Активизация познавательного интереса на уроках русского языка


«Активизация познавательного интереса на уроках русского языка»
« Интерес к учению появляется только тогда,
когда есть вдохновение, рождающееся от успеха»
В.А.Сухомлинский
Познавательный интерес выступает в учебном процессе в разных модификациях:
- как средство обучения (Позволяет сделать процесс обучения привлекательным; выделяет аспекты в обучении, которые активизируют мышление детей, стимулируют увлеченную работу на уроке.)
- как мотив учебной деятельности (Познавательный интерес ценный мотив познавательной деятельности, когда школьник проявляет стремление совершенствовать свою познавательную деятельность.)
- как устойчивое качество личности (Пытливость, любознательность, стремление к познавательной деятельности, жажда знаний – все это выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес.)
Роль познавательного интереса в обучении и воспитании:
актуализация наиболее важных элементов знаний
содействие успешному приобретению умений и навыков
Материалы открытых уроков и внеклассных мероприятий дают основание считать, что в процессе обучения имеет место использование стимуляции познавательного интереса через стимулы.
Роль письменных упражнений в формировании правильного письма
К средствам, которые позволяют организовать целенаправленную и систематическую работу над развитием учащихся, я отношу учебные задания.
Используя на уроках материалы учебника, стараюсь:
- соизмерять объем отдельных упражнений с объемом всей письменной работы
- применять творческий подход к тексту (1 часть упражнения – списывание, 2 часть упражнения – письмо по памяти, 3 часть упражнения – под диктовку)
Так анализируется мыслительная деятельность учащихся и развивается познавательный интерес к предмету. Использую на уроках дополнительные задания к упражнению, такие, как: докажи, объясни, подбери подобные, сравни, сделай вывод. Эти задания повышают грамотность на письме и развивают речь детей.
Применение новых подходов к орфографической работе на уроке
Чтобы дети мыслили логически и применяли закономерности, использую упражнения с заданием: Найдите закономерность и вставьте пропущенные буквы
Рассказ, россказни, расписка, роспись, розыск, разыскать, росчерк, расчертить
Р_скинуть, р_збег, р_сспросы, р_зыгрыш, р_спустить, р_ссыпь, р_списание, р_згадка [6, с.45]
Какография как мотивационный компонент учебно-познавательной деятельности
Этот прием заставляет ученика думать над словами, словосочетаниями и предложениями, которые он пишет. Нужно:
предлагать какографические упражнения в системе
начинать работу с коллективного исправления ошибок, а в ходе выяснить, чего не знал или не умел ученик
Задание: Проверьте работу Сидорова
Комната, трещали, празник, речьной, скворцы, яблоко, трова, капуситный, морковь, воздушный.
Какография помогает создать у учащихся потребность в изучении определенного правила, осознать необходимость обязательного контроля написанного, а так же помогает детям понимать важность соблюдения норм графики и орфографии письменной речи.
Самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка
Самостоятельность в работе способствует активации познавательной деятельности и лучшему усвоению русского языка.
Для развития зрительной памяти применяю зрительные диктанты. Для развития внимания и наблюдательности применяю упражнения с заданиями: Сравнить два текста и найти 8 ошибок в тексте справа.
Виды диктантов как средство развития орфографического понятия
Диктанты подразделяются на обучающие и контрольные.
Главная задача обучающих диктантов – научить детей правописанию, основная цель контрольных – проверка уже усвоенных знаний.
Обучающие диктанты: предупредительные, объяснительные, комментированные. По характеру операций с диктуемым материалом различают: выборочные, свободные и творческие.
Контрольный диктант четко разграничивается на текущий и итоговый.
Развитие творческих способностей школьников
В настоящее время дети должны быть готовы к творческой деятельности и обладать поисковым мышлением. Задача учителя – научить ребят мыслить нестандартно, нестереотипно. Творческие работы помогают развивать навыки межличностного общения, формируют у детей уверенность в себе, самоуважение, самооценку. Минуты озарения молниеносны.
Творческая и дидактическая игра – эффективный прием развития положительного отношения учащихся к учебной деятельности
Игры развивают внимание, логическое мышление, память, поддерживают интерес к предмету. Дидактическая и творческая игра имеют общие корни, так как сходны приемы их проведения: наличие определенного материала, деление детей на группы или команды, постановка игровой задачи, выявление победителя или победителей. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает ученику и учителю. Применяю следующие игры: составь слова, шагословы, анаграммы, филворды, мешки со словами, шифровальщики, клички, почтальон.
Интегрированные уроки
Эти уроки способствуют личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, усиливают мотивацию, позволяют более эффективно использовать рабочее время за счет исключения дублирования и повторов. При подготовке к такому уроку считаю необходимым:
познакомиться с психологическими и дидактическими основами интеграционных процессов в содержании образования
выделить по каждому предмету сходные темы, используя программу
определить связи между сходными элементами знаний
Большое значение в активации познавательной деятельности имеет занимательный материал. Занимательность на уроке – напряженный труд и постоянный поиск. Занимательность повышает активность и работоспособность на уроке. Применяю ребусы, шарады, кроссворды, анаграммы, пословицы, поговорки.
Разнообразны и формы проведения уроков: урок – театрализованное представление, урок –игра «Лексика», урок- КВН, урок – соревнование, урок – викторина. Использую на уроках ИКТ ( презентации).
Литература
1. Беспалова С.А. Использование активных форм обучения в урочной и внеурочной деятельности. // Русский язык в школе. – 2008. - №3 – стр.35-37
2. Волина В.В. Веселая грамматика. - Москва: Изд-во «Знание», 1995 – 336 с.
3.Грязнова М.И. Упражнения и задания для повышения грамотности. – Волгоград: Учитель, 2003 – 54с.
4. Дубовая О.Ю. Использование интерактивных таблиц на уроках русского языка.// Русский язык в школе. – 2008. – №4 – стр.32-35
5. Захарова Т.А., Левина О.В., Левицкая С.В. и др. Уроки русского языка с применением информационных технологий 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением.- Москва: Глобус, 2010.- 208с.
6. Козулина М.В. Занимательные упражнения по орфографии. 5-9 классы. – Саратов: Лицей, 2004. – 96 с.
7. Коротаева Е.В. Познавательная активность: вопросы педагогической тактики. // Русский язык в школе. – 2008. - №2 – стр.14-19
8.Крамаренко Н.О. Нетрадиционные уроки по русскому языку. – Волгоград: Учитель, 2003 – 92с.
9. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – Москва: Просвещение, 1998


Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315