Методический материал Развитие пространственного мышления через перспективное рисование на уроках изобразительного искусства (доклад)








Развитие пространственного
мышления
через перспективное рисование
на уроках
изобразительного искусства




Учитель ИЗО: Н. С. Федоренко













2015 год
Развитие пространственного мышления через перспективное рисование
на уроках изобразительного искусства.
Процесс обучения изобразительному искусству служит одним из наиболее важных средств развития воображения.
Пространственное мышление играет большую роль в усвоении таких школьных дисциплин, как геометрия, физика, черчение, технология, изобразительное искусство. Целью изобразительного искусства в школе является формирование у учащихся пространственных представлений, умений воспринимать как реальное, так и воображаемое пространство и ориентироваться в нем. Рисование способствует активному развитию у школьников динамического пространственного воображения, способствует творческому подходу в решении различных задач, формирует умение анализировать исходные данные, переосмысливать их, повышая познавательную активность учащихся и творческое воображение. Этому способствует изучение в школьном курсе изобразительного искусства целого ряда тем. Среди них наиболее важными считаются: натюрморт, пейзаж, интерьер, сюжетно-тематические картины. Для их выполнения необходимы специальные знания, которые обучающиеся получает во время уроков изобразительного искусства.

Перспектива
Основой построения и натюрморта, и пейзажа, и интерьера, и сюжетно-тематической картины является перспектива. Поэтому на уроках необходимо уделять большое внимание изучению законов перспективы и применению их в практической деятельности.
Искусство изображать на плоскости трехмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, четкости предметов, которое обусловлено степенью отдаленности их от точки наблюдения, называется перспективой. Это точная наука.
Обучающиеся должны знать, что перспектива бывает: линейная - на плоскости; панорамная - на внутренней поверхности цилиндра; плафонная - на внутренней поверхности перекрытия над каким-либо помещением; театральная - на ряде отдельных поверхностей; рельефная - в которой изображение имеет пространственные формы (барельеф, горельеф); архитектурная - в которой изображаются здания, площади, парки. Примерные рабочие программы по рисунку, живописи, изобразительному искусству и художественному труду требуют овладения обучающихся двумя видами перспективы: линейной и воздушной. Линейная перспектива дает нам контуры предмета. А воздушная перспектива дает нам иллюзию реальности. Ее законы в той или иной мере применяются в вышеуказанных перспективах. В своей работе обучающиеся при изображении интерьера, пейзажа, сюжетно-тематической картины применяют законы и правила этих двух перспектив.
При изображении перспективы необходимо ознакомить обучающихся с основными видами проецирования.
Проецирование какого-либо предмета на плоскость - совокупность построений для получения его проекции на этой плоскости, последовательное нанесение точек и контуров предмета.
Различают параллельное и центральное проецирование. Эти знания помогут в дальнейшем при изучении черчения и технологии. Лучше всего изучение идет с использованием наглядных материалов. Эти знания необходимы ребятам при изображении пейзажа (изображение теней, отражение на воде и т.д.).
Для реалистичности картины необходимы знания правил воздушной перспективы.
Воздушная перспектива рассматривает видимое зрителем освещение предметов в отношении силы света и тени, цвета и изменяемости окраски, в зависимости от расстояния данных предметов от зрителя; влияние отраженных лучей и прочее, например, если в отверстие непрозрачной пластинки проходят лучи от двух источников света и падают на непрозрачный экран, то часть экрана всегда будет освещена наиболее интенсивно, так как на нее падают лучи от двух источников света.
Невозможно дать исчерпывающие теоретические правила построения полутеней и теней; художник или web-дизайнер (что очень актуально сейчас) должен во многом руководствоваться собственными наблюдениями натуры. Но существуют основные положения и правила:
Собственные тени слабее падающих теней.
Тени у низа предмета слабее, чем у верха, так как рефлексы от земли более сильны снизу, чем сверху.
Падающая тень от близко расположенного предмета интенсивнее, чем от предмета, расположенного дальше.
Чем дальше предмет, тем сильнее ослабляется действие света благодаря слою воздуха и уменьшению силы света - она уменьшается обратно пропорционально квадратам расстояний от освещаемого предмета до источника света: освещение предмета наиболее яркое на первом плане, на втором слабее, на третьем ослабевает еще больше; тени, интенсивные на первом плане, ослабевают на втором, становятся сероватыми на третьем.
Два тона, помещенные рядом, усиливают друг друга (пограничный контраст): передняя грань куба кажется наиболее светлой у ребра грани, находящейся в тени, а тень этой грани наиболее насыщенной у этого же ребра.
Все эти знания необходимы при изображении натюрмортов, пейзажей, интерьеров.
Большое внимание , на мой взгляд, следует уделять и освещению.
Построением теней на рисунках преследуется цель придать изображению большую объемность, наглядность. При этом собственной тенью непрозрачного тела считается часть его поверхности, не освещенная источником света, а падающей тенью называется часть поверхности, на которую упала тень от непрозрачного тела.
При солнечном освещении принимается, что лучи света параллельны, при факельном (или точечном) лучи света исходят из одной точки, и чем ближе источник света к предмету, тем больше от него тень.
В некоторых шрифтах применяют контурное, в большинстве случаев северо-западное оттенение, что как бы создает объем. Техника иллюминовки, то есть, светотеневой отделки рисунка, самая различная.
В ходе работы над изображением предметов обучающиеся знакомятся с понятиями:
Контраст - резко выраженная противоположность светлой и темной поверхностей. Различают пограничный (или краевой) контраст - взаимное усиление, наблюдаемое по краям граничащих друг с другом поверхностей.
Рефлекс - оттенок, наблюдаемый на поверхности предмета, если на это место падает отраженный свет, который "окрашивает" предмет в месте рефлекса отраженным светом. Например, на предмете, поставленном рядом с красной материей, будет наблюдаться рефлекс красноватого оттенка. В зависимости от цвета самого предмета рефлекс на нем не всегда будет иметь оттенок, "совпадающий" с цветом объекта, от которого отражается свет; это будет зависеть от того, насколько сильно цвет предмета будет поглощать лучи-рефлексы. Так, рефлекс от красной материи может иметь зеленоватый оттенок.
Блик - на зеркальной поверхности предмета светлое пятно, являющееся местом отражения самого источника света.
Основной задачей изобразительного искусства является формирование духовной культуры личности, которая умеет видеть и понимать красоту окружающего мира, способная воспринимать искусство, незаметное для других в повседневной жизни. Такая личность несравненно богаче в духовном и эстетическом плане. Однако умение созерцать прекрасное не всегда выражается у учащихся в навыках отобразить увиденное на бумаге. Боязнь детей изображать свои впечатления на альбомном листе появляется из-за отсутствия у них пространственного мышления, то есть неумения анализировать пространственные свойства и отношения реальных объектов к их графическому изображению. Пространственное мышление в психологии принято разделять на два вида:
образная память,
образное воображение.
Образная память отражает предмет примерно в том виде, как он был воспринят (без мысленной переработки).
Образное воображение является новыми формами и подразделяется по способу создания на две группы:
первая группа – образы воссоздающего воображения,
вторая – образы творческого воображения.
Образы воссоздающего воображения – это новые образы, которые создаются на основе заданного материала (рисунка, репродукции, словесного описания) путем его мысленной переработки, например, представление и рисование всего изображения по точкам, изображение предмета по его словесному описанию.
Другое воображение – творческое, это когда создание новых образов не направляется, не диктуется заданным материалом (рисунком, репродукцией, схемой, описанием). В процессе творческого воображения формируются такие образы, реализация которых на практике приводит к созданию новых материальных ценностей. Творческое воображение характерно для конструкторов, изобретателей, архитекторов.
Пространственное мышление играет большую роль в усвоении таких школьных дисциплин, как геометрия, физика, черчение, технология.
Развитию пространственного воображения способствует рисование геометрических тел. Здесь предъявляются требования к приемам абстракции: обучающиеся мысленно выделяют в каждом геометрическом теле его существенные признаки. Так, например, под руководством учителя они рассматривают предметы и находят в них простые геометрические тела. Примерами могут быть ваза, корзина, кувшин при постановке для натюрморта. Дети констатируют, что эти предметы представляет собой сочетание нескольких простых геометрических тел: усеченный конус, цилиндр, четырехугольная призма и др.
Целью изобразительного искусства в школе является формирование у учащихся пространственных представлений, умений воспринимать как реальное, так и воображаемое пространство и ориентироваться в нем. С этой целью можно применять следующие упражнения.
Первое упражнение: на развитие внимательности, когда дети учатся срисовывать с картинок, репродукций, соблюдая пропорции.
Второе упражнение: дорисовывание картинок по шаблонам или по точкам. Оно способствует знакомству детей с симметрией. Дети должны дорисовать половинку изображения предмета или узора (пример № 1).
Пример 1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Третье упражнение: рисование по памяти. Детям дается какая-то часть рисунка, например характерный предмет сказочного героя, они должны изобразить весь объект, вспомнив, кому принадлежит данное изображение в 5,7 классах (пример № 2).
Пример 2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Четвертое упражнение: словесное рисование. Вначале мы с детьми обсуждаем будущий рисунок с указанием расположения элементов на альбомном листе бумаги, а потом они его зарисовывают.

Пятое упражнение: изменение ракурса расположения фигуры в пространстве. Дети, рассмотрев репродукцию, должны представить и нарисовать, что они увидят с "другой стороны" (пример № 3).
Пример 3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Шестое упражнение: рассчитано на развитие творческой фантазии учащихся – преобразовать рисунок с учетом заданного времени года или суток (пример № 4).
Пример 4
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Седьмое упражнение: направлено на развитие чувства пространства. Дети должны выполнить перспективу рисунка, заданного видом сверху (пример № 5).
Пример 5
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Умение анализировать и воображать развивается при работе учащихся по теме "Бумажная пластика", когда дети учатся сгибать и преобразовывать плоский лист бумаги в объемную форму или конструировать модели, используя цветные геометрические кусочки бумаги.
Рисование по вышеперечисленным заданиям способствует активному развитию у школьников динамического пространственного воображения, способствует творческому подходу в решении различных задач, формирует у школьников умение анализировать исходные данные, переосмысливать их, повышая познавательную активность учащихся и творческое воображение.
Заключение
Предметы «Рисунок», «Живопись», «Изобразительное искусство и художественный труд» претерпевают изменения, которые определены социальными процессами, происходящими в обществе. Совершенствуется, обновляется, пересматривается графическая подготовка школьников с информационных и культурологических позиций. Информатизация общества создала предпосылки и обусловила необходимость пересмотра целей, задач, содержания школьного курса изобразительного искусства, что обусловило разработку новых учебных программ по ИЗО.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
«Изобразительное искусство» понимается как учебная дисциплина, изучающая символический язык общечеловеческого общения, основанный на системе методов и способов графического отображения, передачи и хранения информации об объектах и правилах выполнения некоторых видов графических изображений. Должное внимание уделяется освещению исторических аспектов появления графического языка, совершенствованию его методов, развитию систем, составляющих его.
Таким образом, приобщение к изобразительной культуре становится целью обучения ИЗО, которая конкретизируется в основных задачах:
- изучении символического языка общения, передаче и хранении информации о предметном мире с помощью различных методов и способов отображения ее на плоскости;
- освоении правил и приемов выполнения рисунков различного назначения;
- развитии логического и пространственного мышления, статических, динамических пространственных представлений;
- развитии творческого мышления и формировании элементарных умений преобразовывать форму предметов, изменять их положение и ориентацию в пространстве.
Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при выполнении творческих работ. Курсы рисунка, живописи ИЗО и художественный труд у школьников формируют аналитические и созидательные (включая комбинаторные) компоненты мышления и являются основным источником развития статических и динамических пространственных представлений обучающихся, что дает им возможность успешного изучения.
Творческий потенциал личности развивается посредством включения школьников в различные виды творческой деятельности, связанные с применением знаний и умений в процессе решения различных задач. Процесс усвоения знаний включает в себя четыре этапа: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решение творческих задач. Этапы связаны с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях. Без последнего этапа процесс обучения остается незавершенным. Такая деятельность создает условия для развития креативных качеств личности учащихся (способности к длительному напряжению сил и интеллектуальным нагрузкам, самостоятельности и терпения, умения доводить дело до конца, потребности работать в полную силу, умения отстаивать свою точку зрения и др.). Результатом творческой работы школьников является рост их интеллектуальной активности, приобретение положительного эмоционально-чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого потенциала личности.













13PAGE 15








Пример 1