Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. Былины.В.Васнецов Богатырь1870-е, акварель, Государственная Третьяковская галерея, Москва. Богатырский скок1914г, холст, масло, Дом-музей В.М.Васнецова Битва скифов со славянами (эскиз)Конец 1870-х, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва. Богатыри1881-1898, холст, масло,295,3x446 см Государственная Третьяковская галерея, Москва 1898 год. Наконец Виктор Васнецов окончил „Богатырей". Широко, раздольно простерлось поле. Бескрайнее, неодолимое. Гудит вольный ветер в ковыльной степи. Высоко в летнем полуденном небе неспешно и гордо плывут струги облаков. Орлы сторожат курганы. Порывистый вихрь подхватил, развеял гривы могучих коней, принес горький запах полыни. Сверкнул глаз неистового Бурушки, любимого коня Ильи Муромца. Суров богатырь. Изготовлено копье. Вздета тяжкая десница. Глядит далеко-далеко вдаль. Насторожены други его - Добрыня Никитич, Алеша Попович. Грозная сила в этом молчаливом ожидании. Бессонна дружина. Ни одна, даже крылатая тварь не прорвется. Спокойны, дружелюбны богатыри. Витязь1883г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва. Витязь на распутье1882г, холст, масло, 167x299 смГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург Гусляры1899г, холст, масло, Пермская государственная художественная галерея, Пермь Баян1910г, холст, масло,303x408 смГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926)Иллюстрации к "Песне о вещем Олеге" А.С.Пушкина Конец 1890-х годов был отмечен работой Васнецова над иллюстрациями к "Песне о вещем Олеге" Пушкина (1899) для академического издaния к столетию со дня рождения поэта. Оформление, созвучное эпически-величавым строфам Пушкина, было выполнено художником в стиле богато изукрашенных орнаментами и миниатюрами древнерусских рукописных книг. Васнецов создал заставки, заглавные буквицы, концовки и композиции, служившие как бы лицевыми миниатюрами, как в древних книгах. Cам текст был написан художником Виктором Замирайло.В песне о вещем Олеге Васнецoв выступил продолжателем древнерусских традиций оформления книг, восприняв у средневековых мастеров не только стилистику, но и суть их подхода к конструкции книги в целом."Песнь о вещем Олеге" Васнецова определила новое направление в развитии книжной иллюстрации, продолженное Иваном Билибиным и художниками «Мира искусства». Три царевны подземного царства1879-1881, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва Будучи председателем правления строящейся Донецкой железной дороги, С.Мамонтов заказал художнику для кабинета правления это полотно В сказочной теме Царевен были выражены народные представления о богатствах таинственных пoдземных недр. Царевны золота, драгоценных камней и каменного угля изображены на фоне закатного оранжево-красного неба и черных скал. Правление не согласилось иметь у себя картину, посчитав неуместной для служебного помещения, и тогда Мамонтов купил полотно сам. Ковер-самолет1880г, холст, масло,165x297 см Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород Ковёр-самолет1919-1926, холст, масло, Дом-музей В.М.Васнецова Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926)Эскизы декораций и костюмов к опере Н.А.Римского-Корсакова "Снегурочка" Снегурочка1899г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва. Алёнушка1881г, холст, масло, 178x121 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва Одним из наиболее поэтичных творений художника является картина «Аленушка» - образ горькой сиротской доли. На камне у воды сидит одинокая печальная девочка. Вокруг лесок. И, точно принимая участие в её горе, склоняются к сиротке осинки, охраняют ее стройные елочки, ласково щебечут над ней ласточки. Фигура Аленушки неразрывно связана в картине с пейзажем.Грустно на сердце девочки, и грустно в природе. В карих глазах Аленушки горе, и, как ее горе, темен и глубок омут. Капают слезы, и летят вниз золотые листочки. С тоном осенней листвы перекликается цвет волос девочки. Koмпoзиция построена на строгом ритме, на плавном течении линий ее фигурки со склонённой головой и наклонов растений, что вносит певучесть в картину. Поэзия этого произведения глубоко национальна. Она, как родная, народная песня, понятна зрителю. Стихотворение Ольги Берггольц "Алёнушка" Когда весна зеленаязатеплится опять —пойду, пойду Аленушкойнад омутом рыдать.Кругом березы кроткиесклоняются, горя.Узорною решеткоюподернута заря.А в омуте прозрачнаявода весной стоит.А в омуте-то братец мойна самом дне лежит.На грудь положен камушекграненый, не простой...Иванушка, Иванушка,что сделали с тобой?! Иванушка, возлюбленный,светлей и краше дня,—потопленный, погубленный,ты слышишь ли меня?Оболганный, обманутый,ни в чем не виноват —Иванушка, Иванушка,воротишься ль назад?Молчат березы кроткие,над омутом горя.И тоненькой решеткоюподернута заря... 2Голосом звериным,исступленная,я кричу над омутом с утра:«Совесть светлая моя, Аленушка!Отзовись мне, старшая сестра.На дворе костры разложат вечером,смертные отточат лезвия.Возврати мне облик человеческий,светлая Аленушка моя.Я боюсь не гибели, не пламени —оборотнем страшно умирать.О, прости, прости за ослушание!Помоги заклятье снять, сестра. О, прости меня за то, что, жаждая,ночью из звериного следанапилась водой ночной однажды я...Страшной оказалась та вода...»Мне сестра ответила: «Родимая!Не поправить нам людское зло.Камень, камень, камень на груди моей.Черной тиной очи занесло...»...Но опять кричу я, исступленная,страх звериный в сердце не тая...Вдруг спасет меня моя Аленушка,совесть отчужденная моя?1940г. Иван-Царевич на Сером Волке1889г, холст, масло, 249 x 187 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва В картине воспроизведен эпизод из сказки об Иване-Царевиче, Жар-Птице и о Сером Волке, изложенной А.Н. Афанасьевым по тексту из лубочного издания XVIII века:«Иван-Царевич, сидя на Сером Волке вместе с Прекрасною Еленою, возлюбил ее сердцем, а она - Ивана-Царевича»Стремясь открыть зрителю Красоту и возвышенность мира народной фантазии, передать народные представления о красоте и счастье, Васнецов использовал символическое значение образов народной пооэзии.В его картине огромные стволы деревьев темного непроходимого леса похожи на фантастических великанов. Сквозь переплетенные ветви деревьев-чудовищ едва пробивается тревожный свет утренней зари. Таит опасность топкое болото с кувшинками. Героев окружает атмосфера тревоги и печали -беглецов ждут несчастья и разлука. А на первом плане - чудесно расцветшее яблоневое дерево -символ всепобеждающей любви, способной творить чудеса, знак счастливого конца сказки. Сирин и Алконост. Песнь радости и печали1896г, холст, масло, 133 x 250 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва. «Две верных подруги – Любовь и Разлука – не ходят одна без другой».Булат Окуджава Традиционными славянскими символами радости и печали считались две райские птицы: Сирин и Алконост. В православных бестиариях о «сиринах» говорится, что это полулюди-полуптицы, обоеполые, поющие настолько сладкие песни, что слышавший их теряет рассудок, идёт на голос, не замечая пути, падает в воду и умирает. По другой версии: забывает жизнь свою, уходит в пустыню и, заблудившись, умирает. Сирины или вилы – духи водяных источников, умеющие летать. Впоследствии это племя в русском лубке превращается в одну единственную птицу Гамаюн - птица вещая1898г, холст, масло, Дагестанский музей изобразительных искусств Царевна-Лягушка1901-1918, холст, масло, Дом-музей В.М.Васнецова Кащей Бессмертный1927-1926, холст, масло, Дом-музей В.М.Васнецова Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем1913-1918г, холст, масло, Дом-музей В.М.Васнецова Спящая царевна1900-1926г, холст, масло, 214x452 смДом-музей В.М.Васнецова Царевна у окна (Царевна Несмеяна)1920, холст, масло, Челябинская областная картинная галерея, Челябинск Царевна-Несмеяна1914-1926, холст, масло, Дом-музей В.М.Васнецова Баба Яга1917г, холст, масло, Дом-музей В.М.Васнецова После побоища Игоря Святославича с половцамиНа сюжет из "Слова о полку Игореве"1880г, холст, масло, 205x390 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва Поле сечи... Страшная, неземная тишина окутала необъятную равнину, тела павших воинов, степное разнотравье. Ни одна былинка не колыхнется. Ветер унес лязг и грохот битвы, стоны раненых, яростные крики сражающихся. Только сухой треск крыльев орлов, бьющихся над трупами, говорит о жизни.