Картотека дидактического материала по автоматизации тв.звука Л (11-20)
Першина М.Н.
Звукопроизношение
Звук Л
Карточка № 11
1.Выполнить упражнения артикуляционной гимнастики
2. Проговорить чистоговорки (внятно и не торопясь):
Ла-ла-ла - быстро вертится юла; у папы есть пила,
ла-ла-ла - наша Мила мала,
ло-ло-ло - (мы) приехали в село,
лу-лу-лу - заведу юлу; мы гуляли по селу; я ищу пилу
лу-лу-лу - (мы) сидим на полу,
лы-лы-лы - у меня нет пилы (юлы),
лы-лы-лы - мы расставили столы; деревянные столы.
3. Проговорить,четко произнося звук Л
белый халатхолодный подвал
голубое платьеголодный волк
светлая лунатолстая палка
плохая лодкатяжелый молоток
теплый платокспелая клубника
сломанная пиласмелый солдат
4. Изменить предложения по образцу:
Я купила платок.
Ты купила платок.
Она купила платок. Он…. Они….. Вы... Мы….
Першина М.Н.
Звукопроизношение
Звук Л
Карточка № 12
1.Выполнить упражнения артикуляционной гимнастики:
2. Проговорить (внятно и не торопясь):
а) в начале слова:
лак, лампа, лавка, лапа, лапша, ладонь, ландыш,лото, лопата, ловушка, лов, лоб, лось, локон,локоть, лобзик, луг, лупа, лужа, луна,лыжи;
б)середине слова:
палатка, дело, молоко, молоток, болото, голова, тулуп, шалун, голубь, голубка, волы, столы, вилы, белый, умелый, Алла, алло, халва, галка, палка, балка, волна, солдат, толпа, толкать, полка, вилка, пилка, белка, телка, план, плата, плач, платье, платок, плакат, пластинка, пламя, плот, плуг, плут, плутовка, класс, клад, клок, клоун, клубок, клумба, клык, бланк, благополучие, облако, яблоко, блокнот, обложка, блуза, флаг, фланг, флакон, флажок, флот, флоксы, шелк, залп, одевался, боялся, баловался, мылся, бился;
в) в конце слова:
бал, мал, дал, упал, ломал, пенал, вокзал, гол, кол, укол, пол, футбол, стол, стул, гул, дул, уснул, мыл, умыл, менял, пил, мел, пел, сел;3. Изменить предложения по образцу:
Я катала куклу. Ты катала куклу. Она …. Он…. Вы….. Они…. Мы….
Першина М.Н.
Звукопроизношение
Звук Л
Карточка № 13
1.Выполнить упражнения артикуляционной гимнастики:
2 Проговорить чистоговорки (внятно и не торопясь):
Шла-шла-шла - мама в комнату вошла,
шло-шло-шло - вот и солнышко взошло,
сла-сла-сла - гусей на улице пасла
сло-сло-сло - это (новое) весло; лодке нужно весло,
кла-кла-кла - мама пироги пекла,
кло-кло-кло - будет чистым стекло,
гла-гла-гла - Лана маме помогла,
глу-глу-глу - нитку вдену в иглу,
тло-тло-тло - стало вдруг светло,
пла-пла-пла - зимой все ждут тепла,
пло-пло-пло - на улице (теперь) тепло,
пло-пло-пло - (вот и) стало тепло.
3. Повторить словосочетания:
Белый мел, светлая луна, плохая лодка, тёплый платок, сладкое яблоко, толстая палка, спелая клубника, сломанная пила, глубокий колодец, плыл на плоту, сломал лопату, положил на полку, сделал флаг.4.Игра «1-2-3-4-5» со словами: толстый вол, голубой стол
5. Спряжение в будущ. и прош. времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они): Полоть гладиолусы на клумбе.
Першина М.Н.
Звукопроизношение
Звук Л
Карточка № 14
1. Выполнить упражнения артикуляционной гимнастики.
2. Повторить словосочетания:
Белый мел, светлая луна, плохая лодка, тёплый платок, сладкое яблоко, толстая палка, спелая клубника, сломанная пила, глубокий колодец, плыл на плоту, сломал лопату, положил на полку, сделал флаг.2. Повторить предложения:
У стола стоял стул. В углу сложен хлопок, Алла шила платье. Мила несла флаг. По волнам плывёт плот. Владик учил глаголы. Милу укусила пчела. Клава захлопала в ладоши. Слава пошёл в школу. У слона белые клыки. Около слона стоял слонёнок. Белка сидела на ёлке. Луша подмела пол
3. Назвать птиц, животных, в названиях которых слышится звук «Л». Ответы записать со слов ребенка.
Голубь, ласточка, глухарь, щегол, дятел, галка, перепел, соловей, орел, иволга, сокол, лунь.Волк, белка, лось, слон, лама, лошадь, осел, козел, шакал, ласка, вол, мул.4. Спряжение в настоящем времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они): Класть лук на полку.
Першина М.Н.
Звукопроизношение
Звук Л
Карточка № 16
1. Выполнить упражнения артикуляционной гимнастики.
2. Слова: платье, платок, плакат, платан, пластик, пластилин, пластмасса, плавать, пловец, заплатка, плов, плохо, пломба, плов, плыть, каблук, блокнот, хлопать, хлыст, флаг, флакон, флот, флотилия, флоксы, глаза, гладиолусы, гладкий, гладить, глупый, глубокий.3. Повторить предложения:
На небе луна. Мила полола лук. Володя ловкий и смелый. Надя надела белый халат. Дядя Михаил коня напоил. Петя мыл пол. Солдат в каске. У Милы упал пенал. Кот поймал галку. На полке стоят книги. У Вовы новые лыжи. Михаил сел за стол. На дубе жёлуди. Малыш упал и заплакал. Мила упала в лужу.
4. Подбор предметов к признакам, проговаривание полученных словосочетаний (про что можно зказать..)Голубой, -ая, ое.
Записать со слов ребенка в тетрадь.
5. Спряжение в прошедшем времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они): Заблудиться в глухом лесу.
Першина М.Н.
Звукопроизношение
Звук Л
Карточка № 15
1.Выполнить упражнения артикуляционной гимнастики:
2. Произношение слов:
школа, пила, ласточка, ладья, пчела, юла, акула, скала, лось, лом, лошадь, лодка, ложка, лото, мыло, шило, одеяло, пилот, калоши, велосипед.2. Повторить предложения:
Лампа упала. Мила подняла лампу. Ласточка поймала бабочку. Малыш нашёл ландыш. Мила прочитала: «Эта школа новая и светлая». У Володи было лото. Надя мылась мылом. Лайка выследила лося. Володя будет пилотом. Таня скакала на лошади. Надя каталась на лодке.
3. Учим:
По оврагам ехал лыжник,
По сугробам ехал лыжник,
По дороге ехал лыжник
И наехал на булыжник.
4. Счет 1-10:
Голубое одеяло, смелый салдат.
Першина М.Н.
Звукопроизношение
Звук Л
Карточка № 17
Выполнить упражнения артикуляционной гимнастики.
1. Проговорить слова, следя за правильным произношением звука Л
Балкон, косилка, поилка, вилка, белка, молния, полдень, волк, булка, пилка, жилка, вулкан, халва, фиалка, галстук, бутылка, палка.2. Мила видела весёлого клоуна. Дятел долбил ёлку. У Милы новый блокнот. Около дома клумба. Клава посадила флоксы. Мила отодвинула стул. На пол упал клубок ниток. Мы собирали клубнику.
3. Подбор предметов к признакам, проговаривание полученных словосочетаний:
Белый, -ая, -ое.
Записать ответы в тетрадь со слов ребенка
4.Спряжение в прошедшем времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они): Полоскать голубое платье в холодной воде.
5.Стихотворение «Скакалка». Заучить,четко проговаривая звук Л
Очень любит Галка веселую скакалку,
Скок да скок! Галке не жалко ног.
А бывает жалко веселую скакалку.
– Отдохни, скакалка! – еле шепчет Галка.
Першина М.Н.
Звукопроизношение
Звук Л
Карточка № 18
Выполнить упражнения артикуляционной гимнастики.
1. Повторить медленно и четко:
Мила пьёт молоко. В лодке два весла. Клава вымыла калоши. Над столом висит лампа. У Аллы в руках лыжи. Володя сделал полочку. Слава купил пенал. Клава катает куклу. Брат уехал на футбол. На скакалке узел. У Луши голубые глаза. Слава видел слона.
2. Счет 1-10 – слон, слониха, слоненок, слоник.
3. Заучивание серии стихов о слонах:
Слоны умны, слоны сильны, слоны спокойны, веселы.
Головой кивает слон – он слонихе шлет поклон.
Спит в углу моя слониха, двое маленьких слонят спать давным-давно хотят.
5. Проговори фразы по образцу:
Я колола, и он колол.
полола
молола
кушала
делала
ломала
Першина М.Н.
Звукопроизношение
Звук Л
Карточка № 19 Выполнить упражнения артикуляционной гимнастики.
1. Повторить медленно и четко:
Во дворе лаял пёс. По реке плыл плот. Котёнок лакал молоко. Павел пригладил волосы. Нил получил письмо от Михаила. Нил сам выгладил полотенце и платки. Солдат доложил, что выполнил задание. Володя сломал, а потом наладил велосипед. Во дворе полаял и замолк пёс.
2. Проговори фразы, вставляя пропущенное слово:
Алла кладет на полку …
флажок, мелок, клубок, булку, ложку, вилку, иголку, скакалку.
Что из этих предметов нельзя есть? Отвечать полным ответом.
3. Отгадай, выучи, нарисуй:
Белое одеяло
Землю одевало.
Солнце напекло,
Одеяло потекло.
4. Проговори фразы:
Я плыву на плоту.
Он..Мы…
Ты…
Они…
Вы…