Формирование умений устной речи в основной школе по английскому языку


Формирование умений устной речи в основной школеВыполнила:Викторова Ю.И.,школа№12,г.Жуковский Сегодня вопрос сдачи единого государственного экзамена по иностранному языку беспокоит всех участников образовательного процесса: учителей, учеников и родителей. Учитель, с одной стороны, должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков всех обучающихся, а с другой — развить потенциальные творческие возможности и мыслительные способности детей. Главная задача учителя при проведении таких занятий с обучающимися всех классов по английскому языку — не только закрепить, обобщить, углубить лингвистические знания, но и научить применять их на практике. Подготовить учеников к сдачи экзамена .Основная цель занятий – обеспечение качественной подготовки обучающихся к итоговой аттестации по английскому языку в форме ОГЭ. Как известно, в 2015г в ОГЭ по английскому языку включили часть говорение. Для ее выполнения требуются хорошая подготовка, более глубокие и детальные знания ,так как говорение является основным видом коммуникативной компетенции учащихся. Для успешности коммуникации  необходимо :•понимать речь говорящего  и уметь правильно реагировать на неё (аудирование); •быстро ориентироваться в текстах разного уровня сложности и обладать достаточным словарным запасом для понимания речи (работа с текстом); •грамматически правильно строить свои высказывания (грамматика), что способствует лучшему пониманию и, соответственно, успеху коммуникации. Устная часть экзамена по английскому языку включает в себя 4 задания.Чтение фрагмента текста, информационного или научно-популярного содержания.Монолог на тему, заданную ситуацией или картинкой.Сложный монолог с элементами анализа и сопоставления на тему, заданную ситуацией или картинкой. . В основе современных методов обучения говорению лежат : ситуация, роль, позиция, общность, вид и сфера коммуникации, которые рассматриваются в современной науке, как модели речевой коммуникации. Для методики обучения иностранным языкам имеют значение стандартные ситуации. Примерами типичной коммуникативной ситуации могут служить: разговор покупателя с продавцом, зрителя с кассиром театра, беседа матери с сыном по поводу его учебы в школе, учителя с учеником, беседа бывших однокашников, беседа коллекционеров, встреча близких людей.Современная методология базируется на следующих принципах обучения устной речи:- принцип коммуникативной направленности; - принцип моделирования типичной коммуникативной ситуации; принцип коммуникативной деятельности; - принцип интенсивной практики; - принцип поэтапности речевых умений; - принцип адекватности. Примеры заданий и упражнений на среднем и старшем этапе обучения монологу Повторение заученного материала по данной теме • Фронтальное обсуждение темы/беседа. • Ответить на вопросы. • Составить план-схему темы. • Подбор/повторение лексики по теме.2.Ознакомление с новым языковым материалом и его первичная отработка. • Лексические упражнения на уровне слова и словосочетания. • Языковые игры (бинго, игры на отгадывание, языковое лото и т. д.). 3. Речевые упражнения • Высказать кратко свое мнение по вопросу/утверждению/цитате, факту, событию, используя такие коммуникативные типы речи как описание, повествование и сообщение, а также эмоциональные и оценочные суждения и т.д. Передать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст, • Прокомментировать пословицу. • Подготовить доклад/сообщение в связи с прочитанным/прослушанным текстом. Объем монологического высказывания – до 8-10 фраз. Развитие навыков диалогической речиОпорами для составления собственных диалогов в данном случае могут служить: сами тексты диалогов-моделей; -видоизмененных диалогов; - описание ролей, получаемых отдельно каждым из участников диалога; - картинки или видеосюжет, проигрываемый без звука.Обучение ведению диалогов этикетного характера включает такие речевые умения как: • начать, поддержать и закончить разговор; •поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них; выразить благодарность; • вежливо переспросить, выразить согласие /отказ. Объем диалогов – до 3 реплик со стороны каждого учащегося. При обучении ведению диалога-расспроса отрабатываются речевые умения запрашивать и сообщать фактическую информацию(Кто? Что? Как? Где? Куда? Когда? С кем? Почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего. Объем диалогов – до 4-х реплик со стороны каждого учащегося. При обучении ведению диалога-побуждения к действию отрабатываются умения: • обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить; • дать совет и принять/не принять его; • пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться, принять в нем участие. Объем диалогов – до 2-х реплик со стороны каждого учащегося. При обучении ведению диалога-обмена мнениями отрабатываются умения: • выражать свою точку зрения; • выражать согласие/ несогласие с точкой зрения партнера; • выражать сомнение; • выражать чувства, эмоции (радость, огорчение). Объем учебных диалогов – до 2-х реплик со стороны каждого учащегося ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ЭЛЕМЕНТОВ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ1. Предречевые упражнения включают в себя овладение: - необходимым лексическим объёмом речевого материала; - достаточной глубиной грамматического построения речи. 2. Структура комплекса упражнений для обучения говорению включает в себя: -предречевую ориентировку учащихся; -речевую интенцию; ролевую социализацию.3. Содержание предречевой ориентировки включает в себя:-формулировку задания упражнений; -описание обстановки (условий и участников общения). 4. Речевые упражнения включают в себя освоение: - речевого действия, способности учащегося самостоятельно сформировать изложение вопроса, просьбы, обращения, комментария и т.д.; - речевого взаимодействия, способности вести диалоги, дискуссии. Учитель:Определяет наиболее типичные ситуации диалогического общения в рамках изучаемой темы (например, «У врача», «Разговор по телефону» и т. д. Изучает материалы УМК и имеющихся учебных пособий, соответствующих возрасту и уровню языка своих учащихся. Отбирает или составляет диалоги-образцы с использованием типичных для данной ситуации речевых клише, моделей речевого взаимодействия и т. д. Определяет последовательность предъявления различных типовых диалогов в процессе изучения темы. Знакомит учащихся с новыми словами и речевыми структурами предъявляемого диалога. В случае необходимости комментирует социокультурные особенности речевого общения в рамках данной ситуации. Читает диалог или проигрывает запись диалога. 8) Организует его отработку, обращая внимание на правильность фонетического оформления речи, использование других паралингвистических средств. Ученики:1) Знакомятся: — с новыми словами, речевыми моделями и клише; — с социокультурными особенностями речевого поведения в конкретной речевой ситуации. 2) Отрабатывают хором и индивидуально речевые реплики типового диалога. 3) Отвечают на вопросы учителя по тексту диалога, совершают необходимые трансформации и т. д. 4) Учатся быстро реагировать на определенные реплики. 5) Разыгрывают учебные диалоги близко к тексту или учат их наизусть. 6) Составляют собственные диалоги по образцу на основе частично видоизмененной ситуации в соответствии с установкой учителя. Thank you for your attention