План — конспект урока обществознания. 6 класс. Делу -время, потехе час.
План - конспект
урок обществознания
6 класс
тема урока
"Делу время, потехе час"
Цель урока:
Научить ребят правильно распределять своё время
Задачи урока:
1. Определить суть понятий: «время», «свободное время».
2. Развивать у учащихся умения планировать свое время, работать с учебником, дополнительной информацией, вести дискуссию.
3. Воспитывать качества, позволяющие рационально использовать свободное время, творчески подходить к выполнению учебных заданий; коммуникабельность.
Оборудование урока:
учебник «Обществознание 6 класс» (под редакцией Боголюбова Л. Н.), настенные часы,
выставка «Хобби ребят нашего класса», презентация, музыкальный фрагмент для проведения психологической разгрузки
Тип урока: урок изучения нового материала
ХОД УРОКА
Деятельность учителя на уроке
Деятельность учащихся на уроке
I. Организационный момент урока.
II. Вступительное слово учителя с целью актуализации ранее полученных знаний.
- Отгадайте загадку:
«Мы день не спим и ночь не спим.
И день, и ночь стучим, стучим»
- Зачем человеку нужны часы?
- Что такое время?
Слайд 1
- «Толковый словарь русского языка» Владимира Ивановича Даля дает следующее толкование этого слова – длительность бытия; пространство в бытии; последовательность существования; продолжение случаев, событий; дни за днями и века за веками; последовательное течение суток за сутками.
Слайд 2
- Какие единицы времени вы знаете?
- Где особенно необходимо учитывать такую маленькую единицу времени как секунда?
- Какие пословицы и поговорки о времени вы знаете?
- Как вы понимаете смысл последней пословицы?
- Давайте представим на минутку, что произошло бы, если бы не захотели делать свою работу вовремя: водители автобусов, учителя, актёры театра, работники электростанции?
- Мы с вами вели разговор о взрослых людях, но организации своего свободного времени человек учится с детства.
III. Сообщение цели и задач урока.
- Сегодня на уроке мы узнаем, как рационально использовать время, чтобы успевать делать все – работать, отдыхать, и как с пользой проводить свое свободное время.
Тема нашего урока «Делу - время, потехе – час».
Слайд 3
IV. Изучение новой темы.
1. Фронтальная беседа с учащимися с целью уточнения понятия «свободное время».
- У восточных народов есть такая пословица: «Самое длинное путешествие начинается с первого небольшого шага». А русский народ подметил: «Работе время, а досугу час», «После дела и гулять хорошо». Попробуем и мы вместе с вами сделать шаг навстречу времени. Поучимся его правильно распределять, чтобы успеть и поработать, и отдохнуть, и заняться любимым делом. А правила просты:
-Определите, какие дела для вас обязательны?
- Выполняйте обязательные дела и домашние обязанности своевременно.
Оставшееся от обязательных дел время, мы назовём его свободное время, используйте для отдыха, получения удовольствия. Делайте в это время то, что вам хочется
Слайд 4
- Именно здесь важно, чтобы с вами, ребята, не произошло то, о чем рассказал один детский журнал.
2. Работа по учебнику.
Работа учащихся:
а) рассмотреть иллюстрации на стр. 87 в учебнике;
б) прочитать комментарии автора о том, чем занимались Саша, Оля, Марина, Витя, Даша, Сергей, Олег;
- Как вы считаете, эти ребята с пользой провели свое свободное время?
- А какие дела, занятия вы считаете полезными?
3.Виртуальное
« Путешествие в прошлое».
Слайд 5
Работа со статьёй учебника.с. 88.
- Сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие в прошлое и узнаем, чем занимались в дворянских семьях, как проводили свободное время раньше?
Предварительная словарная работа.
Чтение статьи учителем, беседа по прочитанному.
- В каком доме мы оказались богатом или бедном?
- Чем занимаются молодые люди в этом доме?
- Можно ли сказать, что так они проводят свободное время?
-Изменились ли занятия свободного времени детей прошлого века ив наши дни?
Работа с рубрикой «Картинная галерея».
- Побывав к картинной галерее, составьте рассказ по любой иллюстрации о занятиях молодёжи в ХIХ веке, используя термин « свободное время».
Слайды 6 - 14
4. Дискуссия с учащимися «Наше свободное время»
Слайд 15
- Как проводят свободное время современные дети?
- Какие телевизионные передачи вы смотрите?
- Почему?
- Какие передачи полезно смотреть?
- Сколько часов можно смотреть телевизор?
- Какую пользу приносят занятия спортом человеку?
Вывод:
- Чем бы вы не занимались в свободное время, главное, чтобы эти занятия приносили пользу, помогали вам развиваться, расширяли ваш кругозор.
5.Психологическая разгрузка (Звучит тихая, спокойная музыка)
- Сейчас на уроках обществознания мы работаем над главой «Семья», поэтому для отдыха я выбрала следующую минуту отдыха:
Закройте глаза (5с)
Мысленно перенеситесь в свой дом, семью (5с.)
Вспомните лица ваших близких, когда они счастливы ( 10 с.)
В вашей семье всегда будет ладно (3 с. )
В душе вашей будет светло и отрадно
( 3 с.)
В доме вашем всегда будет любовь, улыбка и доброта.
6. Рассказ учителя о хобби Александра Порфирьевича Бородина.
( В пределах рубрики « Жил на свете человек»)
Слайд 16
- Мы говорили о том как можно проводить свободное время, а ещё было бы здорово, если бы у вас появилось хобби, как например у А.П.Бородина.
- Но прежде ответьте, что такое хобби?
Словарная работа.
- Давайте посмотрим, как даёт толкование этого слова словарь. С.223
Слайд 17
7. Дискуссия о хобби учащихся класса.
- А у вас есть хобби? Расскажите о нём.
8. Рефлексия.
- Работая над главой «Семья», мы с вами узнали много нового.
- Давайте вспомним, что такое семья?
- Кто может быть хозяином в семье?
- Давайте, представим, что наш класс одна большая семья: все мальчики – это папы
( будущие папы), все девочки – это мамы
( тоже –будущие). Обсудите в своих группах, какие обязательные дела будут в ваших группах, и как вы будете стараться организовать свободное время ваших семей.
9. Составление синквэйна со словом семья.
- Давайте обобщим все наши знания о семье в стихотворении.
V. Итог урока.
- Чему был посвящён наш сегодняшний урок?
- Я надеюсь, что вы будете ценить каждую минуту времени, ведь его невозможно повернуть назад, оно всегда идёт только вперёд.
- Пусть с вами никогда не повторится история героев мультфильма «Сказка о потерянном времени»
Фрагмент вышеназванного мультика.
Слайд 18
VI. Домашнее задание.
П.9, составить свой режим будничного и воскресного дня.
- Часы.
- Чтобы знать время.
- Ответы учащихся.
- Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век, тысячелетие.
- При определении результатов спортивных рекордов.
- «Минута час бережёт», «Делу – время, потехе – час»
- Смысл этой пословицы в том, что уметь работать и отдыхать, а также о вреде бесполезно проведённого времени.
- Многие люди опоздали бы на работу, сорвались бы учебные занятия, зрители театра не смогли бы увидеть премьеру, народ остался бы без электричества.
Учащиеся: открывают тетради, записывают число и тему урока.
Предполагаемые ответы учащихся: «ходить в школу», «выполнять домашние задания», «помогать родителям», «убирать свою комнату» и т.д.
Работа учащихся по учебнику
- Нет, они занимались бесполезными делами, за исключением Сергея, который выгуливал собаку.
- Чтение книг, просмотр образовательных телепередач, занятия спортом.
С.88, самостоятельное знакомство со словами: клавикорды, арфа, вариация.
- Мы оказались в богатом доме.
- - Они собрались у клавикорды, пели, танцевали.
- Да, можно так сказать.
- Немного изменились, сейчас мы не посещаем балы.
- Заслушиваются рассказы учащихся.
- Они занимаются спортом, смотрят телепередачи, играют на компьютере.
- Образовательные, спортивные, новости дня
- Помогают расширять кругозор, быть в курсе происходящих событий
- Которые дают новые знания
- 2 часа в день, если – больше – это вредит здоровью.
- Они дарят ему здоровье, долголетие, красоту
- Увлечение чем – либо.
- Рассказы учащихся о своих любимых занятиях, показ созданных ими изделий, их отзывы о том, что даёт им их увлечение.
- Социальная группа, основанная родственных связях.
- Муж, жена, оба.
- Выступления представителей групп.
- Ответы учащихся.
Семья
Большая дружная
Помогает воспитывает учит
Семья – это папа, мама, дети.
Семья – союз
- Мы учились правильно распределять своё свободное время, чтобы успеть и поработать, и с пользой потратить своё свободное время.