Формирование социально – бытовых умений у детей с ОВЗ, в соответствии с требованиями ФГОС
Современное образование в соответствии с содержанием новых образовательных стандартов нацелено на овладение учащимися такими компетенциями, которые позволят им самореализовываться в дальнейшей жизни, получать удовольствие от процесса образования и достижения результатов.
Суть развития ключевых компетентностей: «научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» (Жак Делор).
Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре образования как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку с ОВЗ в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребёнка интеграция в более сложное социальное окружение.
Для детей с ОВЗ среди многообразия формируемых компетенций важнее всего выделить формирование следующих компетенций: коммуникативную, социально - трудовую, общекультурную, личностного самоопределения, ценностно- смысловую. Разные виды компетенций не существуют независимо друг от друга, они координируются в процессе социальных практик, дополняют одна другую и входят как компоненты в структуру личности.
Обязательным направлением работы по реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС нового поколения является формирование социально-трудовой компетенции. Знания и умения, способствующие социальной адаптации, помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, санитарно-гигиенические навыки, ведение домашнего хозяйства, ориентировку в окружающей среде, трудовое воспитание, сформировать правильное представление по вопросам создания благополучной семейной жизни, взаимоотношений между членами семьи, о путях решения конфликтных ситуаций, решения экономических проблем.Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие воспитанников, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд обучающихся, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность.
Наблюдения показали, что уровень сформированности социально значимых качеств личности воспитанников: аккуратности и бережливости большей частью ниже среднего. В качестве показателей сформированности социально значимых качеств личности были взяты следующие умения и навыки:
- умение аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь;- умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде;
- умение поддерживать порядок в группе ;- умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать постель после сна;
- выполнение обязанностей дежурного по спальне, в классе, в столовой;
- отношение к природе (поливать комнатные растения, рыхлить почву,протирать листья комнатных растений).
Формирование социально значимых качеств личности осуществляется в процессе трудового воспитания. Основными методами и приемами являются объяснения и показ способов выполнения трудовых действий, приемов использования материалов и орудий.
Педагогический процесс строится с опорой на следующие виды работ:
-формирование комплексного навыка соблюдения гигиены жилья, представлений о своем доме, его интерьере;
- умение пользоваться бытовыми предметами для уборки помещений ;
-формирование трудовых навыков в процессе работы в столовой и в других помещениях.
Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, утюжка и прочие дела - не перечислить, как их много. Приучать школьников к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая учащихся к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку у них трудиться и заботиться друг о друге, формируя тем самым благородные побуждения.
Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. Воспитанники с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе, но при этом их больше привлекает процессуальная сторона дела, а не результат; их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции. В связи с этим необходимо предлагать школьникам разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности. Вот почему воспитатели должны стремиться не просто привить воспитанникам трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него.
Выполнение большей части трудовых поручений, связанных с хозяйственно-бытовым трудом, воспитывает у учащихся умение действовать сообща, в коллективе.
При формировании социально-бытовых знаний, навыков и умений можно использовать различные виды игр и игровые приемы:
сюжетно-ролевые, где роли исполняются самими воспитанниками;
моделирование реальных ситуаций;
проблемные ситуации, требующие применения знаний и умений в измененных условиях;
имитирующие игры, когда имитируется какой-то трудовой процесс (стирка одежды, чистка обуви, пришивания пуговиц и так далее);
конкурсы, соревнования «Самая аккуратная вешалка», «Кто быстрее наведет порядок».
Формирование социальных компетенций невозможно без навыка общественного поведения.
Использование сюжетно-ролевых игр применимо при изучении многих тем, например: «Знакомство», «Поведение в общественных местах», «Мы в театре», «Подарок», «Приём гостей», «В магазине» и т. д.
Социальная компетентность базируется на таких личностных образованиях как мотивация достижения, произвольность, позитивное отношение к себе, высокая самооценка, способность к конструктивному поведению в трудных ситуациях. Их развитие во многом определяется той атмосферой, которая создается воспитателем в группе. Исходя из этого, создание особой атмосферы предполагает:
- оказание поддержки ребенку со стороны воспитателя;
-демонстрация ему любви и принятия;
-отказ от запугивающих стратегий и тревожного типа воспитания;
-создание ситуаций успеха, опора на успех при организации деятельности;
-оказание помощи в преодолении трудностей;
-поддержку веры воспитанника в себя;
-развитие функций самоконтроля и саморегуляции и опору на них при организации взаимодействия.
Формирование ключевых компетенций у учащихся коррекционной школы – это длительный процесс. Успешность этой работы зависит от того, какие методы в своей работе применяет воспитатель, сформирована ли положительная мотивация обучения и воспитания, насколько всё это интересует воспитанников. Необходимо, используя все возможности учащихся, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли быть социально адаптированными в обществе.
Казенное образовательное учреждение Воронежской области
«Павловская школа-интернат № 2»
Выступление на МО начальных классов
«Формирование социально – бытовых умений у детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС».
Подготовила воспитатель
Журавлёва Л.В.
Ноябрь 2016 г.