Формирование исследовательской компетенции обучающихся средствами современных образовательных технологий
Материалы к проведению городского семинара учителей биологии
Капкова Т.Г., главный методист учителей биологии
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1. Что включает в себя исследовательская компетенция?
2. Как Вы считаете, средствами каких педагогических технологий идет формирование исследовательской компетенции?
3. Что Вы ожидаете от мастер - класса? Какова цель вашего прихода сюда?
Система общего образования Российской Федерации переживает период активных преобразований. Мощный импульс этому процессу придал национальный проект "Образование". В условиях модернизации образования происходят изменение школы - это ожидаемый и естественный процесс.
Основная цель современной школы - это создание условий для развития потенциала молодого человека, самореализации личности, самоопределения, выбора профессии для свободной адаптации в современной жизни.
Молодые люди, выпускники школы, должны обладать такими качествами, как деловитость, дисциплина, ответственность, самостоятельность, конкурентоспособность.
Акцентировать внимание педагогов на формировании конкурентоспособной, всесторонне развитой личности обучающихся позволяет переориентация образования на компетентностный подход. Становится ясно, что основная задача учителя на современном этапе - грамотно перевести акцент при оценке результатов образования с понятий "образованность", "обученность", "умения", "знания" на понятия "компетенция", "компетентность".
Компетентность является "ключевым" термином современного образования, который обеспечивает возможность принятия эффективных решений в определённой области. Компетентность - результат образования, выражающегося в умении актуализировать имеющийся опыт и реализовывать его в соответствии с современными вызовами общества (совокупность компетенций).
Понятие "образовательной компетенции" трактуется как "совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности".
Что представляет собой исследовательская компетентность?
Она представляет собой совокупность знаний в определенной области, умения видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования; способность применять эти знания и умения в конкретной деятельности.
Исследовательская компетентность наиболее полно отражает современные требования к качеству школьного образования в аспекте развития личности учащегося.
Из модели формирования исследовательской компетентности обучающихся видно, что сформировать составляющие всех компонентов указанной компетентности и компетенции невозможно средствами одной педагогической технологии.
И решение данной проблемы видится в системном использовании технологий в образовательном процессе.
Методы исследовательской деятельности являются базовыми в технологиях развивающего, проблемного, разноуровнего и коллективного способов обучения, и, разумеется, исследовательских и проектных технологий, технологии развития критического мышления.
Знания в курсе биологии я рассматриваю не как самоцель, а как средство развития мышления ребят, творческих способностей и мотивов деятельности. Моя работа по формированию исследовательской компетентности школьников основывается на внимании к самому процессу усвоения знаний, на тех методах, которые используются во время проведения уроков.
Анализ обобщенных педагогических технологий
Название
Цель
Сущность
Механизм
Проблемное обучение
Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся
Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания
Поисковые методы; постановка познавательных задач
Модульное обучение
Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки
Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой
Проблемный подход, индивидуальный темп обучения
Развивающее обучение
Развитие личности и ее способностей
Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию
Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности
Игровое обучение
Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений
Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации
Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность
Обучение развитию критического мышления
Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс
Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения
Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия.
Исследовательское и проектное обучение
Формирование творческой активности, развитие самостоятельности, обучение приемам исследовательской деятельности
Организация поисковой познавательной деятельности путем постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения
Поисковые и проблемные методы; постановка исследовательских задач
1. Метод «Работа с учебной литературой». Учим хорошо ориентироваться в учебной литературе: пользоваться оглавлением, указателем терминов, шрифтовыми выделениями, вопросами, рисунками, изучать и излагать основное содержание, находить ответы на вопросы и писать реферат.
2. Метод «Наблюдение» - целенаправленная познавательная деятельность учащихся, основанная на чувственном восприятии изучаемого объекта или процесса. Наблюдение обусловливает направленность мыслительной деятельности школьников.
Наблюдения проводятся как в кабинете биологии, так и в естественных условиях (экскурсии в природу). Во время экскурсии учебный процесс протекает вне кабинета, преобладающую роль в обучении играют наблюдения и самостоятельная работа учащихся по инструктивной карточке.
3. Метод «Сравнение» чаще используется при установлении сходства и различия.
4. Метод «Описание биологического объекта» - составление устного или письменного рассказа об объекте на основе чувственного восприятия (Памятка для учащихся «Исследования, наблюдения и описания объектов растительного мира»).
5. Метод анализа. При изучении живых объектов от школьников требуется умение анализировать, т.е. мысленно выделять части объекта, их соподчиненность. Начинаем формирование этого умения с внешнего материального действия - расчленения объекта. Выполняя лабораторные работы по изучению органов цветкового растения, строения семян, плодов и пр. учащиеся сначала рассматривают натуральные объекты целиком, расчленяют на части, а затем составляют схему. Схема отражает только наиболее существенные признаки изучаемого объекта и их соподчиненность.
6. Эксперимент. Биологическая наука в основе своей экспериментальна. Эксперимент требует более сложной работы школьников, чем наблюдение. Он включает в себя постановку опытов с живыми объектами, наблюдения за биологическими явлениями и процессами.
7. Метод «Решение исследовательских задач», в зависимости от объема содержащегося экспериментального материала, степени включения математического аппарата для обработки данных, можно разделить на задачи практикума, исследовательские задачи и научные задачи.
Первые два типа задач чаще всего решаются в ходе урока - лаборатории, урока - практикума и являются его составной частью (лабораторный опыт) или его основой (лабораторная, практическая работа)
8. Проблемный метод наиболее разнообразен по своим формам и возможностям использования. В том или ином случае он, в первую очередь, направлен на формирование у обучающихся способности вычленить проблему, выдвинуть гипотезу, предложить методы решения проблемы, обобщить полученные результаты и сформулировать выводы.
9. Метод «Мозговой штурм» - это хороший способ включения в работу всех членов группы, который позволяет выслушать мнение каждого, быстро генерировать множество идей. Каждый в группе имеет возможность высказать свое мнение, что конечно повышает самооценку. В группе действуют правила работы "Не оценивай! Не критикуй! Не выноси информацию из группы! Здесь и сегодня!" Задается тема, формируется вопрос, дается время для обсуждения и каждый высказывает свое мнение по кругу. Учитель "погружает" учащихся в проблему. В ходе работы учитель записывает всё, что предлагают ученики. Каждая идея, каждый факт важны и должны быть зафиксированы. Записывать идеи надо без нумерации - по мере их поступления, в краткой форме, без исправлений и комментариев или интерпретаций. Мозговой штурм может быть индивидуальным, парным или групповым.
10.Метод "Ассоциация".
В самом начале урока учащимся предлагается записать все ассоциации, которые возникают у них на слово "Селекция".
1 этап: Учащиеся записывают все возникшие у них ассоциации на листе бумаги или в тетради.
2 этап: Объединяют эти ассоциации в паре.
3 этап: Объединят ассоциации в группе.
4 этап: Работая в группе, составляют рассказ "Что мы знаем о селекции", используя все ассоциации группы.
5 этап: Работая в группе, выполняют задание: Представьте, что вы селекционеры. Какой новый сорт томата вы бы хотели получить? Какими качествами он должен обладать и почему?
11. Метод «Кластеры».
Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (после прослушивания рассказа учителя, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения и т.д). Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют "наглядным мозговым штурмом".
Происходит выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
12. Метод ПОПС – формула, используемый при обсуждении дискуссионных проблем, при выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию. Это простая форма работы на занятии, когда нужно выработать аргументы, позволяющая сформулировать и представить свое мнение в четкой и сжатой форме. Наиболее результативно данный метод применяется на уроках изучения нового материала. Схема работы следующая.
П - позиция (в чем заключается точка зрения) - я считаю, что
О - обоснование (доводы в поддержку позиции) - потому, что
П - пример (факты, иллюстрирующие довод) - например
С - следствие (вывод, призыв к принятию позиции) - поэтому
13. Метод «Инсерт».
Учащимся необходимо прочесть текст и сделать в нем определенные пометки в соответствии со своими знаниями и пониманием. Дополняю работу заданием- составить вопросы, расширяющие знания (прямые ответы на эти вопросы в тексте отсутствуют и требуют дополнительной информации), а также вопросы проблемного характера. Провожу конкурсы на лучший вопрос 2-ой и 3-ей категории.
14. Метод шести шляп Эдварда Боне
15. Метод фишбоун
16. Метод ТРИЗ – теория решения изобретательских задач
17. Метод кейс –стади
Прогноз положительных результатов в процессе системного подхода по формированию исследовательской компетенции:
1) повышение качества обучения за счёт:
- увеличения количества учащихся, занимающихся на "4" и "5";
- увеличения количества победителей олимпиад;
- увеличения количества победителей и участников исследовательских конференций, конкурсов;
- увеличения количества членов школьного научного общества;
2) создание положительной мотивации обучения;
3) формирование культуры мышления, исследовательских умений;
4) поддержание отношений " учитель - ученик" в рамках сотрудничества;
5) формирование умения работать с информацией, которое может проявляться:
- в сознательном владении основами библиотечной грамотности;
- в активном применении новых информационных технологий.
6) самореализация личности обучающихся.
15