Урок-игра по сказкам Андерсена


Тема: ВЧ Сказки Х. К. Андерсена
Цели: 1. Расширение кругозора, исследовательских умений уч-ся.
2. Мотивация чтения сказок и художественной литературы.
3. Воспитание чувства дружбы и коллективизма.
Тип урока: урок - путешествие.
Методы: словесный, аналитический, практический, тестового контроля.
Оборудование: портрет писателя, выставка иллюстрированных книг с произведениями
Х.К Андерсена, интерактивная доска.
Ход урока.
I Установка на учебную деятельность.
ІІ Вступительное слово учителя.
- Я рада видеть Вас дорогие гости и ребята, сегодня у нас урок на тему: «Литературный круиз по сказкам Андерсена», вспомним его сказки.
А девизом нашего урока буду такие слова:
Думать - коллективно!
Решать - оперативно!
Отвечать - доказательно!
Бороться - старательно!
И открытия нас ждут обязательно!
Наверное, нет в мире человека, которому бы не было известно имя замечательного датского сказочника Г.-Х. Андерсена. «Дюймовочка» и «Огниво», «Принцесса на горошине» и «Гадкий утёнок», «Соловей» и «Калоши счастья» – кто не читал этих “историй”? Волшебный мир андерсеновских сказок покорял и покоряет своей добротой и поэтичностью.
Сегодня у нас особенный день: нас ожидают путешествие в Сказочную страну.
К сегодняшнему уроку вы прочитали сказки писателя Ханса Кристиана Андерсена. Первая часть сегодняшнего урока посвящается биографии писателя.
Выступление 1 ученика: Родился писатель в 1805 году в Дании, маленькой скандинавской стране на севере Европы, в семье башмачника, отец его рано умер, но мальчику повезло. Нашелся человек, который помог ему получить образование. Статский советник Йонас Коллин. В доме Коллина Андерсену было хорошо, здесь его поддерживали, верили, что юношу ждет блестящее будущее. До сказок еще было далеко.
Андерсен был певцом, обладал замечательным голосом. Был танцором. Но балет оставил, так как выдающихся способностей не было обнаружено. Писательскую деятельность он начал не со сказок. Писал театральные пьесы, стихи, романы, а затем уже перешел на сказки.
Кроме того, Андерсен был страстным путешественником. «Кто путешествует – живет». И сегодня мы с вами свершаем путешествие по сказкам Андерсена.
У нас есть 2 команды: «Умники», «Умницы», за правильный ответы команда получает жетоны, в конце путешествия мы сосчитаем у кого больше та команда и победит.
IIІ Разминка.
Вопросы к командам:
1. Как начинаются русские народные сказки? Ну конечно: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был...” У Андерсена всё иначе. Интересно, помните ли вы, какие сказки начинаются словами:
“Шёл солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку”. («Огниво».)
2.“Ну, начнём! Дойдя до конца истории, мы будем знать больше, чем теперь”. («Снежная королева».)
3. Всем известен оловянный солдатик за его потрясающую стойкость. А помните ли вы, кто его родители и сколько у него было братьев? (Его матушка – старая оловянная ложка, а братьев у него – 24, так как всего оловянных солдатиков было 25.)
4. Кто из андерсеновских героев поначалу был “пребезобразным”, а потом стал “прекраснейшим между прекрасными”? (Утёнок-лебедь; «Гадкий утёнок».)
IV Чьи это вещи? (работа по карточкам)
Определить, к какой сказке относятся вещи, которые вы видите на доске.
• Бумажный кораблик («Стойкий оловянный солдатик»)
• Большой нож, его кто-то клал себе под подушку. («Снежная королева»)
• Верёвка – ею нужно обвязываться, чтобы спускаться в дупло. («Огниво»)
• Горошина. («Принцесса на горошине»)
• Скорлупка ореха, которая служила колыбелькой для маленькой девочки. («Дюймовочка»)
• Маленький мешочек с гречневой крупой, но как жаль он с дыркой и крупа сыпется... («Огниво»)
• Шелковая ленточка, за которую привязывали певчую птичку. («Соловей»)
• Бусы из ракушек («Русалочка»)
V Ответь на вопросы:
По сказкам - 1
1. В какой сказке Андерсена сердце мальчика превратилось в кусочек льда? / Снежная королева
2. Из какой сказки эти строчки? - Славные у тебя детки!- сказала старая утка, с красным лоскутком на лапке. – Все очень милы, кроме одного… Очень уж он велик, да чудной какой-то… Кто же этот чудной ребёнок, впоследствии превратившийся в прекрасного лебедя?
/ Гадкий утёнок /.
3. Как звали девочку, которая появилась на свет из чудесного цветка, похожего на тюльпан?
/ Дюймовочка /.
4. Кто из героев сказки Андерсена отказался от своего дома, от родных, от бабушки и отца, согласился принять муки и даже умереть ради любимого принца и обрести бессмертную душу? / Русалочка /.
5. Все вы знаете сказку «Стойкий оловянный солдатик»? По сказке мы знаем, что мальчику подарили 25 оловянных солдатиков, все они были одинаковы, кроме одного. Чем же отличался 25-тый оловянный солдатик от своих братьев? / Его отливали последним, олова не хватило, но он так же стоял на одной ноге, как его братья на двух /.
6. А какая сказка начинается такими словами? Шёл по дороге солдат: раз-два, раз-два. Ранец за спиной, сабля на боку. Шёл он домой с войны. По дороге встретилась ему старая ведьма. /Огниво/
7. Из какой сказки эти строчки? Много-много лет назад, жил-был на свете король. Он так любил наряжаться, что тратил на это все свои сбережения. На каждый час дня у него было своё особое платье? / Новое платье короля /.
8. Кому из героев Андерсена пришлось наниматься на работу к самому королю и выполнять при этом простую грязную работу, пасти свиней? / Принц – свинопас /.
9. В какой сказке Андерсена молодую принцессу посчитали ведьмой и хотели публично сжечь на костре, на городской площади? / Дикие лебеди. Элиза. /
10. Какая сказка Андерсена начинается словами: «Жил был принц, и хотелось ему взять за себя тоже принцессу, только настоящую»? "Принцесса на горошине".
11. Кто родители стойкого оловянного солдатика? Оловянная ложка.
12. Какого роста была Дюймовочка? Дюйм.
13. Сколько принцесс было в подводном царстве в сказке "Русалочка"? Шесть.
14. Кто так говорил: "Я слишком тонка, я не создана для этого мира"? /Штопольная игла, героиня одноименной сказки./
15. Сколько сказок написал Г.Х.Андерсен? (170)
16. Назовите сказки Андерсена, героями которых являются растения. (“Ромашка”, “Гречиха”)
17. Какую хитрость придумала королева-мать из сказки “Огниво”, чтобы проследить, куда исчезает ночью юная принцесса? (Мешочек с гречкой)
18. “Он стоял в полном освещении; ему было ужасно жарко – от огня или от любви – он и сам не знал”. Кто этот герой? (Оловянный солдатик)
19. Какой подарок преподнесли Эльфы Дюймовочке? (Крылышки)
20. Сколько братьев было у Элизы? (11)
VІ К какой сказке относятся подборки слов? (на доске написаны слова)
1. Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, утро, роза, олень, дружба, ворона («Снежная королева»)
2. Трава, жаба, кольцо, крапива, карусель, терпение. («Дикие лебеди»)
3. Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц. («Русалочка»)
4. Лебедь, яйцо, мечта, утка, мороз, вода, курица. («Гадкий утёнок»)
VІІ Работа по тестам:
Выбери правильный ответ
1.В какой сказке Андерсена король больше всего в жизни любил наряжаться?
А) «Принцесса на горошине»
Б) «Золушка»
В) «Голый король» (+)
2. В какой стране жил император из сказки «Соловей»?
А) в Японии
Б) в Китае (+)
В) в Тайланде
3. В кого превратился гадкий утенок из одноименной сказки?
А) в заморского принца
Б) в прекрасного лебедя (+)
В) в царевну-лягушку
4. Как звали главную героиню сказки «Дикие лебеди»?
А) Грета
Б) Элиза (+)
В) Марта
5. Какие цветы нравятся Каю и Герде из сказки «Снежная королева»?
А) розы (+)
Б) фиалки
В) георгины
6. Кем на самом деле был свинопас из одноименной сказки?
А) королем
Б) бедным принцем (+)
В) нищим свинопасом
7. Кто такой Оле-Лукойе?
А)волшебный цветочник
Б) мастер рассказывать сказки (+)
В) сказочный тролль
8. Сколько братьев было у главной героини сказки «Дикие лебеди»?
А)двенадцать
Б) семь
В) одиннадцать (+)
Сказочный мир Андерсена
VIІІ Игра «Знакомые предметы» (на партах у каждого карточки с названиями сказок, а на доске слова предметов)
- Вам нужно поднять карточку с названием сказки, к которой принадлежит этот предмет
* Горошина – «Принцесса на горошине»
* Роза – «Снежная королева», «Свинопас»
* Ворон – «Снежная королева»
* Грецкий орех – «Дюймовочка»
* Зеркало – «Снежная королева»
* Зонтик – «Оле-Лукойе»
* Ромашка – «Ромашка»
* Собака – «Огниво»
* Вешалка – «Новое платье короля»
* Ложка – «Стойкий оловянный солдатик»
* Брошка – «Стойкий оловянный солдатик»
* Спички – «Девочка со спичками»
ІХ Скажите, хорошая ли у вас память на числа? Сейчас мы это и проверим. Объявляется конкурс «Сказочная математика». Попробуйте ответить на вопросы «Сколько…»:
* Сколько историй рассказано Андерсеном в сказке «Снежная королева»? (7)
* Сколько собак увидел солдат в сказке «Огниво»? (3)
* Сколько дней каждый год проводили лебеди-братья на родине (в сказке «Дикие лебеди»)?
(11 дней в году)
* Сколько комнат было в подземелье, куда спустился солдат по приказу ведьмы в сказке «Огниво»? (3)
* Сколько сыновей-солдатиков было у старой оловянной ложки в сказке «Стойкий оловянный солдатик»? (25)
* Сколько сыновей и дочерей было у короля в сказке «Дикие лебеди»? (11 сыновей и одна дочь)
* Сколько книг написали ученые об искусственном соловье в сказке «Соловей»? (25)
* Сколько раз пропел искусственный соловей из сказки «Соловей» одну и ту же песню? (33раза)
Х Конкурс называется «Портрет героя». Нужно угадать героев по описанию:
1. «На ней была юбочка, на плече – голубой шарф и на груди – блестящая брошка, такая большая, как голова самой девушки. Красавица стояла на одной ножке, вытянув руки, она была…» (танцовщица, «Стойкий оловянный солдатик»)
2. «Одет он чудесно: на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого цвета. Он отливает то голубым, то зеленым, то красным, смотря по тому, в какую сторону он повернется». (Оле-Лукойе, «Оле-Лукойе»)
3. «Она была старая и страшная. Нижняя губа у нее отвисла до самой груди» (ведьма, «Огниво»)
4. «Он был так прекрасен, что принцесса низко ему поклонилась, а он сказал ей: «Теперь я только презираю тебя…» (принц-свинопас, «Свинопас»)
5. «Он был очень похож на настоящего, но весь осыпан бриллиантами, рубинами и сапфирами» (соловей, «Соловей»)
6. «Сын был тоже мокрый и безобразный – точь-в-точь, как и его мать, старая…» (сын жабы, «Дюймовочка»).
ХІ Отгадай, из каких сказок приведены цитаты:
1. Хорошо было за городом. Стояло лето. Золотилась рожь, зеленел овес, сено было сметано в стога; по зеленому лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по-египетски: этому языку он выучился у матери. За полями и лугами тянулись леса, а в лесах были глубокие озера. Да, хорошо было за городом… В чаще лопуха было глухо и дико, как в самом густом лесу, и вот там-то сидела на яйцах утка. «Гадкий утенок».
2. Так прилетели они в теплые края, солнце здесь сияло намного ярче, небо казалось вдвое выше, а вдоль канав и изгородей рос зеленый и черный виноград. В рощах зрели лимоны и апельсины, пахло душистой мятой, а по дорогам бегали прелестные ребятишки и играли с бабочками… Но ласточка летела все дальше, и чем дальше, тем прекраснее становилась земля. «Дюймовочка».
3. Стоит уже солдат на лестнице, и вот-вот накинут ему петлю на шею, и тогда сказал он, что ведь всегда, когда казнят преступника, исполняют какое-нибудь его невинное желание. А ему так хочется выкурить трубочку… «Огниво».
4. Теперь обманщики стали требовать еще больше денег, шелку и золота; но они только набивали себе карманы, а на работу не пошло ни одной нитки. Как и прежде, они сидели у пустых станков и делали вид, что они ткут. «Новое платье короля».
5. Народ валом повалил за город посмотреть, как будут жечь ведьму. Жалкая кляча везла телегу, в которой сидела Элиза; на нее накинули плащ из грубой мешковины; ее чудные длинные волосы были распущены по плечам, в лице не было ни кровинки, губы тихо шевелились, шепча молитвы, а пальцы плели зеленую пряжу. «Дикие лебеди».
6. Император велел принести ларцы прямо в большую залу, где принцесса играла со своими фрейлинами в гости; других занятий у нее не было. Увидав большие ларцы с подарками, принцесса захлопала от радости в ладоши.
- Ах, если бы тут была маленькая киска!- сказала она.
Но появилась прелестная роза.
- Ах, как это мило сделано!- сказали все фрейлины.
- Больше чем мило! – сказал император. – Это прямо недурно.
Но принцесса потрогала розу и чуть не заплакала.
- Фи, папа!- сказала она.- Она не искусственная, а настоящая. «Свинопас».
ХІІ Заключительное слово учителя.
Великий сказочник подарил миру множество чудесных произведений. Много лет прошло после его смерти, а мы всё слышим его живой голос. Сказки Андерсена учат уважать честных, трудолюбивых, бескорыстных и мужественных людей, горячо любить настоящую красоту. Хочется надеяться, что, прочитав андерсеновские “истории”, люди станут добрее и мудрее.
ХІІІ Подведение итогов урока.
ХІV Выставление комментированных оценок.
ХV Рефлексия
Телеграмма учителю (по рядам)
1.Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…