Опыт работы Нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы, как средство физического и психического развития ребенка


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новолялинского городского округа «Детский сад № 15 «Березка»
Опыт работы
Нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы,
как средство физического и психического развития ребенка
Выполнил:
Воспитатель:
Лопаева Татьяна Юрьевна,
1 кв. категория.
Лобва
Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать
Из детей не атлетов, акробатов или людей спорта,
А лишь здоровых, уравновешенных физически
И нравственно людей.
С.Я.Эйнгорн
Введение.
Внимание к оздоровительной направленности физического воспитания связано с продолжающимся ухудшением состояния здоровья детей.
15-20% дошкольников имеют патологию.
К 6-7 годам она достигает 30-35%.
В связи с этим проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
ЗДОРОВЬЕ- это не только отсутствие болезни или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка.
Здоровье детей полностью зависит от следующих факторов:
Социально-экономическое состояние страны;
Условия воспитания, образования детей;
Их жизнь в семье;
Качество окружающей среды;
Степень развития медицинской помощи. В конечном счете – отношение государства к проблемам здоровья.
Одним из действенных средств, в формировании здоровья в настоящих условиях является физическое воспитание.
Физическое воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется в основном по типовой программе, т.е. по классической форме организации обучения.
И, вместе с тем, все чаще имеют место различные нетрадиционные подходы к оздоровлению, воспитанию и образованию детей средствами физической культуры.
Поэтому, тема моей углубленной работы:
«Нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы, как средство физического и психического развития детей».
Приоритетным направлением моей деятельности является сохранение и укрепление психического и физического здоровья ребенка, развитие его потенциала в физическом и общем развитии во всех видах детской деятельности.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, обучения воспитанников;
Определение физического и психического здоровья воспитанников.
Эта задача решается в сотрудничестве со специалистами:
инструктором по физическому воспитанию и психологом
Разработка профилактических, коррекционных и оздоровительных мероприятий.
Педагогическое просвещение родителей.
Ожидаемые результаты:
1.Осознание взрослыми и детьми понятия «Здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья; 2.Повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды; 3.Овладение навыками оздоровления; 4.Снижение уровня заболеваемости; 5.Защита, эмоциональный комфорт, интересное содержание жизни в детском саду.
Для достижения этих результатов я разработала комплекс нетрадиционной оздоровительной работы с детьми, которую могут использовать родители в семье.
1.Дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика играет значимую роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников. Ее необходимо включать в физические занятия, утреннюю гимнастику и физкультминутки.
С помощью этой гимнастики повышается общий жизненный тонус ребенка, сопротивляемость и устойчивость организма к простудным заболеваниям.
У детей развивается дыхательная мускулатура, увеличивается подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшается кровообращение в легких.
Эта гимнастика восстанавливает нарушенное носовое дыхание, положительно влияет на обменные процессы, исправляет развившиеся в процессе заболеваний деформации грудной клетки и позвоночника, улучшает нервно-психическое состояние.
В младшем возрасте дыхательные упражнения выполняются ежедневно в медленном и среднем темпе с небольшим (4-5раз) количеством повторений два раза в день утром и вечером.
Для упражнений дыхательной гимнастикой я использую пособия: 1.Бутылочки с серпантином. 2.Шарики и трубочки. 3.Летающие снежинки, бабочки, листики, цветы, птички ( на зонте, на трубочке, на картоне). 4.Платочки. 5.Игровые упражнения в стихах. 6.Звуковые упражнения. 7.Кораблики на воде. 8.Мыльные пузыри.
2. Пальчиковая гимнастика.
Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – оказывает благотворное влияние на состояние желудка; среднего – на кишечник; безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
Регулярные упражнения с предметами улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение. В ходе пальчиковых игр дети активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
В работе использую основной принцип дидактики: от простого – к сложному. Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произнесением текста. Каждое занятие проводится в течение нескольких минут, два – три раза в день. Начиная с одного, ежедневно добавляя по одному и доводя до комплекса из 4-6 упражнений.
После каждого упражнения полагается расслабляющий момент (например, опустили руки и потрясли ими или покачали руками – пусть отдохнут). Постепенно необходимо добавлять упражнения мелкой моторики рук.
1.Игры с палочками, восьмигранными карандашами.
2.Рисование по крупе, песку.
3.Катание грецких орехов, камней в ладошках.
4.Игры с использованием прищепок. 5.Игры с использованием губки, пипетки. 6.Игры с использованием сухого бассейна (пробки, крупа, мелкие предметы).
7.Мячи с пуговками.
8.Мячи массажные.
9.Использование музыкально – ритмических упражнений.
3.Точечный массаж для профилактики и лечения насморка.
(по А. А. Уманской).
Каждый орган имеет свое представительство (зону) на коже, куда посылает информацию о своем состоянии и откуда получает информацию обо всех изменениях внешней среды.
Точечный массаж – это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных точек и разветвлений нервов. Подобный массаж дает хорошие результаты в игровой ситуации и мысленным проговариванием ласковых слов. Этот элемент психофизической тренировки, способствует расслаблению мышц и снятию нервно – эмоционального напряжения.
Чаще применяется с целью улучшения протекания нервных процессов путем воздействия на некоторые активные точки.
Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и др. органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, такие как интерферон.
4. Арома - терапия и фито - терапия.
Природа всегда готова щедро дарить естественное средство для оздоровления и маленьким и взрослым. Детям, часто болеющим ОРВИ, рекомендована фито - терапия для общего оздоровления и повышения иммунитета. В своей практике я использую сборы трав, рекомендованных нашими медицинскими работниками. Мелиса, ромашка, цветы календулы, мята, душица, зверобой – обладают противовоспалительными действиями.
Шиповник, пустырник, ромашка, календула, мелиса – обладают общеукрепляющими и седативными действиями.
Также лекарственные травы используются для целебных подушечек, которые обладают успокаивающими и бактерицидными свойствами.
Лепестки душицы, цветки ромашки аптечной, валерьяны, мелисса и шишки хмеля помогают от бессонницы, головной боли, невроза.
Молодые побеги хвои также способствуют крепкому сну, полезны и при простудных, легочных и сердечных заболеваниях.
Календула, лаванда, полынь, листья тополя используются для профилактики лечения гриппа и ОРЗ, при бессоннице и головной боли.
На целебных подушечках можно спать либо положить их в изголовье постели. Они освежают, очищают и ароматизируют воздух, способствуют крепкому сну – недаром их еще называют «снотворными».
Аромат такой подушечки не должен вызывать аллергии у ребенка и должен вызывать душевный покой.
5.Релаксация перед сном.
Сон - естественный отдых организма. Он предохраняет клетки головного мозга от истощения и разрушения, восстанавливает энергию, расходуемую при бодрствовании. Во время сна нормализуются все обменные процессы. Систематическое недосыпание ведет к нарушению в здоровье, поэтому, большое значение нужно уделять для организации засыпания детей. Можно использовать спокойную мелодию для релаксации или произносить в образах формулу аутогенной тренировки, а также использовать маятники и ароматизированные подушечки.
6. Гимнастика после сна.
Гимнастика после сна позволяет пробудить организм, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость, быстрее прийти в бодрое состояние и настроение. Проснувшись, улыбнуться. Затем, лежа на спине, дети растирают ладони, поглаживают руки от кистей вверх, ладонями растирают ушные раковины, круговыми движениями поглаживают живот.
Затем дети отбрасывают одеяло и закрываются одеялом (элемент оздоровительного закаливания). Убирается из-под головы подушка, одеяло откидывается, и выполняются упражнения, лежа на спине, темп медленный и (или) средний.

7. Использование массажных дорожек.
Хождение по «дорожке здоровья» (со следами), направлено на исправление и коррекцию неправильного положения стопы. Способствует расслаблению и укреплению мышц стопы. Это интенсивный метод закаливания стоп, а также профилактика плоскостопия и рефлексотерапия.
Для оздоровительного процесса я использую:
подушечки с твердым наполнителем;
дорожку с мягкими следами;
массажную дорожку «еж»;
дорожку из пленки с пузырьками;
дорожку «гусеница»;
палочки для ног;
«дорожку хорошего настроения».
8.Игры в сухом бассейне.
«Сухой» бассейн представляет собой емкость из плотного поролона, обтянутого дерматином, диаметром около 2м и глубиной около 80см, которая заполнена пластмассовыми шариками.
Во время «плавания» в таком бассейне ребенок получает общий массаж тела, развивается координация движений, связочно-мышечный аппарат. Упражнения, выполняемые в бассейне, способствуют более быстрому освоению основ техники плавательных движений.
9. Психологическая гимнастика.
Это специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы психики ребенка. Между телом и психикой человека и его сознанием существуют тесные связи.
Учитывая это, физические упражнения можно использовать и для развития памяти, внимания, воли, воображения, развития творческих способностей. С помощью этих упражнений у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений.
Упражнения сопровождаются текстами, помогающими детям лучше представить тот или иной образ и войти в него.
Для обеспечения психологической безопасности включены мероприятия:
1.Массаж. 2.Игры с водой. 3.Работа с природными материалами - песком, водой, крупой, снегом. 4. Музыкальная терапия. 5.Предоставление ребенку самостоятельности и свободы. 6.Минутки тишины.
10. Гимнастика для глаз.
Гимнастика помогает снять напряжение глазных мышц при длительной нагрузке на глаза. Большинство детей в семье проводят время у компьютера или телевизора, при этом, очень сильно снижается зрение. Поэтому очень важно проводить беседы с родителями о смене видов детской деятельности, о мероприятиях направленных на сохранение здоровой зрительной системы и рекомендовать им проводить с детьми гимнастику для глаз, которую мы проводим в детском саду ежедневно.
11.Работа с родителями.
Работа с родителями строится на основе анкетирования и бесед с родителями, которые позволяют определить социальный статус семьи, тактику работы.
Главное в работе с родителями – формировать активную позицию в воспитании и оздоровлении ребенка, преодолеть равнодушие и безразличие к тому, что делается в дошкольном учреждении.
С этой целью в уголках для родителей выставляется информация от медицинского и педагогического персонала.
День открытых дверей – эффективная форма вовлечения родителей в педагогический процесс.
Организация мероприятий с совместным участием родителей.
Организация консультаций, индивидуальные беседы, практические советы, нетрадиционные родительские собрания.
Рекомендуется медицинская и педагогическая литература.
Результаты диагностики показали, что организованная таким образом воспитательно-образовательная и оздоровительная работа положительно влияет на развитие детей.
За небольшой период работы дети улучшили свои показатели физического развития и функциональных возможностей. Стали более активные, выносливые, общительные и доброжелательные со сверстниками и взрослыми.
Заболеваемость детей снизилась. Положительная динамика прослеживается в развитии тонкой моторики и развитии активной речи детей.
Дети жизнерадостные, замкнутых детей нет. С открытия нашей группы у нас не было ни одного карантинного мероприятия.
Однако есть дети, имеющие показатели физического или психического развития ниже, чем у основной группы детей. Это дети, которые не регулярно посещают детский сад, а также из неблагоприятных социальных условий.
Я уверенна, что работа по оздоровлению детей способствует укреплению психического и физического здоровья детей, нормализации их социально-адаптивной сферы.
Таким образом, результаты эксперимента позволяют сделать заключение об эффективности проделанной работы по разработке и внедрению новых подходов и принципов построения воспитательно-образовательной и оздоровительной работы в детском саду.
Поэтому я планирую продолжать эту работу и внедрить развивающее обучение на занятиях по плаванию в бассейне детского сада, а также проводить систему эффективных закаливающих процедур, используя водное закаливание.
Включить в работу по оздоровлению детей занятия по разделам: 1.«Школа здоровья». 2.«Если ты попал в беду». 3.«Мое настроение».