Урок по музыке на тему Творчество Ф.Шопена (4 класс)
Утверждаю.
Директор школы _____________ М.Н. Переломова.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Маловасилёвская средняя общеобразовательная школа
2012-2013 учебный год
Урок музыки в 4 классе (III четверть)
Учитель музыки: Долгая Елена Геннадьевна
План-конспект
Цель урока: знакомить учащихся с творчеством польского композитора Ф. Шопена.
Задачи:
Образовательная –
формировать у учащихся конкретное представление об особенностях польской музыки и культуры; познакомить с особенностями польской музыки, с творчеством известного польского композитора Ф. Шопена.
Развивающая –
развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока (интонация, дикция, динамика), музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления), аналитическое мышление, речь, умение слушать и слышать музыку.Воспитывающая-
воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус; способствовать формированию исполнительских навыков в области пения, движения, музицирования, формированию музыкально-культурного кругозора личности.
Тип урока:
комбинированный.
Оборудование урока-
Фортепиано
Компьютер
Мультимедийный проектор
Экран
Музыкальный пульт
Музыкальный материал:
Полонез
Вальс
Мазурка
Ноктюрн
«Мамина песенка»
«Песенка-капель»
«Школа, школа».
Изобразительный материал:
портрет Ф. Шопена.
Методы обучения:
метод рассказа,
эмоциональная драматургия,
метод сравнения.
Интернет-ресурсы:
Литература:
Тематическое планирование «Музыка» по программе Е.Д. Критской, Г.Н. Сергеевой 1-8 классы. 2010 год издания.
Музыкальная энциклопедия.
Вокальный словарь.
План урока.
Время Этапы урока Содержание
этапов Деятельность учащихся
11.40 – 11.41 Организационный момент.
Построение
Приветствие Готовность к уроку
11.41 – 11.50 Актуализация знаний.
Рассказ учителя Слушание
11.50 – 11.55 Постановка учебной проблемы.
Музыкальные понятия:
Полонез
Вальс
Мазурка
Ноктюрн Запись в тетрадь
11.55 – 12.05 Открытие нового знания.
Новый музыкальный материал:
фрагменты музыкальных произведений Слушание
12.05 – 12.20 Вокально-хоровая работа
«Мамина песенка»
«Песенка-капель»
«Школа, школа» Работа над песней
Исполнение
12.20 – 12.23 Итог урока.
Вопросы учителя Ответы детей
12.23 – 12.24 Выставление оценок. Подведение итогов урока Дневник
12.24 – 12.25 Домашнее задание.
Задание учителя Запись в дневнике
Конспект урока.
Организационный момент:
Построение класса после звонка.
Приветствие.
Актуализация знаний.
1 слайд (Вступление, тема)
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с польской музыкой. В польской музыке, как и в музыке народов любой страны, собрано только хорошее, ценное, доброе, что есть в народе. В этом её воспитательное и эстетическое значение: уметь понимать красоту жизни, учить красивым мыслям и поступкам.
Мировое признание польской музыке принесло творчество Фредерика Шопена, пианиста и композитора. Он расширил выразительные возможности фортепианной игры. Шопен очень любил народные песни и танцы и часто обращался к ним в своём творчестве.
2 слайд (портрет композитора)
Шопен родился 1 марта 1810 года в маленьком доме в Желязовой Воле, близ Варшавы. Дом стоял в парке, около реки, и в доме часто проводились музыкальные вечера, тогда фортепиано выносили из дома и ставили под елью, слушатели располагались под открытым небом. Такие вечера проводятся и сейчас, в этом доме располагается музей Шопена.
3 слайд (фото музея Ф. Шопена)
Очень рано проявились музыкальные способности Фредерика.
К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры Людвики. Кроме Фредерика, в семействе Шопен было еще три сестры.
Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось 7 лет. Концерт имел успех, и имя Шопена скоро узнала вся Варшава. В это же время появилось одно из первых его сочинений - полонез соль-минор.
В 13 лет он поступил в лицей и через три года успешно его закончил. После окончания лицея Шопен поступил в Высшую школу музыки.
В 1829 году молодой музыкант ненадолго ездил в Вену. Его концерты прошли с огромным успехом. Шопен, его друзья и родные поняли, что ему следует отправиться в длительное концертное турне. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Его мучили плохие предчувствия. Ему казалось, что он навсегда покидает родину. Наконец, осенью 1830 года Шопен выехал из Варшавы в Париж, композитору в это время исполнилось 20лет. Друзья подарили ему на прощание кубок, наполненный польской землей.
4 слайд (композитор в Париже)
Шопен…Музыка…Родина… Эти три слова объединяет любовь: любовь Шопена к музыке, Родине, народу Польши.
Первый концерт Шопен дал в Париже в 22 года. Успех был полный. Но жизнь Шопена в Париже сложилась если и не счастливо, то благоприятно для творчества. Талант его достиг вершины.
Он становится великим музыкантом и композитором, великим пианистом – виртуозом.
Последние годы жизни композитора были печальны. Умер его близкий друг, вслед за ним - горячо любимый отец, затем у него сильно обострилась болезнь легких, которой он страдал с юных лет. И 17 октября 1849 года Шопена не стало. Похоронен композитор в Париже. В его могилу высыпали горсть привезенной с Родины земли, которую он бережно хранил всю жизнь. А несколько дней спустя, сестра Шопена увезла с собой сосуд с сердцем великого композитора. Сердце его замуровано в Варшаве в костеле Св.Креста
5 слайд (Варшавский Костел Св. Креста)
Постановка учебной проблемы.
6 слайд (Всемирно-известные произведения Ф. Шопена)
Сегодня мы знакомимся со всемирно известными произведениями Фредерика Шопена.
7 слайд (Музыкальные понятия – ПОЛОНЕЗ, ВАЛЬС, МАЗУРКА, НОКТЮРН)
ПОЛОНЕЗ: - танец-шествие, торжественный вход в большой зал.
ВАЛЬС – бальный танец. С начала 19 века завоевал популярность во всех слоях европейского общества. Жанр и жанровые признаки вальса проникли во многие виды инструментальной и вокальной музыки различных композиторских школ.
МАЗУРКА - польский народный танец. В 19 веке стал бальным. Происходит от народного танца “Мазур” - крестьянский танец.
НОКТЮРН - с французского nocturne означает «ночной»
Ноктюрном называется небольшая инструментальная пьеса мечтательного лирического характера.
Открытие нового знания.
8, 9,10,11,12,13 слайд (Всемирно-известные произведения Ф. Шопена)
(Звучит музыка “Полонез”)
После прослушивания ученики выбирают на доске определение музыки “Полонез”.
В таком же порядке разбираются музыка “Вальс” и знакомство с музыкой “Мазурка”, «Ноктюрн».
Раздел «Вокально-хоровая работа».
14 слайд (Название песен, текст)
Сегодня на уроке мы продолжаем учить мелодии песен. Повторяем слова, мелодию, ритм.
Споём песню по куплетам, припев все вместе.
Работа над произведениями
«Мамина песенка»
«Песенка-капель»
«Школа, школа»
V. Итог урока.
Музыку, какого композитора и какого народа мы сегодня услышали? (польского, Фредерика Шопена).
15 слайд (портрет Ф.Шопена)
Какие произведения Шопена сегодня прозвучали? (Полонез, Вальс, Мазурка, Ноктюрн).
VI. Выставление оценок.
Сегодня был замечательный урок – встреча с талантливым человеком и на память об этой встрече каждый из вас получает маленький портрет Фредерика Шопена.
Домашнее задание.
Вклеить в свою рабочую тетрадь по музыке портрет и подписать фамилию композитора, найти, какие ещё музыкальные произведения были созданы Фредериком Шопеном.
А теперь наш урок окончен.