«Использование сказкотерапии северными сказками для воспитания положительных нравственных качеств личности дошкольника».
«Использование сказкотерапии северными сказками для воспитания положительных
нравственных качеств личности дошкольника».
Содержание
1. Введение
- Актуальность темы.
- Цель, задачи работы по использованию сказкотерапии через северные сказки,
для воспитания положительных нравственных качеств личности дошкольника.
- Принципы сказкотерапии.
2. Основная часть
- Методы и этапы работы.
- Беседы.
- Работа с родителями.
- Дидактические игры.
- Народные игры.
3.Заключение
1. Введение Актуальность темы
Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.
Народы Севера имели свои понятия и представления о тайнах мироздания, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Самое главное – они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.
Народы севера, живя в экстремальных условиях северного края, успешно занимались оленеводством, рыболовством и охотничьими промыслами, владели технологией изготовления предметов из кости, дерева, бересты, выделка кожи и меха, приготовление пищи из молочных, мясных и иных продуктов.
Культура народов Севера – достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.
Наша задача состоит в том, чтобы возродить национальные традиции и обычаи народов Севера, потому что малочисленному народу традиции и обычаи нужнее, чем большому народу; только благодаря им он может сохранить себя как народ. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.
Цель, задачи работы по приобщению детей к культуре народов Севера:
В подготовительной группе на основе анализа индивидуальных бесед с детьми я сделала вывод: у большинства детей не сформированы знания о нашем северном крае, о коренных жителях севера, их традициях, обычаях. Поэтому я поставила перед собой цели:
приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре народов севера, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям;
формировать интерес к истории культуры, желание изучать культуру коренных народов Севера;
воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта народов Севера, любовь к родному краю.
Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности.
Своеобразие этнокультуры народов Севера заключается в том, что личное становление детей происходит в экстремально сложных условиях, обусловленных холодным климатом и резко континентальным переходом в короткое лето.
На мой взгляд, приобщение детей к народной культуре народов севера является средством формирования у них патриотических чувств и развитие духовности.
Я считаю, что мы должны знать культуру нашего народа, живущего рядом с нами, и прививать эти знания детям. С раннего детства необходимо развивать у них стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов Севера. Знакомить с устным народным творчеством. Формировать знания о дружбе, хороших и плохих качествах характера людей через народный этнос.
Для реализации поставленных целей мне необходимо было решить следующие задачи:
- формировать уважение к традициям и обычаям;
-знакомить с устным народным творчеством;
-воспитывать любовь к родному северному краю;
-прививать основы экологического самосознания через заповеди и народные обычаи.
2. Основная часть
Использование разнообразных методов работы
Для решения поставленных задач я использовала сказки народов Севера. Методы работы, способствующие развитию и обогащение знаний каждого ребенка. При этом немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы с дошкольниками, я считаю скаозкотерапию через северные сказки. Так как именно она позволяет интегрировать самые различные виды детской деятельности.
Цель создания проекта– сформировать у детей интерес и уважение к культуре и традициям северных народов, к их труду, жизни посредством действенного познания. Именно здесь, в рамках проектной деятельности, мои воспитанники получают новые знания и духовное приобщение к культуре народов севера.
Для работы с детьми был изготовлен иллюстративный и поделочный материал по сказкам. Собрала традиционные игры, книги, сказки, пословицы и поговорки. Дети очень любят рассматривать красочные книги, иллюстрации .
Использование наглядного художественного материала помогает мне развивать у детей логическое мышление, внимание, память, умение анализировать.
Этапы работы:
2. Этап Подготовительный
- Изучение литературы по проблеме.
Наше дошкольное учреждение работает в тесном контакте с библиотекой.
Сегодня под сказкотерапией понимаются способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Поэтому для меня сказкотерапия является воспитательной системой. Предметом сказкотерапии является процесс воспитания внутреннего мира ребенка, развития его души.
Работая в группе детского сада воспитателем, сталкиваюсь с разными детьми: стеснительными, замкнутыми, агрессивными и очень активными, которых любят называть гиперактивными, требующими к себе усиленного внимания.
Причины неблагополучия детей объясняется внутренней дисгармонией ребенка.
Поэтому в своей работе особое внимание хочу уделить сказкотерапии, которая поможет мне решать следующие задачи:
В первой задаче рассматривается видение обратной стороны проблемы (какие проблемы у ребенка, почему он такой агрессивный, подвижный или замкнутый?) Потому что под агрессивностью может скрываться миролюбие, под страхом – бесстрашие, под глупостью – ум.
Как же растить созидателя в агрессивном ребенке? В этом мне помогает сказкотерапия.
Работа с родителями –
Современные родители постоянно заняты своими проблемами, жизненными трудностями, поэтому мало общаются с детьми, мало уделяют внимание совместному детскому чтению.
- Ознакомление родителей с методом сказкотерапии.
-Консультация для родителей «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»
- Создание предметно-развивающей среды
- Оформление и шитье одежды для показа сказок.
2 этап Основной
- изготовление папок-передвижек и проведение консультаций по темам:
Беседа -«Расскажи мне, мама, сказку» (рассказывающей о методах
сказкотерапии , о возможностях их использования в условиях семьи);
- « Сказка – это серьезно» (посвященной проблеме приобщения родителей, детей к чтению сказок.
-проведение мастер-класса по изготовлению кукол;
-привлечение родителей к изготовлению разного вида театра;
- привлечение родителей к сочинению сказок и изготовлению иллюстраций к ним.
Работа с детьми
- Рисование с применением нетрадиционной техники, пересказ и сочинение сказок.
Работа с педагогами
Консультации: - «Роль сказки в познавательном развитии и воспитании дошкольников».
- « Сказкотерапия, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста».
3 этап Заключительный
- Итоговая диагностика детей
- Обобщение опыта работы
- Беседа по теме: «Использование нетрадиционных технологий в работе со сказкой»
Распространение опыта работы
Беседы
Для активизации мыслительной деятельности, наблюдательности, памяти и речи у детей в своей работе я планирую беседы. Беседа является основной формой речевого общения ребенка с взрослыми и своими сверстниками. Беседу я использую, как активный метод умственного воспитания. Общение в форме вопросов и ответов побуждает детей воспроизводить наиболее значимые, существенные факты: сравнивать, обобщать, рассуждать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, образные выражения. Закрепляется умение отвечать кратко, точно, следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять и поправлять ответы друзей.
Чтобы вызвать у детей интерес и желание больше узнать о своем крае и о сказках Севера, на занятия приходит кукла в национальном костюме. Дети с интересом рассматривают ее костюм и украшения. Кукла рассказывает о себе и о своем наряде. «Я девочка - Северяночка». Я живу на Севере. На мне северный костюм: платье – малица с орнаментом. На голове у меня украшение, а на ногах - .. Я буду знакомить вас с северными сказками.
Знакомство детей со сказками я начинаю с подготовительной группы. В начале года знакомлю детей с северными сказками, чем они отличаются от русских народных сказок. Занятия организую в форме беседы на темы: «Коренные народы Севера», «Север - Мой край родной», «Жители Севера», «О природе и жизни людей на Севере».
Для того, чтобы вызвать у детей еще больший интерес к занятиям и беседам, на которых я знакомлю их со сказками народов севера, я обязательно включаю игровой момент – приход куклы с предметами быта, сувенирами, фотографиями, книгами.
Я заметила, что использование в беседе игровых приемов помогает детям стать наиболее наблюдательными, сообразительными, любознательными.
Беседуя с детьми о сказках Севера, вношу конверт с иллюстрациями из разных сказок, среди которых есть иллюстрации сказок народов Севера. Предлагаю отобрать только те картинки, на которых изображены северные сказки. Задаю вопросы: «Почему вы считаете, что это сказки Севера?», «Назовите различия в картинках», «Почему у них разная одежда?», «Какие основные занятий жителей Севера?» и т.д.
В ходе последующих бесед дети уже сами рассказывают о северных сказках. Вот пример рассказа Лизы П.: «Основные занятия жителей Севера в сказках – это охота, оленеводство и рыболовство. Мясом диких животных люди питаются. Из меха шьют себе одежду и обувь, теплую и легкую, такую, что и в мороз не замерзнешь, даже если целый день за оленями идти будешь. Украшают одежду очень красивым орнаментом».
Целью бесед по ознакомлению детей со сказками Севера является обогащение знаний и представлений детей о быте и своеобразии уклада жизни представителей народов севера, умение устанавливать закономерности между климатическими условиями и образом жизни людей.
На всех возрастных этапах, в своей работе я использую иллюстрации. Наличие иллюстративного материала делают рассказы детей связными, четкими и последовательными. Беседы с использованием картин позволяют мне развивать у детей внимание, память и речь.
Беседа о сказках:
- Какие бывают сказки? Дети: «Люди, которые заботятся об оленях».
- Какова мораль сказки, в чем суть? Дети: «Из оленьего меха».
- Из чего шьют одежду и почему? Дети: «Из меха оленей и диких животных, чтобы не замерзнуть».
Отвечая на поставленные вопросы, у детей развивается диалогическая речь, обогащается словарь.
Затем предлагала детям составить сказку о труде оленеводов и об олене.
Приведу в пример рассказы детей подготовительной группы:
- Дима Н. – об олене: «Олени живут в тайге и тундре. У оленя красивые рога.
У него сильные длинные ноги. Самый сильный олень – вожак в стае.
Они питаются ягелем и лишайником. Олень – сильное и красивое животное».
- Валера Ж. – о труде взрослых: На Севере живут оленеводы – пастухи .
Они заботятся об оленях, охраняют и защищают от волков».
Роль наглядности в беседе трудно переоценить при знакомстве детей с трудом и бытом жителей Якутии: оленеводов, охотников, рыбаков.
На занятиях по сказкотерапии вношу устное народное творчество: сказки, пословицы, загадки, что повышает у детей эмоциональный интерес и делает рассказы детей более выразительными.
Сочетание рассказов, бесед, через сказки позволило решить в комплексе познавательные и воспитательные задачи. У детей появился устойчивый интерес, приобретают навыки поведения в природе через сказки, заповеди и народные обычаи.
Дидактические игры
Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и занятий
я использую дидактические игры.
Дидактическая игра – универсальный метод закрепления знаний и умений.
Дидактические игры позволяют детям в живой непосредственной форме:
- накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах
предметов (цвет- форма, величина, строение), развивать умение выделять
сходство и различие между предметами;
- развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику.
Дидактические игры представляют большие возможности для умственного,
нравственного и эстетического воспитания детей.
Для развития мыслительных процессов и закрепления знаний о сказках предлагаю детям дидактические игры «Путешествие в страну сказок», «Узнаем из какой сказки персонаж», «Зашифрованная сказка, угадай-ка».
Для закрепления знаний детей о предметах быта, орудиях труда в сказках,
предлагаю игру «Для чего нужны предметы?» Вместе с детьми уточняем, в какой сказке,
где эти предметы используются, какую пользу они приносят людям в жизни,
труде и о бережном отношении к ним.
Благодаря использованию дидактических игр у детей значительно возростает
интерес к сказкам северных народов.
Живой интерес у детей вызывает разгадывание загадок, викторины «Угадай сказку».
Подобные занятия развивают сообразительность и наблюдательность.
В подготовительной группе дети самостоятельно решают разнообразные
мыслительные задачи: описывают сказку, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию.
Сама игра вызывает у детей большой интерес, а, играя, ребенок
запоминает многое из окружающей действительности. В результате я отметила,
что в игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной
работы ребенок преодолевает с легкостью.
Заключение
В общении и работе с людьми существует огромный простор для творчества. Самое уникальное и многогранное творение не Земле – Человек. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения и совершенствования взаимодействия с окружающим Миром. Основной принцип этого метода – духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его Душе. Так как мы используем простую и понятную ребенку форму Сказки, то этот метод называется Сказкотерапия.
Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать. То, как человек рисует, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его внутреннего мира.
Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
Практика сказкотерапии
Развитие личности ребенка может быть более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснется с ней. Он может путешествовать по сказкам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» – нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. Сама «сказочная жизнь» побуждает действовать ребенка в соответствии с общечеловеческими нормами поведения. Постоянно поддерживаем контакт с воспитателями и родителями. Наша работа еще продолжается, и мы надеемся на хорошие результаты.
В процессе каждого занятия по сказкотерапии мы можем решать определенные задачи. Например: отработка произвольного внимания, или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки. Или развитие памяти, коррекции личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций и др. Дети должны почувствовать, что они не просто играют в «сказку» или выполняют упражнения, а исследуют пока незнакомый им Мир. Каждый педагог, воспитатель, психолог, родитель имеет свои ценности, взгляды на мир и на стиль воспитания ребенка. Поэтому, строя свою работу с детьми, каждый будет придумывать свой собственный сценарий путешествия по сказке.
Вывод
Применив методику «Сказкотерапии» в работе с агрессивными и тревожными детьми мы получили следующие результаты:
Появилась способность рефлектировать свои чувства.
Улучшились стали более дружелюбными. Дети стали более открытыми.
Таким образом, я сделала вывод о том, что. Именно такой подход поможет подвести детей к убеждению в том, что знание сказок не просто учебная обязанность, а обращение к духовности, без которой не может жить современный человек, и что это есть приобщение к красоте, расширить свои познания о сказках народов севера.
13PAGE 15
13PAGE 14115