Урок испанского языка в рамках когнитивной технологии обучения по теме Имя прилагательное
План урока по изучению декларативной информации в рамках КТО по теме «Имя прилагательное»
Предмет: 2 ИЯ (испанский язык, 2-ой год изучения)
Учитель: Домбровская Т.Е.
Предпосылкой для проведения урока в рамках когнитивной технологии послужили два фактора:
необходимость систематизации правил, изложенных у учебнике на разных страницах, по частям, но относящихся к одному грамматическому явлению «имя прилагательное»;
подбор примеров для каждого блока карты – достижение цели «понимания» явления.
Оснащение и необходимые материалы для проведения урока:
ноутбуки (по 1 на 2 -3 человека),
флэш-накопитель для сохранения результатов работы каждой группы
учебник «Español en vivo» (просмотровое чтение ранее пройденных правил)
рабочие тетради с конспектами предыдущих уроков
предложенный на уроке оригинальный Текст
таблица самооцениванияДополнительно: ИКТ-компетентность учащихся (умение работать с инструментом – программой Cmap Tools для создания и дополнения карты понятий)
Распределение по группам: планируются 3 уровневые группы.
ЦЕЛЬ УРОКА (предметная): Дать определение понятию «имя прилагательное в испанском языке»
ЦЕЛЬ УРОКА (метапредметная): Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное в испанском языке», определение понятия «Имя прилагательное».
Способ: дополнение карты понятий «Имя прилагательное» в программе Сmap Tools.
Прежде, чем приступать к планированию заданий для урока, учителю необходимо определить ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ для каждой группы учащихся, где группа 1К – условно «слабые» ученики, 2К – «средние» и 3К – «сильные». Планируемые результаты были определены учителем следующим образом:
1К
Предметные умения
Научатся: 1) определять глагольные связи между значимыми частями понятия, определять признаки понятия «Имя прилагательное»; 2) давать определение понятию «Имя прилагательное», используя составленную карту понятия; 3) приводить примеры из Текста для дополнения карты понятия «Имя прилагательное»
Усовершенствуют: 1) умение определять род прилагательного по его окончанию;
2) согласовывать род существительного и прилагательного согласно правилу; 3) понимание позиции прилагательного по отношению к существительному в предложении и словосочетании; 4) лексические знания по теме «Описание человека» (умение идентифицировать по фото людей, описываемых в Тексте); 5) понимание смысла словосочетаний прилагательных с глаголом SER и с глаголом ESTAR; 6) понимание позиции прилагательного по отношению к слову-интенсификатору (UN POCO, MUCHO, BASTANTE, DEMASIADO).
Метапредметные умения
Научатся (познавательные умения): обобщать и систематизировать знания по теме «Имя прилагательное» при помощи дополнения карты понятия в программе СmapTools.
Усовершенствуют (регулятивные умения): 1) сконцентрироваться на работе по выполнению задания в ограниченный промежуток времени (на каждое задание отводится определенное время); 2) оценивать деятельность другого учащегося по заданным критериям (взаимопроверка); 3) оценивать свою деятельность на уроке по заданным критериям (таблица самооценивания);
(познавательные умения): 1) использовать учебник, рабочую тетрадь, текст для нахождения нужной информации (просмотровое чтение); 2) умение обобщать;
(коммуникативные умения): работать в группе/паре, распределять обязанности каждого участника в группе
2К
Предметные умения
Научатся: те же умения, что и для группы 1К, а также - понимать разницу между прилагательными в разных степенях сравнения и приводить примеры.
Усовершенствуют: те же умения, что и для группы 1К.
Метапредметные умения
Научатся: то же умение, что и для группы 1К, а также - использовать знания, полученные в рамках иных школьных дисциплин (русский язык).
Усовершенствуют: те же умения, что и для группы 1К.
3К
Предметные умения
Научатся: 1) понимать разницу между прилагательными в разных степенях сравнения и приводить примеры; 2) давать определение понятию «Имя прилагательное», используя составленную карту понятия; 3) приводить примеры из текста для дополнения карты понятия «Имя прилагательное», а также использовать их для формулирования умозаключений; 4) дополнять карту понятия собственными примерами или примерами из других источников, если в представленном для работы Тексте таких примеров недостаточно; 5) находить необходимую информацию в имеющихся источниках для заполнения граф карты понятия «Имя прилагательное», применять полученные ранее знания, в т.ч. знаний по предмету «русский язык», догадку (картинка с примерами степеней сравнения),
Усовершенствуют: те же умения, что и для группы 1К и 2К.
Метапредметные умения
Научатся: те же умения, что и для группы 2К, а также - критически оценивать представленный экспертный образец карты понятия, выдвигать предложения по его усовершенствованию / дополнению.
Усовершенствуют: те же умения, что и для групп 1К и 2К.
После определения планируемых результатов перейдем непосредственно к этапам урока с комментариями и пояснениями к ним.
ЭТАПЫ УРОКА:
Приветствие: учитель приветствует всех учащихся на испанском языке, спрашивает об актуальной дате, о теме последнего урока. Для работы на данном уроке учащимся предлагается использовать таблицу самооценивания, в которой указаны все задания для выполнения на данном уроке и количество баллов, которое учащийся может набрать за каждое задание, а также – критерии по переводу набранных баллов в отметку за работу на уроке. Следует отметить, что таблицу самооценивания целесообразно составить в самую последнюю очередь, тогда, когда готовы и выверены все задания для работы на уроке и их очередность.
На наш взгляд, таблица самооценивания является хорошим стимулом для учащихся, помогает организовать деятельность с точки зрения планирования времени и желания набрать как можно больше баллов и, как следствие, получить положительную отметку. Самостоятельное оценивание помогает избежать непонимания или несогласия с отметкой учителя.
Таблица самооцениванияНазвание задания/деятельности Критерии Полученный балл МАХ
балл
Готовность к уроку 4 – есть все требуемые учебные материалы
3 – отсутствует портфолио
2 – отсутствует портфолио и учебник
1 – отсутствует портфолио, учебник, дневник или тетрадь
0- отсутствуют все необходимые материалы 4
ВД (твоя работа) Даны в работе 18
ВД (за проверку работы партнера) 1 – при проверке найдены все ошибки, верно выставлен балл,
0 – при проверке найдены не все ошибки или балл выставлен не верно 1
Задание 1
(Допиши окончания прилагательных в тексте) по 1 баллу за каждое прилагательное с верным окончанием) 10
Задание 2
(Подпиши фотографии: кто Алисия и кто Пилар?) 1-верно
0-неверно 1
Задание 3
(Озаглавь текст) 1 – Учитель сообщит условие верного названия
0 – любые другие названия 1
Задание 4
(Дополни карту понятия
«Имя прилагательное в испанском языке») 3 –карта полностью и правильно заполнена
2 – карта заполнена полностью, но имеются ошибки
1-карта заполнена не полностью
0-карта не заполнена
3
Задание 5 - ДЗ
(Впиши в карту понятия
примеры прилагательных) по 1 баллу за каждый верно дополненный примером квадрат 13
Твоя работа в паре/группе
В процессе работы над картой понятия 3-активен
2-выдвигаю предложения редко, чаще соглашаюсь с партером/партнерами
1-выполняю только техническую часть работы (внесение информации в таблицу)
0-ничего не делаю 3
Твои предложения по внесению изменений в экспертный образец карты понятия 1- предложение конструктивное, и принято учителем
0 - предложение не имеет смысла, не принято учителем или предложения не выдвигались 1
ИТОГО баллов
55
Критерии:
Отметка «5» - 55 – 45 баллов,
Отметка «4» - 44 – 33 балла
Отметка «3» - 32 – 21 баллов
Отметка «2» - 20 и менее баллов
Сообщи, пожалуйста, учителю свою отметку.
Затем учитель предлагает учащимся выполнить задания входной диагностики (далее - ВД).
Время на выполнение заданий ВД не должно превышать 5-7 минут. Задания составлены таким образом, что помогают учителю определить степень усвоенности каждым учащимся пройденного ранее материала, а также провести деление на группы для работы на данном уроке.
ВД:
ФИ выполнившего_________________________________, ФИ проверившего_________________________________
Заполни пропуски глаголами, согласовав их с членами предложения.
Зависеть, изменяться, употреблять, определить, передавать, отвечать, делиться
Заглавие – __________________________ – основной смысл текста.
Необходимо –__________________________– цель работы.
Анна очень –___________________________, - когда надела исторический костюм
В процессе такого воздействия атом – ________________________ – на элементарные частицы.
Напитки лучше не –_______________________– до еды.
Мои желания –____________________________– от возможностей.
Учитель –_____________________________– на вопросы учеников.
Комментарий учителя: Поскольку рабочий язык для составления карты понятия «Имя прилагательное» - русский, то данное задание позволяет учащимся «вспомнить» разные глаголы, помимо любимого «быть», которые помогут грамотно связать части понятия. После данного задания указаны критерии:
по 1 баллу за каждое верное предложение (мах = 7 баллов).
Разбей прилагательные на группы, дай название каждой группе:
Vanguardista, alta, surrealista, redondo, feo, marrón, picante, amable, flaco, fea, guapa, interesante, débil, humanista, fácil
Комментарий учителя: данное задание достаточно сложное, поскольку предполагает хорошее знание теоретического материала предыдущих уроков. Тем не менее, как показала практика, с данным заданием успешно справились сильные учащиеся (группа 3К) и даже применили прием классификации, что приятно удивило учителя, не планировавшего применение данного умения на уроке. Поэтому в критерии была добавлена фраза: «или дана классификация». Все указанные прилагательные делятся на 5 столбцов (5 групп) согласно окончаниям. При этом, 3 группы относятся к неизменяемым прилагательным или используемых как для мужского, так и для женского рода, но различаются окончаниями (оканчиваются на -ista, на -e или на согласную). 1 столбец – прилагательные мужского рода, 1 столбец – женского. Необходимо особенно подчеркнуть, что к прилагательным мужского рода, помимо указанных в задании оканчивающихся на «–о», относятся, безусловно, и прилагательные, оканчивающиеся на согласный, которые в случае употребления с существительными женского рода добавляют окончание «–а», но таких прилагательных в задании дано не было. Поэтому, видится необходимым в процессе проверки заданий ВД обратить на этот факт внимание всех учащихся и, если возможно, попросить их привести несколько примеров таких прилагательных.
Критерии оценивания прописаны после задания:
Критерии (для учащихся)
3 балла – если верно разбиты на группы или дана классификация,
2 балла – если меньшее количество групп,
1 балл – если созданы только 2 группы
0 баллов – если группы не найдены.
+2 балла к итоговому, если даны верные названия групп.
Мах = 5 баллов
Соотнеси:
una cara inteligente
un chico moderno
una casa redonda
un libro alta
una mujer fácil
un ejercicio bueno
Комментарий учителя: данное задание направлено на определение усвоенности прямой связи между родом существительного и родом прилагательного, кроме того, имеются и логические связи. Например, книга не может быть «круглой», женщина или мальчик – «легкой/легким (в смысле «понятным, ясным»)», лицо – «высоким», а дом – «умным».
Критерии( для учащихся): по 1 баллу за каждое верное соотнесение (мах = 6 баллов).
В конце листа заданий ВД имеется напоминание: Сумму полученных тобой баллов по заданиям (мах = 18 баллов) внеси в таблицу самооценивания!
Проверка и коррекция заданий ВД
Как только все учащиеся выполнили задания, учитель просит учащихся обменяться с соседом (или по кругу или иным способом) листами с выполненными заданиями и демонстрирует правильные ответы с помощью проектора на доске. Если у учащихся возникают вопросы – отвечает на них и комментирует правильные ответы.
Учащиеся производят взаимопроверку согласно указанным в заданиях критериям. Сообщают выполнявшему количество баллов, чтобы он мог отметить их в своей таблице самооценивания.
В экземпляре учителя имеются дополнительные критерии оценивания выполнения заданий ВД, которые, помимо уже имеющегося опыта работы в данном классе (если он есть), а также данных психолого-педагогической оценки (если таковая проводится в школе), поможет учителю разделить класс на группы для работы на уроке. Для этого, по окончании взаимопроверки учитель собирает у учащихся выполненные задания и фиксирует итоговые баллы каждого учащегося. Данная работа проводится учителем в процессе выполнения учащимися изучения новой информации и заданий по первичному усвоению (далее - ПУ).
Критерии (для учителя): 18-16 баллов = К3, 15-13 баллов= К2, 12 баллов и менее = К1.
Изучение новой информации
а) Первичное усвоение (ПУ)
Учащимся для изучения предлагается Текст.
Представленный Текст написан учителем специально для данного урока. Часто, особенно в рамках предмета «иностранный язык», складывается ситуация, когда имеющиеся «готовые» тексты не отвечают полностью требованиям учителя для достижения планируемых результатов. Этот факт отмечают многие учителя иностранного языка, применяющие когнитивную технологию на своих уроках. Выход – написание собственного текста. Если учитель иностранного языка не является его носителем, то, по возможности, желательно обратиться за помощью к носителю на предмет его проверки и, если необходимо, коррекции. Представленный Текст, разработанный учителем специально для данного урока КТО, успешно прошел проверку носителем испанского языка - Сзейкди Бландон Марискаль (директор и академический координатор школы EPA! Español en Panamá - Панама, Магистр в преподавании испанского языка как иностранного).Текст
***
Alicia es una chica (español__). Estudia 8º grado en el colegio Lope de Vega de Vigo, una ciudad muy bonita que está al norte de España. El colegio se encuentra en un edificio (alt___) de color (amarill__). Allí estudian muchos alumnos.
Alicia tiene muchos amigos muy (bueno__) y una mejor amiga que se llama Pilar. Pilar es de 8º grado también. Ambas chicas sacan buenas notas, contestan preguntas difíciles de los profesores. Son muy listas e inteligentes para su edad.
Alicia es alta y delgada, tiene los ojos claros y el pelo rubio y corto. Pilar es más baja que Alicia, un poco (gordit__), (moren___), con los ojos negros y el pelo bastante largo y rizado. Tiene una sonrisa hermosa. Todos piensan que Alicia y Pilar son más guapas e inteligentes de todo el colegio.
Hoy en el cole es un día muy intenso. El 8º grado tiene 8 clases y asignaturas diferentes: español, matemáticas, inglés, biología, ciencias sociales, educación física, literatura y química.
A Alicia le gusta más la química porque le gustan las explicaciones claras de la profesora y le gusta participar en las (sorprendente__) experiencias en el laboratorio.
A su amiga Pilar la química le parece menos interesante que la literatura y la lengua extranjera, porque le complace saber que puede hablar con gente de otros países del mundo, leer libros no sólo en español sino también en inglés.
Ambas son muy bromitas, les gusta sonreír mucho y hacer reír a los demás. Son (alegre__) y (simpática__).
Pero hoy están un poco tristes. Es que Alicia y Pilar están demasiado cansadas hoy. Además Alicia tiene mucho sueño porque ayer vio una película interesantísima hasta muy tarde y Pili tiene mucha hambre porque no ha tenido tiempo para desayunar hoy. Esperan que las clases acaben pronto.
Hoy después de las clases van a ir al teatro modernista «Los Ángeles» para ver el estreno del espectáculo que les aconsejó la profesora de la literatura.
En fin, las chicas son (diferente___), les gustan distintas asignaturas, pero son muy amigas.
8128014414500
Комментарий учителя: некоторые слова в тексте выделены жирным шрифтом и разными цветами. У учащихся возникает вопрос: «Что означают цвета?» Учитель предлагает им самостоятельно найти ответ на этот вопрос. Ребятам становится интересно и они действительно читают и стараются понять. После прочтения текста учащиеся приходят к выводу, что слова, выделенные черным полужирным шрифтом, обозначают прилагательные положительной степени сравнения; красным полужирным – прилагательные, стоящие в позиции перед существительным; оранжевым полужирным – превосходная степень сравнения; синим полужирным выделены слова-интенсификаторы; зеленым полужирным – сравнительные обороты или обороты, передающие сравнительную степень прилагательным.
Текст представлен с пропусками окончаний, но они не мешают пониманию смысла текста, а являют собой лишь одно из заданий к тексту в рамках этапа диагностики первичного усвоения (далее - ДПУ).
б) ДПУ
Данный этап предполагает выполнение заданий:
Задание 1) – Вставить недостающие окончания прилагательных
Задание 2) – Подписать фотографии (Кто - Пилар? Кто - Алисия?)
Задание 3) – Озаглавить текст.
Данные задания определяют уровень понимания учащимися связи рода и числа существительного и прилагательного, общее понимание смысла текста и владение необходимой лексикой предыдущих уроков («описание человека»).
в) Коррекция первичного усвоения (КорПУ)
Как только задания выполнены, учитель представляет учащимся экспертный вариант текста с необходимыми окончаниями, подписями фотографий и критериями для заглавия текста (в заглавии должно содержаться слово «amigas», например: «Mejores Amigas», «Dos Amigas», «Amigas» y etc.).
К данному уроку были подготовлены слайды презентации с демонстрацией верных ответов, но, как показала практика, скорость работы у учащихся разных групп разная, поэтому, тем ученикам, которые справились с заданиями ДПУ быстрее, необходимо предоставить экспертный вариант Текста (или просто ответы к заданиям) раньше. Это можно сделать как в печатном варианте, на бумаге, так и загрузить заранее на ноутбуки файлы с ответами, а для проведения коррекции лишь сообщить место хранения файла и его название, например: «Папка «Мой компьютер», далее – папка «испанский язык» … «Урок….».
Баллы, полученные за выполнение данных заданий, также вносятся учащимися в собственные таблицы самооценивания.
В течение этапа «Изучение новой информации», когда учащиеся заняты чтением текста, учитель проверяет качество взаимопроверки заданий ВД, фиксирует результаты каждого ученика для распределения по группам.
Разделение на группы
Как уже было упомянуто выше, разделение на группы для работы на уроке происходит исходя из данных психолого-педагогических измерений (если практикуются в образовательном учреждении), опыта работы учителя в данном классе, знание возможностей каждого ученика (персонифицированный подход), результатов выполнения заданий ВД. В ноутбуки для работы в классе уже загружены три варианта карты понятия «Имя прилагательное», которые каждая группа должна дополнить.
Для группы 1К
Рисунок 1: Карта понятия «Имя прилагательное» для дополнения группой 1К
Данный вариант карты имеет небольшое количество пустых граф, поскольку предложен ученикам группы 1К (слабым). По сравнению с другими учащимися класса, они могут быть не только «слабыми» с точки зрения когнитивных возможностей, но и работать медленнее. Также бывают ситуации, когда учащийся пропускает по разным причинам несколько уроков, и, по результатам входной диагностики попадает в данную группу.
Для группы 2К
Рисунок 2: Карта понятия «Имя прилагательное» для дополнения группой 2К
Для учащихся группы 2К карта понятий содержит большее количество пропусков. Пропущены все глагольные связки, а также некоторые части понятия.
Для группы 3К
Рисунок 3: Карта понятия «Имя прилагательное» для дополнения группой 3К
Для сильных учащихся отсутствует большее количество информации. Кроме того, не заполнен блок «степени сравнения». Данная тема на предыдущих уроках не упоминалась, поэтому им необходимо самостоятельно его дополнить (вспомнить курс из русского языка, обратиться к «цветным» примерам в тексте, использовать подсказку - см.Рисунок 4)
Учитель просит учащихся распределиться (сесть) так, чтобы учащиеся одной группы сидели рядом друг с другом и имели возможность для совместной работы. Также учитель советует распределить обязанности в группе, например: один ищет информацию в учебнике, а другой – заносит ее в таблицу или каждый работает с отдельным блоком.
Дополнение карты понятий
Учащиеся имеют возможность пользоваться текстами правил, представленных в учебнике (если учитель считает необходимым, то на доске можно дать номера страниц, напомнить, где учащиеся могут найти соответствующие правила: стр.38-39, стр.40-41, стр.45.), Текстом, данным на этапе изучения новой информации, конспектами в рабочих тетрадях, а также использовать знания иных дисциплин – в данном случае, русского языка (особенно, группа 3К – для заполнения блока «степени сравнения»). Поскольку о степенях сравнения прилагательных на предыдущих уроках не упоминалось, а есть лишь примеры в Тексте, то в случае возникновения затруднений в качестве «подсказки» учащимся из группы 3К предлагается следующий рисунок:
Рисунок 4: «Степени сравнения прилагательных» для группы 3К
Рисунок сопровождается подписями прописным шрифтом. Для его интерпретации необходимо применить языковую догадку. Например, слово «positivo» переводится как «позитивный» или «положительный», слово «comparativo» образовано от глагола «comparar» - «сравнивать», уже известного учащимся. Однако слово «superlativo» им еще не встречалось, здесь нужно вспомнить курс русского языка и догадаться, что это превосходная степень. Подсказкой служит пример: «muy bonito» - «очень красивый».
На этапе дополнения карты понятий можно сообщить учащимся домашнее задание: дополните получившуюся карту понятия примерами из Текста урока, если таких примеров не достаточно – можете привести примеры из учебника или собственные примеры. (Та группа, которая полностью и верно выполнила работу по дополнению карты понятия, может приступить к выполнению домашнего задания на уроке). Подведение итогов работы на уроке
За несколько минут до окончания урока учитель просит каждую группу продемонстрировать дополненную карту понятия. Если имеются ошибки – указывает на них. Просит одного учащегося или весь класс по цепочке дать определение понятию «Имя прилагательное» с помощью получившейся заполненной карты.
Демонстрирует на доске (проектор) экспертный образец.
Рисунок 5: экспертный образец (заполненная карта понятия «Имя прилагательное»)
Учитель может попросить учащихся критически оценить карту понятия: все ли верно? Можно ли что-то добавить/исправить/удалить/объединить? и пр.
Учитель напоминает отметить баллы за работу над дополнением карты понятия в таблице самооценивания и подсчитать итоговый балл за работу на уроке, перевести его в отметку и сообщить учителю. Обращает внимание на блок «исключения» в карте понятия и вместе с учащимися определяет перспективу для работы на следующем уроке, а именно: «позиция прилагательного перед существительным».
Прилагательные в данной позиции выделены в Тексте красным полужирным шрифтом.
Благодарит всех за работу на уроке и желает хорошего дня своим ученикам.
УРОК ОКОНЧЕН
По окончании урока учитель сохраняет на носитель (флэш-накопитель) результаты работы учащихся. Те учащиеся, которые не успели выполнить Задание 5-ДЗ (см.таблицу самооценивания) - получают данную карту по электронной почте для выполнения домашнего задания.