Разработка урока по истории Древнего мира Олимпийские игры в древности с использованием краеведческого материала

Технологическая карта
Олимпийские игры в древности.
Педагогические цели
Создать условия для понимания места Олимпийских игр в жизни древнегреческого общества, формирования представлений о правилах проведения игр, видах спортивных состязаний, выдающихся достижениях олимпийцев; о возобновлении традиций проведения Олимпийских игр в наши дни; содействовать развитию умения сопоставлять древние игры с современными.
Обучающая:           способствовать формированию знаний учащихся по истории
                                       Олимпийских игр.
Развивающая:       продолжить формирование информационных, аналитических
                                       умений через организацию работы с текстом учебника,   
                                       дополнительными  источниками информации, оценку имеющихся
                                       знаний.
Воспитательная: способствовать формированию коммуникативных качеств
                              учащихся через работу в группах, развитию познавательного
                              интереса и самостоятельности через использование ТРКМ,
                              формировать стремление вести здоровый образ жизни на примере
                              героев Олимпийских игр.


Технология обучения
технология развития критического мышления.

Метод обучения
частично-поисковый, репродуктивный.

Тип и вид урока
Изучение и первичное закрепление новых знаний. Урок – путешествие.

Предметные планируемые результаты
Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников. Раскрывая ее познавательную ценность; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Личностные результаты
Освоение гуманистических традиций исторического и современного общества, уважение прав и свобод человека; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Метапредметные результаты
Владение умения работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях.

Основное содержание темы, понятия и термины
Спортивные состязания. Начало Олимпийских игр. Значение Олимпийских игр, их место в жизни эллинов. Подготовка к играм, торжественное открытие. Виды олимпийских состязаний, правила участия. Знаменитые олимпионики: Милон, Полидам, Феаген. Награждение победителей. Судьба Олимпийских состязаний, с древности до наших дней. Олимпийские игры. олимпионик, пятиборье, стадион. Ипподром, атлет.

Образовательные ресурсы
В.А. Вигасин «История Древнего мира» 5 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений, Просвещение 2014г.
В.С.Родиченко «Твой олимпийский учебник», учебное пособие для учреждений образования России, МФ и спорт, 2005 г.
Карта, иллюстрации из набора картин, иллюстрации из учебника.
Рабочая тетрадь № 2.
 


Организационная структура урока.
Этапы урока
Формы, методы, методические приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся




Характеристика основных видов деятельности
Формируемые УУД
Форма контроля

Организацион-
ный момент.
Фронтальная. Словесный. Слово учителя.
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.
Быстрое включение в деловой ритм.


Постановка учебной задачи.
Фронтальная. Словесный. Беседа, сообщение учителя.
- Какое событие связано с 2014 годом и городом Сочи?
- Почему Олимпийские игры получили такое название? Как они появились?
Сегодня мы узнаем как зародились Олимпийские игры и как они проводились в древности.
Слушают учителя. Связывают дату (2014 год), место (Сочи) и событие (Олимпийские игры).
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформированную вместе с учителем.
Беседа по вопросам

Усвоение новых знаний и способов действий.
Олимпийские игры в древности.
Фронтальная. Объяснительно – иллюстративный. Рассказ учителя, работа с картой, беседа.
Показывает на карте Олимпию, гору Олимп. Знакомит с датой 776 год до нашей эры, предлагает подсчитать сколько лет назад зародились Олимпийские игры. Рассказывает о зарождении Олимпийских игр, подготовке к играм, торжественном открытии, видах олимпийских состязаний, правилах участия, награждении победителей, используя иллюстрации.
Находят на карте Олимпию и Олимп, называют в каких частях Греции находятся. Подсчитывают сколько времени прошло с зарождения Олимпийских игр. Раскрывают смысл терминов и понятий. Извлекают информацию из иллюстраций.
Познавательные: структурируют знания; используют знаково – символические средства; владеют умением смыслового восприятия познавательного рассказа; ориентируются на карте.
Коммуникативные: слушают и понимают речь других; описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.
Беседа по вопросам. Работа с картой.

Знаменитые атлеты
Фронтальная. Словесный. Работа с текстом.
Организует комментированное чтениеп.4 параграфа 33.
Называют знаменитых олимпиоников.
Познавательные: владеют навыками смыслового чтения.
Беседа по вопросам.

Закрепление знаний и способов действий.
Коллективная, групповая. Словесный, исследовательский, проблемный, практический.
Составление таблицы. Беседа.
- греки рассматривали спортивные состязания как подготовку к войне, а войну – как подготовку к состязаниям. Обоснуйте правильность этого утверждения.
Предлагает сравнить древние и современные Олимпийские игры, найти сходство и различие, составить и заполнить таблицу ( смотреть Приложение).
Рассматривают сходство и различие древних и современных олимпийских игр по следующим критериям: периодичность, время проведения, продолжительность, участники, виды и количество состязаний.
Регулятивные : осуществляют коррекция, вносят необходимые дополнения, коррективы в план и способ действия с учетом оценки результата самим обучавшимся, учителем, товарищами.
Познавательные: осуществляют сравнение по самостоятельно определенным критериям; структурируют знания.
Таблица. Беседа по вопросам.

Информация о домашнем задании.
Фронтальный. Словесная. Сообщение учителя.
Комментирует задание.
Параграф 33. Задание 32 в рабочей тетради.
Воспринимают задание, уточняют.
Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного обучения.
Вопросы; задание в рабочей тетради.


Ресурсный материал к уроку
СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР ДРЕВНОСТИ И СОВРЕМЕННОСТИ.

Критерии сравнения
Игры в древности
Современные игры


Сходство

Периодичность проведения
1 раз в 4 года
1 раз в 4 года


Различия

Время проведения
лето
лето, зима

Место проведения
Олимпия
по очереди в разных странах

Участники
только мужчины
мужчины и женщины

Продолжительность
5 дней
не более 16 дней

Количество состязаний
несколько
много

Дополнительные материалы
Краеведческий материал.
Традиция зажигать Огонь существовала еще в Древней Греции: она напоминала о подвиге Прометея, похитившего огонь у Зевса и подарившего его людям. В истории современных Игр Олимпийский огонь был впервые зажжен в 1928 году в Амстердаме, а в 1936 году, перед играми в Берлине, состоялась первая Эстафета огня идея ее проведения принадлежала Йозефу Геббельсу. Обряд факельной эстафеты как нельзя лучше подходил под идеологическую доктрину нацистов - и одновременно воплощал сразу несколько идей и символов. Придумал концепцию и спроектировал макет факела дизайнер из России Владимир Пирожков, первоначально автор предполагал в качестве материалов корпуса титан и поликарбонат, однако в производство пошел факел из алюминия. Технической реализацией занимался инженер Андрей Водяник, заверивший на презентации, что факел не сможет самостоятельно погаснуть, а кроме того "не тонет в воде". Об истинном смысле этих слов стало понятно лишь на самой эстафете. Кроме того факел является одним из самых тяжелых в истории Олимпийских игр - более полутора килограммов. Высота «пера» 95 см, ширина в самом широком места у чаши (горелки) около 14,5 см, толщина факела 5,4 см. Факелы для Сочи-2014 сделаны с красным и синим кантом - последний для паралимпийских игр. Изготовлено 16 тыс. экземпляров.
Факел зимних игр 2014 на эстафете в Белгороде:

Как рождался всемирный праздник
Легенды  и  мифы
В истории возникновения Олимпийских игр древности немало неясностей, а порой и просто легенд и мифов. Да и сроки их проведения еще вызывают споры ученых. Но бесспорно, что родиной Олимпийских игр является Древняя Греция, а именно почитаемое греками святилище Олимпия, расположенное в западной части Пелопоннесского полуострова. Здесь, у подножья горы Кронос, в долине реки Алфей, до сих пор зажигается олимпийский огонь современных Игр. Отсюда начинается факельная эстафета...
А вот о возникновении Игр нам известно лишь из легенд и мифов, персонажи которых - почитавшиеся древними греками «боги» и герои.
 
Вход на стадион Древней Олимпии
 
Итак, легенда первая... Могучий Зевс-громовержец одолел в смертельном бою своего беспощадного отца Кроноса-пожирателя собственных детей, освободил их и в честь этого знаменательного события повелел проводить Игры, которые (по месту, где они устраивались) получили название Олимпийских.
Легенда вторая Придумал и организовал первые Игры знаменитейший Геракл, сын Зевса, - тот самый, который совершил свои двенадцать легендарных подвигов. В честь одного из них и стали проводить Олимпийские игры.
Причем легенда донесла до нас одну очень интересную подробность.
Геракл собственными стопами отмерил дистанцию для бега - шестьсот стоп.
Так появилась одна из наиболее распространенных мер длины в Древней Греции, она называлась «стадий». Отсюда  возникло слово «стадион». Если перевести эту меру в современные единицы, то получится, что дистанция составляла 192 метра 27 сантиметров.
Легенда утверждает, что долгое время атлеты выявляли победителя  только в этом виде соревнований... А потом Геракл ввели другие спортивные дисциплины. Например, панкратион – довольно-таки суровый вид спорта, соединявший в себе борьбу и кулачный бой.
Легенда третья... Игры учредили в честь победы Пелопса-внука великого громовержца Зевса, над царем города Писы Эномаем в  состязаниях конных колесниц.
В благодарность богам Пелопс воздвиг в Олимпии святилище, где приносил жертвы. А еще - и это главное - он учредил  Игры
Легенда утверждает, что именно благодаря Пелопсу Игры стали традиционными. Они проводились через каждые четыре года.
На время игр на всей территории Древней Эллады наступал всеобщий мир. Нарушителя священного перемирия, которое именовалось «экехирия», ждало суровое наказание!
Олимпийские игры были в Элладе национальными праздниками и объявлялись днями всеобщего мира. С приближением игр специальные послы направлялись во все греческие города, провозглашая «священное перемирие». Всякие войны прекращались, никто не имел права не только применять оружие, но даже вносить его на территорию Элиды.
Кого только не видела Олимпия в дни традиционных празднеств! Афиняне добирались сюда за пять – шесть дней пешком. По реке Алфей лодки с гостями поднимались от устья до Олимпии. Города посылали священные посольства. Вся долина расцвечивалась разноцветными палатками болельщиков и торговцев. Перед посетителями выступали актеры, акробаты, певцы. Каждый, кто хотел прославиться, должен был побывать в Олимпии. Ученые показывали изобретения, художники – картины. На ступенях храмов поэты читали свои произведения. «Отец истории» Геродот однажды прочел собравшимся отрывки из принесшего ему славу труда.
   Вначале вся программа соревнований Олимпийских игр укладывалась в один день. Но постепенно, по мере того как они становились все более важным делом в жизни Древней Греции, соревнования стали продолжительнее – до пяти дней
 В храмах перед открытием Игр все участники давали олимпийскую клятву. «Я честно и упорно готовился и буду честно соревноваться со своими соперниками!» - примерно так она звучала
Элладониками назывались лица следившие за выполнением правил состязаний. Это были судьи и распорядители игр. Они наблюдали за подготовкой мест соревнований за отбором их участников, за ходом состязаний, присуждали награды победителям. Элладоники имели право лишить атлета победы, достигнутой нечестным путем, могли наложить на него штраф и даже подвергнуть телесному наказанию
                                                                                                                                                           

 
 В программу античных олимпийских игр входили:
- бег на один стадий (стадиодром) – с 1 -й Олимпиады
- бег на два стадия (диаул) – с 14-й Олимпиады
- долгий бег (долиходром) – с 15-й Олимпиады
- борьба и пятиборье (пентатлон) – с 18-й Олимпиады
- кулачный бой – с 23-й Олимпиады
- гонки на колесницах – с 25-й Олимпиады
- панкратион (состязания, содержавшие элементы борьбы и кулачного боя) и скачки – с
   33-й Олимпиады
- бег в полном вооружении – с 65-й Олимпиады
Начиная с 37-й Олимпиады, проводились также различные состязания мальчиков (до18 лет)
Схватки борцов и кулачных бойцов временем не ограничивались. Поединок продолжался до полного изнеможения одного из спортсменов.
О скорости бегунов рассказывали невероятное. Был будто бы один, которого видели только в начале и в конце дорожки, посредине его не успевали заметить - так стремительно он мчался. Другой мог обогнать зайца. Третий бежал так легко и быстро, что не оставлял следов в песке. 
После победы олимпионик с друзьями обходил рощу, распевая песни. До зари в Олимпии шумели пиры в честь победителей. Олимпионику – победителю игр – соотечественники воздавали почести, каких удостаивались боги. В их честь создавались памятники при жизни, слагались хвалебные оды, устраивались пиры. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком, въезжал не через ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его.
 


Соревнования проходили необыкновенно упорно, а главное – честно. Победители, олимпионики, награждались оливковой ветвью или лавровым венком. Их ждала бессмертная слава не только в своем родном городе, но и во всем греческом мире.
Кроме Короибоса (первый победитель Олимпийских игр») до нас дошли имена ещё нескольких великих чемпионов, например, ставший почти легендарным Милон из города Кротона (была такая греческая колония на юге Италии). Он был учеником великого Пифагора, что уже само по себе о многом говорит. Милон завоевал семь лавровых венков, причем все – в соревнованиях по борьбе. И очень трудно себе представить, как этот человек сумел поддерживать спортивную форму в течение двадцати восьми лет!
Самым знаменитым кулачным бойцом Древней Греции был Диагор с Родоса, победивший на 79-х Олимпийских играх в 464 г. до н. э. Он основал целую олимпийскую династию: три сына и два внука Диагора были античными чемпионами. Диагор, его сыновья и внуки выступали на Олимпийских играх более 80 лет! Они приняли участие в 20 Играх! И завоевали для своего солнечного острова девять лавровых венков. На 83-х играх сыновья Диагора  Дамагет и Акузилай одержали победы в панкратионе и борьбе. После традиционного торжества герои игр подбежали к отцу и возложили венки победителей на его седую голову. Затем они подняли Диагора на плечи и понесли вокруг стадиона под приветственные возгласы тысяч соотечественников. «Чего же ещё ждёшь ты от жизни, Диагор?», - воскликнул один из зрителей, но мгновением раньше сияющий от счастья старик схватился за сердце. Оно не выдержало бурной радости. Такой смерти можно было позавидовать                                                                                                                         

Рисунок 2Описание: http://www.interfax.by/files/2013-01/20130116-175105-552.jpgРисунок 1Рисунок 315