Формирование геометрических представлений младших школьников с помощью информационно-коммуникационных технологий. Работа с интерактивной доской.


Формирование геометрических представлений младших школьников
с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Выполнила:
Кузнецова Елена Николаевна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №58 г. Ярославля
В современно мире информационные и компьютерные технологии развиваются очень быстро. Использование мультимедийных средств, и в том числе презентаций, позволяет повысить эффективность учебного процесса и качества обучения детей. Зрение и слух самые мощные и эффективные каналы передачи и приема информации. Чем разнообразнее будет представление информации, тем эффективнее будет процесс ее усвоения.
В настоящее время на территории Российской Федерации принят новый образовательный стандарт. По стандартам нового поколения в школе должны формироваться уже не знания, умения и навыки, но наравне с ними универсальные учебные действия (УУД). Эти умения будут необходимы выпускнику в любой сфере деятельности, не только в обучении, так как обеспечат умение ориентироваться в новых жизненных обстоятельствах. Формирование УУД на всех этапах связано с изучением компьютерных технологий.
«Важными элементами формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающими его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта». http://standart.edu.ru/ Новый Стандарт призван обеспечить реализацию способностей каждого ребенка, независимо от того насколько он готов к обучению.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. В стандартах указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения
В своей практике очень многие педагоги используют компьютерные технологии на уроках. Начав использовать компьютер, они убедились, по реакции детей, по улучшившейся успеваемости, что этот ресурс таит в себе огромное количество возможностей.
Учителя заметили, что ребята очень эмоционально реагируют на яркие, интересные презентации на уроках и гораздо лучше запоминают материал. Применение этого ресурса очень обогащает уроки, делает их интересными, захватывающими. Ребята ждут их, как праздника, и гораздо охотнее выполняют даже трудное задание. Наверное, нет предмета, где невозможным бы было использование ИКТ.
Компьютерные технологии применяются и на уроках математики.
В начале первого года обучения, проводя диагностику, где одним из пунктов была диагностика математических представлений, часто при обработке данных учителя замечают, что математические задания, связанные с вычислениями выполнены гораздо лучше, чем задания на выявления умений ориентироваться в пространстве, передавать форму геометрической фигуры. Проблема недостаточной сформированности умения ориентироваться на плоскости выявились и при оформлении тетрадей, выполнении графических диктантов, да и просто при выполнении физических упражнений на зарядке: ребята в классе не могут определить отношения право/лево. Именно поэтому, меня заинтересовала проблема формирования геометрических представлений. Одним из путей решения этой проблемы, с моей точки зрения, и может стать использование компьютерных технологий, и в частности интерактивной доски.
Использование компьютерных технологий дает больше возможности ликвидировать пробелы в знаниях у ребят, повышает мотивацию к обучению, не исключает групповой работы, дает возможность формироваться таким умениям, как рефлексия, контроль и самоконтроль.
Современному обществу нужны новые способы деятельности, что требует развития у человека целого комплекса умений и навыков — поиска необходимой информации, ее обработки, предоставления другим людям, моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий. Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счета важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни, начиная с первого класса.
Цифровая среда, в которой предстоит жить нашим детям должна привести к переосмыслению методов обучения и преподавания. Будущее формируется в школе. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в это общество и решить эту задачу помогает массовое внедрение ИКТ в образовательный процесс. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшее время внедрение персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
- активизации познавательной деятельности;
- повышению качественной успеваемости школьников;
- достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
- повышению уровня комфортности обучения;
- снижению дидактических затруднений у учащихся;
- повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;
- развитию информационного мышления школьников, формирование информационно - коммуникационной компетенции;
- приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
Но, чтобы так учить младших школьников, одного желания мало. Учителю необходимо овладеть рядом умений.Основными являются:· технические, т.е. умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;· методические, т.е. умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников;· технологические, т.е. умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе. Чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:
- компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся;
- учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;
- учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут. ( Санитарные правила и нормы).
При разработке компьютерной поддержки предмета необходимо определить:
- какие темы стоит «поддерживать» компьютерными заданиями и для решения каких дидактических задач;
- какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;
- какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей;
- какие уроки целесообразно делать компьютерными;
- как организовать компьютерные занятия.
Можно выделить основные возможности ИКТ, которые помогают учителю начальных классов создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала:
- создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
- создание презентации на определенную тему по учебному материалу; поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока, самообразования;
- создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания; создание текстовых работ;
- расширяет возможность самостоятельной деятельности;
- формирует навык исследовательской деятельности;
- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. На уроках математики при работе с интерактивной доской это прежде всего демонстрация геометрических фигур, возможность их группировки по различным признакам (этот вид деятельности характерен именно для программы Л.В. Занкова), возможность производить построения различной сложности без линейки на клетчатой поверхности (клетку можно устанавливать по желанию крупнее или мельче).Все это упрощает и ускоряет работу на уроке. Также с помощью доски мы можем использовать интерактивные образовательные издания, содержащие готовые интересные задания (например, изображения объемных фигур в 3D качестве с возможностью разворота и моментального сравнения с изображением плоской фигуры и предоставления возможности анализа их различий) и значительно экономят время учителя.
Такие уроки способствуют развитию творческих способностей, активизации мыслительной и познавательной деятельности. А управление сложным техническим средством, каким является компьютер, уравнивает детей со взрослыми, которым так хотят подражать дети младшего школьного возраста.
Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён К.Д. Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Да, урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
На уроках математики презентации лучше использовать на этапе изучения нового материала, а также на этапе повторения. Использование этого инструмента на уроках математики оправдано именно как демонстрация наглядного материала.
Рекомендации к оформлению презентаций:
1) Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!
2) На каждом слайде должно быть не более двух картинок.
3) Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.
4) Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе).
5) Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.). Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Благодаря современным информационным технологиям гораздо качественнее стала работа с одарёнными детьми. Это и работа по программе исследовательской деятельности, и подготовка презентации, изготовление буклетов…
Также больше возможностей работы со слабыми учениками. Те дети, которые приходят в школу со слабо развитыми пространственными отношениями, геометрическими представлениями гораздо лучше и быстрее усваивают материал, глядя на то, как учитель оформляет работу на доске, отображающей тетрадь ученика, оперируя терминами (находят соответствия между фигурами и их изображениями), составляя таблицы. И, самое главное, если ребёнок ошибается, то ошибку очень легко исправить: не нужно ничего стирать и рисовать и чертить заново, нужно просто передвинуть, например, фигуры правильно.
Работа с современными техническими средствами требует концентрации внимания, самодисциплины и организованности, поэтому у учащихся развивается способность к самоконтролю и чувство ответственности. Учащиеся привыкают к общения, поиску и обработке информации современными средствами, у них повышается чувство уверенности в себе.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.
Важнейшим современным устройством ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией. Существует несколько способов классификации ИКТ.
Приведем классификацию устройств и механизмов, используемых для реализации учебного процесса в начальной школе:
основным устройством ИКТ является компьютер, оснащенный соответствующим программным обеспечением;
телевидение, видеозаписи, аудиозаписи
проектор.
интерактивная доска
одним из современных средств ИКТ, применяемых в образовательном процессе являются образовательные электронные издания;
Компьютер.
В настоящее время формы взаимодействия человека с компьютером стали составной частью образования.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.
Образовательные электронные издания (ОЭИ)
Создание образовательных электронных изданий определено в качестве одного из основных направлений стратегии информатизации всех форм и
уровней образования в России.
Интерактивная доска
Что дает использование интерактивных досок на уроках в школе?
Ясную, эффективную и динамичную подачу учебного материалаИспользуя интерактивную доску на уроке, преподаватели могут сделать свои занятия более яркими, могут выбирать различные стили обучения, работать с различными приложениями и ресурсами, ориентироваться на определенные потребности разных возрастных групп.
Существенное повышение мотивации учащихсяС интерактивной доской занятия становятся интереснее и увлекательнее. Даже те ученики, которые с неохотой идут на урок, моментально вовлекаются в учебный процесс, т.к. сами прекрасно ориентируются в цифровом мире и активно используют в повседневной жизни различные электронные устройства.
Активизацию познавательной деятельности учащихся и коммуникативных навыковИнтерактивная доска на уроке - это незаменимый инструмент для организации самостоятельных и коллективных форм работы, дискуссий, в которых развивается умение учащихся аргументировать и объяснять свою точку зрения.
Экономию учебного времениНет необходимости конспектировать занятия. Материалы урока учащиеся могут сохранить, распечатать, вернуться к ним дома или на следующих занятиях.Заранее подготовленные занятия (а также диаграммы, рисунки, тесты, таблицы, музыка, карты и другие ресурсы для урока) дают возможность сохранять быстрый темп урока. Преподавателю и ученикам не надо тратить время на то, чтобы написать текст на обычной доске или переходить от экрана к клавиатуре компьютера. В режиме online на интерактивной доске можно работать с материалами урока - комментировать, вносить добавления, держать связь со всем миром, имея выход в Интернет.
Создание и расширение методической базыПреподаватели могут создавать свою коллекцию занятий по разнообразным предметам и темам. Могут делиться материалами друг с другом, использовать созданные материалы из года в год, адаптируя их под конкретную аудиторию. Использование интерактивной доски на уроке вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Одновременное использование самых разных материаловИнтерактивная доска позволяет использовать на уроке одновременно изображения, текст, звук, видео, ресурсы Интернет и другие необходимые материалы. Учитель имеет возможность воздействовать на все системы человека одновременно (визуальную, слуховую, кинестетическую), тем самым ориентируется на каждого ученика в своем классе.
Оперативный контроль знаний и возможности дистанционного обученияПреподаватели могут создавать и проводить опросы в режиме реального времени, демонстрировать ученикам результаты тестирования. Можно записывать уроки, создавать базу записей, различных материалов, тестов, самостоятельных и контрольных работ. Каждый ученик сможет в любое время вернуться к материалам урока, изучить пропущенный материал, проверить себя.
Интерактивная доска удобна в обращении и интересна учащимся. Освоить технологию работы с ней несложно. Этот виртуальный экран способен дать более яркое, более обширное представление об изучаемом объекте. Он способен наглядно и мобильно представить то, что трудно или скучно объяснять словами. Интерактивная доска, независимо от того, где и для каких целей она применяется, является мощным инструментом визуального представления данных. На ней можно размещать большое количество разноплановой информации, плотность которой намного выше, чем на обычной доске. Специальное программное обеспечение позволяет преподавателю создавать авторские уроки.
С появлением интерактивной доски на уроках изменилось многое, так как интерактивная доска для учителя – это возможность проявить и реализовать свои творческие способности при подготовке и проведении уроков. Уроки стали динамичны, мобильны. Наглядность и возможность сравнить, совместить, построить, измерить представляется в реальном виде.
При создании занятия с использованием интерактивной доски необходимо пользоваться определенными критериями отбора информации.
Содержание, глубина и объем научной информации должны соответствовать познавательным возможностям и уровню работоспособности учащихся, учитывать их интеллектуальную подготовку и возрастные особенности.
При отборе материала для зрительного ряда описания модели избегать дальних планов и мелких деталей.
Зрительный ряд и дикторский тест должны быть связаны между собой, создавать единый поток информации и подавать ее в понятной учащимся логической последовательности, порционно шаговым методом в доступном учащимся темпе.
Выделять в текстах наиболее важные части, используя полужирное и курсивное начертание знаков.
Задания, использующие drag&drop идеальны для начала урока: они привлекают внимание всего класса. Можно использовать эту опцию для проверки знаний учеников или как введение в новую тему.
Обучение с помощью интерактивных досок мало, чем отличается от привычных методов преподавания. Основы успешного проведения урока одни и те же, независимо от технологий и оборудования, которое использует преподаватель. Прежде всего, любое занятие должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает ученикам лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.
При работе на интерактивной доске, можно взять маркер и сделать запись, добавить комментарий, нарисовать круг, подчеркнуть или выделить нужную информацию. Интерактивная доска помогает развивать обсуждение в классе. Конечно, можно писать и рисовать и на обычной доске,
Но преимущества интерактивной доски в том, что она:
- совместима с программой всего периода обучения;
- усиливает подачу материала, позволяя преподавателю работать эффективнее;
- предоставляет больше возможностей для обсуждения и взаимодействия;
- делает занятия интересными и для учителя, и для ученика.
- добавлять записи можно к страницам, которые были приготовлены до занятия.
- после занятия записи на доске можно сохранить, не обязательно их стирать.
- можно использовать разные цвета, а также выделение.
Универсальность интерактивной доски обеспечит вовлеченность учеников в работу, особенно тех, кто воспринимает информацию в основном кинестетически.
Записи и комментарии можно добавлять поверх любого изображения на экране, а затем сохранять их в нужном файле. Таким образом, учащиеся смогут воспользоваться файлом позже или распечатать его. Этот метод может быть удобен на различных занятиях - любое задание, которое включает сортировку, соединение, группировку и упорядочивание объектов, будет более эффективным на интерактивной доске.
Она позволяет очень быстро, используя яркие цвета, создавать рисунки и чертежи, облегчает работу с таблицами, схемами, расширяет возможности работы с этим дидактическим материалом (например: использование разноцветных геометрических фигур при формировании таких УУД, как анализ и синтез), кроме этого, дает возможность работать в сетке, т.к. далеко не все ребята понимают сколько и куда нужно отступить клеток, а показ этих действий на доске оптимизирует процесс ориентации в тетради. Также повышается интенсивность урока без ущерба усвоению материала, т.к. есть возможность по мере необходимости выводить на доску, убирать и снова выводить необходимый дидактический материал (формулы, таблицы, рисунки, фигуры, чертежи…).
При изучении геометрического материала необходимо использовать чертежно-измерительные инструменты: линейку, треугольник, транспортир. Всё это есть в инструментах ИД и их можно с легкостью применять при деятельностном подходе к изучению материала. Причем шкала линейки содержит разные мерки (мм, см …) Все эти приспособления выводятся на экран в одно движение, увеличиваются или уменьшаются по желанию работающего с ними, поворачиваются. Их можно отодвинуть, закончив измерения, а можно просто оставив на доске, подойти с помощью к отстающим детям, остальные же видят положение, например, линейки на плоскости и могут уже самостоятельно ориентироваться в измерении и вычерчивании.
На сегодняшний день геометрия в школе, являясь предметом интегрированным в начальный курс математики, мало обеспечена наглядными электронными пособиями.
В первый год обучения на изучение геометрических фигур и пространственных отношений отводится 20 часов и на изучение геометрических величин – 10 часов. Но уже во второй год на изучение геометрических фигур и пространственных отношений отводится всего 10 часов, а на изучение геометрических величин – 4 часа. Проанализировав курс геометрии за 1 и 2 класс, можно сделать следующий вывод: этого недостаточно, особенно учитывая, что материал усложняется. Поэтому необходимо оптимизировать работу по изучению геометрии. С помощью интерактивной доски можно увеличить количество геометрического материала внутри негеометрических тем за счет значительного сокращения затрат времени на выполнение заданий. Для этого я предлагаю комплекс упражнений для 1 класса.
Урок 12.
Тема: Прямые линии, изображение прямых линий при помощи чертежной линейки.
Содержание урока: прямые линии, изображение прямых линий.
На этапе первичного закрепления материала можно дать задание на анализ и классификацию линий, изображенных на доске. Группировка линий может проводиться по различным признакам (по цвету, по виду, по тому, каким числом обозначается линия: четным или нечетным…). Группировка производится учащимися путем перетаскивания изображения.
Удобство выполнения этого задания на ИД в том, что поработать могут практически все ученики и очень быстро. Классификация возникает постепенно на глазах, действие привлекает внимание, в урок включены все дети.
Изображение прямых линий с помощью чертежной линейки:
Учитель проводит объяснение материала на ИД. На экран выводится линейка в большом формате. Учитель вместе с детьми вычерчивает линию, при этом не загораживая доски, получая ровную линию. Руки у преподавателя свободны, помощь он может оказать незамедлительно. Линейка остается перед глазами детей и те, кто задерживается, могут наблюдать как лежит инструмент, откуда начинать чертить и т.д.
Урок 17.
Тема: «Знакомство с разнообразием линий. Выделение их в группы с общим признаком.
Содержание: распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол,
многоугольники – треугольник, прямоугольник. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины.
На этом уроке можно использовать геометрическую игру: «Узнай меня».
На ИД изображение из разнообразных линий, представляющее тематический рисунок.
Задача детей – назвать геометрические линии и фигуры, которые они узнали.
Преимущество выполнения такого задания наИД в том, что оно не требует большогоколичества времени и материалов для подготовки от учителя и линии, которые называет ребенок можно отодвинуть и выделить, а потом поставить на место.
После того, как рисунок на доске будет рассмотрен полностью, необходимо уточнить, как чертятся прямые линии (по линейке), и дать ребятам задание самостоятельно создать свой рисунок, используя только геометрические формы и линии
Урок 20.
Тема: классификация линий по самостоятельно выделенным признакам. Взаимное расположение точек на плоскости.
Предлагается задание на группировку линий, но линий больше и соответственно количество вариантов классификации больше. С этим заданием можно построить работу по-разному:
1 вариант:ребята в парах обдумывают варианты решения, которые фиксируют в тетради, а затем отдельные пары заносят свои результаты в таблицу;
2 вариант: путем перетаскивания фронтально, также как и в задании к уроку 12, формировать классификацию на доске. Этот способ работы нагляднее, позволит еще раз отстающим ученикам разобраться в материале.
Так как урок посвящен именно геометрическому материалу, то имеет смысл разобрать все варианты, которые предложат дети. Вариантов может быть много и возможность быстро менять положение фигуры, получая новый вид группировки, упрощает работу, делает ее более динамичной, что позволяет удерживать внимание всех детей. К тому же многие захотят поработать у доски, что будет способствовать удерживанию внимание.
Урок 25.
Тема: классификация линий по самостоятельно выделенным признакам. Взаимное расположение точек на плоскости
Это задание дается для тренировки умения ориентироваться на плоскости. У доски работают два ученика, им даются задания где-либо расположить улитку и бабочку:
- расположи бабочку внутри круга;
- расположи улитку между квадратом и кругом.
Ребята работают у доски по очереди, сменяя друг друга. Таким образом, возможен опрос практически всего класса в течение нескольких минут. Возможно усложнение задания путем добавления других фигур и их пересечений.
Затем осуществляется переход: точки и линии тоже могут пересекаться друг с другом:
0000
В этом упражнении может осуществляться большое количество заданий:
- расположение точек внутри замкнутой линии
- расположение точек на линии
- передвижение линий до их пересечения
- рассмотрение как изменяется вид линии в зависимости от расположения на ней точки…
Выполняя это упражнение, ребята еще раз вспомнят какие линии они знают, причем они будут быстро самостоятельно получать эти линии: например, поставив точку на конце прямой они получат луч. Закрепят знание о форме геометрических фигур, не называя определений, сами сделают вывод о том, чем отличается круг от окружности, что окружность это замкнутая линия. Самостоятельно проведя небольшой эксперимент, посмотрят, как пересекаются линии, где возникает общая точка. Вся эта работа займет небольшое количество времени, так как фигуры и линии не требуют возвращения на прежнее место, экран доски достаточно велик, чтобы на ней работали несколько человек, яркие фигуры, двигаясь и занимая новое положение будут удерживать внимание учащихся на местах.
Таким образом, из этого урока можно сделать комплексный урок повторения по теме «Классификация линий»
Урок 26
Тема: уравнение числовых характеристик множеств.
Содержание: сравнение чисел, ориентация в пространстве и на плоскости
Работа с заданием :Ориентация в пространстве.
Определите какие фигуры находятся справа? Слева? В верхнем правом углу?
Какая фигура находится над большим синим кругом?...Классификация: на какие множества можно разбить эти фигуры.
Перетащите фигуры так, чтобы слева были только линии, а справа – другие фигуры. Какие линии еще вы знаете?
Дети повторяют снова все линии, с которыми успели познакомиться: прямая, отрезок, луч, кривая, замкнутая и незамкнутая, а также рассмотреть вариант классификации: многоугольники, выделив признак классификации – наличие трех и более углов.
Если класс работает быстро, то можно начертить эти линии и еще раз повторить.
Также можно фигуры посчитать и составить равенства и неравенства.
Также на этом уроке можно использовать игру: помоги ёжику.
0254000Ученики по одному перетаскивают синие квадраты, расположенные в нижнем правом углу так, чтобы получились симметричная зеленой линия.В этом упражнении формируется такое УУД, как планирование.
Урок 28.
Тема: ограниченные и неограниченные линии Изображение ограниченных линий на чертеже. Это упражнение рассчитано как разминка в начале урока для того, чтобы подвести к теме. Ребята в игровой ситуации выясняют какие линии изображены и после этого переходят к черчению линий в тетради. К этому моменту ученики совершенно ясно представляют виды линий и могут самостоятельно выполнять задания учителя, используя взаимопроверку.
0444500
Урок 30.
Тема: Знакомство с отрезком, как частью прямой, ограниченной с двух сторон. Построение отрезков при помощи чертёжной линейки.
Содержание:
Сравнение предметов по размерам (длиннее- короче). Распознавание и изображение геометрических фигур точка, прямая, отрезок, угол, многоугольник. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины.
Изобразив прямую линию на доске, в игровой ситуации (карандашик путешествует по дороге и не знает, дойдет ли до конца, и ставит точку, идёт в другую сторону и ставит другую точку. Две точки на прямой ограничивают ее с двух сторон. Получившийся отрезок скрывается за шторкой и демонстрируется после объяснения. Затем, используя линейку, учитель демонстрирует на доске черчение линейки.
Использование ИД сокращает время объяснения нового материала, делает его нагляднее и соответственно оставляет больше времени на отработку навыка.
В конце урока можно дать тест на соотношение изображения фигуры и ее названия
Урок 52
Тема: пересекающиеся линии. Общие точки двух или нескольких линий.
Содержание: вычерчивание и нахождение прямых пересекающихся и непересекающихся линий
Выполняя это задание, ученики на практике увидят, что такое пересечение прямых. Перетаскивая фигуры, экспериментируя в передвижении линий они сами будут образовывать пересечения, находить общие точки, а также видеть наглядно когда пересечения не получается.
Линий на слайде может быть разное количество, к доске можно вызывать до четырех человек, но при этом изображения должны быть меньше.
Таким образом, за короткое время можно опросить весь класс. Дети, которые уже выполнили работу у доски и разобрались в материале, работают в тетради. Вычерчивают самостоятельно разные варианты пересечения.
Урок 55
Тема: сравнение отрезков. Рассмотрение ситуации, когда визуальное сравнение затруднено или невозможно.
Ребята выясняют, что разноцветные отрезки легко сравнить как визуально, так и произведя наложение. Сделав наложение, ученики убеждаются что красный отрезок длиннее синего, а синий длиннее зеленого.
Следующий вопрос и чертеж к нему скрыт за ширмой. После сравнения разноцветных отрезков учитель открывает синие отрезки и классу задается проблемная ситуация: можно ли визуально или наложением сравнить эти отрезки по длине?
Федеральные государственные образовательные стандарты, отражающие необходимость приведения системы образования в соответствие с тенденциями развития современного общества, предполагает деятельностное участие обучаемых в учебно-воспитательном процессе.
Педагог должен обеспечить овладение учащимися такими видами учебных действий как личностные, регулятивные и познавательные учебные действия. решение этих задач невозможно без широкого использования информационно-коммуникационных технологий и последних достижений в области компьютерной техники.
Современные технические средства вовлекают в учебный процесс абсолютно всех детей, делая его увлекательным и интересным. Это очень важно для маленьких школьников, особенно тех, кто изначально не совсем готов к школе
Грамотное использование новых информационных технологий (НИТ) преобразить традиционное преподавание учебных предметов. Оно может решить проблему дефицита подвижной наглядности на уроках математики, когда дети на экране способом наложения анализируют взаимные отношения множеств, решают с помощью графов задачи. Такая организация учебного процесса особенно актуальна для младших школьников, так как основана на ярких образах. Умения, которые мы развиваем у ребенка при помощи компьютера, связаны с повседневной жизнью ребенка, поэтому приобретают для него личностный смысл и не воспринимается как тяжкая обязанность.
Работа с современными техническими средствами также требует внимания, самодисциплины, организованности, поэтому у учащихся развивается способность к самоконтролю и чувство ответственности. Они привыкают к поиску и обработке информации, у них повышается уверенность в себе, так как они могут найти ответ практически на любой вопрос. Такая игра-работа нередко ставит ребенка перед необходимостью совершенствовать свои умения. Таким образом поощряется желание узнавать новое посредством того, что ребенок сам понимает полезность этого действия, а не взрослые навязывают то, что ему еще долго не пригодится.
Вместе с тем необходимо отдавать себе отчет в том, что использование ИКТ и современных технических средств не панацея.
Использование этих инструментов должно быть продуманным, оправданным действием.