Внеклассное мероприятие. Музыкально-исторический экскурс Музыка эпохи Барокко
Музыка эпохи Барокко
Цель экскурса – освещение музыкального аспекта эпохи Барокко.
Задачи:
посредством ярких примеров поэтов, архитекторов, художников настроить слушателей и исполнителей на восприятие серьёзной классической музыки;
передать, при помощи эмоционального и выразительного исполнения, стилистические особенности и неисчерпаемые возможности старинной музыки;
при помощи интеграции различных видов искусства активизировать у учащихся интерес к творческой деятельности, пробудить в участниках экскурса желание самостоятельного ознакомления с разными видами искусства эпохи барокко.
Технические средства выполнения задач
Музыкальные инструменты: клавесин, скрипка, рояль.
ТСО: интерактивная доска, проектор, слайды, аудио.
Реквизит: свечи, костюмы и т.п.
Используемый материал
Произведения композиторов конца XVI – XVIII в.в.
Интернет-ресурс в качестве иллюстраций и, частично, текста.
Эпоха Барокко
Звучит музыкальный номер: Перголези - Сицилиана - Комнаты янтарные горят
Завитки и выступы лепнины.Красные кафтаны арапчат,Кринолины, царственные спины. Маскарад затеяли чуть свет; Ну а ночью, среди тьмы кромешнойПролетят в лучах, - хвостах комет,Алые кусты огней потешных.Но не слышно птичьих голосов, И гуляет ветер одинокоСредь роскошно убранных лесовПышного осеннего барокко.
Баро́кко. Стиль Барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%83%D1%8F" \o "Мантуя" Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху Барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Слайд 5
Эта эпоха порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств — променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарад.
Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). Светская жизнь потеснила духовную, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.
Эпоха Барокко отвергает такие традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки.
Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт.
Поэтому Барокко — это ещё век Разума и Просвещения. В Версальском дворце появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически.
В армиях эпохи Барокко, впервые получивших униформу, большое внимание уделяется «муштре» — геометрической правильности построений на плацу.
Ярким представителем стиля в архитектуре является Бартоломео Франческо Растрелли, знакомый нам своими творениями в Санкт-Петербурге и его окрестностях.
Эпоха Барокко отвергает естественность, считая её невежеством и дикостью.
В то время женщина должна быть неестественно бледной, в вычурной прическе, в тугом корсете и в огромной юбке, а мужчина в парике, без усов и бороды, напудрен и надушен духами.
Музыка композиторов эпохи Барокко
Вокальная музыка, которая преобладала в эпоху Ренессанса, постепенно вытеснялась инструментальной музыкой. Но часто композиторы использовали вокальные формы в музыке инструментальной. Музыкальный номер: Л.Мари - Ария
Ария- жанр вокальной музыки.
Сейчас вы услышите Арию Генделя, которую исполнит скрипка.
Музыкальный номер: Георг Фридрих Гендель - Ария
Модным инструментом той эпохи был клавесин - предшественник фортепиано. Инструмент обладает тихим камерным звуком.
Французский копозитор-клавесинист Франсуа Куперенимеет в своей композиторской копилке более 250 пьес для этого инструмента.
Музыкальный номер: Ф.Куперен – «Кукушка»
Иоган Себастьян Бах — немецкий органист, педагог, композитор, величайший гений в истории музыки, творец Позднего Барокко.
Музыкальный номер: И.С.Бах - Ария
За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы. Мы представим вам одно из его вокальных произведений.
Музыкальный номер: И.С.Бах. «За рекою старый дом»
( хор уходит на музыке Паваны. Танец от входа в зал) Хореографический номер: Танец «Павана»
Сарабанда – старинный испанский танец XVI – XVIIв.в. торжественно-скорбного или лирического характера в медленном плавном движении.
Музыкальный номер: А.Корелли Сарабанда
Мы плавно перешли к теме танца в музыке барокко, т.к. ни один из балов не обходился без него.
Менуэт – старинный фр. нар. танец, названный так вследствие своих мелких шажков на низких полу пальцах.
С середины XVII века широко распространился по всей Европе и стал модным бальным танцем.
Музыкальный номер: Боккерини Менуэт
Поэзия, как и музыка, состоит из интонаций.
Представитель испанского Барокко - Лопе Феликс де Вега Карпио
(1562 – 1635)
ЛЮБОВЬУпасть без чувств, очнуться иступлённым,И щедрым и скупым, покорным, властным, Живым и мёртвым, кротким и опасным, Предателем – и верным, непреклонным, Не знать покоя, с милой разделенным,Стать яростным, счастливым и несчастным,Непостоянным, стойким, хладным, страстным,Пресыщенным, несытым, уязвленным,Отраву звать божественным напитком,Забыть о пользе, гнаться за убытком, Поверить в то, что раем ад бывает,Закрыть глаза на ложь, на заблужденье, Вложить всю жизнь, всю душу в наважденье
И есть любовь: кто сам любил, тот знает.(Пер. М. Квятковской)
Вокальный номер: Т.Альбинони Адажио
Как вы уже поняли, инструментальная и камерная музыка были основой культурной жизни эпохи Барокко.
Одним из великих авторов того времени был Антонио Лючио Вивальди, его творчество пришлось на конец эпохи Барокко.
Музыкальный номер: А.Вивальди – Финал из Маленькой симфонии (отрывок)
Позвольте сказать несколько слов о культуре слова Барокко для того, чтобы воссоздать колорит того времени. Литература Барокко настаивала на свободе выражения в творчестве, для неё характерен безудержный полет фантазии. Барокко стремилось к чрезмерности во всем. Ярчайшим примером поэзии стало творчество Лафонтена.
Жан де Лафонтен – французский поэт, баснописец. На его произведениях вырос А.С.Пушкин, его басни знакомы нам с детства по переводам Ивана Андреевича Крылова. Мы хотим переключить ваше внимание от музыки к поэзии.
Басня Лафонтена
Виноградник и олень
В один несчастный деньОлень,Благодаря густому винограду,Нашёл себе спасенье и ограду:Он за листвойЕго густойНевидим был охотничьему взгляду!Опасность минула... И вот,Мой скотДавай, без всякого смущенья,Глодать кору и листву огражденья.Поднял он шум такой,Что все охотники толпойНазад вернулись и ОленяУбили из ружья без сожаленья.
«И поделом! —Сказал безумец, умирая. —Я оскорбил меня же спасший дом,Его услугу забывая!»
Не забывайИ отдавайТому почтенье,В ком ты нашёл защиту и спасенье!
(Звучит музыка к танцу)
Хореографический номер: Танец Контрданс
И вновь музыка Барокко.
Тамбурин — старинный музыкальный барабан цилиндрической формы, а также танец в двудольном размере и музыка к нему.
Тамбурин был известен на юге Франции около XVIII века. Обычно один и тот же исполнитель играл на флейте и аккомпанировал себе на тамбурине.
Музыкальный номер: Рамо – Тамбурин (клавесин)
Выбирая произведения для нашего экскурса, мы старались представить музыку эпохи Барокко самыми яркими музыкальными красками. Думаю, следующее произведение знакомо и любимо всеми.
Музыкальный номер: И.С.Бах «Шутка»
Звучит музыка (фон)
Подошёл к концу наш экскурс в эпоху славного Барокко. Благодаря музыке, поэзии, живописи, танцам мы перенеслись на пять столетий назад.Прозвучала музыка композиторов: Перголези, Генделя, Баха, Корелли, Куперена, Альбинони, Мари, Боккерини, Рамо, Вивальди.
Исполнители – ученики классов фортепиано, скрипки, хореографии и народного отделения.
«Музыка эпохи Барокко»
Список используемой информации.
Музыка эпохи Барокко. https//ru.wikipedia.org\wiki\Музыка…..
Композиторы эпохи Барокко. https://ru. wikipedia.org\wiki\Категория….
Барокко-Стихи Для Людей- автор-zima/ stichidl.ru/poemСтихотворение Лопе де Вега Карпио «Любовь». ya-sagadka5.ruБасня Лафонтена «Виноградник и олень». Jandelafonten.ruwww.designonstop.com.
miro101ru>123-zhivoic-barokko
mochaloff,rubastion-karpenko.narod.ru
www.penrodvorets
«Солтүстік Қазақстан облысының білім басқармасы» ММ
«Петропавл қаласының білім бөлімі» ММ
«№8 орта жалпы білім беретін эстетикалық тәрбие мектеп-кешені» ММ
КГУ «Управление образования Северо-Казахстанской области»
ГУ «Отдел образования города Петропавловска»
КГУ «Средняя общеобразовательная школа-комплекс эстетического воспитания №8»
Внеклассное мероприятие
Сценарий музыкально-исторического экскурса
«Музыка эпохи Барокко»
Составитель сценария – Феофанова Л.М., преп.фортепиано,
ответственные лица и исполнители – Попова Е.В., преп. скрипки,
Котенёва И.М., преп. фортепиано.
Художественный руководитель – Фоменко Н.М.
Петропавловск, 2016г.