Литературно-музыкальная гостиная Путь в вечность Марины цветаевой
Литературно-музыкальная гостиная
« Путь в вечность Марины Цветаевой»
Оформление зала. На стене – портрет М.И Цветаевой. Возле него, на драпировке, - листья клена, гроздья рябины. На столике под портретом – подсвечник с тремя свечами. На журнальном столике – сборники стихотворений А.С. Пушкина, А.А. Блока, М.И. Цветаевой.
Цель: Рассказать о сложном и трагическом пути в литературу Марины Ивановны Цветаевой, затронуть темы, к которым была обращена ее поэзия; послушать в исполнении артистов театра и кино стихотворения и романсы; обсудить отношение к высокой поэзии, получить эстетическое наслаждение от встречи с прекрасным.
Ход мероприятия
1-й чтец. В 1892 году в мир пришло 8 октября. И нашлись этому дню простые слова.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
(видео)
2-й чтец. В старом московском Трехпрудном переулке родилась М.И. Цветаева. В доме № 8 она родилась «нежеланной». Мать – Мария Александровна Мейн – ждала сына, которого мечтала назвать Александром.
Отношение к матери было похоже на романтическое обожание. Марина с детства ощущала тоску матери, вышедшей замуж не по любви за Ивана Владимировича Цветаева, который уже в 29 лет был профессором Московского университета, создателем Московского государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Мама поэтессы была незаурядным человеком. Упоение музыкой, громадный талант, способность к языкам, блестящая память, великолепный слог, стихи на русском и немецком языках, занятия живописью. Мать одарила дочерей, Марину и младшую Анастасию, радостями детства, волшебством семейных праздников, рождественских елок, дала им в руки лучшие в мире книги.
(звучит песня на стихи М. Цветаевой «Я бренная пена морская»)
3-й чтец. Мать очень хотела, чтобы Марина посвятила себя музыке. Но интерес к музыке у Марины постепенно угас, особенно после смерти матери.
Очень много Марина взяла от отца. Иван Владимирович был третьим сыном небогатого, но уважаемого священника Владимирской губернии.
В одном своем стихотворении Марина вспоминает о двух своих бабках – простой сельской попадье и гордой польской панне – Марии Лукиничне Бернацкой.
Обеим бабкам я вышла внучка!
Чернорабочий и белоручка!
Марина, по меткому выражению сестры Анастасии, «росла, как дубок, была нравственно непримирима в вопросах бытия, но хрупка, беззащитна в столкновении с бытом и подлостями ХХ века. Жизненный путь ее необычен, судьба трагична». Но она никогда не сомневалась в самом главном – в своем творчестве и особенно в поэзии. Сама она скажет о себе: «Стихи пишу с 6 лет – печатаю с 16…»
Первые стихи Цветаевой «Вечерний альбом» вышли в 1910 году в Петербурге и были приняты как стихи настоящего поэта. А ведь среди ценителей были такие взыскательные, как Брюсов, Гумилев, Волошин. Ее поэзия сразу стала как «брызги их фонтана, как искры из ракет».
Непосредственные, искренние, они рассказывали о стране детства, чарующем мире книг, о попытках любить.
4-й чтец. Поэт М.Волошин знакомит Маврину с Сергеем Эфроном, будущим мужем. Они встретились 5 мая 1911 года на морском берегу, семнадцатилетний Сергей и восемнадцатилетняя Марина. Марину поразила его внешность:
Есть такие голоса,
Что смолкаешь им не вторя,
Что предвидеть чудеса,
Есть огромные глаза
Цвета моря.
5-й чтец. В январе 1912 года они обвенчались, и короткий промежуток между их встречей и началом Первой мировой войны (1914 г.) был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья.
Дочь Аля – Ариадна Эфрон – родилась 5 сентября 1912 года. В половине шестого, под звон колоколов.
Девочка! – Царица бала!
Или схимница, - Бог весть!
- Сколько времени? – Светало.
Кто-то мне ответил: - Шесть.
Чтобы тихая в печали,
Чтобы нежная росла, -
Девочку мою встречали
Ранние колокола!
( видео поет Т. Гварцители )
1-й чтец. В 1912 г. Выходит в свет ее сборник стихов «Волшебный фонарь». Правда критика встретила эту книгу не столь восторженно: считала, что повторяет первый сборник. Цветаева крепнет как поэт, поднимается во весь рост и встает рядом с Волошиным, Бальмонтом, Гумилевым. В 1913 году Марина создает стихотворение, которое станет своеобразным памятником.
( видео «Моим стихам, написанным так рано» )
2- чтец. 1913 год. Крым. Коктебель. Рядом с Мариной Цветаевой – ее друзья, любимый человек и крохотная дочурка Аля. Ее сестра Анастасия вспоминала: «Это было время расцвета красоты Марины. Цветком, поднятым над плечами, ее златовласая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками легких кудрей. Ясная зелень ее глаз имеет в себе что-то колдовское».
( видео поет А. Пугачева )
3-й чтец. Марина чувствует себя частью большой литературы. Она обожает творчество Ахматовой и Мандельштама.
Но наступает 1914 год – Первая мировая война. Сергей Эфрон отправляется на фронт с санитарным поездом…. В качестве брата милосердия. Сам он был из семьи революционных деятелей, но после октября 1917 года он сражался против сил революции в рядах белой армии на Дону. Марина осталась одна, голодала. К этому времени у нее было двое дочерей: Ариадна и Ирина. В сборнике «Лебединый стан» она прославляет белое движение не по политическим мотивам, а потому что там был ее возлюбленный.
Сергей Эфрон всегда был прекрасен для нее самой. Сергей вынужден был покинуть Россию, уехать в эмиграцию. Но, находясь за рубежом он резко изменил свои политические взгляды и приехал в Советский Союз уже сторонником социализма. Но был арестован в октябре 1939 г. И погиб в лагерях ГУЛАГА.
( звучит музыка Е.Доги из фильма «Вертикаль»)
4-й чтец. Цветаева не поняла и не приняла революцию 1917 года. Показалось, что почва выбита из под ног. С 1914 г. По 1922 г. Она жила в Москве. Но в 1922 г. Эмигрировала за границу, чтобы не видеть как «гибнет Россия». Этот отъезд позднее считала своей ошибкой, но жить от этого не стало легче. Время не кляла. Никого не обвиняла. Счет предъявляла только себе. Она остается одна: скитания, разлука с любимым человеком, ожесточенность обстановки революционного времени, изнуряющие, унизительные поездки за продуктами, потеря маленькой дочери, умершей от истощения - все это вывело Марину из книжного прекрасного мира.
В течении 17 лет жизни в Германии, Чехословакии, Франции она мысленно возвращалась к своему дому в Москве, к этому времени уже разрушенному.
С 1912 по 1920 год – ни одной книги. За границей – без читателей в России – без книг.
5- чтец. 17-летняя эпопея за границей стала величайшим испытанием для нее. Испытанием духа, характера, таланта. Белая эмиграция, которая вначале приняла Цветаеву с распростертыми объятиями, скоро отвернулась от нее, поняла, что это не ее поэт. Цветаева не нашла контакт с духовными лидерами эмиграции. Ее гордый нрав не мог мириться с таким существованием и она осталась в одиночестве. Как поэт Цветаева довольно скоро потеряла возможность издавать книги, печататься в эмигрантской периодике. Последняя книга вышла в 1928 году. И это при том, что она плодотворно писала стихи, поэмы, прозу. Вместе с разочарованием приходило и понимание событий в России. Понимание простой истины, что ее читатель – там, на Родине, что русское слово найдет отклик в России.
1-й чтец. Так встретила Родина Цветаеву, стихов ее никто не понимал. Вскоре начинается Великая Отечественная война. Она отправляется с сыном в эвакуацию. Пароход шел по Каме и привез Марину с сыном в Елабугу. Ищет работу, но ничего не выходит. Потерявшая близких, разлученная с немногочисленными друзьями, оторванная от литературной среды, она находилась в состоянии депрессии. И утратила силу сопротивления ударам судьбы. Решение было принято. Соседка с ее сыном ушли на работу. Марина осталась одна. Осталась одна дома и повесилась. Это случилось 31 августа 1941 года.
Рассказывают, что Б.Пастернак пришел помочь ей с сыном укладывать вещи перед отъездом из Москвы. Он принес веревку, чтобы перевязать чемодан. Хвалил крепость веревки и пошутил, что она все выдержит, хоть вешайся на ней. Ему впосдедствии передали, что Цветаева повесилась на этой веревке и он долго не мог простить себе того, что назвал «роковой ошибкой».
2-й чтец. Марина оставила 3 записки:
- Асеевым в Чистополь ,чтобы взяли к себе ее сына: «Я для него больше ничего не могу, только его гублю… у меня в сумке 150 рублей, и если постараться распродать все мои вещи… а меня- простите – не вынесла».
-Людям, которых просила помочь сыну уехать: «Я хочу, чтобы сын жил иучился. Со мной он пропадет».
- Сыну: « Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна. Это уже не я. Я люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але, если увидишь, что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик».
В 1943 г., вспоминала сестра Анастасия, пришла страшная телеграмма. «Я раскрыла листок. В нем две строчки от друзей: «Марина погибла 2 года назад, 31 августа». Целуем ваше сердце, Лиля, Зина.
Через 3 года после смерти Марины Цветаевой, ее сын Георгий погиб на войне.
( «Уж сколько их упало в эту бездну…» видеоролик )
3-й чтец. Рассказывают, что Франческо Петрарки завещал написать на его могильной плите слова: « Здесь его нет, ищите его средь живых». Великий художник, поэт никогда не уходит из жизни – он всегда с людьми.
Марина Цветаева из тез поэтов, которые рождаются не для того, чтобы умереть, а для того, чтобы жить.