Развитие пространственного мышления младших школьников при работе с геометрическим материалом
Развитие пространственного мышления младших школьников при работе с геометрическим материалом Выполнил: учитель начальных классовМАОУ СОШ им.Н.А.Зайцева №79Кадацкая А.Г. Нижний Новгород, 2015 г. Основные ЦЕЛИ изучения геометрического материала: развитие логического мышления учащихся ознакомление с простейшими дедуктивными умозаключениями на основе наблюдения, сравнения и обобщения формирование элементарных умений и навыков в выполнении построений развитие пространственного мышления младших школьников формирование умений и навыков измерения геометрических величин Развитие пространственного мышления младших школьников при работе с геометрическим материалом Нижний Новгород, 2010 г. ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ формируется в условиях использования разнотипного наглядного материала при решении задач, требующих: Мысленного преобразования воспринимаемого наглядного материала Актуализации образов по памяти (вне непосредственного восприятия этого материала), их воссоздание, сохранение и удержание в уме Видоизменение этих образов, их трансформация (по цвету, форме, величине, пространственному размещению, по заданным и произвольным признакам и свойствам) По программе I – II класса изучается: Точка. Линия – прямая, кривая, неограниченность прямой. Луч. Его отличие от прямой. Отрезок. Построение прямых линий, лучей и отрезков, обозначение, сравнение. Ломаная линия: звено ломаной линии; замкнутые и незамкнутые ломаные линии. Угол: виды углов, построение углов, обозначение углов буквами. Многоугольники: их классификация по количеству углов, обозначение при помощи букв.Прямоугольники и его свойства: квадрат – особый прямоугольник. Понятие о периметре многоугольника: нахождение периметра прямоугольника и квадрата. Дети III – IV классов узнают предметы, имеющие форму шара, куба, круга, квадрата, треугольника, пирамиды и т.д. Однако уровень обобщения еще невысок: дети могут не знать знакомую им форму предмета. Их приводят в замешательство непривычные соотношения сторон, углов. работа с моделями геометрических фигур моделирование фигур из бумаги, палочек, пластилина; Формирование пространственных геометрических представлений состоит из следующих этапов: выделение существенных признаков геометрической фигуры конструирование и моделирование геометрической фигуры из определенного количества палочек, полосок бумаги, проволоки, пластилина выявление знаний учащихся о геометрических фигурах первичное знакомство с геометрической фигурой на основе наблюдений и практической работы Развитию пространственных геометрических представлений способствуют приемы, используемые при изучении элементов геометрии: вычерчивание геометрических фигур на бумаге выделение знакомого образа геометрической фигуры в окружающей обстановке Классификация фигур построение простейших геометрических фигур Курс «Геометрия для младших школьников» объединен в тематические блоки : геометрические фигуры конструкции из шашек конструкции из кубиков симметрия геометрические величины «Графические диктанты», «Танграм», «Орнамента» координаты и фигуры Графические диктанты Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого сказываются на умении красиво писать и логически мыслить. Кроме этого, исходя из личного опыта, могу сказать: при рисовании дети испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Игра "Танграм" вызывает у детей огромный интерес, способствует развитию аналитико-синтетической и планирующей деятельности, открывает новые возможности для совершенствования сенсорики, развития творческого, продуктивного мышления. Признание индивидуальности ученика У современных школьников достаточно невысокий уровень пространственного мышления, что мешает усвоению ряда дисциплин. Это говорит о необходимости усиления роли геометрического материала в курсе математики начальной школы, т.е. необходимо дать курсу наглядной геометрии большую самостоятельность, как по содержанию и объему, так и по методам изучения геометрического материала. Вывод: Спасибо за внимание! Три Положено пять спичек ( | | | | | ). Прибавить к ним еще пять спичек так, чтобы получилось три. Упражнения со спичками Рак Спичечный рак ползет вверх. Переложить три спички так, чтобы он полз вниз. Три квадрата Построена фигура, показанная на рисунке. Переложить в ней пять спичек так, чтобы получилось три квадрата. Четыре треугольника Из шести спичек составить четыре равных равносторонних треугольников. Как пройти из квадрата 1 в квадрат 32 по диагоналям, побывав во всех квадратах с цифрами только один раз? Веселые задачки 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Имя автора сказок зашифровано таким образом Веселые задачки Пользуйтесь ключом для шифра: САД 5-1-7СНЕГ 5-6-3-9ЛЕВ 2-3-10РУЧКА 8-14-12-4-1ШАПКИ 1-5-1-13-4-11