Развитие логического мышления дошкольников с помощью нестандартного дидактического материала.
Развитие логического мышления дошкольников с помощью нестандартного дидактического материала.
Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, так как развитие современного общества носит динамический характер, то и ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. Поиск эффективных дидактических средств развития логического мышления дошкольников является неотъемлемой частью данной задачи.
Каждый ребенок с удовольствием участвует в играх, которые поддерживают его развитие физическое и духовное, а также развивают умственные способности. Игровое занятие – это самый лучший способ познания и понимания окружающего мира, и, следовательно, является неотъемлемой частью процесса социализации. Вот почему мы не можем отказаться от игр в процессе интеллектуального, эмоционального и социального развития каждого дошкольника. Во время игровых занятий дети разрабатывают стратегии действия, которые ведут их к решению проблем, одновременно развивая аналитическое мышление. Каждая игра дает много возможностей для размышлений, рефлексии, маленьких «изобретений». Понимание мыслительных процессов, связанных с действиями, становится огромным интеллектуальным достижением малыша. В процессе самостоятельных попыток, маленький человек учится гораздо больше, чем через пассивное прослушивание.
Игра – это форма деятельности, которая не имеет конкретного назначения. Часто она имеет хоть какой-то смысл, но основное ее назначение состоит в получении удовольствия. Именно поэтому, игровые занятия – это особый способ активного познания окружающего нас мира, и понимания реальности. В играх присутствует элемент символического отражения реальности. Игры обеспечивают процессы обучения в плане познавательном, эмоциональном и социальном. Во время игры дети сталкиваются с выдуманными испытаниями, которые хотя и отличаются от реальной ситуации в жизни, но содержат определенные ее аспекты.
С целью развития у детей умений выполнять последовательные действия: анализировать, обобщать по признаку, думать целенаправленно, сравнивать, в своей работе я использую простые логические задачи и упражнения. Любая необычная игровая ситуация, в которой есть элемент проблемности, всегда вызывает большой интерес у детей. Такие задания как поиск признака отличия одной группы предметов от другой, поиск недостающих в ряду фигур, задания на продолжение логического ряда способствуют развитию смекалки, логического мышления и сообразительности.
-1225553302000Один из основных залогов успешного обучения детей - это использование в работе с дошкольниками занимательного наглядного материала. На занятиях я большое внимание уделяю играм с логическими кубиками Дьенеша, которые стимулируют познавательную активность ребёнка. Они помогают детям
перейти от наглядно – образного к наглядно – схематическому мышлению, а затем и к словесно – логическому мышлению;
научиться оперировать несколькими свойствами предметов одновременно;
научиться моделировать разные множества с заданными свойствами;
понять сложные логические отношения между множествами.
Логические кубики Дьенеша нельзя просто отдать крохе для самостоятельных игр. Для начала следует вместе познакомиться с содержимым набора. В комплекте всего 48 фигур и среди них нет полностью одинаковых.
Весь процесс обучения дошкольников с помощью нестандартного дидактического материала идет через игру и игровые упражнения. Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их, поскольку, анализируя игровую ситуацию, дошкольник должен прибегнуть к логике, оперируя образными моделями. Игры позволяют организовать сложный процесс освоения знаний в интересной для ребёнка форме, придавая умственной деятельности увлекательный, занимательный характер. Именно поэтому в процессе игры ребёнок может решить даже те задачи, которые в других условиях кажутся невыполнимыми.
Игры могут непосредственно включаться в занятие. Или проходить в свободное от занятий время индивидуально или с небольшой подгруппой детей. Игровые упражнения нужно проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.
В обучении дошкольников нестандартная задача, целенаправленно и к месту использованная, выступает в роли проблемной. Здесь налицо поиск хода решения выдвижением гипотезы, проверкой ее, опровержением неправильного направления поиска, нахождением способов доказательства верного решения.
Знакомство детей с геометрическим конструктором начинается с простых игр, которые помогают детям усвоить все свойства блоков:
«Построй домик для поросят»: прочитать детям сказку «Три поросенка», а потом предложить построить крепкий кирпичный домик Наф-Нафа. Задача усложняется тем, что кубики все немного разные по форме и размерам.
«Найди похожие»: попросить детей выбрать фигуры определенного цвета или формы.
«Угадай какой»: предложить ребятам выбрать с закрытыми глазами блок и наощупь определить его форму и размер.
Для дальнейших занятий следует усложнить задания. На данном этапе интересны следующие игры:
«Похожи и не очень»: предлагается сортировать кубики по одному или нескольким признакам, заданным на словах или при помощи карточки.
«Продолжи ряд»: необходимо выложить несколько фигур в цепочку, а ребенку нужно продолжить ее.
«Кто быстрее?»: выполнять задания на скорость – построить башню, найти нужную фигуру по описанию.
«Что лишнее?»: следует выбрать несколько блоков и попросить детей назвать лишнюю среди них, например, среди желтых фигур, будет одна красная.
«Что пропало?»: детям предлагается угадать спрятанную фигуру, задавая наводящие вопросы.
«Повтори»: дети выкладывают из блоков рисунок, предложенный им на картинке. В последствии задача усложняется и дети пробуют выложить картину по рассказу воспитателя, по окончании сверяясь с иллюстрацией.
В процессе выполнения заданий в младшем и среднем возрасте вводится игровая мотивация, в старшем возрасте - соревновательный элемент (кто быстрее составит, найдет, положит). Детям даются инструкция (целостная – для старших, расчлененная – для малышей), пояснения, разъяснения, указания о необходимости поискового подхода к решению задачи. Используется система наводящих вопросов, словесные отчеты детей о выполнении задания. Обязателен контроль над выполнением заданий и оценка, подтверждение правильности или ошибочности хода.