Деловая игра на тему: «Использование геометрического материала для развития у дошкольников наглядно-образного и элементов абстрактного мышления»
Деловая игра на тему:
«Использование геометрического материала для развития у дошкольников наглядно-образного и элементов абстрактного мышления»
Актуальность.
Образное мышление – основной вид мышления дошкольника. Его
специфика состоит в том, что оно носит наглядный, конкретный, образный
характер. Оно занимает важнейшее место и имеет огромное значение для самых разнообразных видов деятельности человека, и прежде всего творческой. Ребёнок с развитыми навыками мыслить широко, за счет образов, легче запоминает учебный материал. Ему проще найти выход из ситуации, многократно прокрутив различные образы в уме. Познание мира, включенное в активную деятельность, ведет к накоплению множества представлений о предметах, их свойствах и качествах. Но как и в любом деле, в развитии образного мышления важна тренировка.
Так как мы имеет дело с развивающейся личностью, то сегодня обществу нужен педагог всесторонне подготовленный, владеющий специальными знаниями и умениями, которые делают его компетентным, образуя его педагогическое мастерство. Наша задача, как педагогов, ввести ребенка в мир математики через увлекательные игры, способствующие развитию наглядно-образного мышления
Цель игры:
Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов по данной теме, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Подготовительная работа:
На доске
вывешиваются названия конкурсов для команд,
задания для каждого конкурса по числу команд,
выбирается жюри из членов коллектива.
Добрый день уважаемые коллеги!
Сегодня в ходе теоретической части деловой игры мы попытаемся выявить уровень вашей профессиональной подготовленности по теме «Использование геометрического материала для развития наглядно-образного мышления и элементов абстрактного мышления у детей», а в ходе практической части поупражняемся в развитии наглядно-образного мышления, сплоченности, в умении работать в команде, аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Наша игра пройдет в 6 турах. В процессе игры каждая команда будет пополнять свою методическую копилку. За каждый правильный ответ команда получает I балл=1 монета. Если, команда не сможет ответить на вопрос, отвечает другая команда.
Теоретическая часть.
1.Конкурс «Блиц».
Задание: быстро ответить на вопросы и набрать наибольшее количество баллов.
1.Исключите лишний раздел программы по формированию математических представлений:
количество и счет;
ориентировка в пространстве;
моделирование;
величина и форма.
2. Определите соответствие возрастной группе:
развивать умение детей сравнивать предметы по двум признакам величины. (ср. гр.)
формировать умение ориентироваться на листе бумаги(ст. гр.)
закреплять умение моделировать геометрические фигуры (подгот. гр.)
формировать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы. (2 мл. гр.)
3.Назовите вид мышления, при котором мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием окружающей действительности и без него совершаться не может:
абстрактно-логическое;
теоретически-образное;
наглядно-образное;
наглядно-действенное.
4.Какие мыслительные процессы включает в себя образное мышление:
создание образа;
оперирование образами;
ориентация в пространстве;
все ответы верны.
5. Начальный этап мыслительной деятельности:
синтез;
анализ;
абстрагирование;
обобщение.
6. Метод активации мыслительных процессов путём совместного поиска решения трудной проблемы:
дискуссия;
метод эвристических вопросов;
инверсия;
«мозговая атака».
7 .Высшая форма наглядно-образного мышления:
наглядно-действенное;
наглядно-схематическое;
логическое.
8. Наглядно-образное мышление направлено на развитие следующих способностей:
мысленное преобразование образа;
планирование своих действий в уме,
ориентирование в пространстве с помощью план-схемы;
создание простых схематических изображений;
все ответы верны.
9.Наиболее эффективный вид детской деятельности, способствующий развитию наглядно-образного мышления. (игра).
10. Перечислите формы организации работы с детьми с использованием геометрического материала.
Практическая часть.
2. Конкурс «Самый сообразительный».
Задание. Все участники команды поочередно зарисовывают на листе бумаги фигуру, отличающуюся от предыдущей по форме и размеру. Из полученных фигур необходимо составить предмет-картинку.
3. Конкурс «Самый догадливый».
Задание. Командам предлагается карточка, на которой записаны слова. За 30 секунд необходимо выбрать из них те, которые можно схематически изобразить с помощью геометрических фигур и продолжить полученную закономерность.
Слова: кнопка, носок, одеяло, птица, крючок, солнце, книга;
кабачок, звезда, будильник, лопата, огурец,машина, колесо.
4.Конкурс «Самый внимательный».
Задание. Командам необходимо выбрать из трех слов слово – «неприятель». Выигрывает команда быстрее ответившая на вопрос.
Барабан, бревно, телевизор; кастрюля, монета, люк; квадрат, треугольник, ромб; призма, конус, шар.5. Конкурс «Самый опытный»
Задание.
Придумать и назвать 5 игр на развитие наглядно-образного мышления с использованием объёмных фигур: цилиндр, конус, призма, куб, шар.
(третий лишний, продолжи закономерность, подбери тень, чего не стало, на что похоже).
Жюри подводит итоги
Итоги игры
Сегодня мы имели возможность систематизировать знания, осмыслить собственные подходы к работе на практике.
Надеюсь, что непринужденная деловая игра способствовала совершенствованию вашего педагогического мастерства, сплочению коллектива, установлению благоприятной обстановки в педагогической среде.
В итоге можно сказать, что наши педагоги МАСТЕРА СВОЕГО ДЕЛА.