Конспект урока литературы на тему Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (7 класс)


Технологическая карта урока литературы в 7-б классе (по УМК Г. С. Меркина)
Тема: Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Цели:
1.Создать условия для развития положительной мотивации к учению.
2.Организовать деятельность учащихся по анализу комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»: выявить уродующее влияние помещичье-крепостнической среды на формирование характера юноши и положительный авторский идеал в вопросах воспитания молодого поколения.
3.Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе решения образовательных задач, совершенствовать навыки работы учащихся с текстом.
4. Формировать средствами урока нравственно – эстетические представления учащихся, адекватное отношение к моральным ценностям.
5. Формировать УУД:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать содержание комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Понимание ключевых проблем отраженных в комедии. Понимание связи комедии с эпохой её написания, выявление заложенных в нем нравственных ценностей и их современного звучания.
Формирование навыка осмысленного чтения и адекватного восприятия. Умение анализировать литературное произведение: проблемы, герои комедии.
Владение литературоведческими терминами.
Личностные: Формирование средствами урока нравственно – эстетических представления учащихся, адекватное отношение к моральным ценностям. Личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.Метапредметные: познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
регулятивные УУД: целеполагание, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Место урока в системе уроков данного раздела:
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, учебник «Литература» (под ред. Г. С. Меркина), раздаточный материалНаглядно-демонстрационные материалы: презентация
Используемые технологии: технология коллективного способа обучения, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
Формы работы: групповая, фронтальная.
Методы обучения: словесный, наглядно – иллюстративный, частично – поисковый.
Межпредметные связи: история, русский язык, театр.

п/пЭтапы урока Деятельность
учителя Деятельность
учащихся
1. Организационный момент. Психологический настрой. Приветствует учащихся.
Проверка готовности к уроку. Настраивает на урок.
Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Работать мы сегодня будем в группах. Я надеюсь на тесное учебное сотрудничество внутри группы и в классе в целом. Выберите себе руководителя группы. Он будет отвечать за работу своего коллектива и в конце урока подведет итог деятельности своей группы.
Представьтесь, пожалуйста. Приветствуют учителя. Проверка готовности к уроку.
Настраиваются на урок.
Выбирают руководителя группы. Руководитель представляет себя.
2. Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация опорных знаний. Нацеливает учащихся на изучение литературного произведения.
- «Жизнь прожить не поле перейти» - гласит народная мудрость, предупреждая человека о трудностях. Уроки жизни приходится преодолевать каждому из нас. И при решении жизненных задач мы часто допускаем ошибки. Мудрые советы классиков помогают нам решать многие вопросы, только нужно уметь понять, услышать автора. Изучая комедию Д. И. Фонвизина «Недоросль», мы, надеюсь, прислушаемся к голосу классика.
Организует актуализацию опорных знаний по комедии «Недоросль».
- Прежде чем приступить к изучению новой темы, я предлагаю вам освежить в памяти текст комедии. Перед вами викторина. Отвечать будем по очереди каждая группа. Руководитель группы выбирает номер вопроса. Вместе обсуждаете. Один учащийся из группы представляет ваш ответ. Руководитель фиксирует количество правильных ответов.
Проводит викторину. (По два вопроса каждой группе)
Подводит итог.
На прошлом уроке мы узнали о том, как решается в комедии Д.И.Фонвизина проблема гражданственности. Вспомним, какова позиция автора в решении этой проблемы: кто, по его мнению, является истинным гражданином Отечества? Нацеливаются на изучение произведения.
Работают в группе над решением поставленной задачи.
Отвечают на вопрос учителя.
Настоящий гражданин – образованный, нравственно воспитанный человек (дворянин), все свои помыслы и дела направляющий на службу Отечеству
3. Определение темы урока. Целеполагание. Организовывает вывод темы и целеполагание.
Но гражданами не рождаются, ими становятся. Каким образом? 
 - Вот о воспитании мы сегодня и поговорим.
Попробуйте сформулировать тему урока.
Давайте сформулируем цель урока. Высказывают свои предположения.
В результате соответствующего воспитания.
Записывают тему в тетрадь.
Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Формулируют цель урока. Рассмотреть, как раскрывает проблему воспитания Денис Иванович Фонвизин в комедии «Недоросль».
4. «Открытие» нового знания. Организовывает деятельность учащихся по изучению нового материала.
Теперь обратимся к теме нашего урока. Запишите в ваших рабочих листах слова-ассоциации к слову «воспитание».
– Как нужно воспитывать человека, чтобы он стал настоящим гражданином? Можно ли воспитание свести только к умственному развитию?  
Кому принадлежат слова: «Просвещение возвышает одну лишь добродетельную душу»
–  Правильно. А как вы понимаете эти слова?  
Фонвизин показал нам процесс воспитания дворянина. Кого именно и каким образом воспитывают в комедии?
Митрофан – недоросль.  Кого в 18 веке называли недорослем?
Где начинается процесс воспитания человека?
Давайте посмотрим, в какой семье воспитывался Митрофан.
Задание: 1 гр. Дать характеристику Простаковой.
2 гр. Дать характеристику Скотинину.
3 гр. Рассказать о Митрофане.
4 гр. подумает над вопросом: «Похож ли на госпожу Простакову её муж? Если «да», то почему, если «нет» - почему?»Работая с текстом, проследите, как раскрывается характер героев в их речи.
Вывод. Все Простаковы - невежи и невежды. Каковы лексические значения этих слов? Запишите в тетрадь.
Найдите в тексте слова, которыми Правдин характеризует отца и мать Митрофана.
- Но как эта «презлая фурия»  относится к сыну – Митрофану? Любит она его?
- Однако, какая это любовь? Требовательная? Или слепая, безрассудная, животная?
-  Все-таки, как любая мать, Простакова желает сыну добра. В чем она видит благо, счастье для своего сына? Каков её идеал? 
Почему хочет женить сына на Софье? Чтобы скорей повзрослел? Стал ответственнее?  
- Нужно ли человеку учиться? Для чего? Что об этом думает г-жа Простакова?
Для чего же она нанимает учителей для Митрофана? 
Просмотр фрагмента театральной постановки «Экзамен Митрофана» ( около 2 мин.)
Научился ли Митрофан чему-нибудь? Почему? Можно ли сказать, что он глуп?
Почему же он ничему не научился? Посмотрим на доску.
 На доске «разбросаны» цитаты из комедии. Такой же материал лежит у вас на столах.
Задание: распределить цитаты по столбцам, установив между ними причинно-следственные связи.  
-« Вот злонравия достойные плоды» - кому принадлежат эти слова? Почему они вынесены в финал комедии?
Каким нам показан молодой русский дворянин через образ Митрофанушки? Можно доверить такому человеку будущее России?
Работают в группе. Отвечают на вопросы учителя.
Следует дать ему образование, привить нравственные нормы, приучить к общественно полезному труду.
Стародуму.
Возвышается» только нравственный, «добродетельный», т.е. стремящийся «делать добро» человек.
Митрофана.
Недоросль – в 18 в. в России: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу.
В семье
Работа в группе.
1 гр. Простакова - злая и жестокая помещица. Она обижает и бьет своих крестьян. Она также обзывает и бьет своего мужа. Простакова безумно любит своего единственного сына Митрофанушку и всячески балует его. 2 гр. Тарас Скотинин - брат госпожи Простаковой. Очень любит свиней. Грубый и необразованный человек. Хочет жениться на Софье из-за ее приданого. Он не любит читать и думать.
3 гр. Митрофан Простаков – сын Простаковых. Ему 15 лет. Митрофан - глупый и ленивый подросток. Он 3 года учится разным наукам, но ничему не научился. Митрофан - избалованный, жестокий, неблагодарный человек. 4 гр. Терентий Простаков – муж Простаковой, робкий и тихий «простачок». Он потакает своей злой жене во всем, терпит ее побои и оскорбления. Простаков очень любит сына Митрофана и гордится им. Невежа - грубый, невоспитанный человек.Невежда – малообразованный, малосведущий человек.Фонвизин показал нам семью помещиков Простаковых, в которой отец,  по выражению Правдина, «дурак бессчетный», а мать – «презлая фурия»).Её идеал – батюшка, который «не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить»). Софья – богатая наследница.
«Да что за радость и выучиться? Кто посмышлёнее, того… выберут ещё в какую-нибудь должность. У нас, бывало, всякий того и смотрит, что на покой».
Иначе не удастся женить его на Софье.
Митрофан не глуп, но ничему не научился.
Работа в группах.
“Митрофан, воспитанный своей матушкой, становится “злонравия достойным плодом”.
Не уважающий и не любящий своей матери, он не может уважать и любить свою Отчизну, следовательно, ничего полезно сделать для неё не может, а значит и не может быть истинным гражданином. Это не идеал Фонвизина.
5
Подведение итогов. Является ли проблема воспитания актуальной для нашего времени? Встречаются ли сейчас Митрофаны? Как можно распознать их?
( После д. з.) Вспомните, какую цель урока мы с вами поставили. Удалось ли нам достичь её? Докажите. По интересам, жизненным устремлениям, нравственным качествам, отношению к учебному труду и к труду вообще
Высказывают своё мнение, доказывают.
6 Задавание домашнего задания Вы одни из тех, кому поручено будущее нашей страны. Какие пожелания, советы вы дали бы современным Митрофанушкам, чтобы они стали достойными людьми?
Напишите письмо современному Митрофанушке. Записывают д. з.
7 Рефлексия Группы выполняют самоанализ своей деятельности. Руководитель группы подводит итог деятельности группы.
8 Подведение итогов Учитель комментирует оценки учащимся, даёт общую характеристику всему уроку.