд: по кругу (сначала по, затем против часовой стрелки), влево – вправо, вверх – вниз, рисуя восьмерку. Глаза можно оставить открытыми или закрыть, как Вам удобнее. Если занимаетесь с открытыми глазами, то при перемещении взгляда смотрите на ближайшие от Вас предметы. Это способствует укреплению мышц глаз.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Упражнение 9
Положите три пальца соответствующей руки на верхние веки и слегка нажмите. Через 1-2 секунды можете убрать пальцы с век. Повторите действие 3 раза. Это необходимо для улучшения циркуляции внутриглазной жидкости.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]







Упражнение 10
Встаньте около окна и сосредоточьте взгляд на предмете, который находится близко от Вас (например, на точке на стекле). Затем переведите свой взгляд на дальний объект за окном. Повторите действие 10 раз. Упражнение способствует снятию утомления со зрительной системы, особенно при выполнении работы на близком расстоянии. Особая эффективность наблюдается от гимнастики для глаз при работе на компьютере.
Выполнив каждое упражнение, закройте и расслабьте глаза на 1 минуту.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Упражнение 1Упражнение 3Упражнение 4Упражнение 5Упражнение 7Упражнение 9Упражнение 10 Заголовок 215