Технологическая карта на тему Вода — жизнь (8 класс)
Технологическая карта урока физики
Степановой Варвары Семеновны учителя физики МБОУ «Ойская СОШ им А.В. Дмитриева»
Предмет: физика
УМК: А.В. Перышкин
Тема: «Вода-жизнь»
Тип урока: Изучение нового материала
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная , индивидуальная, парная.
Время проведения:
Участники: Учащиеся 8 класса.
Цель урока: - повышение общенаучного и социального интереса к воде, формирование целостного представления о воде с точки зрения физики;
- систематизация знаний о физических свойствах воды, роли воды в жизни человека.
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.
Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: исследование, поиск и отбор необходимой информации, её структурирование, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные УУД: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли в речи. Умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Регулятивные УУД: управление познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценка успешности усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности.
Личностные УУД: осознание и выработка собственной жизненной позиции в отношении мира и окружающих людей, соотнесение с окружающим миром себя и своего будущего.
Основные понятия: «вода», «свойства воды », испарение, плавление
Межпредметные связи: химия, география
Используемые ЭОР:
1. Батмангхелидж Ф. «Тайная жизнь воды»;
2. Эмото М. «Чудо-вода»;
3. Ершов «Вода загадочная родина жизни»;
4. Обербайль «Вода»;
5. Учебник по физике 7 кл А.В. Перышкин;
6. Учебник по физике 8 кл А.В. Перышкин;
7. infourok.ru «Интегрированный урок «Вода это жизнь»»
N
п/п
Этап урока, время (мин.), задачи
Методы и приемы работы
Содержание
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
ФОУД
Деятельность учащихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осущ.
учебные действия
Форми
руемые способы действий
Осущ.
учебные действия
Форми
руемые способы действий
Осущ.
учебные действия
Форми
руемые способы действий
1
Организационный ( 3 мин.)
Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе
Наглядный (демонстрация фрагмента фильма «Вода - жизнь») Устное сообщение учителя,
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Степанова Варвара Семеновна, учитель физики МБОУ « Ойская СОШ им А.В.Дмитриева». Я рада, что именно в Вашем классе мне предстоит провести урок. Я надеюсь , что наше совместное учебное занятие пройдет продуктивно, будет оцениваться инициативность, самостоятельность, оригинальность. Теперь соседи по плечу пожмите друг другу руки, партнеры по лицу улыбнитесь. Начинаем наш урок.
Приветствуют учителя, слушают, настраиваются на восприятие материала урока.
Отвечают на приветствие учителя.
Выделение существенной информации из слов учителя.
Взаимодей
ствуют с учителем
Слушание учителя
Целепола
гание
Умение настраи
ваться на занятие
2
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности (3 мин)
Активизация знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала, формирование мотивации учащихся
Беседа
Я приглашаю Вас просмотреть вместе маленький фильм. Просмотрев его, ответьте на вопрос- О чем будем мы с Вами говорить на нашем занятии?
Правильно,молодцы! Тема урока- «Вода-жизнь».
Цели урока: формирование интереса к необыкновенному веществу – воде. Я надеюсь, что после Нашей встречи Вы задумаетесь воскликнете: «Ах, какая же она, эта удивительная вода!». На партах лежат рабочие листы. Возьмите их. Запишите тему урока: Вода-жизнь. Запишите сегодняшнюю дату
Внимательно слушают учителя, заполняют рабочие листы.
Озвучивают тему урока.
Компетенция обучающихся в области физики
Взаимодействуют с учителем
Слушание учителя
Развитие регуляции учебной деятельности.
Взаимокон
троль выполнения задания в парах.
Самоконтроль
Регуляция учебной деятельности.
3
Актуализация знаний (2 мин)
Задание 1
Первичная проверка знаний. Предлагаются вопросы.
1. Знаете ли вы, что вода является самым распространенным веществом на Земле – планете?
Знаете ли вы, что все живое на земле является водными структурами?
Знаете ли вы, что в окружающей нас природе вещества встречаются в трех состояниях?
4. Можете ли вы различить водопроводную и дистиллированную воду?
Можете ли вы сделать искусственный снег?
Вывод: на уроке мы проведем несколько опытов, где научимся определять дистиллированную воду от водопроводной; сделаем искусственный снег и определим массу льда.
отвечают на вопросы.
Да, мы знаем, что вода является самым распространенным веществом на земле.
Да. В процентах не знаем.
Да. В твердом, жидком и газообразном
Нет
нет
Выполняют самостоятельно устно
Высказывание в устной форме
Взаимодействуют с учителем
Слушание учителя
Развитие регуляции учебной деятельности.
Взаимокон
троль выполнения задания в парах.
Самоконтроль
Регуляция учебной деятельности.
4
Первичное усвоение новых знаний: (6 мин)
Объяснение, эксперимент, методы иллюстраций и демонстраций, упражнения.
Вода является самым распространенным веществом на Земле – планете, которую точнее следовало бы назвать Планетой воды или Океаном. Она покрывает 70% поверхности земли, но на долю пресной воды приходится лишь на 3%, только это вода пригодна для питья.
На рабочих листах у вас есть таблица с полями: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал». Давайте каждый начнет заполнять таблицу. Итак, начали (заполнение таблицы). Я буду вас спрашивать и что-то фиксировать на доске.
Хорошо, у нас появилась таблица. В течение урока изученное фиксируйте в поле «Узнал».
Все живое на земле является водными структурами и человек на 75-90% состоит из воды. С возрастом ее количество в нашем организме уменьшается.
В окружающей нас природе вещества встречаются в трех состояниях:
В твердом
Жидком
Газообразном
К примеру вода в твердом состоянии..
В жидком ...
В газообразном . Записываем все, что узнали в таблице.
(просмотр презентации)
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, выполняют задания в
тетради, наблюдают, отвечают
на
вопросы,
приводят
свои примеры
(фронтальная и индивидуальная формы работы).
В окружающей нас природе вещества встречаются в трех состояниях:
1.В твердом
Жидком
Газообразном
К примеру вода в твердом состоянии лед. В жидком вода. В газообразном водяной пар.
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Наблюдение
за
физическим экспери
ментом учителя,
за
материалом ЭОР.
Работают
с
материалом учебника, выделяют существенную информацию
Формиро
вание исследова
тельских действий, исследова
тельской культуры, умения наблюдать, делать выводы
Вступают в диалог, взаимодействуют и сотрудничают друг с другом
Согласования усилий
по
решению учебной задачи, договари
ваться
и приходить
к
общему мнению
в
совместной деятельности, учитывать мнения
других
Контроль правильности ответов обучающихся.
Самоконтроль и взаимо
контроль
Умение слушать
в
соответствие
с
целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие
и
сохранение учебной цели
и
задачи. Уточнение
и дополнение
высказываний обучающихся
5
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации: (15 мин)
Упражнения, самостоятельная работа, самоконтроль,
работа в парах
Первое, что мы узнаем- вода изолятор или проводник?
Приглашаю к себе двух помощников.
В чашке Петри наливаем водопроводную воду. Погружаем оба стержня и вижу, что светодиод почти не горит. Теперь насыпаем несколько капель поваренной соли, перемешиваем. И мы видим, что светодиод горит намного ярче.
Какой вывод можно сделать?
Вывод: Этот опыт доказывает, что раствор поваренной соли проводит электрический ток гораздо лучше, чем вода.
Задание 2: Лабораторная работа «Измерение объема льда».
Цель работы: научиться определять объем с помощью весов.
Приборы: весы с разновесами, пинцет, стакан, лед.
Указание к работе:
1. Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены. При необходимости для установления равновесия на более легкую чашку нужно положить полоски бумаги.
Взвешиваемый лед кладите на левую чашку весов, а гири на правую.
Результаты измерений запишите в таблицу.
Рассчитайте по формуле V= m/
· и определите объем льда.
Задание 3: «Как различить водопроводную и дистиллированную воду»
У вас имеется в одной пробирке водопроводная вода, а в другой дистиллированная.
В обе пробирки добавьте несколько кристалликов бромкрезолового пурпурного.
Какой вывод можно сделать? Узнаем является ли вода изолятором или проводником?
-в стакане с дистиллированной воде индикатор окрасится в желтый цвет.
- В водопроводной воде он станет пурпурным. Дело в том, что индикатор бромкрезоловый пурпурный сам по себе – кислота. Она желтая. В водопроводой воде он реагирует с растворенными гидрокарбанатами, превращаясь в пурпурную соль.
Теперь приступаем к следующей работе.
Задание 4: «Как сделать искусственный снег».
Берем подгузники и разрезаем и высыпаем содержимое подгузника, которое называется полиакрилат натрия, в стакан. Наливаем воду и перемешиваем до тех пор, пока содержимое емкости будет похоже на настоящий снег.
Просмотр «Моментальная заморозка воды»
Знакомятся с заданием и задают вопросы по его условию, выполняют интерактивные задания в парах, проверяют себя.
Задание 2.
Взвешивают лед. Результаты измерений записывают в таблицу.
Вычисляют по формуле объем льда.
3. В обе пробирки добавляют несколько кристалликов бромкрезолового пурпурного. Перемешивают.
4. Берут подгузники и высыпают содержимое подгузника. Наливают воду и перемешивают до тех пор, пока содержимое емкости будет похоже на настоящий снег.
Выполняют самостоя
тельно
задание, вычисляют, делают измерения, анализируют и делают вывод.
Компетенция обучающихся в области физики. Формулирование и самостоятельный способ решения.
Объединяют усилия
на
решение поставленных вопросов, выполняют самостоятельно задание. Обсуждают эксперимент Взаимодействуют с учителем
Высказывание в устной форме, выдвижение гипотез.
Развитие регуляции учебной деятельности.
Взаимо
контроль выполнения задания в парах.
Самоконтроль
Регуляция учебной деятельности
6
Усвоение новых знаний: (2 мин)
Наглядный (презентационный материал «Эмото Масару. Вода и память»)
Вода сопровождает каждое мгновение нашей жизни, но знаем ли мы, какую тайну хранит эта удивительная стихия. Воду изучали очень давно и довольно подробно, но только недавно доказали, что у воды есть память, она запоминает и запечатлевает любое воздействие, которое происходит в окружающем пространстве.
Японский ученый Эмото Масару исследовал воду, которая подвергалась различным впечатлениям, впоследствии чего вода стремительно замораживалась в креагенной камере. Если посмотреть под микроскопом, то вы увидите, как выглядит вода, которой сказали: «Спасибо», этой сказали: «Извини», а этой: «Ты мне противна» (просмотр слайдов с фотографиями).
В 1995 году впервые удалось зафиксировать музыкальные впечатления воды, ей дали послушать музыку, после чего стремительно заморозили и под микроскопом увидели кристаллы, которые в результате образовала вода. Посмотрите, как выглядит музыка Баха, Бетховена, Моцарта, а так - тяжелый рок. Сравните воду из-под крана и воду, освященную в храме. Разница понятна без слов (слайды).
Умение черпать информацию от увиденного.
Поиск необходимых информаций.
Выделение существенной информации. Логические умозаклю
чения.
Осознанно
и произвольно строят речевое высказывание в устной форме
Участвуют
в обсуждении
во
фронтальном режиме.
Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия.
Контроль правильности ответов обучающихся.
Самоконтроль понимания заданий
Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
Осуществление самоконтроля
и взаимоконтроля.
7
Рефлексия: (подведение итогов урока) (4 мин)
Беседа
Что нового узнали о воде?
Какое значение имеет вода в нашей жизни?
Что бы еще хотели узнать
Высказывают свое мнение в устной и письменной форме.
Необходимая составная часть всего живого. Вода является самым распространенным веществом на Земле – планете, которую точнее следовало бы назвать Планетой воды или Океаном. Она покрывает 70% поверхности земли, но на долю пресной воды приходится лишь на 3%, только это вода пригодна для питья.
Все живое на земле является водными структурами, и человек на 75% состоит из воды. С возрастом ее количество в нашем организме уменьшается.
Что у воды есть память и что вода это жизнь.
Рефлекси
руют.
Умение делать выводы.
Взаимодействуют с учителем
Уметь формули
ровать собственное мнение
Само
регу
ляция
эмоциона
льных
и функцио
нальных состояний.
Саморегуляция
7
Постановка домашнего задания (1 мин)
Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию
Устное сообщение учителя
Дифференцированное домашнее задание.
«Как сберечь воду» сообщение или эссе. Вот на этой оптимистической ноте я хочу закончить урок, поблагодарить вас за активное участие на нашем уроке, пожелать вам здоровья и чистой, структурированной воды.
Воспринимают информацию, фиксируют задание
Слушают учителя
и
записывают домашнее задание
в дневнике.
Выделение существенной информации из
слов
учителя.
Взаимодей
ствуют
с учителем
Слушание учителя
Развитие регуляции учебной деятельности
Регуляция учебной деятельности.
15