Творческий вечер «Жизнь и творчество Федерика Шопена» (К 205-летию со дня рождения).


ГБОУРК «КГИДОД»
Творческий вечер
«Жизнь и творчество Федерика Шопена»
(К 205-летию со дня рождения)
Разработали воспитатели: Сечень Т.Г., Хаялиев С.А.

1.03.1810 - 17.10.1849
1.Чтец. (2слайд)
Как много грусти в музыке Шопена...В ней слышен вздох тоскуюшей души,Она для нас волнующа, нетленна,И вальсами неистово кружит.Печаль таится в трепете мелодий,В пассажах нежных, в звуках высоты,Как будто ангелы на небосводеГрустят в объятьях светлых красоты.И тихий шёпот страждущего сердца В небесной музыке его звучит,И кажется, откроется вдруг дверцаВ мир добрый этот, где Любовь молчит. Прекрасны звуки, нежностью чаруя,И, души заставляя вновь грустить,Как будто прикасаясь поцелуем,Зовут сердца неистово любить...
(Элла Гоник 13 сентября 2011)
1.Ведущий.
Фредерик Шопен родился 1 марта 1810 года недалеко от Варшавы, в местечке Желязова Воля. Отец - Николай Шопен, уроженец Франции, бывший офицер армии Костюшко, служил домашним учителем в имении графа Скарбека. Мать - Юстына Кшижановская, полька по происхождению, разорившаяся дворянка управляла усадьбой Скарбеков в Желязовой-Воле. Скромная, на редкость обаятельная и хозяйственная девушка покорила сердце молодого учителя. Вскоре Николай Шопен предложил ей выйти за него замуж. После рождения сына Николай Шопен получил место учителя в Варшавском лицее, и вся семья переехала в Варшаву.
2. Ведущий. (3слайд)
Фредерик с детства внимал живительным звукам музыки. Отец играл на скрипке и флейте, мать хорошо пела и немного играла на фортепиано. Маленький мальчик, еще не умея говорить, как только слышал пение матери или игру отца, начинал громко плакать. Родители сильно огорчались такой странной реакции сына и полагали, что он не любит музыку. Но скоро убедились, что это не так. К пяти годам «юное дарование» уже великолепно исполняло несложные пьесы. На восьмом году жизни Шопен начал сочинять собственные композиции. В популярном варшавском ежемесячнике «Варшавский дневник» за 1818 год появилась заметка: «...автор этого польского танца - мальчик, которому только что минуло восемь лет. Подлинный музыкальный гений, ибо он не только с величайшей легкостью и незаурядным вкусом исполняет на фортепиано труднейшие пьесы, но и является композитором нескольких танцев и вариаций, которыми не перестают восхищаться знатоки музыки».Эта заметка и слухи о гениальном юном исполнителе, распространявшиеся всеми, кому посчастливилось услышать игру музыканта, сделали имя Шопена популярным. 
3. Ведущий.
В 1821 году, едва достигнув 11 лет, маленький композитор сочиняет Полонез ля-бемоль мажор и преподносит его своему учителю Живному в день его именин. Через год был написан знаменитый Полонез соль-диез минор. Композиторский и исполнительский таланты мальчика развивались настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен уже не уступал лучшим польским пианистам. В сентябре 1823 года Шопен поступает в 4 класс Варшавского лицея, где успешно учится. В годы учения проявляются разносторонние способности музыканта. Юноша свободно владел французским и немецким языками, живо интересовался историей Польши. Он писал стихи, рисовал и набрасывал карикатуры. Будущий гений отличался остротой ума, наблюдательностью и большой любознательностью, а также проявлял незаурядные актерские способности, которые с возрастом развивались еще больше. 2.Чтец. (4слайд)
В этом доме родился Шопен. Тишина здесь, как пауза в хоре. И так властно берет меня в плен Ощущенье восторга и горя.Смотрим в детскую эту тетрадь, Где стихи и смешные фигурки, А сердца начинают стучать Окрыляющим тактом мазурки. …
(Леонид Хаустов)
(Звучит Мазурка 5слайд)

Молодой композитор
1.Ведущий. (6слайд)
«Пианист Шопен, - писал в воспоминаниях великий французский писатель Оноре де Бальзак, - был в столь высокой степени одарен талантом подражания, что почти мгновенно мог изобразить кого угодно с поистине поразительным сходством».
После окончания лицея Шопен поступил в Высшую школу музыки. Здесь его занятиями руководил педагог и великолепный исполнитель Иосиф Эльснер. Опытный педагог скоро понял, что его ученик не просто талантлив, а гениален. Среди его заметок сохранилась краткая характеристика, данная им юному музыканту: «Изумительные способности. Музыкальный гений».
2.Ведущий.
Феноменальные способности юного пианиста, композитора и импровизатора в то время весьма интересовали оживленное, и многочисленное Варшавское общество. Его беспрестанно приглашали на вечера, светские рауты, оспаривая друг у друга эту честь. Конечно же, общение с высококультурными людьми не могло пройти бесследно для Фредерика, тем более что многие из его новых знакомых в будущем помогли ему войти в мир высокой музыки.
3.Ведущий.
Немалое влияние на его мировоззрение оказали тогдашние кружки интеллектуальной молодежи столицы, среди которой он вращался, ее демократические и патриотические настроения.
Шопену не были чужды революционные настроения, хотя он и не всегда понимал, что происходит вокруг. Тем не менее, чутким сердцем музыканта он воспринимал атмосферу народного недовольства, что не могло не отразиться на его творчестве. 
3.Чтец. (6слайд)
Эди Огнецвет пишет:Я иду за музыкой Шопена, Открываюсь радости сама:Плещут искры Вислы белопенной, И мазуркой взвихрена корчма.В черно-белых клавишах рояля Есть волынки, скрипки, контрабас, Разом загудели, заиграли — И кого же не подхватит пляс!Только слышу рокот барабана — И уже ни публики, ни стен! Из тревожной музыки нежданно Вырастает молодой Шопен.И не буря лист срывает ржавый, И не громы с молниями бьют, — То гремит над осенью Варшавы Грозный Героический этюд.
(Эди Огнецвет «Музыка Шопена».)
( Звучит «Революционный этюд» 8слайд.)
1.Ведущий. (9слайд)
Не меньшее влияние на молодого композитора в те годы оказало пробудившееся в его сердце трепетное и нежное чувство первой любви. Идеалом возлюбленной для него стала голубоглазая и белокурая Констанция Гладковская, дочь бургграфа варшавского замка, стипендиатка правительства, обучавшаяся пению в Варшавской консерватории. Шопен увидел ее впервые 21 апреля 1829 года на показательном концерте, где она солировала с большим успехом у публики. Свое чувство к Гладковской Шопен тщательно скрывал от всех. Именно под впечатлением этого первого юношеского чувства пылкий влюбленный сочинил в это время одну из своих лучших песен «Желание».
(Звучит песня «Желание»10слайд)
2.Ведущий.
В 1829 году девятнадцатилетний музыкант ненадолго посещает Вену, ставшую музыкальной столицей Европы с середины 19-го века благодаря Моцарту, Гайдну и Бетховену. Успех, выпавший на долю девятнадцатилетнего юноши в Вене, открывал перед ним путь к блестящей артистической карьере в Европе. Пришло время подумать о продолжении образования за границей и должности, соответствующей его композиторскому и исполнительскому дарованию.
3.Ведущий (11слайд)
Посетив Прагу, Дрезден и Вроцлав, Шопен возвращается в Варшаву и дает несколько публичных концертов. 
Шел октябрь 1830 года. В ту осень брожение умов в интеллигентских и военных кругах, среди мещанства и рабочих достигло предела. Связанные с заговором студенты, литераторы и интеллектуалы Варшавы бредили восстанием. Шопен, хоть и не принимал участия в революционном движении, но, будучи настоящим художником, не мог не ощутить общего настроения, доказательством чего служат созданные им в это период произведения. Случись в ту пору восстание, он, несомненно, мог бы быть в нем замешан. Его отец, тесно связанный со студенческими и университетскими кругами, не мог не знать о приближающемся вооруженном выступлении и, рассудил, что будет лучше, если его сын избежит участи повстанца.2 ноября 1830 года Шопен покидает родину, увозя с собой дорогой ему сердцу подарок - серебряный кубок с горстью родной земли. На пальце юного музыканта было одето скромное колечко, полученное им от возлюбленной взамен на столь же скромное, подаренное ей. Тогда Фредерик еще не знал, но предчувствовал, что никогда больше не увидит ни Родину, не свою возлюбленную.
(Звучит музыка «Таинственный лес» Ф.Шопена 12слайд)

1.Ведущий. (13слайд)
Польшу Шопен покидал зрелым мастером, в саквояже он вез все свои произведения для фортепиано с оркестром, в том числе два Концерта, 14 полонезов, несколько этюдов, 23 мазурки, 9 вальсов и 8 ноктюрнов. 
Осенью 1831 года Шопен прибыл в Париж. Здесь, на родине предков по отцовской линии, он прожил до конца своей жизни. Но Франция так и смогла стать второй родиной композитора. Париж в 30-40 годы XIX века был культурным центром Европы. Там жило большинство знаменитостей: Бальзак, Гюго, Мюссе, Делакруа (художник, написавший единственный портрет Шопена).
2.Ведущий. (14слайд)
В Париже того времени выступали знаменитые оперные певцы, такие как Малибран, Виардо, а также пианисты-виртуозы: Калькбреннер, Тальберг, Гиллер. Их игра отличалась техническим совершенством, блеском, ошеломлявшим публику, но они не отличались теплотой и душевностью, присущей Шопену. И потому первое концертное выступление польского пианиста-композитора в Париже оказалось весьма необычным и резко контрастировало с тем, что привыкла видеть и слышать парижская публика. По воспоминаниям современников, исполнение его было удивительно одухотворенным и поэтичным. Музыка гениального композитора, как и его концертные выступления, вызывала всеобщее восхищение. 
4.Чтец. (15слайд)Чуткие руки,Бывало, взлетят,Вскинутся с легкостью птичьей,—Мнится, два кречета рядом парятНад присмиревшей добычей.Миг —И на клавиши,Точно на луг,Мчится за кречетом кречет...Миг —И стремительно пойманный звукПлачет в тоскеИ трепещет...Так ему житьИ терзаться в веках.Это в мучениях пленаСетует горькоВ его же рукахСкорбное сердце Шопена.(Василий Фёдоров, «Руки Шопена»,1961г.)

( Звучит «Вальс дождя» Шопена 16 слайд)
3.Ведущий. (17слайд)
Вместе с ростом популярности Шопена расширялся и круг его знакомых. В числе его друзей - Ференц Лист, выдающийся французский композитор Берлиоз, а также немецкий поэт Гейне. Но как бы интересны ни были новые друзья, предпочтение он всегда отдавал своим соотечественникам. Часами он слушал рассказы о родине, о жизни родных и друзей. Встречи с польскими друзьями были особенно дороги композитору.

1.Ведущий. (18слайд)
Вот как описывает портрет Шопена Ференц Лист - один из самых близких друзей гениального польского композитора, немало написавший о Фредерике в своих воспоминаниях: «Он был небольшого роста, хрупкого, тонкого сложения. Манеры его были изысканны, разнообразны; голос немного утомленный, часто глухой. Его манеры были полны такой порядочности, в них был такой налет кровного аристократизма, что eго невольно встречали и принимали как князя...». 
2.Ведущий.
Беспредельная преданность композитора своей родине, своему народу, его борьба за национальное освобождение одухотворили и возвысили творчество Шопена. Влюбленный в польскую музыку, он блестяще использовал ее богатства. Композитор проявил смелое новаторство в трактовке и преобразовании танцевального жанра. Некогда торжественный полонез претерпел изменения и стал у Шопена более демократичным, мазурка приобрела глубину и поэтичность, вальсы заимствовали многие черты славянской народно танцевальной мелодии. По-новому трактует Шопен и этюды которые относятся к одним из лучших его произведений, так как в них помимо техники, являющейся главной особенностью этого жанра, добавляются черты поэзии и лирики. Каждый этюд - это романтическая миниатюра, и вместе с тем путь к овладению новыми техническими приемами. Его ноктюрны - мечтательны и грациозны. А фортепианные баллады которые по праву можно считать личным изобретением Шопена, изобилуют лучезарностью, таинственностью и порывистой нежностью. Безусловно, чтобы писать такую музыку необходимо было обладать возвышенной и тонкой душой.
(Звучит вальс №7«Зима» 19 слайд)
3.Ведущий. (20слайд)
Немаловажное место в жизни Шопена занимала не только композиторская и концертная деятельность, но и педагогическая работа, которая давала ему средства к существованию. Он был одним из наиболее состоятельных польских эмигрантов. Однако этим он был обязан напряженному труду, порою восьмичасовым изнуряющим урокам, ну и, конечно же, благодаря, тому, что вращался в определенных кругах, где мог найти учеников и учениц, которые только из-за снобизма готовы были платить ему огромные деньги за уроки.Желание давать уроки и любовь к педагогике были странными (если не исключительными) качествами Шопена, весьма редко встречающимися у великих артистов. Ученики просто боготворили его.
1.Ведущий. (21 слайд)
В то время Шопен страшно тосковал в одиночестве, и надеялся на то, что в его жизни вскоре появится особа, которая смогла бы окружить его заботой и теплом, и создать для него хотя бы подобие той атмосферы, к какой он привык в родном доме. Будучи от рождения слаб здоровьем, Фредерик нуждался в чьем-либо уходе. Когда талантливому музыканту было крайне тяжело, в его жизни появилась французская писательница Аврора Дюпон, более известная как Жорж Санд.

Портрет Жорж Санд кисти Эжена Делакруа
2. Ведущий. (22слайд)
Ей не сразу удалось снискать симпатию известного музыканта. Однако же, Шопен, сразу произвел на писательницу должное впечатление. Скоро после их первой встречи Санд прислала ему записку со словами: «Преклоняюсь перед вами» с монограммой «Ж.С.». Эту записку композитор хранил в альбоме до конца своих дней. Талантливая писательница всегда пользовалась скандальной репутацией, но это не мешало ей проявлять литературное дарование, которое по достоинству смог оценить гениальный композитор.
3. Ведущий.
Осенью 1838 года Шопен вместе с Жорж Санд и ее детьми отправился в путешествие на Мальорку. Эта поездка не утомила его, он великолепно чувствовал себя и восторгался живописными пейзажами острова. Но, как оказалось, первое впечатление было обманчивым. С наступлением зимы здоровье Шопена резко ухудшилось. Полутропический климат живописного острова как нельзя более противопоказан для больных туберкулезом. В начале февраля 1839 года композитор настолько плохо почувствовал себя, что пришлось подумать о возвращении. После возвращения с Мальорки между композитором и писательницей какое-то время сохранялись самые теплые отношения. С осени 1839 года они поселились рядом, на парижской улице Пигаль, и жили в отдельных квартирах, но в одном доме.
1.Ведущий. (23слайд)
Биографы великого композитора по-разному оценивают Жорж Санд и ее влияние на жизнь и творчество Шопена. Далеко не все согласны с самой Жорж Санд, изображавшей ангела-хранителя Шопена перед его друзьями, и всячески выставлявшей напоказ «самопожертвование» и «материнские заботы» о композиторе. Лист в книге, изданной еще при жизни Жорж Санд, весьма недвусмысленно обвинил ее в том, что именно она была причиной его безвременной смерти. «Ядовитым растением» называл ее Вильгельм Ленц, ученик Шопена, до глубины души возмущавшийся тем, как нагло, высокомерно и пренебрежительно обращалась Жорж Санд с Шопеном даже в присутствии посторонних.
( Звучит музыка «Счастье» Шопена 24 слайд)
2.Ведущий. (25слайд)
Свой последний концерт в Лондоне, оказавшийся финальным аккордом его музыкальной деятельности, Шопен дал в пользу польских эмигрантов. По совету врачей он спешно возвратился в Париж. Последним произведением композитора стала мазурка Фа-минор, которую он уже не смог сыграть, и лишь записал на бумаге.Умер Фредерик Шопен в Париже 17 октября 1849 года, на сороковом году жизни. На похоронах гениального композитора звучал Реквием так любимого им Моцарта. Исполнялись и его собственные сочинения среди которых был и похоронный марш из фортепьянной сонаты си-бемоль минор в исполнении оркестра. Похоронен Шопен в Париже на кладбище Pere-Lashaise, рядом с могилой своего друга Беллини. А сердце его бережно хранится в Варшаве в костеле Святого Креста. В 1879 году оно было замуровано в одной из колонн этого храма, на которой сооружена мемориальная доска с надписью:
«Фредерику Шопену - соотечественники».

Памятник Шопену в Лазенках (Польша)
3.Ведущий.
Шопен глубоко верил в то, что его музыка поможет родному народу добиться победы. «Будет Польша блестящая, могучая, независимая!» — так он написал в своем дневнике. Шопен завещал, чтобы его сердце после смерти перевезли в Польшу.
5.Чтец. (26слайд)Не молкнет сердце чуткое Шопена, Звучит громоподобно, как орган, В "Святом кресте" вмурованное в стену, Не для одних лишь здешних прихожан.И нощно слышит сердце все, и денно, — Оно недремно, словно океан, — Прах гения покоится над Сеной, Но он живой для всех людей и стран!Великий сын земли многострадальной, Мир покорили до окраин дальних,Навеки звуки музыки твоей.То сердце, что стучало в лад с народным,Во имя жизни светлой и свободной, И камнем взято, всех живых — живей!
(Мамед Фатих «Сонет Шопену»)
(Звучит музыка «Вальс цветов»Шопена) (27слайд)
Источники:
https://vk.com/topic-6243067_22394391 www.stihi-rus.ru/1/Fedorov/66.htmhttp://www.stihi.ru/2011/09/13/7617http://www.wild-mistress.ru/wm/wm.nsf/publicall/5253503_frederik_shopenhttp://www.zoroastrian.ru/node/841