Использование экологических задач в начальных классах
Использование экологических задач в начальных классах
В словаре Ожегова даётся такое определение: «Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей среде.»
Понятия: экология, охрана природы даются уже с 1 класса. Работа проводится систематически на всех уроках, включая уроки физической культуры и рисования.
Особое внимание к проблемам экологического образования детей младшего возраста можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения и актуальностью формирования экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.
По словам В. А. Сухомлинского, чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать ему эти чувства с детства.
Экологическое воспитание позволяет продемонстрировать младшим школьникам приспособленность растений и животных к среде обитания, зависимости, существующие в природе сообществ, связь человека с природой, результаты воздействия его деятельности на природу ближайшего окружения.
Экология для ребёнка – это всё, что его окружает. И дерево, и парк, и птицы, прилетающие к кормушке, и, наконец, сам человек.
Экологические знания составляют научную основу охраны и преобразования природы. Одно из эффективных средств, обеспечивающих творческий уровень применения экологических знаний, - познавательные задачи.
Экологические задачи не только стимулируют детскую любознательность, но и способствуют проявлению заботы и беспокойства о состоянии природы, дают детям основы знаний и навыков, позволяющих понять сложность развития окружающего мира.
Составным элементом экологического воспитания и обучения является формирование у младших школьников уважительного отношения к окружающим людям, к результатам трудовой деятельности и природной среде. Экологические знания помогут школьникам лучше понять необходимость труда в промышленности и сельском хозяйстве и осознать важность сохранения объектов окружающей среды.
Решение задач, в которых речь идёт о производстве, природе и сохранении её богатств, об экологических проблемах и путях их решения, скажется не только на усвоении изучаемых знаний, но и на формировании положительных эмоций и качеств личности подрастающего поколения. Так, например, при изучении темы «Вода» на уроках ознакомления с окружающим миром полезно предложить задачу, в которой речь идёт об экономном использовании питьевой воды. «Из крана за одну минуту вытекает 200 г. воды. Сколько воды вытечет из него за 1 час, за сутки, за неделю?»
Экологические задачи для младших школьников могут быть разного уровня сложности в зависимости от класса и подготовленности детей. Это может быть народная пословица или поговорка. Знание природы и жизненный опыт рождали пословичные выражения и обеспечивали им долгую жизнь, ибо полная зависимость от природы заставляла земледельцев тщательно изучать окружающий его мир, примечать «мельчайшие подробности случайностей природы», улавливать закономерности и связи одних явлений с другими, а это вылилось в целый свод правил, примет, тонких и верных наблюдений. Например, «Посеешь в погоду – больше приплоду», «Сей под погоду – будешь есть хлеб год от году».
Другой тип экологических задач – это загадки о растениях и животных или явлениях природы. Например, при изучении темы «Растения и животные леса» можно спросить у детей: «Нам нужны иголки для шитья, а кому нужны иголки для житья?» (Ежу.) Загадка будет задачей в том случае, если учитель не ограничивается только отгадыванием, а предложит детям ответить на более сложный вопрос, вытекающий из её содержания: «Зачем иголки ежу? Какую роль они играют в его жизни?». Используемые учителями на уроках окружающего мира рассказы и сказки В. Бианки и Н. Сладкова несут ту или иную экологическую информацию и поэтому могут служить материалом для составления экозадач или же сами являются экологическими задачами. При изучении жизни диких животных зимой используется рассказ Н. Сладкова «Косуля и Косач».
«- Послушай, Косач! Оба мы на снегу спим, но я почему-то замерзаю до невозможности, а тебе хоть бы хны! Отчего это, а?
- А оттого, Косуля, что не знаешь ты, как люди снег называют.»1
Вопрос: как люди снег называют? Почему Косач не замерзает, а Косуля замерзает на снегу? (Ответ: люди называют снег белым покрывалом, пуховым одеялом. Косач спит в снегу, как под пуховым одеялом. Косуля же спит на снегу без одеяла. Поэтому она и мёрзнет.
При изучении природных сообществ в теме «Растения и животные луга» можно предложить детям ответить на вопрос: «Что будет с природным сообществом, если разорить на лугу гнёзда шмелей?». При решении задачи дети знакомятся с одним из основных законов экологии – «Всё связано со всем», раскрывающим всеобщую связь процессов и явлений в природе.
Для детей младшего и среднего возраста написано много стихов о природе, которые можно использовать с целью выявления сложных экологических связей. При работе над стихотворением П. Комарова «Бурундук» задаём вопрос: «Что произойдёт с Бурундуком?»
В дупло берёзы, как в сундук,
Орехи прячет бурундук.
А я прогнал бурундука,
Орехи взял из сундука.2
Размышляя над тем, что произойдёт с бурундуком, дети, наверняка, дадут оценку и поведению автора. Можно заранее предупредить, что они будут на стороне бурундука, которого обидел человек.
Экологические задачи в начальной школе можно использовать как по теме, так и независимо от темы урока. В любом случае они будут активизировать внимание и мыслительную деятельность учеников, настраивать их на работу, повышающую эмоциональный фон урока.
1. Глаза у стрекозы размером чуть ли не с их голову, этим они обеспечивают её прекрасное зрение, что несвойственно многим другим насекомым. Чем можно объяснить хорошее развитие органов зрения у стрекозы? (Стрекозы – хищники, ловят в полёте мелких насекомых. Глаза – их незаменимые помощники в охоте.)
2. Вышли на поляну три оленя и стали щипать сочную траву. В это время, бесшумно промелькнув в воздухе, на спину к одному оленю смело опустилась проворная птица. Хвост у неё голубой, шапочка на голове чёрная – это голубая сорока. Попрыгивая на спине оленя, она нашла удобное местечко и давай выщипывать целые клочья линяющей шерсти. Почему она это делала? (Сорока делает свои гнёзда из шерсти. В одном гнезде можно насчитать 5-6 различных видов шерсти: оленя, медведя, волка, белки, лисицы. Сорока пользуется каждым удобным случаем, чтобы собрать нужную для гнезда шерсть.)
3. Подорожник получил своё название за то, что растёт вдоль дорог или прямо на дорожках. Почему он «облюбовал» себе такие места многолюдные места? (Распространяется семенами, которые переносятся, прилипая к обуви человека.)
4. У клеста нос наперекос. А зачем он такой? Муху им не поймаешь, зёрнышко с земли не склюёшь. Однако клёст доволен своим клювом. Что же в нём хорошего? (Клёст своим
клювом-клещами шишки потрошит: крепка еловая шишка, но клюв клеста легко с ней справляется.)
5. Коровы, лошади, находясь на пастбище или в стойле, постоянно бьют себя по бокам длинным, с кисточкой на конце хвостом.3 Для чего они это делают? (Коров и лошадей летом атакуют полчища мух, комаров, слепней и оводов. Не пришлось бы животным досыта поесть, если бы не их хвосты-мухобойки.)
6. « - Стой! Кто стрелял?! Кто в меня попал?!
- Я.
- Кто ты?
- Акация.
- Зачем?
- Нечаянно.
- Ишь ты, как метко будто из ружья. Из чего стреляешь-то?»4
Из чего стреляет акация и зачем? (Акация «стреляет» из высохшего стручка семенами. Так она размножается.)
Трудно переоценить роль математики в обучении и развитии мышления школьников. «Математика создаёт условия для умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природе и социальном окружении. Текстовые задачи имеют возможность для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении её природных богатств»5. Использование текстовых задач на уроках ознакомления с окружающим миром усиливает предметные связи, что способствует лучшему усвоению изучаемого материала, а также помогает предупредить разрыв теоретических и практических знаний.
Следует отметить, что в учебниках математики много задач с экологическим содержанием, например: «Ученики первого класса посадили 2 ряда лип по 5 деревьев в каждом ряду и 3 ряда дубов по 6 деревьев в каждом ряду. Сколько всего деревьев посадили школьники?» Однако при решении задач на уроках математики внимание учителя и ученика направлено на осознанный выбор действия, посредством которого решается задача, и учащиеся не видят в них экологической морали. Следовательно, учитель должен использовать любую возможность для того, чтобы показать, что решение задач связано с реальными жизненными ситуациями.
В учебнике «Математика» (IY класс) рассматривается задача: «В питомнике вырастили 360 саженцев голубых елей, причём на каждые 8 саженцев голубых елей приходилось 18 клёнов и 16 лип. Сколько всего голубых елей, клёнов и лип вырастили в питомнике?»6 Для усиления экологического аспекта необходимо провести дополнительную работу над задачей после её решения. С этой целью модно предложить вопросы вида: «С какой целью высаживаются деревья в городских парках? Почему необходимо проводить посадку саженцев после вырубки деревьев? Какую пользу приносят лесополосы в степных зонах?»
Предлагаемые ниже задачи будут способствовать формированию у младших школьников экологических знаний и воспитанию ответственности за сохранение и преумножение природных ресурсов, а также могут понять и оценить возможности влияния деятельности человека на окружающий мир.
1. В России выведена порода лошадей, масса которых достигает 5 ц. В Аргентине разводят крошечных лошадей – пони, весом не беле 25 кг. во сколько раз ласа лошади больше, чем масса австралийского пони?
2. Австралийские пони живут до 4о лет, а лошади – до 20 лет. Сравни продолжительность жизни этих животных.
3. Одна бабочка яблоневой плодожорки откладывает 150 яиц. Сколько яблок испортят гусеницы, которые выведутся из этих яиц, если каждая гусеница испортит по 2 яблока?
4. Оля нашла 5 белых грибов, 3 подосиновика и 2 мухомора. Мама выбросила мухоморы. Сколько съедобных грибов собрала Оля?
5. Школьники собрали 20 т металлолома. Сколько железной руды помогли сберечь дети, если одна тонна металлолома сберегает 2 т руды?
6. Скорость черепахи равна 5 м/мин, а страус может развивать скорость до 60 км /ч. во сколько раз скорость черепахи меньше скорости страуса?
7. В Приморском и Хабаровском краях за последние 20 лет уничтожено 1/5 леса. Через сколько лет не останется ни одного дерева, если леса и дальше будут уничтожать подобным образом?
8. Учёные подсчитали, что каждую минуту вырубается примерно 20 га леса. Сколько леса исчезает за 10 мин, за 1 ч, за 1 год?7
При решении задач с вырубкой лесов, школьники начинают осознавать, что природные богатства не безграничны. Решение подобных задач формирует у школьников чувство ответственности за сохранение и восстановление природных ресурсов.
Экологическому воспитанию помогает и решение задач, в которых говорится о материальных затратах на уборку территории, о ликвидации вреда, который приносит человек окружающей природе, например: «На пришкольной аллее посажено 20 липок, но вскоре 3 дерева были поломаны. Сколько деревьев осталось на аллее? Подсчитайте, какой убыток понесла школа, если за каждое дерево заплатили 200 р., а на его посадку - 60 р.?» Решение этой задачи и обсуждение причин гибели саженцев оказывают положительное влияние на осознание и осмысление негативного поступка, что в свою очередь может предупредить соответствующие действия младших школьников.
Решение задач с экологически содержанием должно преследовать ещё одну важную задачу – воспитание у молодого поколения чувства ответственности за будущее нашей планеты.
Систематическое использование задач с экологическим содержанием способствует лучшему усвоению знаний, расширяет кругозор школьников, помогает осознанию учащимися необходимости бережного отношения к природе.
Ссылки
1.Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. М., Просвещение, 1990 .
2.Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. М., Просвещение, 1990 .
3. В. В. Бианки. Лесная газета. «Книги «Искателя». М., 2009.
4..Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. М., Просвещение, 1990.
5. Т. Иванова. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. М., 2003.
6. М. И. Моро и др. Математика: Учеб. для IY Кл. Ч. 2. М., 2004.
7. Журнал «Начальная школа.». №10, 2007.
Список литературы
1. В. В. Бианки. Лесная газета. «Книги «Искателя». М., 2009.
2. Журнал «Начальная школа.». №10, 2007.
3. Т. Иванова. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. М., 2003.
4. М. И. Моро и др. Математика: Учеб. для IY Кл. Ч. 2. М., 2004.
5. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М., 2001.
6. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. М., Просвещение, 1990 .
Аннотация. В статье автор уделяет особое внимание экологическому воспитанию учащихся начальных классов, приводит убедительные примеры экологического обучения. Особое внимание уделено в статье экологическим задачам, которые используются на всех уроках. Экологические знания помогут школьникам осознать важность сохранения окружающей природы и бережного к ней отношения.
Ключевые слова: экология, экологическое воспитание, проблемы экологического воспитания, актуальность проблемы, растения и животные, окружающие нас, экологические задачи, экологическая мораль, жизненная ситуация.
15