конспект урока для 9 класса Д.И. Фонвизин – « сатиры смелый властелин». Комедия «Недоросль» как произведение классицизма
Конспект урока 1
Д.И. Фонвизин – « сатиры смелый властелин». Комедия «Недоросль» как произведение классицизма.
Цель урока: Анализ первого действия комедии на разных художественных уровнях (жанр, сюжет,композиция, конфликт, проблематика , соотношение классицизма и элементов реалистичности , язык как средство самовыражения героя драматического произведения).
Задачи урока:
Образовательные:
Вспомнить особенности классицизма, познакомить учащихся с содержанием 1 действия комедии классицизма и его идейной направленностью.
Научитьучащихся анализировать речь героя драматического произведения, выявляя в ней ключевые слова, помогающие определить характер героя, отношения к нему автора произведения.
Формировать навыки анализа ремарок, помогающих раскрыть учащимся мысль автора произведения, его отношение к героям.
Начать работу над составлением таблицы : «Сравнительный анализ героев драматического произведения», обращая внимание учащихся на графу авторское отношение к герою.
Развивающие:
Способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования.
Развитие самостоятельности у учащихся;
Развитие монологической речи.
Воспитательные:
Способствовать процессу духовного развития через внимательное и вдумчивое чтение драматического произведения. Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности;
Повышение интереса к урокам русской литературы.
Тип урока:комбинированный урок.
Вид урока: урок- исследование.
Оборудование:Компьютер, мультимедиа-проектор, презентация к комедии Фонвизина «Недоросль».
Формы работы: фронтальная, групповая и индивидуальная.
Структура урока:
Организационный момент – 1 мин.
Постановка темы и цели урока–5мин.
Изучение нового материала: знакомство с художественным произведением –10мин.
Отработка умений и навыков– 25 мин.
Подведение итогов урока– 3мин.
Объяснение домашнего задания – 2 мин.
Ход урока:
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста.
Вступительное слово учителя.
Отработка умений и навыков.Знакомство с художественным произведением
Учитель: Вы познакомились с художественным направлением«классицизм». Что характерно для этого направления? Назовите его основные черты.
Ученик: Классицизм провозглашает культ общественного долга, когда личные интересы подчинены интересам государства.
Запись на доске :
Личность
Подчиняется
Государство( единая централизованная государственная власть – абсолютная монархия)
Учитель: Назовите второй принцип классицизма.
Ученик: классицисты в своих произведениях изображают не конкретного человека, а человека вообще- условный герой.
Ученик: Для всех произведений классицизма характерно правило трех единств :единство места, времени и действия(в драме)
Ученик: В классицизме четкое разделение жанров. Делятся на:
Только «низкие» Только «высокие»
Сатира(высмеивание) ода( прославление)
Комедия поэма
Басня героическая повесть
Трагедия
Драма
Ученик: Каждое произведение строилось по законам своего жанра. Например, в трагедии герой должен подражать лучшим образцам, обращение к античности. Герои трагедии- цари, боги.
Учитель: Как вы помните, основателями русского классицизма являются А Кантемир, В.Тредиаковский, М. Ломоносов.
На уроках литературы мы познакомились уже с произведениями этого направления, но для чего: чтобы получить сведения о путях развития литературы или чтобы все-таки извлечь урок из прочитанного? Ответ на этот вопрос у вас еще впереди.
А сегодня мы будем читать комедию Д.И.Фонвизина «Недоросль», которая была написана в эпоху расцвета абсолютной монархии и крепостничества.
Урок я предлагаю назвать «Денис!..ты вечно будешьславен…». Это цитата из стихотворения А.С.Пушкина, посвященного драматургу.
Почему ятак назвала урок? Предлагаю подумать над этим вопросом и дать на него ответ в конце урока. А сейчас обратимся к 1 действию комедии.
Учитель:Давайте проанализируем афишу, в которой представлены герои этого произведения. Назовите мне все признаки «низкого жанра».
( Ученики записывают в тетрадях + работа с текстом, афиша):
Все признаки «низкого жанра»:
Сатирическая направленность;
Обличие изображения действительности (провинциальное дворянство), частная жизнь со всеми проблемами.
Соответствие языка произведения жанру – проза, чистое употребление разговорной речи.
«+» и «- » герои
Наличие говорящих фамилий
Митрофан( с греч) –являющий, « свою мать», похожий на мать;
Простакова( от слова простак)- в эпоху Фонвизина означало «малоумный»;
Скотинин от слова скот;
Милон-от слова милый
Софья от София- мудрость
Учитель: Какой признак классицизма еще можете назвать?
Ученик: Соблюдение правила « трех единств»:
Действие происходит в доме Простаковой
Все, что мы видим , происходит за 1-2 дня
Единство-действия- нет лишних рассуждений, отвлекающих от основного хода рассуждения.
Учитель: А сейчас заочно познакомимся с героями произведения, решив небольшой тест, направленный на проверку внимательного прочтения данного произведения.
Тест:
Напишите действующие лица пьесы ( афишу).
( Ответ : Простакова муж Простаковой, брат Скотинин, сын Митрофан,
Мамка Еремеевна.
Стародум племянница Софья, возлюбленный Милон.
Как Простакова называет своего сына? О чем это говорит ( Митрофанушка- чрезмерная любовь к сыну)
Как Простакова называет Тришку? О чем это говорит? ( скот, воровская харя, болван – это говорит о грубости, бесчеловечии героини)
Кем показана в пьесе Простакова? ( « Я холопям потакать не намерена» - закоренелая крепостница)
Чем любил заниматься Митрофан? ( вкусно поесть, поиграть на голубятне, сладко поспать)
О какой науке вообще ничего не слышал Митрофан? ( о географии)
Как поступает Простакова, узнав о богатстве Софьи? ( крадет её, чтобы обвенчать со своим сыном)
Какими словами заканчивается пьеса? ( «Вот зланравия достойные плоды!»)
Учитель: А теперь давайте проверим тест, тем самым начнем анализ основных героев комедии.
Попутно составляем таблицу « Сравнительный анализ героев драматического произведения.
Таблица.
Герой Кто такой речь Поведение
(ремарки) Черты характера Автор.
Отноше-ние Крыла-тые фразы
Госпожа Простакова Помещица «Введи сюда мошенника Гришку...»
«Не говорила ль я тебе, воровская харя...»
«Так поди же, вытащи его»
«Ты от меня прятаться изволишь...»
«Верь же и тому, что я холопам потакать не намерена»
«Обойми меня. Друг мой сердечный! Вот сынок- одно мое утешение» О муже говорит, как о вещи, унижает его, не считает за человека Груба,
бесчеловечна
Привыкла всеми помыкать, безнравствен-на: всех унижает.
Горда
«Слепая» материнская любовь Осужде-ние «ум-ная голо-ва»
Простаков Помещик, муж госпожи Простаковой «Ме...мешковат» ( от робости запинаясь) Безвольный, робкий
Не имеет своего «Я» Осужде-ние Скотинин Брат госпожи Простаковой «Если у меня не всякая вина виновата...» Еремеевна Няня Митрофана «Да во здравии, матушка...» На слова Простаковой «бестия» Еремеевна отвечает - безвольная раба, без чувства человеческого достоинства;
- преданная Осужде-ние Митрофан Сын Простако-вой «Ночь всю такая дрянь в глаза лезла»,
« Дверь, котора дверь?»
«Ты так устала, колотя батюшку...»
«Побегу-ка теперь на голубятню...»
«Да отвяжись, матушка! Как навязалась...»
« По мне, куда велят» Умственно
Убог,
речь не развита
Хитер, льстец, любовь к матери «лживая»
Бесцельная натура, неуч
Двуличен, хитер
Безвольный, бесхарактер-ный Осуждение
Высмеивание
Смех, ирония, насмеш-ка Стародум Представитель Петровского времени « До моих ушей уже дошло... любопытен был бы я послушать...»
« Ни хочу ничьей погибели...» Защитник человечности Интеллигент-ность, образован, порядочен Уваже-ние, симпа-тия к герою «Вот зло-нравиядос-той-ныепло-ды»
Правдин чиновник «В грамматике он силен» Высмеивает невежество Учитель: Ваши впечатления о персонажах? Какими вы их видите?
Ответы с опорой на таблицу.
Учитель: Мы прочитали с вами только четыре явления 1 действия, а как много важного и интересного для себя обнаружили. В пьесе же 5 действий.Давайте прочитаем их так же вдумчиво и посмотрим, что все-таки хотел донести до читателя Фонвизин. Чему научит или о чем заставит задуматься комедия « Недоросль»
Объяснение домашнего задания
Прочитать комедию до конца, сделав анализ на основных композиционных моментах пьесы, проследить меняется ли характер героя, авторское отношение к герою. Заполнить таблицу.
Учитель: Спасибо за урок, досвидания!